Глава 8. Открытие через дискуссию

Как вы чувствуете себя, когда учащийся субботней школы говорит вам: «Мне очень нравится, как у вас проходят занятия, в них много жизни, полезных упражнений и дискуссий, я с удовольствием занимаюсь в вашем классе»?

Дискуссия вызывает интерес. Она стимулирует мысль учащегося, как ничто другое. Дискуссия оживляет разум и открывает новые просторы для мысли. Она позволяет по-новому взглянуть на вопрос благодаря творческому вкладу многих умов и разным точкам зрения. Наградой за нее бывает знание.

Хорошая дискуссия в классе, подобно оживленной беседе с другом, приносит радость и удовлетворение. «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притч. 27:17).

Цель этой главы — помочь вам лучше вести дискуссию, проанализировав процессы группового обсуждения. Чтобы вызвать людей на откровенность и вовлечь их в дискуссию, требуется терпение и определенные навыки. Однако любой учитель, готовый вкладывать в дело время и энергию, может научиться хорошо вести дискуссию. «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Притч. 20:5).

Божественный совет учителям субботней школы гласит: «Плохо спланирован тот урок, в течение которого говорит только учитель: его задача — расположить учащихся к увлекательной беседе… Несколько точных, кратких замечаний или иллюстраций учителя будут способствовать тому, чтобы материал прочно отложился в памяти учащихся» («Советы по работе субботней школы», с. 115). Большинство специалистов считает, что учителю не следует говорить более 30 секунд подряд.

Что такое дискуссия

Дискуссию можно определить как «совместное предприятие по поиску истины». Это демократия в действии. В классе субботней школы учитель помогает учащимся взаимодействовать с истиной и друг с другом. Учитель направляет дискуссию, помогая учащимся постигать «великие идеи» библейской истины. Учащихся побуждают самостоятельно мыслить и решать проблемы.

В лекционном методе, как и в гольфе, учитель просто «бьет по мячу». Но метод дискуссии подобен теннису — люди перекидываются идеями. В хорошем дискуссионном классе учащемуся трудно остаться пассивным наблюдателем. Часто он втягивается в действие, несмотря на все попытки остаться в стороне. В хорошей дискуссии весь класс думает, говорит и дает оценку. Каждому учащемуся предлагается сообщать библейские факты и идеи и делиться своими взглядами.

Цель дискуссии — внести как можно больше библейской информации и мыслей. Ни один человек не может обладать монополией на истину. Делясь мнениями, учащиеся, как правило, могут составить более полную картину, чем это под силу одному человеку.

Если в классе субботней школы много дискуссий, это еще не значит, что работает дискуссионный метод. Дискуссионный метод — не просто «разговор в группе», не «парад невежества», как считают некоторые. Если класс не открывает для себя истину и не рассказывает о ней, если группа не ищет сообща решение проблемы, значит, нельзя говорить об использовании дискуссионного метода.

Дискуссионный метод — это серия диалогов между учителем и отдельными учащимися Они должны вестись в основном между членами класса. Если дискуссия фильтруется, проходя через учителя, то истина может быть подавлена.

Ценность дискуссии

У дискуссионного метода есть следующие преимущества:

1. Он может дать классу большой объем информации, глубоких идей, взглядов и навыков.

2. Обычно групповые решения проблемы намного предпочтительней решения самого лучшего члена группы, принимающего их наедине.

3. Дискуссия с участием двух противоположных мнений может поднять обе стороны на более высокий уровень, что невозможно без подобного столкновения.

4. Дискуссия контролирует мыслительные процессы участников. Учащиеся склонны понимать и принимать суждения группы с большей готовностью, чем мнение даже такой авторитетной фигуры, как учитель.

5. Хорошая дискуссия учит слушать, думать, взвешивать доказательства и принимать здравые решения. Она также развивает навыки самовыражения.

6. По мере того как участники делятся друг с другом своими мыслями, надеждами, страхами и убеждениями, их связи углубляются и они сближаются в христианской общине.

