Глава 9. Лекция и закрепление материала с помощью наглядных пособий

Лекция — это испытанный метод преподавания. На протяжении многих тысяч лет она использовалась как способ передачи знания. Мы слышим лекции почти каждый день: продавец рассказывает о товаре, бригадир дает наставления бригаде, начальник беседует с подчиненными или декан факультета обращается к студентам. Обычно, когда кому-то надо передать информацию, он пользуется методом лекции. Лекция — это «речь, запланированный разговор на избранную тему, как правило, с целью обучения» (Словарь Всемирной книжной энциклопедии).

Лекция обычно используется, когда учителю надо охватить большой объем материала за сравнительно короткий промежуток времени. В учебном заведении считается, что учащиеся будут заниматься до начала занятий, конспектировать лекцию, а затем сдавать экзамен. Желание получить высокую оценку стимулирует пристальное внимание, и фактическое удержание информации может находиться на высоком уровне в течение небольшого промежутка времени.

В субботней школе мало побудительных стимулов. Учащиеся субботней школы не имеют сильной мотивации для учебы; мало кто конспектирует урок, и тесты, как правило, не проводятся. Это веские доводы против лекционной формы обучения в субботней школе.

Но, к несчастью, лекция является, наверно, наиболее широко применяемым методом обучения в субботней школе. Учитель, говорящий 70—90 процентов времени, ставит риторические вопросы и задает совсем немного вопросов для размышления; он изредка перебрасывается парой слов с учащимися, полагая, что использует дискуссионный метод. Лектор доминирует в классе, потому что его метод замыкается на нем же.

В дискуссионном методе в центре находится учащийся. Учитель ведет дискуссию и охватывает содержание урока, направляя учащегося на поиск и обнаружение библейской истины. Во время дискуссии учащийся вовлекается в нее. Учитель говорит не более 30—50 процентов времени.

Почему многие члены субботней школы предпочитают слушать лекцию? Во время лекции учащемуся не угрожает никакой вызов. Он может получать удовольствие от услышанных идей со своей позиции относительной изоляции. От него не требуется никакого вклада, ему не надо тратить энергию, чтобы отстоять свою точку зрения или проверить ту или иную мысль.

Лекция имеет свое место

В некоторых ситуациях лекция имеет ряд важных преимуществ. С помощью лекции легче преподавать в очень большом классе. Лекция также может быть предпочтительным методом, если необходимо охватить большой объем материала за короткое время. Когда надо познакомить учащихся с новыми уроками в начале квартала, короткая лекция может оказаться полезной. Короткая лекция также полезна для обзора или исторического обобщения.

Хорошая дискуссия предполагает какое-то знание предмета. Именно в этом случае лекция дает наиболее существенный результат. Если учитель субботней школы преподает в классе, который почти не имеет информации о данном уроке, короткая лекция, охватывающая основные пункты урока, может сослужить хорошую службу. Будет лучше, если наставник попросит класс обратить внимание на конкретные моменты его лекции. После этого можно провести дискуссию.

Ограниченные возможности лекции

В предыдущих главах мы говорили о проблемах, которые возникают в случае чрезмерного увлечения лекцией. Главный ее недостаток состоит в том, что обычно она не вовлекает учащегося в активный процесс обучения. Как правило, лектор говорит со скоростью 125— 150 слов в минуту. Средний человек мыслит со скоростью 400 слов в минуту. Самые высокообразованные мыслят со скоростью 800 слов в минуту. Вот почему во время лекции наши мысли часто блуждают. Известный современный педагог Бенджамин Блюм говорит, что примерно 31 процент времени лекции мы не сосредоточены на теме лекции. Подобная невнимательность является причиной столь низкого уровня удерживания информации во время лекции.

Самое главное заблуждение в отношении лекции заключается в формуле, гласящей: «Преподаватель должен говорить, а учащийся слушать». Однако обучение проходит, успешнее, когда учащийся участвует в дискуссии или другой учебной деятельности.

Как читать лекцию

Если вы читаете лекцию, помните, что вы используете ее в целях преподавания. Вам надо опираться на имеющиеся у учащихся знания. Используйте более живой и простой язык, изобилующий глаголами и словами, обозначающими действие. Раскрывайте понятия, а не только фактический материал.

