Глава 12. Воодушевлять на изучение Библии

Библия — это наш учебник и самое сердце субботней школы, но сегодня многие преподаватели религии обращаются к гуманистической философии с тем, чтобы вызвать в людях желательные перемены. Я находился в Академии искусств во Флоренции, когда этот факт всплыл в моем сознании. В одном из больших залов выставлены некоторые шедевры Микеланджело. На другой стороне зала размещены статуи людей, «вырывающих себя из скалы». Согласно гуманистической концепции, человек сам себя лепит, он высекает себя из камня. Своими усилиями человек может якобы освободиться из темницы стихии. Путем невероятных усилий человек якобы в состоянии одержать победу.

Да, действительно, человек достиг впечатляющего технического прогресса. Он преодолел звуковой барьер, вышел в космос, ходил по поверхности луны. Пересадка почки и коронарное шунтирование стали обычными хирургическими операциями. Во многих странах по сути дела полностью искоренены такие заболевания, как дифтерия, оспа и полиомиелит. С помощью радиотелескопов мы проникаем в космос на расстояние в миллиарды световых лет.

Хирург может удачно выполнять сложные операции на сердце, но он не в состоянии достучаться до сердца собственной жены. Преступность растет с каждым днем, торговцы наркотиками насильно сажают детей на иглу, статистика разводов ужасает, государства угрожают друг другу ядерным уничтожением. Уровень современной музыки, искусства и литературы неуклонно падает.

Бог говорит

Старания человека «вырвать себя из камня» привели только к изнеможению и отчаянию. Бог говорит: «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены» (Ис. 51:1).

Человек не сам себя сотворил. Бог сотворил человека, и только Он может спасти его, восстановить и искупить. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5).

Опросы показывают, что большинство людей верят в существование высшей силы, какое-то подобие Бога, Который находится «где-то там» и Который создал Вселенную. Но наш Бог не безмолвен, Он постоянно с нами беседует. Господь сказал, и человек появился на свет. В ветхозаветные времена Бог говорил через пророков. «Посему Я поражал чрез пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет» (Ос. 6:5).

Субботняя школа — это часть процесса высекания. Мы видим в природе доказательства того, что ее Автор есть Бог порядка, любитель всего прекрасного. Но природа умалчивает о спасении и искуплении. Природа не возвещает благую весть об освобождении от греха. Деревья, цветы и даже звезды ничего не говорят о добре и зле, правде и неправде.

В Библии Бог открывает правду о Себе и о человеке. Мы имеем в Писании абсолютное вселенское мерило, по которому судим о себе и об общественном порядке. И что самое важное, Писания во свете жертвы Христа объясняют, что такое грех, падшая человеческая природа и план спасения.

Назад к Библии

Протестантская Реформация отвергла элементы гуманизма, которые официальная Церковь заимствовала у греко-римских мыслителей, и призвала Церковь вернуться к Библии. Главной темой проповеди реформаторов была Библия и только Библия — «Сола Скриптура». Адвентисты седьмого дня наследовали эту традицию. Наша задача, как об этом провозгласил Лютер, заключается в проповедовании Библии как единственного правила веры и жизни.

Сегодня многие основные конфессии отвергли Библию как высшего арбитра истины и обратились к гуманистическим решениям. Псевдохристианские секты (Богородичный центр, Белое братство и проч.) проповедуют «иррациональную религию.

Адвентистская Церковь не живет изолированно от современных направлений религиозной мысли. Мы подвергаемся влиянию современной религиозно-философской мысли. Философия и психология соблазняют нас не уделять слишком большого внимания Библии. В этих науках есть рациональное начало, и его не следует отвергать, но Библия должна оставаться на первом месте и быть для нас высшим авторитетом.

Наши дискуссии в субботней школе должны основываться на Слове Божьем. Слишком часто в субботней школе можно услышать фразы типа: «Я именно так это чувствую» или: «Вполне логично предположить». На самом деле вопрос надо ставить так: что говорит Бог, есть ли слово от Бога? Учителя субботней школы должны взять на себя ответственность за то, чтобы направлять классы к исследованию Писания. В разговорах о религии может быть много слов и мало содержания.