Учитель обязан во что бы то ни стало освещать Слово Божье. Он руководит классом при обсуждении текстов к уроку субботней школы, а не просто ведет бесцельную беседу. Учащиеся должны старательно вникать в Библию, а учителю надо так руководить дискуссией, так чтобы она не превращалась в бессодержательный разговор — блуждание в пустыне предположений и бессмысленной философии.

Сначала выслушайте Божьи идеи, а затем уже выскажите свои мысли и чувства. Толковое обсуждение может стать коллективным поиском духовных жемчужин. Помогайте классу «верно разбирать слово истины».

Иисус и дискуссия

Иисус часто включал дискуссию в Свои планы. Когда Его земное служение подходило к концу, Он все больше времени уделял наставлению Своих учащихся. Снова и снова Он говорил с ними о Своей близкой смерти, но, казалось, они не способны были слушать. «Когда Иисус поведал им о Своей предстоящей смерти и воскресении, Он пытался вовлечь их в беседу о величайшем испытании их веры» («Желание веков», с. 435).

Иисус, Великий Учитель, понимал, что глубокие мысли приходят к нам, когда мы беседуем и слушаем друг друга. Он хотел призвать Своих учащихся к серьезному разговору о значении Своей смерти. Это привело бы их к открытию духовной истины, которая смягчила бы предстоящий удар.

Но Иисус не желал, чтобы Его последователи просто пересказывали Его мнение. Он хотел, чтобы они научились думать самостоятельно. Вот почему Иисус не использовал механическую зубрежку и заучивание в качестве метода обучения.

Иисус также не пытался внушать определенные доктрины. Поступающий так больше обеспокоен тем, чтобы все соглашались с ним, а не поощрением вдумчивой оценки. Если учитель субботней школы излагает информацию с таким расчетом, чтобы класс соглашался с ним бездумно и без всяких рассуждений, значит, он использует идеологическую обработку.

Иисус хотел, чтобы люди принимали Его только после тщательного взвешивания доказательств. Вот почему Он применял диалог. Иисус хотел, чтобы Его последователи мыслили, формулировали свои проблемы, учитывали все подводные течения и принимали разумные решения. Обратите внимание на два вопроса, заданных Иисусом: «За кого люди почитают Меня? А вы за кого почитаете Меня?» Совершенно очевидно, что Иисус в данном случае пытался пробудить у Своих учащихся аналитическую мысль и вызвать их на открытую дискуссию. Иисус хотел, чтобы люди свободно взвешивали доказательства, оценивали факты, а затем занимали позицию на основе этого свидетельства.

Роль учителя в дискуссии

Какова роль учителя в организации дискуссии? Это роль лидера, направляющего и стимулирующего дискуссию, роль компетентного человека, предлагающего много интересных идей. Он должен не просто заявить, что приветствует дискуссию, но и продемонстрировать это. Если учитель склонен «охватывать» весь материал урока, если он больше обращает внимание на содержание, чем на людей то тем самым он передает учащимся невербальную информацию типа: «Не прерывайте меня».

Если учитель считает, что у класса недостаточно фактической информации, он может сказать: «Первые десять минут нашего занятия я хотел бы посвятить анализу основных мыслей урока, а затем проведем оставшееся время в дискуссии». Однако большинство классов достаточно владеет информацией, чтобы с самого начала вести адекватную дискуссию.

Дискуссионный метод дает возможность целенаправленно исследовать библейские факты или информацию. Наставник может просить разных людей прочитать заранее подобранные отрывки из Библии. «Джон, можешь ли ты сказать нам, насколько данный отрывок связан с нашей темой? Как эта истина будет руководить нами при выборе друзей?»

«Мария, прочитай, пожалуйста, выдержку из книги «Желание веков» и скажи нам, как ты относишься к ней». После того, как Мария, прочитает цитату и прокомментирует ее, учитель может предложить ей проверить высказанные идеи на практике: «Не кажется ли тебе, Мария, что это может помочь тебе в твоей работе? Если да, то как именно?»

Используя данный метод, учитель ведет учащихся к открытиям. Он не рассказывает, а побуждает учащегося обнаруживать, анализировать и применять истину.

