6. Христос — решение наших проблем

В Нью-йоркской газете «Таймс» было опубликовано сообщение из Рима о Консетте Бриганте, которая выбралась из окна своей квартиры, расположенной на седьмом этаже многоэтажного дома, и стала балансировать на карнизе. Разумеется, перепуганные соседи обратились в полицию. Пожарные подвезли лестницу и силой сняли женщину. Никто не прислушивался к ее протестам, и женщину насильно отвезли в психиатрическую лечебницу как потенциальную самоубийцу В лечебнице ей наконец удалось поведать свою историю. Убирая квартиру, она случайно захлопнула дверь в комнате. Она просто пыталась по карнизу добраться до другой комнаты (Пригласи меня на танец, с. 9, 10).

Эта напряженная, но все же грустная история может научить нас двум вещам: во-первых, мы редко слышим, что же на самом деле пытаются сказать нам окружающие. Наши мысли оказываются заблокированы некими не связанными с действительностью идеями: «Я уже все решил, и не морочьте мне голову какими-то там фактами». Во-вторых, вследствие этого мы не в состоянии оказать людям именно ту помощь, в которой они нуждаются. Иными словами, мы удаляем зуб — но не тот, который болит. Разве можно эффективно помогать людям, не разобравшись в том, что они собой представляют? Это напоминает стрельбу вслепую, когда стрелок страстно надеется, что все пули попадут в цель. У меня есть приятель, который утверждает, что ему нет нужды слушать людей, поэтому он и засыпает их множеством идей и программ. Хоть одна из них наверняка да сработает. Он действительно убежден, что слушать и сочувствовать, для того чтобы выяснить, что у человека болит и какие у него заботы, — напрасная трата времени.

Даже Иисус, достигший высот в деле благовествования, находил время, чтобы выслушать и проявить сочувствие, а уж только затем предлагал помощь. Если мы будем следовать Его примеру, это не только поможет нам понимать людей и эффективно врачевать их раны — мы сумеем завоевать их сердца и доверие. Иисус находил время поставить Себя наравне с грешниками — даже с такими, как Закхей (см. Лк. 19:1-10), и в процессе общения выявил и удовлетворил его потребность быть понятым и принятым. Он разговаривал с богатым молодым человеком (см. Мк. 10:17-27), продолжая вникать в его ситуацию даже после того, как этот молодой человек с печалью отошел. По сути, сердце Иисуса в сострадании сопровождало молодого человека — ведь Иисус жаждал удовлетворить духовные нужды юноши. В Писании со всей очевидностью сказано, что «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:21). При таком личном контакте люди «приходят ко Христу или встречают Его естественным образом. Нет агрессивного навязывания товара. Он никогда ничего не предлагал принудительным образом. Его проповедь всегда была естественным» «следствием Его интереса к людям как личностям, и все это сопровождалось осознанием их нужд» «(Джеймс X. Джаунси. Благовествование один на один, с. 11).

Некоторые программы благовествования, как ни грустно об этом говорить, не поощряют людей слушать, сочувствовать и выявлять человеческие нужды. Сторонники таких программ утверждают, что подобное личностное вовлечение мешает христианам возглашать сущность Благой вести. Некий пастор посетил одного страдающего, бывшего члена общины, чтобы воодушевить его к возвращению в Церковь. Но всякий раз, когда этот человек пытался поведать о некоторых своих кровоточащих духовных ранах, пастор отвечал: «Брат, все, о чем ты говоришь, — это шелуха. Тебе стоит не о ней думать, а только о зерне». Может быть, и так, но тот человек в Церковь не вернулся, потому что он со всей определенностью чувствовал: пастору безразличен и он сам, и его чувства, и его беды.

Сторонники такого подхода берут на вооружение готовые речи. Они безоглядно применяют свои штампованные ораторские заготовки вне зависимости от реакции несчастного слушателя. И если тому случайно удастся воспользоваться какой-нибудь заминкой (скажем, проповедник кашлянул, чихнул или зевнул!) и вставить несколько слов, то оратор, нервически дождавшись, когда закончат говорить, продолжит с того самого места, на котором прервался, даже не попытавшись разобраться, что же хотел сообщить собеседник.

