Историческая роль пророков   

Играли ли пророки положительную или отрицательную роль в истории или вообще были лишены всякой роли? Если такая роль у них все же была, то какова она была? Положительная или отрицательная? Даже враги религии не выражают сомнения в том, что пророки сыграли важную историческую роль. В прошлом пророки были символом великой национальной силы. В то время национальные державы (в противоположность державам, построенным на золоте и насилии) основывались только на кровно-племенных связях (в таких обществах символом власти выступали главы племен и народов). Существовали также державы, базирующиеся на религиозных убеждениях, и их возглавляли пророки и религиозные деятели. Нет сомнения в том, что пророки, опиравшиеся на религиозные силы, обладали властью. Речь может идти только о том, в каком направлении действовала эта сила. Именно по этому поводу высказываются различные теории.

а) Некоторые прибегают в своих исследованиях к простейшему анализу и утверждают, что роль пророков была отрицательной. В доказательство этой точки зрения говорится, что пророки шли по духовному, а не мирскому пути; что основным направлением учения пророков был отказ от мира в пользу обращения к загробной жизни, уход во внутренний мир из внешнего, к субъективному от объективного; что вследствие этого сила религии, символом которой были пророки, была направлена на то, чтобы остудить привязанность людей к жизни и сыграть роль тормоза на пути прогресса. Из всего этого пытаются сделать вывод, что роль пророков в истории всегда носила отрицательный характер.

Обычно такие мысли высказывают люди, которые пытаются представить себя в виде интеллигенции.

б) Другие пытаются иным образом показать в отрицательном свете роль религиозных предводителей. В отличие от первой группы, они признают за религиозными вождями и светский аспект деятельности, а их духовную сторону представляют в виде обманчивого покрывала, скрывающего светские устремления. Они утверждают, что целью этой мирской деятельности является сохранение существующего порядка вещей в пользу высших классов и против подчиненных слоев общества, а также противодействие общественному развитию. Они говорят, что история, как и любое другое явление, движется диалектически, то есть вследствие внутренних противоречий. С появлением собственности общество разделилось на два антагонистических класса: господствующий класс угнетателей и обездоленный класс, создающий блага для других. Господствующий класс всегда стремится сохранить статус-кво для обеспечения своих привилегий и, несмотря на непременное развитие средств производства, хочет сохранить общество в существующем положении. В то же время класс обездоленных в гармонии с развитием средств производства хочет перевернуть существующее общественное устройство и установить вместо него более совершенный строй. Господствующий класс играет свою роль в трех сферах: религия, правительство и богатство. Иными словами, с помощью факторов силы, золота и обмана. Роль религиозных лидеров заключается в одурачивании людей в пользу угнетателей и эксплуататоров. Соответственно, забота таких религиозных деятелей о загробной жизни была неискренней. Это было всего лишь обманом, с помощью которого пытались скрыть свой мирской характер для овладения душами и совестью представителей обездоленного, революционного, авангардного класса. Таким образом, роль религиозных деятелей была отрицательна с той точки зрения, что она находилась на стороне регрессивного, консервативного класса, выступающего за сохранение статус-кво, то есть на стороне класса, обладающего силой и богатством.

Именно так марксизм разъясняет историю. С точки зрения марксизма, три фактора (религия, государство и капитал) порождены собственностью и на протяжении истории играли антинародную роль.

в) Другие мыслители по-иному истолковывают историю, не соглашаясь с приведенной выше теорией. Тем не менее, и они считают отрицательной роль религии и ее символов, то есть пророков. Они утверждают, что закон эволюции природы и истории построен на победе сильных и уничтожении слабых. Сильные являются фактором прогресса истории, тогда как слабые способствуют приостановке исторического прогресса и даже регрессу. По их мнению, религия была изобретена слабыми для того, чтобы затормозить движение сильных. Религиозные же деятели выдумали такие понятия, как справедливое воздаяние, свобода, правда, правильность, справедливость, любовь, сострадание, сотрудничество и другие принципы «рабской морали» в пользу слабых, то есть регрессивного, анти эволюционного класса, и против сильного прогрессивного класса, идущего по пути развития. Они повлияли на совесть сильных и помешали уничтожению слабых, улучшению человеческой расы и созданию супер человека. Таким образом, роль религии и пророков, которые были символами этой силы, оценивается отрицательно, ибо они выступали в защиту «морали рабов» против «морали господ», тогда как якобы именно сильные – «господа» – являются фактором эволюции истории и общества.

Знаменитый немецкий философ-материалист Ницше выступал с этой теорией.

г) Кроме этих трех групп, существуют и такие, которые, даже отрицая религию, положительно оценивают роль пророков в истории, полагая ее полезной. Эти мыслители, с одной стороны, обратили внимание на содержание морально-социального учения пророков, а с другой – на объективные исторические условия. Они пришли к выводу, что в прошлом пророки сыграли основную роль в улучшении и прогрессе человеческих обществ. У человеческой цивилизации есть две стороны: материальная и духовная. Материальная сторона цивилизации определяется техническими и промышленными вопросами, она поэтапно развивалась и достигла сегодняшнего уровня. Духовная сторона цивилизации относится к отношениям между людьми. Духовная сторона цивилизации развилась благодаря учению пророков, и именно под сенью этой духовности стало возможным развитие материальной стороны жизни. Иными словами, Пророки играют непосредственную роль в развитии и эволюции духовной стороны цивилизации, тогда как их роль в материальной жизни опосредована.

