12. Духом Его

Это произошло во время ужасающего бурана 1899 года. Улицы Бруклина были занесены снегом. Автобусы не могли тронуться с места. Многие дни не удавалось расчистить улицы города, все они, за исключением нескольких магистралей, были завалены снегом. Я жил на боковой улице. Снег местами доходил уже до пояса, а стихия все не унималась. У нашей полуторагодовалой дочки начался жар. Всю ночь она просила воды. Ослабев, она ничего не ела. На следующий вечер она лежала на коленях у матери. В какой-то момент она посмотрела вверх и произнесла запекшимися губами: «Мама, яблочко…» Моя жена, взглянув на меня, с болью сказала: «В доме нет яблок».

Девочка услышала ее слова, соскользнула с маминых колен и побрела ко мне. Прижавшись ко мне и заглядывая мне в лицо, она сказала: «Папа, яблочко». Ей нельзя было объяснить, что из дома трудно выйти, она не видела ни бури, ни снега. Она смотрела на отца и просила яблоко. Чувство, которое меня охватило, словами описать невозможно. Я немедленно поднялся и, надев штормовку, ринулся в бурю. Порой я полностью проваливался в сугробы, выкарабкиваясь с трудом, но был неизъяснимо счастлив, счастлив от мысли, что принесу яблоко как вознаграждение за веру, светившуюся в детских глазах. Я продвигался шаг за шагом, а потом, найдя искомое, со все увеличивающейся радостью торопился назад, к ребенку (см. А. Ф. Балленджер. Сила к благовествованию, с. 149, 150).

В прочувствованном рассказе Балленджера любовь к своему ребенку побудила отца бесстрашно ринуться в бурю, чтобы выполнить просьбу больной дочки. Разве это не напоминает нам слова Иисуса о том, что наш Небесный Отец желает одарить нас всяким благом? «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:11-13).

Нам следует задуматься над следующим вопросом: «Если наш Отец так стремится по благодати Своей излить на нас Дух Святой, то почему мы медлим испросить у Него этот дар? Если естественно ожидать, что даже строгие родители обеспечат своих детей едой, кровом и всем необходимым, то тем более нам следовало бы доверять бесконечно любящему Отцу и уповать на дар Святого Духа. В конце концов Он вполне обнаружил Свои намерения, послав нам Своего Единородного Сына (см. Ин. 3:16). «В наших беседах время от времени всплывает тема обетования о Святом Духе, но далее беглого упоминания об этом дело не идет… Если это обещанное благословение будет испрошено с верой, то получение его закономерно повлечет за собой ряд других благословений» (Свидетельства для служителей, с. 174, 175).

Возможно, одна из причин, объясняющая тот факт, что Святого Духа мы все еще не получили, заключена в экстремизме взглядов многих христиан на этот предмет. Распространена такая крайность, как желание помазания Святого Духа ради сентиментального выражения чувств и самопрославления. Подобный подход нас настораживает, и мы пытаемся избежать фанатизма и подлога в духовных вопросах. Другая опасность — в чрезмерной осторожности. Порой мы так остерегаемся получить ложный дух, что при этом лишаем себя Духа Святого.

Конечно же, в эти последние дни нам следует быть осторожными и различать, что есть истина, а что — нет. Мы, разумеется, знаем, что сатана попытается обмануть даже избранных Божьих (см. Мф. 24:24). Но, с другой стороны, сатана также пытается сделать нас сверхосторожными и духовно бесчувственными, лишив тем самым общения с истинным Святым Духом. Он специалист по обманам и не гнушается никакого способа, чтобы обмануть народ Божий, — лишь бы обмануть. В чем мы поистине нуждаемся, так это в том, чтобы, приблизившись ко Христу как можно ближе, обрести духовную интуицию и понять подлинную роль Святого Духа в благовествовании. Без Святого Духа мы просто не сумеем быть Его свидетелями и следовать за Ним. Так что это отнюдь не отвлеченный вопрос, к которому можно относиться с безразличием. «Но сотвори Господь вновь то, что произошло в день Пятидесятницы, многие из тех, которые ныне утверждают, что исповедуют истину… разразятся криками: «Смотрите, смотрите, фанатики!»… Найдутся те, кто при сошествии на людей Духа Божьего будут недоумевать и критиканствовать, поскольку их сердца останутся холодными и бесчувственными» (Избранные вести, кн. 2, с. 57).