Однажды у моей входной двери остановились двое молодых служителей. Как только я пригласил хорошо подстриженных и с виду искренних молодых людей пройти в гостиную, они немедленно начали вытряхивать на меня свою заученную программу, не давая мне ни малейшей возможности вставить хоть слово. Наконец, истощившись, они призвали меня принять те доктрины, которые они только что на меня выплеснули. Наконец-то у меня появилась возможность сказать хоть что-нибудь. Я спросил, не интересую ли я их хотя бы немного сам по себе? Кто я и чем занимаюсь? Обращенный ли я христианин или нет? Есть ли у меня какие-либо мысли или вопросы? Есть ли у меня какие-нибудь конкретные потребности, духовные или иные? Поскольку они не были готовы к общению ни в каком смысле, мои вопросы ввергли их в еще более маниакальное состояние. Наконец один из них, желая вернуться к делу, впрямую спросил меня, собираюсь ли я принять их доктрины или нет. Они спешили вступить в «общение» с другими людьми, которые могли бы оказаться более уступчивыми.

Я не хочу их осуждать. Они хотя бы что-то делали. Конечно, можно легко погрузиться в наши программы или пункты вероучения и совершенно не замечать людей, их боли и проблемы. Я никогда не забуду, как изучал вместе с Сэмом Библию. Казалось, он совсем не может сосредоточиться, постоянно пытаясь отвлечь мое внимание от сути занятия. Но, настойчиво продвигаясь вперед, я деликатно старался не замечать его нервического состояния.

Односторонне понимая свое служение истине, я чувствовал себя обязанным использовать время наиболее эффективно, не допуская, чтобы хоть что-нибудь сбило меня с намеченного пути преподавания Слова Божьего. Будучи не в состоянии больше сдерживаться, Сэм прямо и твердо сказал, что ему необходимо обсудить со мной свои проблемы. Он извинился и сказал, что не в силах обращать внимание на урок, потому что все его мысли заняты женой, которая, посадив в машину детей, уже неделю назад уехала.

Однажды, вернувшись домой, он обнаружил записку, в которой жена сообщала, что ей все надоело и что она оставляет его навсегда. Отодвинув в сторону учебные пособия, я стал внимательно его слушать, стыдясь того, что доктрину о состоянии мертвых я поставил выше неотложных нужд моего друга.

Некоторые могут даже сделать вид, будто им не терпится узнать больше о нашей религии, но на самом деле внутренне они ждут истинной дружбы и чувства принадлежности. Доктор Джаунси, специалист по личному благовествованию, рассказывает об одном случае, происшедшем с ним и Хуго, студентом колледжа, который страдал от чувства неполноценности. Хуго разыскал Джаунси после собрания, чтобы уточнить некоторые связанные с Библией вопросы. Однако доктор Джаунси понял, что на самом деле молодого человека волнуют вовсе не ответы на эти вопросы. «И только после того, как я стал расспрашивать его о нем самом, я понял всю глубину его одиночества, — рассказывает Джаунси. — Ему были важны не мои ответы. Ему нужен был я — некто, с кем можно поговорить, некто, интересующийся именно им» (Благовествование один на один, с. 37, 38).

К несчастью, не все христианские руководители способны так же благовествовать, как Джаунси. Иногда даже люди, занимающиеся евангелизацией, служители обращаются с живыми человеческими существами как с предметами или механизмами, которых надо использовать, которыми можно манипулировать и которые должны вписываться в ими придуманную схему устройства мира. Однажды я посетил евангельское собрание, на котором оратор сладко пел о Божьей любви и о том, как нам необходимо являть ее, когда мы снисходим к этому миру. Меня глубоко тронули его слова, и мне хотелось подойти к оратору и сказать, что и у меня та же духовная жажда. Но только-только я к нему направился, он меня подсек и оттолкнул в сторону. Он даже не спросил, как меня зовут. Для меня это было достаточно жестким пробуждением: я осознал, что аудитория как сумма индивидуумов на самом деле проповедника нисколько не интересовала. Поскольку он стремился уловить как можно большее число душ, каждая отдельно взятая личность для него ровно ничего не значила. Другая достойная сожаления вариация употребления святынь — это молитва как способ отделаться от того, кто ищет помощи. Христову Благую весть как бы превращают в скоропалительную информацию. Благая весть должна исходить не только из наших уст, 1 но струиться из всей нашей жизни.