Место Писания в субботней школе

Место Писания в наших субботних школах было ясно определено Еленой Уайт: «Я глубоко заинтересована в распространении наших субботних школ по всей стране, потому что считаю их Божьими инструментами обучения нашей молодежи библейским истинам» («Советы по работе субботней школы», с. 10). «Субботняя школа дает родителям и детям ценную возможность для изучения Слова Божьего… Другие книги должны быть второстепенными по отношению к Слову Божьему» (там же, с. 41, 53).

Обратите внимание, что дает учащимся изучение Библии:

1. «Слово уничтожает плотскую, земную природу и дает новую жизнь в Иисусе Христе» («Желание веков», с. 391).

2. «Наполнение сознания библейской истиной… оградит душу» («Советы по работе субботней школы», с. 36).

3. «Расширяет ум» («Советы родителям и учителям», с. 396).

4. «Ничто другое не обладает такой способностью заряжать разум энергией и укреплять интеллект» («Служители Евангелия», с. 249).

5. «Возвышает и облагораживает» («Советы родителям и учителям», с. 396). «Принятие Слова, хлеба с небес, приравнивается к принятию Самого Христа» («Ревью энд Геральд», 23 ноября 1897 года).

Почему ток мало людей изучают уроки субботней школы

Уроки субботней школы предлагают Церкви стройный план изучения Библии, однако статистика свидетельствует, что только около 20—25 процентов членов нашей Церкви выполняют ежедневный план изучения. Почему так мало адвентистов следуют этому плану? Некоторые из них предпочитают альтернативный план изучения Библии, но многие члены Церкви вообще никогда не читают Библию.

Вестница Божья выявляет основные причины, по которым люди не изучают Слово. «Многие молодые люди говорят: у меня нет времени на изучение материала урока. Но чем они заняты? Некоторые тратят каждую свободную минуту на то, чтобы заработать несколько лишних центов. Но если бы они посвящали это время изучению Библии и претворяли в жизнь ее наставления, то сэкономили бы больше, чем они зарабатывают во внеурочное время. Библия помогла бы им сэкономить немало денег, которые они тратят на ненужные украшения, и сохранить бодрость ума, чтобы вникать в тайну благочестия. «Начало мудрости — страх Господень». Но эти молодые люди, называющие себя христианами, прежде всего удовлетворяют желания плотского сердца, следуя своим наклонностям, а данное Богом время испытания, дарованное им для ознакомления с драгоценными истинами Библии, посвящается чтению бульварных романов» («Советы по работе субботней школы», с. 21).

В этом параграфе высвечены четыре причины:

1. Сребролюбие

2. Стремление наряжаться

3. Следование нашим наклонностям

4. Чтение вымышленных рассказов (Как вы думаете, нельзя ли включить в этот пункт и просмотр телевизора?)

Для многих людей Библия — таинственная Книга. Это летопись древнего мира со странными именами, культурой и мышлением. В ней описан мир, сильно отличающийся от нашего. В ней много литературных жанров: исторический, повествовательный, апокалиптический, эпический, поэтический, притчевый и т. д. — и каждый требует своих принципов истолкования.

Помогайте членам вашего класса знакомиться с Библией. Объясняйте принципы толкования Библии, еврейской поэзии и апокалиптической литературы. Если вы уделите какое-то время определению слов, описанию стран, обычаев и народов, то воодушевите людей на изучение Библии. Хороший библейский словарь — бесценный инструмент при знакомстве с Библией.

Ожидайте от своих учащихся активной учебы

Большинство учителей субботней школы на самом деле не ожидают, что их учащиеся станут углубленно изучать Библию. Учитель, долгое время читающий лекции, не поощряет изучение материала урока. Поэтому учащийся думает: «Зачем мне учить его? Учитель обо всем сам расскажет».

Педагог, желающий добиться участия, будет готовить учащихся к активной учебе. Это побудит их заблаговременно готовиться к уроку. В классе, где ведется хорошая дискуссия и глубоко исследуется Библия, человек, не привыкший добросовестно изучать урок, вскоре почувствует себя в изоляции. Учащийся, считающий себя активным участником учебного процесса, захочет изучать урок не из чувства долга и желания добиться поставленной перед классом цели, а потому, что ему захочется осознанно участвовать во всех мероприятиях.