Учитель может быть авторитетом в области содержания урока, но ему нельзя занимать авторитарную позицию и считать, будто за ним всегда должно оставаться последнее слово. Учителю следует воздерживаться от того, чтобы в начале дискуссии высказывать свое суждение по какому-либо вопросу.

Властный учитель раньше учащихся составляет свое мнение по всем вопросам. Любые задаваемые им вопросы — всего лишь средства манипулирования учащимися. Властный учитель делает такие заявления: «Это неуместно». «Это не относится к теме». «Мы ушли в сторону». Учитель, доминирующий во время дискуссии, будет иметь пассивных учащихся, которые слушают, но не учатся думать.

Это не значит, что учитель вправе приходить в класс без собственных идей. У него должны быть свои убеждения, он обязан отстаивать их, но его ум всегда открыт для восприятия чужого мнения.

С другой стороны, учитель никогда не должен отрекаться от роли руководителя дискуссии. Члены класса надеются, что он будет направлять их, давать им фактическую информацию и двигать их вперед. Истинный опыт и умение учителя как раз и проявляются в поддержании оптимального равновесия между слишком навязчивым руководством и полным отсутствием руководства как такового. Слишком навязчивое руководство подавляет свободную мысль, а слабое руководство приводит к большим отклонениям от темы.

Как учителю удержать дискуссию в рамках урока и уложиться в отведенное ему время? Хороший руководитель дискуссии всегда начеку. Он будет подталкивать дискуссию, когда это необходимо, и постоянно возвращать ее назад, к теме урока. «Наверно, мы уже достаточно поговорили об этой стороне вопроса. Давайте рассмотрим, какое отношение этот отрывок имеет к центральной истине урока?» Используя такой метод, учитель может подталкивать дискуссию вперед.

Чтобы уложиться в отпущенное время, вам иногда придется прерывать оживленную дискуссию и вести группу к следующей идее. В этом и состоит руководящая роль учителя. Учитель может переходить от позиции руководителя к позиции наблюдателя и слушателя. Секрет хорошего руководителя дискуссии состоит в том, что он умеет находить равновесие между этими двумя ролями.

Пояснение ответов учащихся

Одной из очень важных функций учителя является уточнение ответов учащихся. Иногда вы будете решительно не согласны с тем или иным ответом. Вам не надо сразу же исправлять учащегося. Скорее, вам следует постараться помочь ему продумать и уточнить свою позицию. «Джордж, я правильно тебя понял: ты хочешь сказать, что?..» Затем вы перефразируете заявление Джорджа. Или же вы можете попросить Джорджа повторно сформулировать свою мысль. При повторном высказывании своей идеи он может пересмотреть свою позицию и смягчить или изменить ее.

Учитель никогда не должен отвергать мнение учащегося, скорее, он помогает ему в поиске ответа и уточняет его точку зрения. «Большинству учащихся трудно достаточно четко определить свою позицию до тех пор, пока они не упорядочат хаос, царящий в их головах, и не сформулируют свои концепции».1

От вашего отношения к негативным комментариям или ложным идеям будет зависеть эмоциональный климат в вашем классе. Если учащиеся видят, что вы в самом деле приветствуете открытую и свободную дискуссию, они будут стремиться к искреннему обмену мнениями.

Улаживание конфликтов

Как вы относитесь к человеку, склонному спорить по любому поводу? Во-первых, учителю надо иметь достаточно внутренней силы и благодати, чтобы уважать противоположную точку зрения. Не все мы видим вещи в одном и том же свете или одинаково истолковываем Библию и Дух пророчества.

«Все наши житейские связи требуют от нас проявления самообладания, снисхождения и сочувствия. Мы так сильно отличаемся друг от друга характерами, привычками, образованием, что расходимся во взглядах на вещи. Мы судим по-разному. Наше понимание истины, наши представления об образе жизни не во всех отношениях одинаковы» («Советы по работе субботней школы», с. 102).