Трудно по-настоящему вовлечь учащегося в лекцию, но это вполне возможно. Необходимо стимулировать воображение и пробудить любопытство. Сложные вопросы для размышления привлекают внимание и заставляют мозг работать. Лектору всегда надо стремиться к «полной независимости учащегося», стимулировать его самостоятельно заниматься учебой.

План лекции имеет большое значение, потому что мозг лучше усваивает информацию, когда излагаемый материал хорошо организован. В каждой лекции должна быть одна центральная истина. Лектору надо задать себе вопрос: «Если бы моим учащимся надо было запомнить только одну вещь, на чем бы я остановил свой выбор?» Обязательно повторите центральную истину в начале, а затем в конце урока.

Вудро Вильсон был очень популярным лектором. В начале лекции он прочитывал из рукописи четыре или пять поразительных обобщений для своих студентов. Он хотел, чтобы его студенты записали эти мысли дословно. Все остальное время он посвящал раскрытию этих мыслей.

Сочетание лекции с другими методами

Сочетание лекции с другими методами улучшает качество обучения. Лекция для групп прослушивания — ценный учебный инструмент. Процедура может быть такова:

1. Разделите свой класс на группы прослушивания по два человека.

2. Прочитайте короткую лекцию.

3. Попросите членов групп обобщить главные мысли лекции друг для друга. Выделите на это упражнение четыре минуты.

4. Или попросите каждого учащегося обратить внимание на умышленно введенные в лекцию противоречия, затем обсудить их с участником его группы, а также обсудить последствия этого противоречия для жизни и богословия. Отведите три минуты на этот вид деятельности.

Короткую лекцию можно использовать в упражнении согласие—несогласие, в шумных группах, круглом столе, творческом рисовании или письменных работах. (См. подробное описание этих видов учебной деятельности в 7-й главе).

Как преподносить материал лекции

Вы обращали внимание на то, что бессмысленные фразы и слова-паразиты: «вы знаете что?», «вот», «значит» и т. д. отвлекают ваше внимание? Запишите свои лекции на магнитофон и критически прослушайте запись. Иногда это бывает крайне неприятно, но это прекрасный способ совершенствоваться. Такое прослушивание поможет вам читать лекции живее, с большим воодушевлением. Если вы хотите заинтересовать других, вам необходимо самому живо интересоваться темой лекции.

Проникнитесь темой лекции. Подчеркивайте значение информации вокальными средствами. Варьируйте тембр и высоту голоса, темп речи. Лучше всего избрать разговорную интонацию. Избегайте всего, что может отвлекать внимание от материала лекции — броскую одежду, нелепые позы или манеры. Молитесь о том, чтобы на людей произвела впечатление сама лекция, а не лектор.

Закрепление с помощью наглядных пособий

Поэты понимают силу иллюстрации. Эдгар Гест сказал: «В любое время я предпочту увидеть проповедь, нежели услышать ее». Шекспир писал о «языке деревьев, книгах, сокрытых в бегущих ручьях, проповедях, которые говорят камни, и добре во всем нас окружающем».

Иисус также высоко ценил наглядные пособия, закрепляющие материал урока. Чаще всего Он учил на лоне природы. Он часто использовал явления природы или события повседневной жизни, чтобы проиллюстрировать Свои уроки. Сеятель в самом деле сеял зерно на отдаленном холме, когда Иисус начал Свой урок словами: «Вот, вышел сеятель сеять». В другом случае Иисус указал на группу молодых женщин, действительно ожидавших свадебную процессию. Иисус использовал эту разворачивавшуюся на глазах сцену для наглядного закрепления жизненно важной истины.

Когда Иисус пасхальным вечером шел с учащимися в свете полной луны, Божественный Учитель указал на виноградную лозу и подробно обсудил глубокую духовную истину. В четырех Евангелиях насчитывается более шестидесяти примеров того, как Иисус использует иллюстрации в качестве наглядных средств обучения. Бесплодная смоковница, римская монета, дитя, невод — все это были конкретные предметы, которые Иисус успешно использовал для преподавания абстрактных истин.

На протяжении многих веков учителя признавали важность закрепления истины с помощью наглядных пособий. Это видно из пословицы: «Картинка стоит тысячи слов». Можете ли вы представить себе классную комнату без доски и мела? Как было бы хорошо, если бы во всех классах субботней школы также имелись бы доски с мелом!