Обучайте с помощью своей Библии

В чтении Библии сокрыта огромная созидающая сила. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Когда учащиеся, читая Библию, делают открытия, выделяют слова и фразы, восполняющие их нужды, и вникают в них — они восхищаются Священным Писанием и, придя домой, продолжают изучать его самостоятельно.

Если вы будете читать Библию вместе с учащимися, то воодушевите их на ее изучение. Некоторые учителя редко читают Библию или предлагают учащимся читать ее. А другие так часто обращаются к библейским текстам, что учащиеся не успевают следить за ними и вскоре превращаются в пассивных слушателей. Неудивительно, что люди не приносят с собой Библию — она им просто не нужна. В квартальном пособии ради удобства печатаются некоторые тексты Писания, но это может оказаться медвежьей услугой. Учитель, преподающий урок на основании квартального пособия и, по сути дела, не читающий Библию, сам того не желая, отучает своих подопечных от изучения Слова Божьего.

Первые адвентисты исследовали Библию. Они знали ее и умели изучать различные темы Писания. Но сегодня адвентисты седьмого дня годами ходят в субботнюю школу, добросовестно проходят урок по квартальному пособию, но так и не развивают у себя навыков исследования Библии. Чрезмерная зависимость от пособий, справочников и утренних чтений может стать той пищей для ума, которая формирует духовно незрелых людей. Давайте учить наш народ пользоваться этими пособиями только как своего рода трамплином для независимого изучения Библии.

Мы можем стать знатоками Писаний, способными правильно преподавать Слово истины. Отдельный текст надо рассматривать и понимать в его контексте и видеть во взаимосвязи с темой великой борьбы и плана спасения. «Как рудокоп ищет золотую жилу в горах, с таким же усердием и настойчивостью мы должны искать сокровище Божьего Слова… Библия сама себя истолковывает. Необходимо сравнивать текст с текстом. Учащегося надо учить рассматривать Слово как единое целое и понимать взаимосвязь его отдельных частей. Ему следует глубже познавать величественную центральную тему — изначальные намерения Бога в отношении нашего мира, а также начало великого противостояния и дела искупления» («Советы родителям и учителям», с. 461, 462).

Великое сокровище

Одним из великих сокровищ нашей Церкви являются произведения Елены Уайт. Бог послал нам потоки света вдохновения, совета, обличения и руководства в личной жизни. Но этот дар был дан не для того, чтобы подменить Библию. Он никогда для этого не предназначался. Дар Духа пророчества — меньшее светило, которое ведет к большему светилу. Сама Е. Уайт писала:

«…Чтобы люди ничем не могли себя оправдать, Бог дает им понятные и конкретные свидетельства, возвращая их обратно к тому Слову, советами которого они пренебрегали… Свидетельства должны не умалять Слово Божье, но возвышать его и привлекать к нему людей, чтобы истина в своей чудесной простоте на всех производила должное впечатление» («Христианский опыт и преподавание», с. 249).

Некоторые учителя субботней школы читают одну цитату за другой, связывая их между собой собственными комментариями. Это неправильное использование дара. Мы должны обучать Слову, «верно преподавая слово истины» (2 Тим. 2:15). Для этого нам надо постоянно пользоваться симфонией и Библией параллельных ссылок. Читайте Библию в разных переводах.

Сравнив один текст Писания с другим, мы можем затем обратиться к Духу пророчества как Божественному комментарию на Слово. Этот дар поможет нам понять, применять и усваивать Слово. Цитаты из Духа пророчества могут успешно использоваться в качестве призыва.

В произведениях Елены Уайт дается прекрасная, подробная информация о людях, их обычаях и культуре. Елене Уайт в видениях были представлены многочисленные детали разворачивающейся драмы библейской истории. В процессе подготовки начинайте со Слова, а затем читайте Божественные советы, чтобы почерпнуть в них дополнительную информацию и вдохновение.