Говоря о благовествовании, мы вновь и вновь обращались к примеру Христа. Но хотим также подчеркнуть, что Иисус являет Себя силою Святого Духа. Именно Святой Дух дает нам силы для благовествования. Без Него мы представляем только самих себя, но отнюдь не Христа. Без Него наше свидетельство становится эгоцентричным, холодным и утрачивает всякую силу. В Новом Завете Святой Дух неразрывно связан с проповедью Евангелия. Однако поскольку Христос воспринимается нами как нечто более реальное, чем Святой Дух, то для нас как-то естественнее обращаться к Сыну Божьему.

«Похоже, вывод о том, что Святой Дух — это нечто эфемерное, то есть некая идея или влияние, скоропалителен. В Писаниях Он представлен действующей Личностью, такой же, как Отец или Сын. По сути, близость этих трех Личностей Бога очевидна хотя бы из описаний Святого Духа как «Духа Божия», «Духа Христова» в Рим. 8:9» (Филипп Самаан. Портреты Мессии в Книге Захарии, с. 53, 54).

Каковы же тогда взаимоотношения между Святым Духом и Христом? Его работа «связана воедино с жизнью Христа и Его служением. Он был ближайшим соработником Христа от начала. Христос был зачат от Святого Духа (см. Мф. 1:20), от Духа Святого Он получил и помазание во время крещения, с этого момента и началось Его общественное служение (см. Ин. 1:32-34). Святой Дух был послан, чтобы занять место Христа как Утешителя, и Он пребывает среди нас как личный Представитель Христа (Ин. 14:16-26). Он говорит не только от Себя, но свидетельствует о Христе и прославляет Его (см. Ин. 16:13, 14; 15:26)» (там же, с. 54).

Свое служение свидетельства о Христе Святой Дух несет совместно с Отцом, а совместно с Сыном выполняет свидетельствование об Отце. Обратите внимание, каким образом мы вписываемся в эту схему, в которой все свидетельствуют не о себе, а о других. Небезынтересна и последовательность взаимного свидетельства. 1. Отец свидетельствует о Сыне (см. Ин. 5:30-32; 37). 2. Сын, в Свою очередь, свидетельствует об Отце (см. Ин. 14:8, 9). Он действительно «свидетель верный и истинный» (см. Откр. 3:14; 1:5). 3. Святой Дух указывает на Сына и представляет Его (см. Ин. 16:13-15). 4. И, наконец, мы, будучи исполнены Другим Свидетелем, свидетельствуем о Христе. Он являет Себя в нашем служении. «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).

Далее, по мере изучения четырех Евангелий нам становится все более очевидным, что Святой Дух активно участвовал во всей деятельности Христа, особенно когда Он являл нам сущность Своего Отца. Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Святой Дух сошел на Иисуса во время крещения и на Нем пребывал (см. Мк. 1:12). Поэтому и Иисус крестил Духом Святым и огнем (см. Ин. 1:33; Лк. 3:16). Таким образом, Его крещение Духом Святым было посвящением на общественное служение, которое незамедлительно и началось (см. Лк. 3:23).

Более того, Лука сообщает, что Иисус был исполнен Духом Святым и «поведен был Духом» (Лк. 4:1). Затем Он вернулся из пустыни «в силе духа» (ст. 14), а в субботу вошел в синагогу и читал отрывок из Исайи, где говорилось о Нем и о Святом Духе. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).