Разногласия вовсе необязательно должны оставлять неприятный осадок или вести к ожесточенным спорам и дебатам. Учитель обязан изживать у себя догматизм и отсутствие гибкости. Это не значит, что он, подобно хамелеону, колеблется при каждом дуновении ветра нового мнения или учения.

Избегайте приговоров с местоимением «вы». «Вы не правы», или: «Вы слишком упрямы», или: «У вас сильное предубеждение». Во время дискуссии ни в коем случае не переходите на личности. «Не следует превращать субботнюю школу в арену борьбы мнений… не допускайте возникновения воинственного духа и последующих дискуссий и споров» («Советы по работе субботней школы», с. 117). Когда двое учащихся расходятся во мнении и обстановка накаляется, вам следует вмешаться но не для того, чтобы занять ту или другую сторону, а чтобы согласовать позиции спорящих.

Иногда легкий юмор способен разрядить обстановку и спасти ситуацию. Именно в такой ситуации и надо проявить лидерские качества.

Старайтесь перевести конфликт в конструктивное русло. Различия можно устранить не посредством авторитарного арбитража, а путем нахождения точек соприкосновения. Возможно, учителю придется прервать дискуссию, если страсти начинают накаляться. «Мы ценим различные мнения. Чудесно, что можно иметь единство без однообразия. Может, еще кто-то хочет помочь нам, прочитав текст из Библии?» Или: «Давайте исследуем этот вопрос и выясним, что написано в Слове Божьем».

Говорят, единственный грех, который ближние никогда не могут простить друг другу, это другое мнение. Вспомните слова Адлая Стивенсона: «Лучше обсудить вопрос, не решив его, чем решить вопрос без обсуждения». Церковь адвентистов седьмого дня никогда бы не возникла, если бы люди боялись не соглашаться с общепринятым мнением. Несогласие в добром духе — суть решения проблемы.

Иногда описание поведения — полезный способ снятия напряжения. Описание поведения — это наблюдение за действиями другого человека без осуждения его мотивов или попытки придать психологический смысл его поступкам. «У Джун такой вид, как будто она не согласна». Или: «Джим и Боб сделали самый большой вклад. Может быть, кто-то еще выскажется по этому вопросу?»

Иногда руководителю дискуссии полезно честно сказать о своих чувствах. «От этой мысли мне как-то не по себе». «Мне нравится чувство юмора Иэна». «Мне нравится откровенность Тома». «Мне нравится то направление, в котором развивается наша дискуссия». Подобная реакция делает ведущего более человечным в глазах учащихся.

Проверка своего восприятия — тоже: весьма полезный прием. Это честное истолкование чувств. «У меня складывается впечатление, Джо, что ты очень недоволен таким истолкованием. Я прав? Может, ты хочешь высказаться?» Такой ход даст Джо свободу поделиться своими чувствами и сделает тайное явным.

Обратная связь очень важна для учителя, руководящего дискуссией. Умелый учитель чутко улавливает все сигналы, поступающие от учащихся. Он обращает внимание на выражение лица, позу, интонацию, потому что все это важно.

Искусство задавать вопросы

Ключом к хорошей дискуссии является правильно поставленный вопрос. Вспомните фразу Бэкона, сказавшего, что умело поставленный вопрос — это половина ответа. Вопросы пробуждают мысль и заставляют мозг работать.

Учитель обязан задавать самые разные вопросы. Одни вопросы уточняют факты. Чтобы ответить на них, учащемуся нужна какая-то фактическая информация.

Вопросы являются ценным методом по следующим причинам:

1. Привлекают внимание.

2. Разбивают лед отчуждения и задают тон дискуссии.

3. Помогают учителю выяснить, какими познаниями обладает учащийся.

4. Вовлекают учащихся в учебный процесс.

5. Позволяют учащемуся поделиться своим видением предмета.

6. Помогают повторить урок.

7. Хорошие вопросы помогают классу решать проблемы.

Учителю надо уделять время планированию вопросов.

Напишите их и включите в свой учебный план. Обратите внимание на следующие советы по использованию вопросов:

1. Используйте вопросы, которые приближают ваш класс к достижению цели обучения и способствуют позитивному мышлению.