Волнующее открытие

Когда старатели спустились к подножью Сьерры и появились на улицах Сан-Франциско с золотыми слитками в руках размером с грецкий орех, весь город пришел в волнение! Люди бросали свои магазины, работу, семьи и отправлялись в страну Мазер Лоуд. Сотни кораблей причаливали в гавани Сан-Франциско после того, как корабельщики заразились золотой лихорадкой. Золото стало волшебным словом, полностью менявшим людей.

Когда учащиеся субботней школы обнаруживают величайшее Сокровище Иисуса, в Его Слове, то обращаются к Писаниям с большой надеждой! Библия уже не кажется им скучной. Отпадает желание заниматься мирскими пустяками. Учащиеся будут приходить в класс переполненные идеями, вопросами, горящие желанием принять активное участие в дискуссии. Естественным результатом станет динамичное взаимодействие и обучение.

Один из самых мощных стимулов изучения Библии — это радостное волнение и предвкушение очередного открытия. Люди склонны повторять любую деятельность, лишь бы она вознаграждала их. Иисус проиллюстрировал этот факт в притче о сокрытом сокровище. Человек, случайно откопавший сокровище, навсегда изменился. Один лишь взгляд на многочисленные золотые монеты, жемчужины и драгоценные камни преобразил его. Он вел себя, как безумный, продавая все, что попадалось ему под руку. Он распродал все свое имущество, чтобы купить заветное поле. И когда человек находит в Писании жемчужину огромной цены, он привязывается к Библии всей душой.

Иеремия сказал: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер. 15:16). Давид сравнивал Слово с «медом из скалы» (Пс. 80:17). Бог никогда не оставляет без награды тех, кто приходит к Слову в смирении и с открытым сердцем, желая знать и исполнять Его волю. Иисус открывает Себя в Своем Слове; на его страницах Он раскрывает Свою любовь. Христос — наше бесценное сокровище.

Научите свой класс изучать Библию «Урок субботней школы надо осваивать, не поспешно пробегая глазами тексты Писания для утреннего субботнего занятия, а прилежно изучая материалы следующего урока уже в субботу после обеда, а затем вместе с иллюстрациями повторяя их на протяжении всей недели. Таким образом урок осядет в памяти, и это сокровище никогда не будет полностью потерянным» («Советы по работе субботней школы», с. 43).

Это очень ценный с учебной точки зрения совет. Прилежное изучение нового материала в ту же субботу обеспечивает хороший обзор. Затем, когда учащийся повторяет разные аспекты урока в течение недели, он делает это с положительным настроем. Факты вписываются в общую связную картину. Помните: «Учащемуся надо учиться рассматривать Слово как единое целое и понимать взаимосвязь его частей». Когда у человека сложится ясная, целостная картина, он может приступить к изучению отдельных стихов. «Учащемуся следует взять один стих и сосредоточиться на выяснении того, что Бог хочет сказать ему через данный стих, а затем размышлять над этой мыслью, пока она не станет его собственной» («Советы родителям и учителям», с. 461).

Учите своих подопечных выявлять и подчеркивать ключевые слова и фразы и изучать контекст или параграф Писания. Покажите им, как пользоваться ссылками. Принесите Симфонию и научите их пользоваться ею. Помните, мы пытаемся возродить «исследовательский дух».

Размышление стало в нашем суетном, современном мире почти утраченным искусством. Развивайте у себя привычку размышлять над уроком субботней школы по дороге на работу или во время выполнения рутинных заданий. Все время задавайте себе вопрос: «Что Бог говорит мне в этом отрывке?» Давид сказал: «В мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38:4). «Размышляю об откровениях Твоих» (Пс. 118:99). Размышление дает возможность Святому Духу открыть новые перспективы и произвести изменения в жизни.

Заучивание наизусть текстов Писания становится «забытым искусством». Давайте воодушевлять наших учащихся на то, чтобы они каждую неделю запоминали основной стих. Предоставляйте учащимся возможность повторять текст и делиться теми мыслями и той личной вестью, которую Бог сообщил им в данном отрывке.