Вне зависимости от того, кто мы и какое у нас воспитание, основополагающие запросы у нас общие. В самой глубине своей души каждый из нас страстно желает кого-либо принимать и быть самому принятым, любить и быть любимым, доверять и быть достойным доверия, быть свободным и иметь смысл жизни. Психолог А. Маслов широко известен как систематизатор иерархии человеческих мотивов и запросов. Эти основополагающие и имеющие универсальный характер запросы подразделяются на пять категорий, перечисленных в порядке возрастания их значимости. Прежде всего, это физиологические потребности. Во-вторых, потребность в безопасности. В-третьих, потребность кому-то принадлежать и любить. В-четвертых, важна самооценка. И, в-пятых, стремление к самореализации (см. Мотивация и личность, с. 88.-106).

А. Маслов доказывает, что в человеческой жизни в каждый данный момент времени не все потребности имеют равное значение. Только та потребность, которая осталась неудовлетворенной, становится средоточием чувств, и мы даже не пытаемся удовлетворять ни одну из высших потребностей, пока не удовлетворены более низкие; Например, человек не пытается заниматься самооценкой или самореализацией до тех пор, пока не утолил свою жажду любви и принадлежности.

Иисус в процессе общения с людьми подробно знакомился с основными их насущными потребностями. Вот почему Он, Хлеб жизни и великий Врач, насыщал голодных и исцелял немощных. Ему не было нужды дотрагиваться до прокаженного, чтобы исцелить того. Не было необходимости прикасаться ради его физического выздоровления, но для эмоционального здоровья прикосновение Христа было чрезвычайно важно. Наш Спаситель знал, что этот отверженный отчаянно нуждался в благорасположении и любви. Прежде чем исцелить его, Он «простер руку, коснулся его» (Мк. 1:41). Поскольку иудеи избегали самаритян, Иисус знал, что женщине-самарянке необходимо было почувствовать благорасположение и уважение со стороны Его, Иудея. Именно в этом причина, по которой Он, Вода жизни, попросил ее дать Ему напиться (см. Ин. 4:7-10).

При знакомстве прежде всего необходимо выяснить, что же более всего беспокоит собеседника. Это предохранит нас от подсовывания заранее отштампованной программы вместо того, что действительно нужно собеседнику, — сочувствия и Любви. В сущности, гораздо лучше вообще не предлагать помощь, чем навязываться с не соответствующими моменту предложениями. К примеру, если человеку, у которого болит голова, вы вместо соответствующих таблеток предложите мозольный пластырь, то головная боль у него наверняка усилится.

Однажды, когда был на редкость жаркий и истомляющий день я засеивал лужайку перед домом и посыпал ее опилками. К концу дня я настолько устал, что, казалось, у меня болело все тело, а кроме того, меня одолевал зуд. Я не мог даже добраться до душевой комнаты без некоторой посторонней помощи и попросил жену почесать мне особенно зудящее место как раз посередине спины — туда я никак не мог дотянуться. Не зная в точности, где оно находится, она старалась его найти. После нескольких неудачных и весьма разочаровывающих меня попыток я был вынужден направить ее руку в эту отравляющую существование точку, — и какое же испытал облегчение!

Разве мы, общаясь с людьми, иной раз не обращаемся с ними столь же произвольно, вместо того чтобы прикоснуться к самому беспокоящему месту? У Христа всегда на первом месте находятся люди и их боль. Они отчетливо чувствуют, что Ему близки все их ожидания. Он снисходит до их нужд.

Теперь настала пора рассмотреть то, что мы называем взаимодействием в служении человеческим нуждам. Когда мы благовествуем, всегда ли роли распределяются таким образом, что мы — дающая сторона, а собеседники — получающая? Люди с большей готовностью примут нашу помощь, если знают, что и они каким-то образом в состоянии нам помочь. Не так уж многим людям нравится только получать. Им хочется чувствовать, что другие тоже каким-то образом в них нуждаются.

Честно признаюсь, что не могу вспомнить, встречал ли я когда-либо человека, от которого я чему-нибудь бы не научился. Собственно говоря, каждый может получить множество интересных и полезных знаний уже в силу того, что поинтересуется, о чем думают окружающие и чем они занимаются. В то же самое время мы можем завоевать их доверие, если окажется, что и они могут нам помочь. Поскольку и у нас, как у них, есть свои проблемы и свои потребности, то нам необходимо быть не только помощниками, но и, если можно так выразиться, нуждающимися в помощи.

После того как я объяснил выпускному курсу тему по взаимодействию, я встретил Дэнни, студента, которому за неделю до того мне удалось помочь разрешить некую проблему. Выразив свою благодарность, он сказал, что хотел бы как-нибудь меня отблагодарить. «Мне хотелось бы пообедать с вами вон в том ресторанчике напротив, — неуверенно начал он. — Вы не согласились бы принять мое приглашение?»