2. Избегайте вопросов, на которые можно ответить просто «да» или «нет».

3. Не увлекайтесь риторическими вопросами.

4. Избегайте вопросов, загоняющих учащегося в угол, например: «Почему христиане хотят быть похожими на Иоанна?» Мы часто слышим неудачные вопросы типа: «Что Бог повелел Аврааму?» Это слишком расплывчато. Если учащийся ответит так, как того желает учитель, у него, конечно же, не будет стимула стремиться к высшим процессам мышления.

5. Используйте уточняющие вопросы типа: «Что вы имеете в виду? Не можете ли вы пояснить свою мысль?» Или: «Если я вас правильно понял…» Или: «Может быть, вы приведете конкретный пример?» «По какой причине..?» «Чем вы объясняете это..?» «Поясните».

6. Используйте вопросы, помогающие учащемуся применять библейскую истину в его жизни. «Что в вашей жизни на этой неделе изменилось, если бы вы претворили эту истину в практику?» Или: «Можете ли вы привести современный аналог этой притчи?» Или: «Не кажется ли вам, что сегодня Иисус задал бы этот вопрос иначе?»

Иисус любил задавать вопросы. В четырех Евангелиях записано свыше ста вопросов, заданных Иисусом. Иногда Он задавал вопрос в ответ на другой вопрос. В других случаях Он рассказывал историю. Иисус часто говорил: «Что вы думаете?» Он хотел, чтобы люди учились мыслить самостоятельно, поэтому задавал вопросы типа: «Как может сатана изгонять сатану?» Иисус часто задавал наводящие вопросы типа: «Который из них более возлюбит его?» (Лк. 7:42). Или: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5:13).

Учащиеся часто задают вопросы. Иногда у спрашивающего в уме уже готов ответ. Наблюдательный учитель спросит: «Вы уже знаете ответ на свой вопрос?» Наставник часто будет спрашивать себя: в самом ли деле учащегося волнует этот вопрос или проблема лежит глубже? В чем реальная проблема? Выражая любовь и благосклонное отношение, вы создадите атмосферу, в которой учащийся сможет беспрепятственно говорить о своих проблемах.

Терпимое отношение к молчанию Людям, от которых ожидают многоречивости, трудно выслушивать собеседников. В первую очередь это относится к проповедникам и учителям. Большинство учителей чувствуют себя неловко, когда молчат. Но каждому учителю субботней школы надо развить у себя «терпимое отношение к молчанию». Определенное неудобство, которое мы ощущаем во время молчания, возможно, объясняется тем неправильным понятием, будто «преподаватель должен говорить, а учащийся слушать».

Пауза — один из самых эффективных инструментов общения. Задайте хороший вопрос, а потом помолчите. Дайте учащемуся время собраться с мыслями. Так часто учитель субботней школы задает хороший вопрос для размышления, а затем торопится сам же на него ответить. Задайте вопрос и ждите. Дайте возможность классу «пошевелить мозгами». Если вы не нарушите тишину, то вскоре кто-нибудь осмелится ответить. «Джоэн, похоже, у тебя уже есть что сказать по этому поводу, не так ли?»

Умение выслушивать

У вас никогда не возникало ощущения, что учитель на самом деле не слушает ваш ответ, а просто ждет, когда вы закончите, чтобы продолжать говорить самому? Это не выслушивание, а контроль за разговором. Некоторые учителя слушают ровно столько, чтобы опровергнуть сказанное учащимся. Они формулируют свой ответ вместо того, чтобы искренне пытаться понять ответ учащегося.

Некоторые слушают «избирательно». Они выслушивают несколько слов и фраз, чтобы узнать, где находится оратор, но не пытаются искренне понять, что оратор думает. Подлинное общение начинается тогда, когда учитель в самом деле хочет исследовать мысли другого человека, проникнуть в тайники его души и по-настоящему понять его мысли и чувства.

Выслушивание помогает учителю:

1. Обнаружить мысли и чувства учащегося.

2. Учиться у учащегося.

3. Не пытаться манипулировать людьми.