В приведенном тексте сообщается о трех важных сторонах взаимоотношения Святого Духа с Иисусом. Во-первых, Дух Святой присутствует в Его жизни. Во-вторых, Святой Дух помазал Его. В-третьих, Он получил помазание от Святого Духа на проповедь Благой вести, на свидетельство и на служение людям. Таким образом, Отец дал Святого Духа Иисусу тогда, а нам — сегодня, ибо единственная цель помазания — это служение и свидетельство окружающим.

Также апостол Петр соединяет воедино Его помазание и служение. Поскольку «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета… Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян. 10:38).

Более того, Христос обратил особое внимание учеников на неразрывную связь между принятием Святого Духа и свидетельством: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Апостол Павел развил эту концепцию служения, говоря о различных дарах Духа, данных для устроения тела Христова, так чтобы каждая его часть могла служить остальным (см. Еф. 4:11, 12).

В таком случае, следование примеру Христа в благовествовании означает соединение Божественного с человеческим: Бога, Духа Святого и людей-посредников. Пример подобного сотрудничества: Дух Святой тронул сердце Филиппа, и он отправился благовествовать ефиоплянину. В то же самое время Он подготавливал сердце ефиоплянина, чтобы тот с радостью воспринял свидетельство Филиппа (см. Деян. 8:26-35). Дух Святой с нетерпением стремится вовлечь нас в Свою работу по привлечению к Богу окружающих нас людей, тех, кого Он уже соответствующим образом подготовил — и это должно нас вдохновлять. Сколько раз Святой Дух пытался использовать нас в совершенно неповторимых ситуациях, но, к несчастью, мы Ему воспротивились…

Не стоит надеяться, что можно убедительно свидетельствовать о Христе, если мы не исполнены Святым Духом. Иногда создается впечатление, будто некоторые деловые и миссионерские программы Церкви осуществляются вообще без участия Святого Духа. Будучи весьма заняты якобы Божьей работой, организованной в соответствии с нашей собственной мудростью и профессионализмом, мы можем даже не заметить, что Святого Духа с нами нет. Один мой друг однажды так высказался по поводу работы весьма профессионального и преуспевающего руководителя Церкви: «Что бы он ни говорил и что бы ни делал, он всегда производит впечатление человека, который вполне может обойтись и без молитвы, и без поддержки Святого Духа».

Джон Сиамандс, ветеран на миссионерском поприще, подчеркивает всеобъемлющее значение Духа Святого в деле благовествования: «Современные носители Слова! Как мы нуждаемся в полноте излития Духа Святого и Его силе! Пятидесятница — отнюдь не духовная роскошь; это необходимость в христианском служении. Это не украшение, а обязательный инструмент; это не то, что можно взять или не взять с собой, это — как воздух! Наш выбор таков: Пятидесятница или провал. Ибо духу человеческому не справиться, если он не будет укреплен Духом Святым» (Скажи правильно, с. 120).

Самые замечательные наши таланты и способности следует сложить к ногам Божьим, иначе эти дары могут преградить доступ Святому Духу к нашим душам’. Святой Дух не может наполнить полный сосуд. Он не может использовать даже самые прекрасные сосуды, если они не открыты или переполнены собственным «я». В то же время Он весьма нуждается в глиняных сосудах, которые свободны от своего «я». В течение нескольких лет, занимаясь миссионерской деятельностью в Африке, я, случалось, нередко бывал потрясен тем, как Святой Дух мощно использует совсем простых мужчин и женщин, весьма малообразованных, не имеющих профессиональной подготовки и не оснащенных никакой оргтехникой. Некоторые из тех, кого я встречал, были малограмотны и чрезвычайно бедны, но они с любовью шли к людям и благовествовали, приводя на память множество запомнившихся им текстов из Библии. Они приобретали сотни душ для Царства Божьего. Как им это удавалось? На их стороне было главное: Святой Дух наполнял сосуды их душ и дарил силы для благовествования. Истинно, что «нет пределов полезности тех, кто, отбросив все личное, открывает свое сердце для работы Святого Духа» (Служение исцеления, с. 159).