«Дэнни, оставим это. Не беспокойтесь, — ответил я. — Мне было приятно просто помочь вам». Но поскольку он настаивал, я согласился, вспомнив о том, что мне необходимо попрактиковаться в искусстве проповеди. И у меня в тот день была возможность убедиться, что он был счастлив, так как сумел и сам сделать что-то приятное для другого.

Карл Кромминг доказывает, что, позволяя тем, кому мы благовествуем, в свою очередь помогать нам, мы даруем им ощущение собственной значимости, а также возможность не концентрироваться на самих себе. «У христиан тоже есть проблемы. Бывают моменты, когда мы можем обратиться к соседу за помощью и поддержкой. Эта просьба вызовет у соседа чувство собственной значимости и ценности во взаимоотношениях. Возможно, когда у него появится возможность помочь и получить помощь самому, он начнет освобождаться от мертвой хватки самодостаточности и эгоизма» (Благая весть нашим соседям, с. 141).

Иисус, наш наилучший Пример благовестника, по доброй воле принял приглашение Закхея отобедать у него в доме. Хотя на самом деле в помощи нуждался сборщик податей,Иисус предоставил ему возможность услужить и проявить по отношению к Нему доброту (см. Лк. 9:1-10). И хотя именно Он помогал Марии и Марфе разными способами, Он нередко принимал их знаки гостеприимства (см. Лк. 10:38-42). Елена Уайт пишет, что «Иисус часто отдыхал в доме Лазаря. У Спасителя не было Своего жилища. Он пользовался гостеприимством друзей и учеников… Он жаждал человеческой чуткости, деликатности и любви» (Желание веков, с. 524).

Он попросил женщину-самарянку подать Ему воды, зная при этом, что Он даст ей Воду жизни (см. Ин. 4). Хотя Он был евреем, «Он не гнушался гостеприимством этого презираемого иудеями народа (самарян). Он спал с ними под одной крышей, ел с ними за одним столом» (Служение исцеления, с. 26). Более того, Он, Хлеб жизни, Который мог из ничего сотворить колоссальное количество хлеба, пожелал, чтобы мальчик пожертвовал пять хлебов и две рыбки (см. Ин. 6:8-14).

В Гефсиманском саду Он надеялся, что трое Его учеников будут бодрствовать и за Него молиться (см. Мф. 26:36-46). «В страданиях человеческое сердце жаждет сочувствия, жаждал его всем Своим существом и Христос. В момент сильнейшей душевной скорби Он пришел к Своим ученикам, томясь желанием услышать утешение от тех, кого Сам так часто утешал, благословлял и охранял» (Желание веков, с. 687).

Генри Уильяме пишет о женщине, встретившей христианина, который беседовал с ней о том, как важно спасение и посещение церкви, но при этом совершенно пренебрег ее бедой — у нее была сломана рука. Она сказала: «Он целый час говорил со мной о моей душе, и при этом ни разу не поинтересовался, что с моей рукой». Далее Уильяме останавливается на двух важных моментах. Во-первых, «мы не можем прикоснуться к тому месту, которое в действительности болит, до тех пор пока не прикоснемся к тому месту, о котором человек думает, что оно самое болезненное». Во-вторых, когда мы прикасаемся к тому месту, которое человеку кажется самым болезненным, нам не следует забывать, что у человека наверняка есть еще более неотложные нужды (см. «Первоочередные люди». — Наставляя посвященного прихожанина перед благовествованием. Под ред. Джеймса А. Пондера, с. 79, 80).Мы живем в сложном мире, где люди постоянно сталкиваются с ужасающими трудностями и несчастьями. Иногда они столь растеряны, что даже не способны понять, в чем они на самом деле нуждаются. Чтобы найти ответы, им необходимы наше терпение, исполненное сочувствия руководство. Разумеется, нам следует прежде всего обращать внимание на сломанную руку, но также необходимо помнить и о кровоточащем сердце. Любовь оградит нас от излишнего внимания к внешним неустройствам в ущерб рассмотрению внутренних.

Давайте представим, что мы ведем курсы по диетическому питанию для предотвращения сердечных заболеваний. Если мы действительно любим тех, кто эти курсы посещает, ограничимся ли мы только вопросами правильного питания во имя того, чтобы они не умерли от сердечного приступа, не обращая ни малейшего внимания на гораздо более серьезные духовные проблемы, связанные с вероятностью вечной погибели из-за осквернения сердца? Истинная любовь направляет нас к явным неполадкам, но она также указывает на сокрытые потребности души. И когда мы проявляем подлинный интерес к очевидным нуждам людей, они часто — сами тому удивляясь — открывают и незримые.