4. Невербально сообщить учащемуся, что он в самом деле хочет понять их точку зрения.

Конечно, всякий слушающий рискует измениться Учитель, который не хочет меняться, но упорно придерживается своей точки зрения, будет крайне неохотно выслушивать других.

Настоящее, поддерживающее выслушивание требует многих добродетелей: духа терпения, снисхождения и христианской любви. Обратите внимание на слова Карла Роджерса: «Если я могу выслушать то, что он хочет сказать мне, если я могу понять его точку зрения, если я могу понять, что это значит для него лично, если я могу почувствовать, какие эмоции это в нем пробуждает, тогда я буду высвобождать в нем могущественные силы. Если я в самом деле смогу понять, как он ненавидит своего отца, или университет, или коммунистов, если я смогу уловить все тонкости его боязни сойти с ума или его страха перед атомными бомбами — это больше всего поможет ему изменить эти страхи и эту ненависть и установить реалистичные и гармоничные взаимоотношения с теми людьми и ситуациями, по отношению к которым он испытывает ненависть и страх»2. Чтобы отказаться от своих защитных механизмов и предрассудков и по-настоящему выслушивать собеседника, надо быть эмоционально уверенным в себе человеком. Но учитель субботней школы, действительно развивающий подобные навыки, проделает длительный путь к тому, чтобы разрушить стены, разделяющие христиан.

Если наставник чувствует внутреннюю враждебность или отвращение, вскипающее в его сердце, когда он слушает «небрежные рассуждения», «либеральные идеи» или «небиблейские идеи», то он поступит мудро, если шепотом произнесет в этот миг молитву о любви и понимании человеческих нужд. Он должен спросить себя: «Какой текст Писания мне привести или как мне лучше отреагировать, чтобы помочь этому человеку?» Хорошее правило заключается в том, чтобы выслушивать других людей и уважать их мнение — как бы далеко они ни зашли, поскольку я хочу, чтобы они выслушивали меня и уважали мое мнение. Истинный учитель попытается найти истину в каждом комментарии и опереться на нее, а затем мягко привести учащегося на более твердое основание.

Монополист

Как вы относитесь к человеку, занимающему все время дискуссии своими комментариями и всегда имеющему ответ или мнение? По своему темпераменту некоторые люди разговорчивее других. Есть и такие, чья разговорчивость объясняется их психологическими нуждами. Будучи руководителем класса, вы несете ответственность за исправление этого положения. «Спасибо тебе, Джон, за твое мнение. Это была хорошая мысль. Джон высказывался уже несколько раз. Теперь давайте послушаем, что другие думают по этому поводу».

Описание поведения вовсе необязательно должно подавлять активность или осаждать учащегося. Если вы понимаете, что монополист испытывает сильную потребность во внимании, то, возможно, вы сможете как-то иначе восполнить его нужду. Если проблема остается, вы можете обсудить ее с монополистом в другое время. «Джон, я признателен тебе за твои конструктивные мысли, и собратья не возражают против того, чтобы ты говорил, но им самим тоже хочется испытать благословение от участия в дискуссии».

Иногда разговорчивый человек — это хороший потенциальный учитель. Обучайте его, давая ему возможность время от времени вместе с вами вести урок. Это поможет решить две проблемы: в церкви появится новый учитель, а человек восполнит свою личную нужду.

Как рассаживать людей на время дискуссии

Исследования в области образования свидетельствуют, что успех дискуссии зависит в том числе и от того, как сидят люди. Лучше всего рассаживать людей кругом или полукругом, чтобы они смотрели друг другу в глаза. Учащемуся всегда трудно общаться, когда он смотрит кому-то в затылок. Учащиеся, сидящие непосредственно перед учителем, будут активнее тех, что сидят по бокам. когда учащиеся рассажены рядами, как в церкви, то сидящие впереди активнее участвуют в уроке, чем сидящие сзади. А учащиеся, сидящие в середине ряда, будут чаще вступать в дискуссию, чем сидящие по краям.