Даже Моисею, когда Господь впервые воззвал к нему (см. Исх. 3 и 4), видимо, показалось, что его работа для Бога равноценна горсти простого песка или засохшему кусту. Моисей считал себя непригодным для того, чтобы стать орудием Бога’. Однако мы знаем, что наш, не более ценный, чем горсть просто го песка, дар Богу в Его присутствии становится святой землей. А сухой куст пред Богом превращается в неопалимую купину. Главное вовсе не в том, на что мы способны без Него, но то, насколько мы открыты Ему. Ничто не может преобразовать простой песок и сухой куст — только святость Господа и сила Его Духа.

От нас же требуется только отдать все то, чем мы владеем. Ни больше, ни меньше. От нас Он ожидает лишь этого. Он силен, не изменяя нашей индивидуальности, использовать даже самый незначительный наш талант. Вспомните — в Божественном огне куст не сгорел. Бог желает в Своем служении на нас опереться, но не разрушить. «Нельзя утверждать, что отдача всего себя Богу устраняет нашу индивидуальность, — пишут Р. Фиш и Д. Конан. — Он подчеркивает нашу индивидуальность и использует нас такими, какие мы есть. Пружина не разрушает часового механизма, она лишь приводит его в действие… Так же поступает и пребывающий в нас Христос» (Каждый член Церкви сегодня благовествует, с. 97).

Не нужно медлить с принятием Святого Духа. Он нисходит не ради нас как таковых, но во имя нашего служения. «Мне было показано, что народ Божий ожидает, как в недалеком будущем произойдет определенная перемена, то есть что им овладеет сила, которая будет управлять им. Но такое представление ошибочно и принесет одно только разочарование… Дети Божьи должны действовать; они должны работать и взывать к Богу, с тем чтобы Он дал им истинное представление о самих себе» (Христианское служение, с. 82).

Нил Вильсон, размышляя о первостепенной задаче народа Божьего в последнем десятилетии XX века, призывает молиться о ниспослании Духа Святого. Он подчеркивает, что, до тех пор пока Дух Святой не вдохновит нас, наше свидетельство будет неэффективным. Уверенный, что Бог благословляет Церковь в ее миссионерской деятельности, он говорит, что «результаты ничтожны по сравнению с тем, что Он от нас ожидает» в случае излитая на нас Святого Духа. Осознавая безусловную потребность в излитии Святого Духа, Вильсон пишет: «Должен признаться, что, несмотря на некоторый прогресс и успехи во многих областях, меня не покидает ощущение, что чего-то не хватает. Мы не соответствуем славным Божественным ожиданиям ни как личности, ни как Его Церковь» (Время пробудиться. — Адвентист Ревью, 4 января 1990 г., с. 2).

Многие из народа Божьего ведут себя так, словно отсутствие Святого Духа — проблема не более чем теоретическая, которая может встать перед нами только в будущем. Но такой взгляд позволяет сатане усыпить нашу совесть, и мы отодвигаем настоятельную необходимость незамедлительно принять Святого Духа на неопределенное время, а тогда будет уже слишком поздно. Бог желает помочь нам принять Духа Святого уже сегодня. Поэтому необходимо искать Его, молиться о Нем и следовать за Ним уже сейчас (см. Евангелизм, с. 701).

Когда мы действуем по вере, помогаем всем нуждающимся вокруг нас, то нам помогают Святой Дух, могущественные ангелы и все воинство небесное. Он послал Иисуса искупить человеческий род и тем доказал, что желает отдать все и вся, чтобы с нашей помощью спасти погибающих. «Все небо охвачено духом самого наивысшего трудолюбия и активности, и ангелы Божьи ожидают объединения в работе с теми, кто будет вырабатывать планы о людях, за которых умер Христос» (Христианское служение, с. 259).