Обратите внимание на следующие причины, по которым каждый учитель субботней школы обязательно должен закреплять материал урока с помощью наглядных пособий:

1. Наглядное средство обучения привлекает внимание. Учитель, рисующий круг на доске, привлекает внимание учащихся, а внимание — это главная предпосылка успешного обучения.

2. Наглядное пособие поможет поддерживать интерес. Учитель, обобщающий идеи с помощью таких символических фигур, как треугольники, круги, стрелки и самоклеющиеся человечки, будет поддерживать в учащихся интерес. Войдите в комнату детей младшего возраста с бумажным мешком, положите его на стол — и это сразу же вызовет любопытство. Поднимите газету, начните очищать банан, резать лимон, выньте из кармана солонку, и вы сразу же привлечете внимание учащихся. Иисус, не колеблясь, попросил монету, чтобы использовать ее как средство наглядного обучения. Учителям субботней школы во взрослых классах следует всегда без колебаний использовать средства наглядного обучения.

3. Наглядные средства закрепления материала продолжают свое дело обучения и после окончания урока. Когда учащийся будет чистить на завтрак банан, он вспомнит урок субботней школы.

Доска и мел

Одно из самых разносторонних учебных средств — это доска и мел. С точки зрения доступности, легкости в обращении, эффективности и стоимости они занимают одно из первых мест. Доску можно вытирать тряпкой и использовать многократно. На ней можно писать ключевые слова или фразы, чтобы на них обратили внимание. На доске можно написать план в качестве путеводителя по дискуссии. Противоположные категории можно перечислять и обсуждать по мере того, как они предлагаются классом.

Класс лучше оценит идеи, написанные на доске. Если писать на доске незнакомые слова, это способствует запоминанию и удерживанию в памяти информации. Статистические данные, озвученные голосом, вскоре забываются, но если написать цифры на доске, они лучше запоминаются. Планы, карты, эскизы, графики и таблицы можно вывешивать на доске заблаговременно или во время дискуссии.

Вам надо заранее решить, как вы будете использовать Доску. Художественные способности вовсе необязательны, четкий почерк не имеет существенного значения — главное быть аккуратным и писать разборчиво. Лучше не писать на доске сразу слишком много информации. Самый высокий уровень интереса поддерживается в том случае, когда материал переносится на доску и раскрывается постепенно. Элемент неожиданности — мощный союзник учителя.

Складная карта

Складная карта — также многофункциональный инструмент для закрепления материала с помощью наглядных пособий. Хотя она меньше доски, страницы можно перелистывать в нужный момент. С ее помощью проще сосредоточивать внимание на одной идее.

Другое преимущество складной карты состоит в ее компактности и удобстве использования. Для маркировки лучше всего подходит жирный фломастер. Пользуйтесь разными цветами.

Почему многие учителя во взрослом отделении субботней школы не чувствуют нужды в перечисленных инструментах обучения? В светском образовании и на промышленных предприятиях учителя считают эти пособия незаменимыми. Нам кажется, что слушатели субботней школы учатся иначе, чем остальные люди? Или мы надеемся, что Дух Святой восполнит этот пробел? Весть, которую мы преподаем, имеет вечное значение. «Родителям и учителям следует все время совершенствовать свои методы. Нам надо отдавать преподаванию Библии наши самые свежие мысли, наши лучшие методы и наши самые энергичные усилия» («Советы родителям и учителям», с. 181).

«Занятия в субботней школе следует сделать более интересными. В последние годы общеобразовательные школы в значительной степени усовершенствовали свои методы преподавания. Предметные уроки, наглядные пособия и доски используются для того, чтобы трудный материал сделать понятным для юного ума. Точно так же можно упростить и сделать исключительно интересной… и изучаемую библейскую истину» («Советы по работе субботней школы», с. 114).

Кое-кто из учителей может возразить, что, поскольку они преподают в церкви параллельно с другими классами, эти методы нельзя использовать. В самом деле церковные скамьи затрудняют применение наглядных пособий, но не делают это невозможным. Можно использовать картинки и многие другие средства наглядного обучения.

Считается само собой разумеющимся, что неудобно носить складную карту и другие учебные приспособления; но если предмет имеет жизненно важное значение и если обучение важно, то нам следует охотно переносить эти неудобства. Если обучение не дает результата, значит, мы не преподали материал как должно; мы упустили из виду главное предназначение учебного заведения. Мы обязаны использовать методы, соответствующие нашей чудесной вести!

