Ответы на вопросы

Мы уже говорили о потребности человека в пророках, о пути их познания, их человеческих качествах и деяниях. В этой главе мы намереваемся ответить на некоторые сомнения и вопросы, возникающие в отношении пророков.

Вопрос первый. Создали ли пророки царствие Божье на земле?

Ответ. Приход пророков и ниспослание небесного закона является необходимостью, а принятие этого закона, суть долг и обязанность людей, но эти два явления отличны друг от друга. Господь не собирается насильно направлять людей по определенному пути, ведь если бы действительно так было, Он бы наставил всех на путь истинный: «Если бы Он захотел, то всех вас поставил бы на прямой путь» (Сура Пчелы, 9).

Пророк также в своей деятельности не прибегает к принуждению и не покушается на чужую свободу и не навязывает им свое господство: «Над ними ты не надзиратель» (Сура Накрывающее, 22).

Господь должен создать средства и возможности для наставления людей на путь истинный «На Нас лежит долг наставления» (сура Ночь, 12), а люди должны принимать наставление. Если кто-то не принял Божественное наставление, это не должно привести к тому, что прекратится Божественное наставление в отношении других. Ведь и садовник из-за сорняков никогда не прекращает поливать сад, в котором растут хорошие деревья. В Коране читаем: Когда Господь изъявил свою волю создать человека, ангелы сказали: «Этот человек будет предаваться разврату и кровопролитию». Но Господь ответствовал им: «Я знаю то, чего не знаете вы», (Сура Корова, 30). Достаточно создать образец и воспитать хотя бы несколько человек для того, чтобы доказать свою правоту. Если архитектор или художник создаст хотя бы несколько произведений искусства, этого достаточно для того, чтобы доказать его способности.

Я вспоминаю, как несколько лет назад в конце беседы молодой человек задал мне такой вопрос: «Если ислам — это такое хорошее учение, почему же оно до сих пор не воплотилось в жизнь?» Я тут же ответил: «Если Мохаммад Али хороший боксер, почему он еще не нокаутировал нас?» Присутствовавшие на этой беседе засмеялись.

Ведь если художник действительно талантлив, это не значит, что он должен для каждого из нас написать картину. Если он для вас этого не сделал, это означает, что вы не просили его об этом или не сделали ему заказ. Если мы не слышали, как говорит какой-либо оратор, причина в том, что мы не присутствовали на его беседах. Поэтому, если пророки и не построили идеальный божественный порядок на земле и ислам до сих пор не воплотился в жизнь, то это наша вина.

Как сказал поэт: «Если нищий был ленив, в чем вина его бывшего хозяина?» Пророки дают нам от имени Всевышнего план здорового общественного устройства и сами живут в соответствии с этим планом. Они находят людей, имеющих достаточную внутреннюю готовность к принятию этого плана, воспитывают их и создают небольшое общество в качестве примера для всего мира. Затем они призывают всех создать общественное устройство по этому образцу.

Наш любимый Пророк создал общину из людей с черной и белой кожей, принадлежавших к различным племенам. Основой этой общности людей была борьба с многобожием и сатанинством, а также вера в Бога. Он уничтожил все мнимые привилегии. Он принес с собой такие принципы, как нравственность, духовная и физическая чистота, богобоязненность, единство и равенство перед Божественным законом, исламское братство, справедливость, свобода, честность, искренность и величие мусульман. Он воспитал таких людей, как имам Али (ДБМ), Абузар, Сальман, Мекдад и Мисам. Он дал законы, согласующиеся с человеческой сущностью и разумом. Он жертвовал собой и проливал кровь свою и своих последователей ради установления Божественного общественного устройства. Если мы видим сейчас, что мир все еще не соответствует учению пророков, нам надо искать причины этого в другом месте — не в слабости учения и неспособности вождя. Солнце светит для всех. Если луч солнца отражается от стек­ла, но не отражается от стены, это не дает нам права сомневаться в солнце и силе его лучей.

Если вы бросите миллион целых мячей в океан, воды не проникнет им внутрь, так как в мячах нет отверстий. Если бы они были, вода спокойно заполнила бы их изнутри. Есть люди, у которых тоже закрыты глаза и уши и бесчувственны сердца. Как говорит Коран: «У них сердца, не понимающие того; у них очи, не видящие того; у них уши, не слышащие того; они как скоты — и даже больше, чем они, — блуждают» (Сура Преграды, 179). Тот, кто обладает способностью видеть и слышать истину, но не пользуется этим, значительно хуже животного, у которого нет таких способностей. Человек, который думает только о еде, сне и удовлетворении своей похоти, — это не человек, а животное. Учения, которые в своих лозунгах говорят о еде, одежде и жилище и направляют все человеческие способности на примитивное существование, наносят величайшее оскорбление наместнику Бога на земле и самому принципу человечности.

Короче говоря, сами люди должны построить идеальное общество, а пророки являются их учителями, которые готовят себя для наставления учеников. А усвоение уроков — это уже обязанность самих учеников. Пророков можно сравнить с врачами, которые прописывают лекарство, а уже сами больные должны согласно предписанию врача заниматься своим лечением. Если пророки не создали идеальное общество, причина за­ключается в недостаточном усердии самих людей. Проиллюстрируем этой ответ несколькими аятами:

«Именно Господь не наставляет угнетателей» (Сура Рассказы, 50).

«Именно Господь не наставляет неверных» (Сура Трапеза,67).

«Именно Господь не наставляет развратников» (Сура Лицемеры, 6).

«Именно Господь не наставляет людей расточительных и лживых» (Сура Всепрощающий, 28).

Из этих аятов хорошо видно, что в самих людях заключена причина того, что они не следовали наставлениям пророков и не создали идеальное общество. Это произошло из-за их несправедливости, неверия, развратности, расточительности и лживости. В самом начале Корана есть такие слова, определяющие его основной принцип: «Это писание — нет сомнения в том — есть руководство благочестивым» (Сура Корова, 1).

Хотя Коран был ниспослан для наставления всех жителей планеты, однако только благочестивые люди перед лицом слова Божья отбросят высокомерие, упрямство и забудут о соблазнах и отправятся искать истину. Те же, кто не изгонит из себя упрямство, фанатизм, обиды и неуместные желания и влечения, а также другие препятствия на пути познания, никогда не смогут воспользоваться наставлением пророков.