С точки зрения этих групп мыслителей, нет сомнения в положительности роли учения пророков в прошлом. Однако некоторые из них относят эту положительную роль только к прошлому, полагая, что ее время уже истекло. Они утверждают, что с развитием науки религиозные учения утрачивают свою роль, причем чем дальше, тем больше. Но другие говорят, что роль веры и религиозной идеологии такова, что достижения науки никогда не смогут ее заменить, как и философские школы не смогли заменить религию. Среди различных функций, которые исполняли в прошлом пророки, иногда находится нечто такое, согласно чему развитие общественного сознания человечества освобождает его от потребности в религиозном учении, однако основные роли пророков остались теми же, что и в прошлом, и будут столь же необходимы и в будущем.

А теперь рассмотрим примеры влияния учения пророков на историческое развитие.

1)Обучение и образование

В прошлом обучение и образование осуществлялось по религиозным мотивам. Религиозный фактор был верным помощником учителей и родителей. Это один из тех случаев, когда развитие человеческого сознания устранило потребность в религиозной мотивации.

2) Упрочение союзов и договоров

Социальная жизнь человечества основана на уважении к договорам, принятым на себя обязательствам, заключенным союзам и верности им. Соблюдение обязательств и договоров является одной из человеческих основ цивилизации. На протяжении истории именно религия выполняла эту роль, причем и до сих пор у нее нет преемника в этом деле. Вил Дюран, будучи антирелигиозным мыслителем, в своей книге «Уроки истории» признается в этом:

«С помощью своих обычаев религия привела человеческие союзы в соотношение с величием человека и Бога, что позволило придать им прочность и устойчивость».

В целом, религия является прочным фундаментом нравственных человеческих ценностей. Нравственные ценности, лишенные религиозной основы, похожи на ничем не обеспеченную банкноту, неприменимость которой скоро становится ясной.

3) Свобода от социального порабощения

Одной из основных функций пророков была их роль в борьбе против деспотии, удушения свободы и с проявлениями богоборчества. Коран неоднократно подчеркивает эту роль пророков. Во-первых, Коран одной из целей ниспослания пророков называет установление справедливости; во-вторых, в своих повествованиях многократно рассказывает о борьбе пророков с проявлениями деспотизма, а в некоторых айатах указывает, что именно этот класс – класс угнетателей – всегда боролся против пророков.

Идея Маркса и его последователей о том, что религия, государство и богатство являются тремя разными ипостасями правящего класса, выступающими против угнетенного и обездоленного класса, это ложь, которая противоречит неоспоримым историческим истинам. Пытаясь оправдать идеи Маркса, д-р Эрани говорит:

«Религия всегда была инструментом в руках власть имущего класса, управляющего обществом. Пытаясь покорить управляемый класс, четки и крест всегда шли рядом со штыком».

Есть только один путь для того, чтобы принять такое объяснение истории и такую историческую философию: нужно закрыть глаза и игнорировать все исторические реалии.

Имам Али (мир с ним!) – герой меча и четок: он был как человеком, державшим в руках меч, так и человеком, носившим в руках четки. Но какой класс он хотел подавить? Угнетенный и обездоленный класс либо правящий? Каков лозунг Али? Его девиз таков: «Всегда будьте врагами угнетателей и помощниками угнетенных» («Нахдж аль — Балага», раздел посланий, 47). Всю свою жизнь Али был другом меча и четок и врагом золота. Его меч разил божков злата и власти. По словам д-ра Али Алварди в книге «Махзалат аль-‘акл аль-башари», Али самой своей личностью опроверг философию Маркса.

Еще лживее Марксовой теории представляется теория Ницше, которая зеркально противоположна утверждениям Маркса. Ницше утверждал, что, так как единственным прогрессивным классом является класс сильных и властных людей, а религия встала на защиту слабых, она является фактором остановки (прогресса) и регресса. Он утверждает, что человеческое общество только тогда быстро и успешно идет вперед, когда в нем правит закон джунглей. С точки зрения Маркса, угнетенный класс является фактором эволюции и развития. Он утверждает, что пророки выступали против этого класса. Ницше же говорит, что фактором развития является правящий сильный класс и что пророки выступали против него. Маркс говорит, что религия – это выдумка богатых, а Ницше утверждает, что религию придумали слабые и обездоленные. Маркс допускает три ошибки: во-первых, в том, что рассматривает историю только через призму противоречий классовых интересов, игнорируя человеческий фактор в истории;[2] во-вторых, он полагает, что единственным фактором развития является угнетенный класс; в-третьих, он выдает пророков за союзников правящего класса.

Ошибка Ницше заключается в том, что он считает фактор силы фактором исторического развития, когда лучший человек (сверхчеловек) обязательно является и самым сильным и к тому же единственным фактором продвижения истории.[3]