Христос – на слайдах, на картинах, на обложках книг, на календарях… В белых одеждах и на кресте… Нужно ли изображать Христа? Не нарушаем ли мы вторую заповедь?

Этот вопрос время от времени возникает. То там то здесь, в разных городах его задают пасторам, руководителям, Богу. Не миновал он и меня. Тема на форуме была создана братом Валтером из Воронежской области. Требовался ответ, обсуждение, исследования.

Вторая заповедь Закона как будто не благоволит ко всякому, кто имеет дерзновение изобразить Бога руками человеческими. Однако в церкви, называющей себя Христовой, имеющей особое поручение от Господа, проповедующей и возвещающей последний призыв Божий – тем не менее, мы видим изображения Бога. И довольно часто.

Предлагаю разбираться не с конца – «а зачем?» – а с начала, от Библии. А действительно ли существует запрет на создание изображений Бога? Что, собственно говоря, запрещает вторая заповедь?

Вот её текст, как он изложен в 20 главе Исхода:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20:4-6).

Обращает на себя внимание несколько основных положений этой заповеди.

Первое. КУМИР – это изображение или изваяние, используемое для поклонения божествам. Никогда кумиры не изготавливались просто как произведения искусства, для того, чтобы украшать ими помещения или здания. В наше время образцом кумиров могут служить иконы. Да существуют коллекционеры икон. Да в очень редких случаях иконы используются просто как «стильная живопись». Но основное назначение икон – православное каноническое богопоклонение. Итак – слово кумир заключает в себе две неразделимые составляющие – это изображение или изваяние для поклонения.

Второе. «Никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Если читать этот текст, так как он написан, то получается что художественный промысел и вообще изобразительное искусство в этой заповеди попадает под полный запрет. Т. е. если мы пытаемся говорить о том, что запрещено изображать Бога, то чтобы быть последовательными, мы должны признать, что под запрет попадает и вообще вся деятельность художников и скульпторов. Однако мы знаем, что это не так. И Сам Бог в описании устройства скинии детально описал, какие должны быть в скинии изображения и изваяния.

Третье. Как и в случае с кумирами, текст второй заповеди включает в себя ещё и упоминание о поклонении. «Не поклоняйся им и не служи им…». Мы ни в коем случае не можем разделять заповедь на части и поступать с ней по принципу «тут читаем, тут не читаем…». Заповедь, если читать её полностью запрещает изготовление изображений или изваяний, традиционно используемых для поклонения, изготовленных по определённым канонам, и поклонение этим изображениям или изваяниям. Причём доминанта заповеди приходится как раз на вторую её часть – поклонение! Эта доминанта – общая для всех четырёх заповедей, регулирующая отношения между человеком и Богом. Первая – запрещает поклонение какому либо другому богу, кроме Единого. Вторая – поклонение изображениям, изваяниям. Третья – употребление имени Бога не для поклонения. Четвёртая говорит о поклонении Богу как Творцу. Идея поклонения Богу и проблемы связанные с нарушением принципов поклонения – эта идея проходит через всю Библию.

Исходя из приведенных наблюдений, можно сделать вывод, что само по себе изготовление изображений или изваяний Бога, как таковое, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОМ И НЕ ЗАПРЕЩЕНО. Мы можем сколько угодно размышлять о том, что это опасно, и что это может стать поводом для идолопоклонства. Но с таким же успехом мы можем размышлять и о том, насколько опасно (и, стало быть – насколько нравственно) производство ножей, топоров, вилок, и другого режущего и колющего инструмента и инвентаря. А также их хранение и использование.

С другой стороны, объективности ради,мы должны признать, что Бог всё же хотел бы оградить нас от чрезмерного увлечения изображениями. Как впрочем, и от всех других крайностей. Вот текст из Втор. 4:15-16. «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…» Этот текст говорит нам о том, что Бог намеренно скрыл Свой образ в тот момент, когда говорил с народом на горе Синай. И объяснил почему – чрезмерное увлечение изображениями может привести к идолопоклонству. Однако, если читать этот текст внимательно и ДО КОНЦА то мы снова увидим, что главное в этом тексте – поклонение. Кроме того, если другие тексты, где Бог ОТКРЫВАЕТ Свой образ. Например Исх. 24:10-11. «и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили…» Есть ещё множество текстов – читающий их несомненно помнит, где ясно показано, что Бог в некоторых случаях открывает Свой зримый образ человеку.

Почему же, несмотря на столь очевидные свидетельства, вопрос об изготовлении и использовании изображений Бога в церкви, периодически всё же возникает? Думаю, дело здесь всё-таки не в изображениях вообще. Для того, чтобы понять этот феномен до конце, нужно исследовать вопрос – а каковы предпосылки, движущие мотивы всех этих разговоров, обвинений, призывов? Если рассмотреть их все – не только тех, кто ратует за очищение церкви от «идолов» но и многих других – тех, кто хотел бы видеть наших сестёр в платках и исключительно «на скамеечке», а не за кафедрой. Тех, кто доказывает что «языческая» доктрина о триединстве должна быть исторгнута из перечня доктрин АСД. Если внимательно изучить эти явления, на предмет мотивов, движущих людьми, проявляющими такую чрезмерную бдительность, то можно сделать интересные выводы. Но, об этом в следующий раз.

Пока же хотелось бы остановиться и сделать вывод.

Библия не запрещает изготовление изображений Бога. Если отбросить демагогию, философию, и следовать только тексту Писания, то нам не удастся доказать, что запрет существует. С другой стороны, мы должны понимать, что чрезмерное увлечение изображениями Божества действительно может привести нас к идолопоклонству. Однако, опасаясь одной крайности нам не следует вдаваться в противоположную. Не стоит осуждать тех кто рисует Бога, тех кто использует изображения Христа на календарях, на слайдах… И вообще – не стоит осуждать, судить, — вот это действительно запрещено! Путь лучше благодать Божия и доброе слово поддержки и братолюбия пребывает с нами всегда.