Воодушевляйте учащихся каждый день изучать урок

Каждую неделю вам следует выделять какое-то время, чтобы воодушевлять учащихся изучать материал следующего урока. Серьезный подход к стимулированию учащихся и ревностная молитва принесут свои плоды в виде более интенсивного изучения и пробуждения интереса к уроку субботней школы. Главное — пробудить любопытство и интерес. В «мыльных операх» очередная серия заканчивается на самом интересном моменте. Иисус сказал, что люди мира сего намного догадливее сынов света.

Наверное, самым сильным средством обучения является хороший вопрос. Предположим, следующий урок посвящен прощению. Чтобы воодушевить слушателей на учебу, учитель говорит: «У нас у всех врожденное чувство справедливости, и тем не менее нас учат прощать — даже до седмижды семидесяти раз. При изучении урока на следующую неделю постарайтесь выяснить, как мы можем совместить правосудие с прощением. Попытайтесь найти в Библии хороший пример такого совмещения и пересказать его классу».

Как воодушевлять на ежедневное изучение

Предположим, тема занятия на следующую неделю — «Церковь». Вы берете апельсин и говорите: «Я прошу вас очищать апельсин перед тем, как вы начинаете изучать урок субботней школы. Постарайтесь запомнить все, что вы найдете в апельсине: его цвет, мякоть, качество, размер долек, питательные вещества и т. д. На следующем занятии будьте готовы рассказать нам, что общего вы нашли между апельсином и Церковью».

Пользуйтесь складной картой. Предположим, ваша тема на следующую неделю — «Исповедание». Вы могли бы написать на складной карте такое высказывание: «Задание на следующую неделю: будьте готовы обсуждать влияние библейского исповедания на чувство собственного достоинства».

Домашние задания. Попытайтесь использовать домашние упражнения. Подготовьте «листок согласия—несогласия», попросите свой класс заполнить его и принести на следующее занятие. (См. 7-ю главу).

Используйте упражнение на связь слов. Этот метод широко используется в системе образования. Напишите на сложенном вдвое листе бумаге четыре или пять слов, оставив возле каждого слова место для письма. Попросите учащихся не открывать страницу, пока они не приготовятся к учебе. До того, как они начнут изучать урок, попросите их изложить в одном-двух предложениях первую мысль, которая придет в их голову после прочтения каждого слова. Если бы темой урока было прощение, такими словами могли бы быть: доверять, терпеть, сетовать. В конце недели попросите учащихся вспомнить их записи и сказать, изменились ли их чувства.

Заблаговременные дискуссионные вопросы. С помощью учительского варианта квартального пособия выберите четыре или пять хороших дискуссионных вопросов, размножьте, чтобы хватило всем учащимся. Выдайте каждому по экземпляру и попросите учащихся подготовиться к обсуждению этих вопросов в следующую субботу.

Перефразирование. Попросите класс перефразировать основной текст, напечатанный на первой странице урока на следующую неделю. Попросите учащихся быть готовыми прочитать классу свое перефразирование в следующую субботу и обсудить его значение.

Написать газетный заголовок и ведущий параграф. Предположим, что тема урока на следующую неделю — «Распятие». Попросите учащихся сыграть роль репортеров, которым поручено написать статью о распятии Иисуса из Назарета. Во время занятия попросите учащихся прочитать их статьи. Обсудите, как меняется отношение человека к этому событию после того, как он полюбит Спасителя. Как сегодня на нас влияет мнение правоверных иудеев?

Мы рассматривали внутреннюю мотивацию учебы. Под ней мы понимаем внутренние стимулы, которые побуждают нас учиться потому, что мы этого хотим и нам это интересно. Иисус использовал именно внутреннюю мотивацию, побуждая людей исследовать Писания. Мы ничего не сказали о постановке целей, лентах или знаках отличия, или даже об учебе из чувства долга, потому что все это внешняя мотивация.

Все зависит от вас

Как уже говорилось, самые сильные стимулы для изучения Библии даете вы, учитель. Если вы любите Слово, если вам нравится углубляться в шахту истины и больше узнавать об учении Иисуса — одно это станет мощным стимулом для учебы. Восторг заразителен. Если вы восторженно рассказываете о своих открытиях в процессе изучения Слова, то и ваши учащиеся придут в волнение и неподдельный восторг.