Елена Уайт подробно описывает, как Святой Дух со всей мощью использует многих людей в деле благовествования. «Сотни и тысячи людей приходят в семьи и раскрывают перед ними Слово Божье. Сердца уступают силе Святого Духа, и повсюду происходит истинное обращение. Повсюду раскрываются двери для возвещения истины. Мир, кажется, озарен Божественным светом» (Свидетельства, т. 9, с. 126).

Несколько лет назад у нас с другом была возможность засвидетельствовать свою веру перед молодой супружеской парой. Было приятно видеть, какие результаты дает Христов метод. Они приняли Иисуса как своего личного Спасителя и Господа и захотели изучать Библию на дому. Из недели в неделю продолжались занятия, которые их весьма интересовали. Они принимали истину, открывавшуюся на страницах Священного Писания. Однако через несколько месяцев от заключения завета с Богом через принятие крещения они отказались. В течение нескольких недель мы посещали их, пытались ответить на их вопросы и разобраться в причинах отказа, но безуспешно. Они просто решили не принимать крещения.

В это время несколько человек, объединившись, стали регулярно молиться, чтобы Святой Дух смягчил сердца этих супругов. И когда мы в очередной раз отправились в их дом, то ожидали вновь встретить возражения. Но, к нашему удивлению, их не последовало. Напротив, супруги с нетерпением ждали возможности креститься и присоединиться к телу Христову. Когда мы спросили, что повлияло на их решение, они ответили, что всю неделю отчетливо чувствовали воздействие на свои сердца Святого Духа, Который побуждал их отдать себя Христу полностью.

Более чем когда-либо прежде я чувствовал всю важность молитвы при использовании Христова метода благовествования. Я не раз поражался действенности этих посреднических молитв. В конце концов Бог уже любит людей, Он послал Своего единственного Сына на смерть ради них и не прекращает попыток спасти их. Итак, какое значение имеет посредническая молитва в их спасении? Не просим ли мы Бога о том, что Он и Сам намеревался совершить?

Прежде всего, не надо забывать, что Христос Сам — великий Муж молитвы. Важно следовать Его примеру, вознося молитвы Богу. Святой Дух также присоединяется к нашим молитвам и вместе со Христом ходатайствует перед Отцом. «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

В Лк. 22:31, 32 написано, что Иисус молился за Петра, чтобы тот мог противостоять сатане. Задумайтесь над трогательными словами Иисуса к Своему ученику: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Помним ли мы те моменты, когда обещали за кого-нибудь помолиться только за тем, чтобы нас не беспокоили и чтобы появилась возможность обо всем забыть?

Христос никогда не забывает ни про нас, ни про те трудности, которые встают перед нами. Он молится за нас так же, как некогда молился о Петре. Елена Уайт пишет, что Христос был «Сам источником благословений и силы, Он мог исцелять больных и воскрешать мертвых… однако Он молился, часто с сильным плачем и со слезами. Он молился о Своих учениках и о Себе, отождествляя таким образом Себя с человечеством. Он был могущественным Просителем. Будучи Князем жизни, Он обладал силой, находясь в единстве с Богом, и побеждал» (Служители Евангелия, с. 256).

Вопрос в следующем: сможем ли мы, подобно Христу, стать достойными просителями? Апостол Иаков увещевает нас не забывать молиться друг за друга, ибо «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Здесь выявляются две важные стороны посреднической молитвы: ее качество и ее результат. Такая молитва честна и праведна, и она приводит к поразительным результатам. Христос потому могущественный Проситель, что Он есть сама праведность. Будучи Его свидетелями, которые полностью вручили себя Ему, мы стали праведны Его праведностью, ибо Он есть наша праведность (см. Иер. 2:6) и в Нем мы обретаем праведность Божью (см. 2 Кор. 5:21). Только в силу этого наши посреднические молитвы могут помочь тем, кому мы благовествуем.