Карты

Большинство путешественников носят с собой дорожные карты. Мы не осмеливаемся предпринимать длительное путешествие без подробных карт. Точно так же при обсуждении истории Ветхого Завета, Книги Деяний святых Апостолов или пророчеств Даниила и Откровения карты совершенно необходимы для правильного понимания Священного Писания. При изучении жизни и учений Иисуса, например, карты усиливают интерес. На них видно, какое расстояние прошел Иисус, чтобы оказать помощь женщине-сирофиникиянке, и где находится Вифания по отношению к Иерусалиму. Миссионерские путешествия Павла или местоположение семи церквей, упомянутых в Откровении, оживают, когда мы рассматриваем эти места на карте.

Отдельному учителю, быть может, не по карману покупать карты, но церкви следует иметь их. Полезным инструментом была бы также физическая карта с рельефом местности Палестины, на которой показаны горы, равнины и реки.

Использование карт следует планировать заранее. Они должны быть достаточно большими, удобными для обзора. Если у вас есть только карты, помещенные в конце вашей Библии, лучше будет схематично набросать карту на доске.

Карты надо классифицировать в соответствии с историческими периодами. Карту Палестины времен Христа вряд ли можно использовать для иллюстрации странствий Авраама.

Карты, на которых изображена слишком большая территория, часто теряют ценность за исключением тех случаев, когда учитель хочет сделать обзор. Лучше всего пользоваться картами конкретных территорий, таких, как Египет, Палестина, Иерусалим или Месопотамия.

Учитель мог бы сочетать общение и обучение, предложив своему классу составить физическую карту Палестины. Если отмечать на карте основные события, о которых идет речь в материале урока, то это закрепит факты в сознании и сделает обучение приятным. Можно использовать пасту, изготовленную из муки, квасцов и соли. Главное здесь — не метод изготовления карты, а акцент на обучение и понимание библейских фактов.

Таблицы и схемы

Схемы и таблицы незаменимы при преподавании пророчеств Даниила и Откровения. Тему тысячелетнего царства и святилища почти невозможно представить себе без наглядных средств обучения. Успех Уильяма Миллера в проповеди пророчеств в значительной степени объяснялся тем, что он использовал схемы и таблицы. Мы верим, что Святой Дух направлял его разум, побуждая использовать этот метод обучения.

Таблицы и картины проясняют многие вещи и повышают интерес к уроку. При изложении этих трудных тем абсолютно необходимо пользоваться схемой пророчества о 2300 днях или схемой пророчества о 1260 днях.

Таблицы и схемы можно изобразить на доске мелом, на складной карте или с помощью эпидиапроектора по мере продвижения учебного процесса. Это дает преимущество одновременно сосредоточиваться на чем-то одном.

Хронологию периода патриархов или параллельных периодов в царствах Иуды и Израиля лучше всего можно понять с помощью таблиц.

В качестве примера приведена иллюстрация продолжительности жизни допотопных патриархов.

Проекционные наглядные средства

Эти средства широко используются в образовании и промышленности. Существует множество разновидностей: диапроекторы, эпидиапроекторы, кинопроекторы, слай-допроекторы и темные проекторы — это всего лишь несколько разновидностей. У многих церквей есть свои диапроекторы, эпидиапроекторы, кино- и видеопроекторы. У многих людей есть слайдопроекторы.

Если ваш класс занимается в общем зале вместе с другими классами, то будет трудно использовать проецируемые средства наглядного обучения. Если же вы имеете отдельную классную комнату, то находите время использовать эти средства обучения.

Проецируемый материал привлекает внимание, поддерживает интерес и помогает уточнять идеи. Прежде чем использовать кинофильм или диафильм, учителю следует немного рассказать об этом материале, объяснить его предназначение и предупредить учащихся, чего им следует ожидать. В заключение преподаватель может поинтересоваться: «Что мы выучили? Как увиденное поддерживает наш сегодняшний урок субботней школы? К каким переменам в нашей жизни приведет новое знание?» Позаботьтесь о том, чтобы диафильм или кинофильм был непосредственно связан с вашим уроком и не занимал слишком большую часть от общего времени занятия.

Диафильмы используются все более широко. Существуют самые разнообразные диафильмы продолжительностью от 10 до 12 минут. Это позволяет оставить достаточно времени для дискуссии, учебной деятельности и практических выводов. Оборудование сравнительно недорого и легко управляемо.