Евангелие являет нам искусство Иисуса определять истинную взаимную значимость внешних и душевных нужд и умение удовлетворить те и другие. К примеру, Он обращал внимание не .только на физическую жажду, мучившую людей, но и на духовную. Он заботился не только о способности видеть окружающий мир, но и о духовном видении. Когда Он исцелил телесную проказу, то занялся и проказой греха. Он не только отождествил Себя с людьми, но и искал пути их преобразования. Следование примеру Христа поможет нам воспринять наши курсы, пропагандирующие здоровый образ жизни, как мост, перекинутый к духовному здоровью. Я вспоминаю те случаи, когда мне доводилось вести курсы по здоровому образу жизни. Члены Церкви обычно молились за принимавших участие в курсах, знакомились с ними, разговаривали с ними и выслушивали их, садились рядом с ними и провожали их до автостоянки по завершении каждого занятия.

Было всегда приятно наблюдать за происходящим. Между прихожанами и посетителями устанавливались содержательные взаимоотношения. Естественными казались и произносимые в конце недели слова: «Мы так надеемся, что еще увидим вас!», «Давайте о себе знать!», «Если окажетесь в наших местах, пожалуйста, заходите». Такая дружба непременно приведет к помощи и на духовном уровне.

Теперь нам следует обратиться к некоторым практическим аспектам служения разнообразным человеческим нуждам. К примеру, необходимо всегда помнить, что хотя нам есть чем в дальнейшем заняться, тем не менее все мировые проблемы нам не разрешить. Это под силу только Христу. И, будучи членами Его тела, мы, наделенные различными духовными дарами и руководимые Им — нашим Главой, — не можем не позволить Ему являть Себя в наших делах.

Петр и Иоанн, исцелив хромого по дороге на богослужение в храм, показали нам воочию принципы отношения к человеческим нуждам. Когда калека обратился к апостолам с просьбой о деньгах, Петр ответил: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). Эти слова очень глубоки и многозначны: во-первых, люди, как правило, не заглядывают за пределы своих сиюминутных потребностей. Точно также они редко осознают свои истинные нужды и не догадываются, где у них самое больное место. Возможно, они уже устали надеяться на реальную помощь в решении своих насущных проблем. В таком случае становится понятно, почему они поглощены удовлетворением надуманных прихотей.

Во-вторых, такого рода люди подчас даже не могут вообразить, сможем ли мы вообще разрешить их главные проблемы, но когда нам это удается, благодарности нет границ. Генри Уильяме задался вопросом: как бы поступил исцеленный, если бы ему предложили на выбор деньги или здоровье? Уильяме предполагает, что он бы сказал: «Пусть у меня будут здоровые ноги, и тогда мне не придется просить милостыню. Да, вне всякого сомнения, помоги мне вновь обрести возможность ходить!» (См. там же, с. 80). Далее Уильяме отвечает на поставленный им вопрос: почему, собственно, человек не обратился с просьбой об исцелении с самого начала. «Он не сознавал своих потребностей. Он попросту не знал, что это возможно — вновь владеть собственными ногами» (там же).«Если бы мы ограничивались тем, что пригоршнями швыряли монеты в толпу народа, мы бы действительно потакали прихотям мира сего, но не дали бы людям того, в чем они действительно нуждаются» (там же). И пусть христианские социальные программы жизненно важны, они не должны превращаться в самоцель — скорее они должны подвести нас к участию в более глубоком социальном служении. «Но Церковь не справляется с потребностями мира, — объясняет Уильяме далее, — все свое время и ресурсы расходуя на раздачу милостыни и при этом не говоря людям, искалеченным грехом: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи!»… Общаясь с людьми, мы не должны забывать о правиле Иисуса: прикасаться к больным местам тогда, когда это необходимо, но в особенности тогда, когда боль становится чересчур сильной» (там лее, с. 81).

В-третьих, когда дело доходит до первостепенных человеческих потребностей, мы можем давать только то, чем сами владеем. Петр и Иоанн не могли поделиться тем, чего у них у самих не было — серебром и золотом, — но могли даровать только то, что у них было, — исцеление Христово. В этом мире, переполненном сложнейшими проблемами, следует осознавать пределы наших сил и возможностей, понимать, что нам по силам сделать для окружающих, а что — нет. Каждый из нас наделен различными талантами и духовными дарами, данными «к совершению святых, надело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:12). В целях более глубокого изучения различных видов духовных даров смотрите Рим. 12; 1Кор. 12иЕф.4.