В своих молитвах о спасении людей нам следует быть стойкими, проявляя упорство и целеустремленность. «В прошлые времена были люди, которые, сосредоточившись разумом на какой-то одной душе, говорили: «Господи! Помоги мне спасти эту душу!» Но сейчас подобные случаи редки. Многие ли из нас трудятся, осознавая ту угрозу, которая нависла над грешниками?» (Там же, с. 65). Более того, «пусть подвизающиеся на поприще ухватятся рукою веры за обетования Божьи со словами: «Мне необходимо обратить эту душу к Иисусу Христу»» (Медицинское служение, с. 224).

Давайте обратимся к переживаниям Иакова, когда он боролся с Богом. Он знал, что означает состязаться с Богом. «Не отпущу Тебя, — упорствовал он, — пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). «Иаков победил, потому что он был настойчив и решителен. Его победа свидетельствует о силе неотступной молитвы. Все, кто будет уповать на обетования Божьи, подобно Иакову, и проявлять такую же серьезность и настойчивость, добьются успеха. Те, кто не пожелает отречься от своего «я», мучительно бороться с Богом, долго и ревностно молиться о Его благословениях, не получат их. Бороться с Богом — как мало людей понимают, что это означает! Как мало людей томят свои души, выходят из себя и используют все возможности, чтобы их молитва была услышана Богом» (Великая борьба, с. 621).

В притче о вдове, которая умоляла неправедного судью (см. Л к. 18:1-7), Христос недвусмысленно учит о пользе настойчивости. Хотя судье вдова была совершенно безразлична, он в конце концов внял ее настойчивым просьбам — хотя бы только для того, чтобы от нее отделаться. Даже если такой безразличный судья в конечном счете пошел на уступки, чтобы обрести покой, разве праведный Судия «не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, — отвечает Иисус на Свой вопрос, — что подаст им защиту вскоре» (ст. 7,8). Иными словами, если даже неправедный судья отвечает на просьбы, то тем более это сделает любящий и заботливый Бог, Который ради нас принял смерть.

Почему нам необходимо проявлять настойчивость в своих прошениях пред Богом? Чтобы убедить Его в значимости наших нужд? Нет, Ему уже все известно, и Он уже убежден, что заблудшие души надо спасать. Давайте рассмотрим два соображения. Во-первых, мы усваиваем бесценный урок полной зависимости от Бога и как следствие полностью на Него уповаем. Кроме того, Бог также желает, чтобы мы вполне осознали — серьезна ли и искренна ли наша просьба. Он знает, что мы не бываем по-настоящему благодарны до тех пор, пока не приложим многие усилия для достижения данной цели.

Во-вторых, в контексте великого противостояния между добром и злом, в котором Христос и сатана сражаются за человеческие сердца и умы, наши посреднические молитвы позволяют Богу более активно принимать участие в происходящем, чего Он не сделает в другой ситуации. Иными словами, Бог может ответить на возражения сатаны и оправдать Свое особое заступничество за объект нашей молитвы, только предъявляя наши просьбы о вмешательстве. Вот почему Он чутко откликается, когда мы просим Его вмешаться.

Уайн Мак-Дилл доказывает, что мы, будучи учениками Христа, ответственны за то, чтобы привести собрата по человеческому роду ко Христу, и что у нас «есть право предъявить законное требование ко Христу о его спасении». Далее он подчеркивает, что «молитва есть основание для реализации законного права Иисуса управлять всеми сторонами жизни», поскольку Он отдал Себя за каждого человека в этом мире (Дружба во имя Христа, с. 92). Что происходит в том случае, когда мы просим Бога смягчить чье-либо сердце? Изменяет ли Он Свои намерения и начинает ли действовать по нашей просьбе? Разве не сделал бы Он то же самое по Своей великой любви? Какая, в сущности, разница? В конце концов мы уверены в том, что Он любит людей, «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9).