Имеются диафильмы на разные темы — происхождение Библии, география, история, воспитание детей и библейские доктрины. Многие диафильмы поставляются в комплекте с описаниями и инструкциями по эксплуатации. В других есть только текст.

Эпидиапроекторы очень популярны по вполне объяснимой причине — они многофункциональны. Пленки можно заготавливать заранее. Накладывая одно изображение на другое, можно получить объемное изображение. Вы можете двигаться от простого к сложному. Учитель имеет возможность рисовать или писать во время беседы и в то же время стоять лицом к классу и наблюдать за реакцией учащихся. Он едва ли в состоянии сделать это, когда пишет мелом на доске или пользуется складной картой. Выдержки из Библии или Духа пророчества можно размещать на экране, тем самым подкрепляя дискуссию.

Но надо не переусердствовать в применении даже очень хороших наглядных средств обучения. Доски и мел, складные карты и эпидиапроекторы не должны быть поводом для чрезмерного увлечения лекционным методом. Сочетайте эти прекрасные средства с дискуссионной и другой учебной деятельностью.

Важно заранее просматривать все фильмы. Это поможет вам встроить фильм в свой план урока. Необходимо установить и отладить оборудование и все подготовить до начала занятия, чтобы не терять драгоценных минут в классе. Помните, технические пособия призваны не только показывать интересные вещи, но и помогать вам закреплять вашу цель обучения. Вот почему так важна дискуссия после показа фильма. Пусть члены класса скажут вам, каким образом данный фильм связан с темой урока и как должна измениться наша жизнь.

Эпидиаскоп позволяет вам брать картины, графики, таблицы и печатный материал и проецировать его на экран. Он полезен тем, что дает возможность проецировать на экран таблицу или картину. Таким образом можно показывать всей группе статьи из периодики и главы из книг. Однако проецировать можно материалы, не превышающие по размерам 25×25 см. Другим недостатком является то, что для проецирования требуется почти полная темнота.

Важные вопросы по поводу ваших наглядных пособий

1. Позволяют ли мои наглядные пособия закреплять центральную истину урока субботней школы?

2. Как и где они вписываются в мой план урока?

3. В самом ли деле я использую их для преподавания или просто ради самого показа?

4. Не будут ли эти материалы отвлекать от главной темы моего урока?

5. Используя диафильм или кинофильм, запланировал ли я вступление и рассказал ли классу о своих целях и о том, чего следует ждать от фильма?

6. Сформулировал ли я тщательно свои вопросы, что бы использовать их сразу после показа?

7. Просматривал ли я предварительно данный фильм?

8. Приготовил ли я до начала занятия все свои пособия и оборудование?

Заплатить цену

Вы должны быть готовы заплатить цену за успешное обучение — найти и использовать надлежащие технические средства. Мы понимаем, что нести в класс наглядные пособия не совсем удобно, но ваши учащиеся по достоинству оценят их, если они используются по делу и помогают возрастанию качества обучения.

Мы завершаем эту главу словами доктора Рея К. Стедмана: «Бог любит наглядные средства. Он рассыпал их по всей земле и развесил на небе. Иисус щедро использовал Божьи наглядные пособия, помогая людям понять духовную истину. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут». «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье». «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они, обратившись, не растерзали вас». «Вы соль земли» и т. д. Вполне вероятно, что вся природа была создана для того, чтобы проиллюстрировать на физическом, видимом уровне то, что все время происходит в невидимой, духовной сфере. Все это весьма точно выразила в своем стихотворении Элизабет Баррет Браунинг:

«Все на земле о вечности вещает;

Во всех кустах горящих Бог царит.

Но лишь узревшие Его снимают обувь с ног,

А остальные — срывают ягоды с него!»

От теории к практике

Цель:

Научиться сочетать лекционный метод с использованием наглядных пособий и с другими методами.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы.

Д. Запланируйте способ привлечения внимания.

Метод:

подготовить план короткой лекции — не более чем на 15 минут — и охватить основные мысли урока. В последние 20 минут занятия используйте другой метод. См. 7-ю главу, в которой описана учебная деятельность в дополнение к лекции. Последние пять минут следует посвятить практическим выводам из урока. Непременно закрепите материал лекции с помощью наглядных пособий. Объявите классу план занятия.

Оцените:

свои действия в конце урока.