Различные же дары, под воздействием силы Христа, взаимодополняют друг друга таким образом, что если мы лично не в состоянии решить какую-нибудь проблему, то ее решают другие члены Тела. Ни один из нас, последователей Христа, не обладает всей полнотой даров Духа, но каждый из нас может принести весь плод Духа, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие…» (Гал. 5:22,23). Вот почему, даже не имея возможности предоставить ближним всеобъемлющую поддержку, мы, проявив любовь и милосердие, тем самым укрепляем другие члены Тела, которые в состоянии оказать необходимую специальную помощь. Отсюда следует, что хотя мы не в состоянии сделать все то, что должно быть сделано, можно попытаться эту помощь найти, проявить сочувствие и показать нашу подлинную заинтересованность. Во время второй мировой войны некий солдат был смертельно ранен на нейтральной полосе между двумя линиями окопов. Его друг обратился к офицеру: «Сэр, позвольте мне перенести его сюда». Офицер отказал. «Нет, — сказал он. — К тому времени, как ты до него доберешься, он уже будет мертв». Но друг настаивал.

Наконец, офицер сдался: «Хорошо, вперед!» Солдат выбрался из траншеи. Его тут же ранило вражеской пулей. Через некоторое время он ползком вернулся в траншею, волоча за собой тело друга. Офицер сказал: «Что я тебе говорил! Он мертв! А ты — ранен! Чего ты добился?» Солдат ответил: «Сэр, когда я до него добрался, он еще не был мертв. Увидев меня, он прошептал: «Я знал, что ты придешь»» (Делос Майлз. Преодолевая барьеры перед Благой вестью, с. 67).

Проявляя интерес к людям и прикладывая усилия для разрешения их проблем, нам следует себя спросить: когда мы общаемся с людьми, является ли это общением со Христом? Прислушиваемся ли мы к звукам Его голоса, позволяем ли Ему всесторонне руководить нами? Когда мы пытаемся удовлетворить потребности других, позволяем ли мы при этом — Христу удовлетворить наши собственные нужды? Надежна ли наша связь с Ним? Да, конечно, нам следует идти в мир и служить людям, но делать это мы должны силою Христа, а не потугами своего бессилия. Один лишь Христос силен помочь в решении всех этих сложных и разнообразных проблем, захлестнувших наш мир!

В заключение я хотел бы познакомить вас с очень мудрой сказкой Уэса Силиджера.

«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была жаба. На самом деле это был принц, но выглядел он и думал, как жаба. Злая волшебница заколдовала его. Его мог спасти только поцелуй прекрасной девушки. Но когда это нежные губки прикасались к отвратительным жабам? Так и жил он, нецелованный принц, в обличье жабы. Но чудеса порой случаются. Однажды прекрасная девушка подобрала его и запечатлела на нем страстный поцелуй. Бум! Зум! Тум! И вот явился прекрасный принц. Последующее вам уже известно. Они жили долго и счастливо. Так в чем же задача Церкви? Целовать жаб, разумеется» (см. Вера в действии [1972], с. 13).

Однажды, чтобы подвигнуть молодых людей ободрять и любить окружающих, а затем понаблюдать их чудесное превращение в принцев во Христе, я рассказал эту историю на молодежном собрании. В тот же день я встретил двух девушек в библиотеке, которые истерически хохотали над раскрытым журналом. Мне стало любопытно, что может вызывать такое веселье, и я уговорил их показать мне журнал. В конце концов они показали мне серию из четырех рисунков. На первом была изображена уродливая и несчастная жаба, в полном одиночестве. На втором прекрасная принцесса направлялась к безобразной жабе. На третьем рисунке принцесса, держа жабу в ладонях, целовала ее. «До сих пор ничего смешного», — подумал я.

«Подождите!» — не согласились они и показали мне четвертый рисунок, но на нем вместо, как того следовало ожидать, прекрасной принцессы и красавца-принца, наслаждающихся долгой и счастливой жизнью, были изображены две безобразные жабы!

Силиджер утверждает, что обязанность Церкви – целовать жаб. Это в общем-то правильно, но было бы еще правильнее уточнить, что, прежде чем так поступать, мы должны позволить Принцу Вселенной поцеловать нас! Только тогда мы сможем преобразовать окружающих в принцев и принцесс.