Мак-Дилл поясняет, что, молясь о чьем-либо спасении, «не надо забывать, что мы отнюдь не пытаемся Бога убедить. Он уже убежден. Это вы в молитве достигаете гармонии с Его желаниями. Прочувствуйте намерения Христа и займите правильную позицию по отношению к судьбе вашего ближнего, явив свою веру в освоении этой территории для передачи ее во владение Царя. Добивайтесь, чтобы враг отступил перед правой силой Христа… Осознайте, что настоящая битва будет выиграна в молитве» (там же, с. 96, 97).

Джон Генри Джоуетт, христианин, достигший весьма высокого духовного уровня, так описал эффективность посреднической молитвы: «Всякий раз во время молитвы мы открываем канал для энергии благодати, чтобы она изливалась на того, за кого мы молимся» (Артур Порритт, цит. по Джон Генри Джоуетт, с. 262, 263). Также и Чарльз Финней, который имел возможность убедиться в величайшей действенности молитв, возносимых праведными людьми, уверяет, что «молитва призвана изменять не Бога, но нас. Молитва производит в нас такие изменения, которые позволят Богу помочь нам, а иначе Он вмешаться попросту не может» (Ричард Е. Дэй. Человек аналогичных страстей, с 126, 137).

Джон Уэсли по поводу действенности наших искренних молений Богу высказал следующую безусловную мысль: «Бог ничего не делает, как только по молитве» (цит. по кн. Гарольд Л. Калкинс. Master Preaches, с. 130). А что можно сказать об эффективности просьб Илии к Богу на горе Кармил, о чем рассказывается в 3 Цар. 18:36-40? Сотворил бы Бог это великое чудо, если бы оно не было испрошено в молитве? «Ныне призываются люди, которые сильны молитвою, которые достигли в ней мастерства, специалисты святого искусства ходатайства. Бог Илии был Богом, ниспосылающим ответ. Когда Илия молился, случилось нечто, что никогда бы не случилось, если бы молитва не была вознесена» (там же, с. 137).

Апостол Павел умоляет нас ходатайствовать за всех тех людей, которые могут откликнуться на зов Божий. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4). Мы часто говорим о молитве, но насколько часто мы ее возносим? Если мы честно взглянем на свою жизнь, сможем ли в ней обнаружить тех особенных людей, за которых мы постоянно молимся? Боремся ли мы за эти души? Сколько времени мы посвящаем ходатайству за потерянное человечество? Уделяем ли мы ежедневно пять, десять, двадцать минут — если вообще уделяем — заступнической молитве? Христово служение, апостольское свидетельство и евангельские усилия первоапостоль-ской Церкви основывались на ходатайственной молитве.

Армии Гёссуйн в своем исследовании о влиянии молитвы на благовествование пишет: «Молитва есть жизненно важный стержень новозаветного евангелизма, кислород, поддерживающий его священный огонь. Новый Завет был рожден в молитве. Евангелизация невозможна без молитвы, как невозможна молитва, которая бы не вела к евангелизации. Бог соединил эти феномены в неразрывное целое, и ни один человек не силен разъединить их» (Армии. Р. Гессуйн, цит. по кн. Мак-Дилла, с. 88).

Нелепо предположить, что мы способны благовествовать без молитвы! Именно молитва страшит сатану более всего. «Сатана, если чего и боится, то только молитвы, — пишет Чадвик. — Единственная забота дьявола — воспрепятствовать Церкви молиться. Ему нечего страшиться мероприятий и поступков, не сопровождаемых молитвой… Он потешается над нашими усилиями, высмеивает нашу мудрость, но трепещет, когда мы обращаемся к молитве» (цит. по кн. Калкинса, с. 129).