Пусть Слово станет радостью и весельем наших сердец, а мы, учителя, воистину возалкаем и возжаждем правды, и этой радостью заразим всех учащихся нашего класса.

Заключительное слово

Люди приходят в субботнюю школу из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Это драгоценные люди, за них Христос заплатил бесконечно высокую цену. Но как много человек не готово к возвращению Господа. Некоторые отходят и просто теряются, и никто особенно не жалеет о них.

Кто-то из хорошо одетых, улыбчивых и внимательных людей, сидящих в наших классах, в душе своей унылы и близки к тому, чтобы все бросить. «У меня все в порядке», — говорят они. Поэтому и мы, учителя, считаем, что все хорошо. У многих внутри сидит обида, многие переживают личную трагедию и жаждут услышать слова утешения и наставления. Внезапно начинают ползти слухи о разводе, и это приводит нас в состояние шока. «Но они же сидели рядом в моем классе всего три недели тому назад». Вы говорите себе: «Если бы я знал, то, наверно, смог бы помочь им».

Учитель класса субботней школы для взрослых с момента начала своей деятельности берет на себя огромную ответственность. Его работа не менее важна, чем труд пастора.

Мы уже достаточно сказали о методах преподавания, и они действительно важны. Но самый важный фактор — это наша связь со старшим Учителем и сила Святого Духа в нашей жизни и преподавательской деятельности. «Сколько раз пробивал час, когда надо было действовать, но работника не оказывалось на боевом посту! Можно было бы сказать ободряющие слова и помочь душам, борющимся с искушением, но эти слова так и не были произнесены. Можно было бы приложить целенаправленные личные усилия и спасти душу от смерти, покрыв множество грехов, но никто не предпринял этих усилий. Нерадивым придется ответить за свою нерадивость в день Божий» («Советы по работе субботней школы», с. 71).

«Нашим учителям надо по-настоящему обратиться и познать на личном опыте, что значит бороться с Богом… Кто будет усердно трудиться на благо душ в наших субботних школах?.. Кто возьмет на себя эту серьезнейшую ответственность и начнет печься о душах как обязанный дать отчет?» (Там же, с. 74, 75).

Будем мужаться. Учащиеся Христа были такими же слабыми людьми, как и мы, но взаимоотношения со Спасителем произвели глубокую перемену в их жизни. Обратите внимание на следующее описание:

«На них были скромные одежды рыбаков. Они не имели земных благ, но имели познание истины и приняли эту истину в свою жизнь. И это было особенно ценно в очах Неба и давало им право занять высокое положение учителей. Они не учились в школах пророков — их на протяжении трех лет обучал величайший Учитель, Которого когда-либо знал мир. Благодаря Его наставлениям они обрели благородство, силу ума и стали орудиями Божьими, посредством которых люди могли познавать истину» («Желание веков», с. 809).

Секрет отличной успеваемости состоит в тесной связи с великим Учителем и общении с Ним. «Мы тоже можем общаться со старшим Учителем и учиться «преподавать так, как преподавал Иисус». «Если они будут трудиться вместе с Ним и Его Божественная сила соединится с их человеческими усилиями, они никогда не потерпят поражения» («Желание веков», с. 811). Ключ к нашему успеху тот же — трудиться вместе с Ним, чтобы Его Божественная сила соединялась с нашими человеческими усилиями. В этом залог успешного преподавания и силы для приобретения душ.

Наша молитва о том, чтобы в эти заключительные мгновения земной истории мы посвятили себя выполнению поручения Иисуса — преобразовывать людей по Его подобию. Пусть те, кого мы учим, услышат голос старшего Учителя, станут учащимися и сядут с нами у ног Иисуса в Царстве Отца нашего.

От теории к практике

Цель:

Научиться планировать конкретную деятельность, чтобы воодушевить учащихся каждый день в течение следующей недели изучать урок субботней школы.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы.

Д. Запланируйте способ привлечения внимания.

Метод:

1. Высказать конкретные предложения о том, как надо изучать урок.

2. Выделить три минуты для упражнений, задания или обзора, который вдохновит на изучение следующего урока.