Хорошая дискуссия возможна и в том случае, когда учащиеся рассажены на церковных скамьях. Вам надо предпринять особые усилия, чтобы включить в нее сидящих сзади и с краю. Очевидно, что выгодно будет рассадить учащихся как можно ближе друг к другу. Вам часто придется повторять ответ учащегося, чтобы всем было слышно, особенно если поблизости занимаются другие классы.

Очень трудно вести дискуссию в многолюдных классах. Оптимальное число учащихся — от двенадцати до двадцати. Если в классе более двадцати человек, учитель, несмотря на все свои благие намерения, рано или поздно собьется на лекционный метод, позволяя лишь эпизодические комментарии.

Оценка дискуссии

Многие классы не имеют представления о хорошей дискуссии. Вот почему один из самых полезных методов улучшения дискуссии состоит в том, чтобы дать учащимся время оценить дискуссию. Группа должна знать учебные достоинства дискуссии и почему она желательна. Когда к классу приходит понимание процессов взаимодействия, он начинает развиваться и расти. Класс может назначить «контролера» для прослушивания, наблюдения и доклада о качестве дискуссии. Контролер докладывает свое мнение:

1. О психологическом климате (дружелюбный, холодный, поддерживающий и т. д.).

2. Об аспектах решения проблемы.

3. О количестве участников.

4. Об уточняющей информации.

5. Об обобщении, итогах.

Кто-то может составить схему активности участия.

Чем больше пересекающихся во всех направлениях линий, тем активнее и подготовленнее класс. Если учитель ограничивается диалогами со своими слушателями, значит, он избегает хороших дискуссионных методов.

Чтобы началась творческая дискуссия, требуется какое-то время. Но учитель, понимающий принципы и методы, может практически из любого класса сделать хорошую дискуссионную группу. Дело потребует времени, терпения и решительности, но все окупится с точки зрения заинтересованности класса, его преданности учителю и качества обучения.

Подведение итогов

Итоговое заявление учителя, сделанное в нужный момент занятия, очень важно. В конце каждого раздела урока наставник может подвести итог дискуссии. «Насколько я понял, мы сказали, что…». На этом этапе учитель объединяет мысли, высказанные группой. Это требует навыков и хорошего владения предметом. Учитель не высказывается окончательно по той или иной теме. Скорее, он помогает классу организовать факты урока в одно значимое целое.

Наставнику следует тщательно расписать весь урок, чтобы отвести достаточно времени обобщению и практическим выводам. Для этого есть хороший повод. Дискуссия может охватывать множество фактов, и членам класса трудно будет запомнить все, что говорилось. Каждый мог бы по-своему понять сказанное и конечный итог дискуссии. В конце некоторых дискуссий у учащихся остается смутное ощущение, что ни один вопрос не был до конца разрешен. «Мы долго обсуждали этот вопрос, но так ни к чему и не пришли». Вот почему чрезвычайно важно, чтобы учитель в конце занятия обобщил и связал воедино всю информацию. Именно на этом этапе учитель вносит свой самый весомый вклад.

Учитель может сказать: «Наше время подходит к концу, и теперь было бы полезно подвести итог нашей дискуссии. Центральная истина нашего сегодняшнего урока такова…» Сегодня мы узнали, что…» Или: «Мы взглянули сегодня на две стороны одного важного вопроса». После подведения итогов учитель переходит к практическим выводам, предусмотренным в его учебном плане.

От теории к практике

Цель:

Научиться использовать метод дискуссии в обучении.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы.

Д. Запланируйте способ привлечения внимания.

Метод:

На этом уроке воспользуйтесь дискуссионным методом. Поставьте перед собой цель говорить меньше 50 процентов времени. Обсудите с классом свои планы. Назначьте контролера для:

1. Контроля за временем, которое используете вы и, с другой стороны, учащиеся.

2. Подсчета количества участников дискуссии.

3. Определения, между кем фактически идет дискуссия: между учителем и учащимися или между самими учащимися.

4. Наблюдения за ходом дискуссии.

5. Сообщения классу о результатах контроля.

Оцените:

После дискуссии попросите контролера отчитаться по четырем приведенным выше пунктам.