Как узнать — исполнен ли человек Святым Духом? Если вокруг него всегда царит атмосфера святости и особой силы, можно не сомневаться, что это ниспослано Святым Духом. Каждый из нас — носитель особой окружающей нас ауры. Наше воздействие распространяется на всех, с кем мы общаемся. Если Христос Духом Святым пребывает в нас, наша жизнь будет дышать любовью и жизненной силой, основанной на духовности. С другой стороны, если нами правит наше «я», вокруг создается атмосфера холода и эгоцентризма.

Этот важный аспект благовествования редко становится предметом обсуждения, но мы все знаем, что это такое, когда нас к некоторым людям или притягивает, или от них отталкивает, или наше отношение к ним двойственно. Такие люди так же воспринимают и нас. Эти незаметные, но в то же время весьма важные взаимоотношения могут или усилить наше свидетельство, или чрезвычайно ослабить — и мы этого нередко даже не осознаем. ‘Но давайте не будем заблуждаться на этот счет — что бы ни определяло сущность нашей жизни, будь то Святой Дух или наше «я», это непременно себя проявит. И либо перечеркнет, либо укрепит нашу духовную позицию.

«Вокруг каждого человека возникает своя особая атмосфера: либо это атмосфера животворящей веры, мужества, надежды и любви; либо это тяжелая и холодная атмосфера мрачного недовольства всем окружающим, ревнивого себялюбия, атмосфера, отравленная смертоносным дыханием лелеемого в сердце греха. Окружающей нас атмосферой мы вольно или невольно воздействуем на каждого человека, вступающего с нами в контакт» (Наглядные уроки Христа, с. 339).

Эта могущественная атмосфера любви и жизнеутверждающей духовности может исходить только от пребывающего в нас Святого Духа. Об этом мы подробно говорили в той части нашей книги, где обсуждается наше призвание быть солью, светом и благоуханием Христа. Елена Уайт называет такую атмосферу живительной силой (см. Правила счастливой жизни, с. 36). «Искренно верующие распространяют вокруг себя живительную силу, которая дает новую силу душам, с которыми они работают. Эта работа совершается не человеческими силами, а силой Духа Святого» (там лее).

Разве можно завершать книгу о Христовом методе благовествования, не рассказав о том, каким образом Христос распространял вокруг Себя такую атмосферу любви, силы и святости? Он был помазан и побуждаем силой Святого Духа. То же самое должно происходить и с нами. Чтобы благовествование о Христе было плодотворным, нам необходимо многое. И прежде всего необходимо во всем уподобиться Христу. «Пробуждение истинного благочестия есть величайшая и неотложнейшая наша потребность. Наша первостепенная задача — стремиться к этому» (Избранные вести, кн. 1, с. 121). Подобный духовный опыт во Христе «есть эффективнейшее приготовление для всех, кто трудится для Бога». И тогда среди любой жизненной суеты ученик Христа «будет окружен атмосферой света и мира. Ваша жизнь расцветет; в ней про-. явится Божественная сила, которая может преображать человеческие сердца» (Желание веков, с. 363).

Дорогой читатель, вы действительно хотите уподобиться Христу? Жаждете ли вы быть похожим на Него в своей повседневной деятельности? Если да, то я приглашаю вас к совместному молитвенному размышлению над следующими вдохновенными и преобразующими жизнь словами о нашем примере в благовествовании — Иисусе Христе.

«Тем не менее люди могли видеть на Его лице Божественное сострадание и одновременно — сознание Своей силы. Его взгляд, все выражение Его лица говорили о смирении и бесконечной любви. Казалось, Его окружала атмосфера одухотворенности» (там же, с. 137, 138). «Какая доброта, какое милосердие исходило от Его Личности! Тот же дух обнаружится и в Его детях; если в них живет Христос, то они будут окружены Божественной атмосферой любви» (Правила счастливой жизни, с. 135).