Оценить:

сравнить количество людей, ежедневно изучавших урок на текущей неделе, с теми, кто будет ежедневно изучать урок на следующей неделе.

([1]) Фрэнк А. Логан «Основы обучения и мотивации» (Dubuque, Iowa Wm. С. Brown Co., 1970), с. 2.

([2]) Рэндольф Крамп Миллер «Обучение христианскому образу жизни» (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1956), с. 42.

([3]) Авраам Мэслоу «Мотивация и личность» (New York: Harper & Row Publishers, 1954), с. 19-58

([4]) Там же.

([5]) Из книги «Развитие и образование человека» Роберта Дж. Хавигхурста. Издательские права оформлены в 1953 году Лонгман Инк. Впервые издано фирмой «Longmans, Green & Co., Inc. Репринтное издание с разрешения «Лонгман», с. 2.

([6]) Из книги Роя Б. Зука и Джин А. Гец «Обучение взрослых в Церкви». Издательские права оформлены в 1970 году типографией Муди, Библейским институтом Муди в Чикаго. Используется с его разрешения, с. 37, 38.

(1) Джон Т. Сисемор «Чертежи для преподавательской деятельности» (Nashville, Tennessee: Broadman Press, 1964), с. 45.

(1) Ф. Б. Эдж «В помощь учителю» (Nashville, Term.: Broadman Press, 1959), с. 24. Используется с разрешения.

(2) Ф. Б. Эдж «Обучение ради достижения результатов» (Nashville, Term.: Broadman Press, 1956), с. 106. Используется с разрешения.

(1) .Лоренс Ричардс «Учение о Церкви: содержание без контекста», «Христианство сегодня», 15 апреля, 1977г.

(2) Там же.

(3) Карл Роджерс, цитата из книги «Психология образования, развивающий метод» (Menlo Park, CA.: Addison-Wesley Publishing Co., 1974), с. 256.

(1) Доктор Дэн Бэрроу «Библия и учитель —методы в религии» (Неизданная рукопись отдела образования, Колледж Тихоокеанского униона, Angwin, California).

(2) А. Т. Робертсон «Словесные картины Нового Завета» (Nashville, Tennessee: Broadrnan Press, 1930), т. 3, с. 274, 275. Используется с разрешения.

(3) Джон Т. Сисемор «Чертежи для обучения» (Nashville, Tennessee: Broadrnan Press, 1964), с. 72. Используется с разрешения.

(1) Барбара Дж. Болтон и Чарльз Т. Смит «Библейская учебная деятельность» (Glendale, Calif.: Gospel Light Publications, 1973), с. 6

(2) Джон Маккинли, «Творческие методы для взрослых классов» (St Louis, Missouri: The Bethany Press, ((c) ) 1960), c. 11

(3) Джеймс Д. Уильяме «Обучение взрослых» (Nashville, Tenn. Convention Press, ((c)) 1969), c. 72. Используется с разрешения.

(1) Джон Т. Сисемор «Чертежи для обучения» (Nashville, Tennessee: Broadman Press, 1964), с. 28. Используется с разрешения.

(2) Карл Роджерс «Передача информации: формирование блоков и подача», «Информационный бюллетень Северо-западного университета», том XX (апрель 1952 г.), с. 11.

(1) Доктор Финдли. Эдж «Обучение с целью получения результатов» «‘ (Nashville, Tennessee: Broadman Press, 1965), сс. 16, 17. Используется с разрешения.

(2) Джон Т. Сисемор. «Чертежи для обучения» (Nashville, Tenessee: Broadman Press, 1964), с. 88. Используется с разрешения.

(3) Из книги «Творческое преподавание Библии» Лоренса Ричардса. Издательские права оформлены издательством Муди, Библейский институт Муди в Чикаго. Используется с разрешения, с. 122.

(4) Дональд Джой. «Осмысленная учеба в Церкви» (Winona Lake, Indiana: Light and Life Press, 1969), c. 13.

(5) Из книги Лоренса Ричардса «Творческое преподавание Библии». Издательские права оформлены в 1970 году издательством Муди, Библейский институт Муди в Чикаго. Используется с разрешения.