7. Христу можно доверять

Покинув Сиэтл, я, направляясь в Портленд, видел вдалеке в небе тяжелые темные облака пепла, нависшие над Вашингтоном. Рано утром, в роковой майский день 1980 года, гора св. Елены разверзлась, выбросив в воздух более чем 6 млрд. кубометров скальных обломков. Мощность колоссального вулканического извержения соответствовала мощности 500 атомных бомб, одна из которых была сброшена на Хиросиму.

В момент извержения сотрудник телевидения Дэвид Крокетт стоял у подножия горы, отрезанный от всего мира. Крокетт отчаянно боролся, чтобы не быть погребенным заживо, и при этом отважно продолжал передвигаться и говорить в микрофон, «Я направляюсь к единственному источнику света, который вижу. Слышно, как шевелится гора. Что я могу сказать? «Господи, похоже, я умер!» Пепел забил мои уши и разъедает глаза, Глаза! Глаза! Они горят! Господи! Это же ад! Очень, очень тяжело дышать и — темно. Если бы только глоток воздуха! Боже, один глоток!.. Пепел засыпает меня, и невыносимая тяжесть. Стало непроницаемо темно, а может быть, я умер. Боже, я хочу жить!» (Боже, я хочу жить/- Тайм, 2 июня 1980 г., с. 26).

Дэвид Крокетт выжил — его спасли вертолетчики, но многим людям не так повезло, как ему. Спасатели обнаружили их тела позднее. Одной из жертв был Гарри Трумэн, грубый, одетый в лохмотья старик, живший в хижине у подножия горы. Гарри наотрез отказался эвакуироваться, объяснив перед телекамерами, что он, дескать, живет рядом с горой св. Елены уже пятьдесят лет, и до сих пор гора была по отношению к нему добра, и он не уедет, потому что ей доверяет. Вызывающе глядя на вулкан, он сказал: «Никто не знает о горе больше, чем Гарри, и она не посмеет похоронить его». Извергшаяся лава погребла и его, и его хижину (там же).

Можно сказать, что гора не оправдала его ожиданий. Ненадежность горы св. Елены может символизировать неустойчивость нашей жизни. Люди, предметы и обстоятельства — все изменяется. И когда мы позволяем себе думать, что наша гора недвижима и незыблема, мы тем самым обрекаем себя на разочарование.

Единственная гора, которая по-настоящему незыблема, — гора Сион, библейский символ Господа и тех, кто возлагает на Него все свои надежды! «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек» (Пс. 124:1). Мы живем среди недоверия, ненадежности в изменчивом мире, но во Христе мы обретаем Друга, Которому можно полностью доверять, Он надежен и «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И только тогда, когда мы сами черпаем доверие в Нем, нашем Источнике, люди могут начать доверять нам в деле соединения их со Христом.

Мы, возможно, не столь же упрямы, как Гарри Трумэн, но во всех нас живет потребность кому-нибудь доверять. Основополагающие потребности доверять и пользоваться доверием идут рука об руку с потребностью любить и быть любимыми, и это столь же необходимо, как воздух, которого так не хватало Дэвиду Крокетту. С другой стороны, недоверие и подозрительность удушают столь же наверняка, как и забивающий легкие пепел. Доверительные взаимоотношения являются высшим уровнем человеческих отношений, ибо там, где доверие, там и любовь, и жизнь. Христова любовь способствует тому, что мы все более и более уподобляемся Ему. «Когда люди будут проявлять сочувствие к другим, они тем самым приблизятся ко Христу» (Свидетельства для служителей, с. 189).

Таким образом, доверять и пользоваться доверием означает уподобиться Христу. Христос являет Себя в нашей жизни любовью, сочувствием и согласием. Отбросим все эгоистические помыслы, будем смиренны, не станем почитать себя выше других и не будем искать своего (см. Флп. 2:1-8). Иисус пользовался доверием. Четвертая ступень в Христовом методе — завоевание расположения и доверия — достигалась благодаря тому, что Он отождествлял Себя с людьми, искренно желал им добра, выслушивал их, им сочувствовал и служил их нуждам (см. Служение исцеления, с. 143).

С тех пор как Люцифер в раю посеял сомнение в справедливости Господа, подозрительностью заболело все человечество. Расы и народы враждебно настроены друг ко другу. Нам не удастся найти ни одного общественного института, не зараженного подозрительностью, — включая, к сожалению, и институт семьи. Неверность, к примеру, разрушила доверие между мужьями и женами. И если уж нельзя доверять даже самым близким людям, то в таком случае все общество попало в беду. «Те же мужчины и женщины, которые на этой неделе клялись друг другу в верности, уже на следующей неделе идут войной один на другого» (Соль для общества, с. 134). Действительно, рассматривая разрушенные человеческие взаимоотношения, мы всегда можем докопаться до первоосновы — отсутствия доверительности.

Это, однако, не означает, что у людей нет причин для недоверия. Многих эксплуатировали, манипулировали ими или использовали их каким-либо иным образом. Возможно, их «подставляли» дельцы грязного бизнеса, или они пытались быть добрыми самаритянами, но в результате только обожглись. Как следствие они воздвигают вокруг себя ограду и заявляют, что никогда больше не позволят, чтобы им опять причинили боль. «Мы уже получили урок, — решительно заявляют они. — Хватит!»

В один невыносимо жаркий день я пытался продать мой двудверный «седан». Поместил в газетах объявления, вымыл и отполировал машину и поставил ее на лужайке перед своим домом. Вскоре мне позвонила пожилая женщина, которая хотела вместе с приятельницей посмотреть машину. От предвкушения ее приезда у меня улучшилось настроение — еще бы, такой быстрый отклик на объявление! Когда я открыл дверь, то увидел двух женщин, явно чувствующих себя неуверенно.

Пока мы шли к машине, их вопросы показали, что женщины очень подозрительны. «Вы давно меняли масло? — спросили они. — Показания спидометра соответствуют действительности? Похоже, машина побывала в аварии». Помню, как я пытался скрыть раздражение, защищая своего четырехколесного друга (а также и себя). Затем они пожелали прокатиться. Мне позволили сесть на заднее сиденье, и мы направились в город.

Пока машина бесцельно кружила по улицам, я всеми силами старался сохранять спокойствие, невзирая на вопросы, которыми дамы меня засыпали. Наконец терпение мое лопнуло. Был самый полдень, жара стояла необычайная, я на заднем сиденье уже почти сварился в собственном поту (в машине кондиционер предусмотрен не был). «А обогреватель исправен?» — прозвучал вопрос.

«Почему бы нет? — отозвался я немедленно. — Обогреватели в машинах всегда работают. Смелее, дорогие дамы, почему бы нам не проверить обогреватель прямо сейчас — погода вполне подходящая».

И они и впрямь включили обогреватель! В машине стало непереносимо жарко, и, к моему ужасу, из обогревателя повалили клубы пара и дыма. Я был уверен, что с обогревателем все в порядке, но этот дымок показал покупательницам, что я пытаюсь подсунуть им барахло. Закашлявшиеся женщины, взвинченные до предела, увидев чей-то дом, который им показался похожим на мой, въехали на чужую лужайку, распахнули двери и убежали. Больше я их не видел.

Я выкарабкался с заднего сиденья, чтобы отразить атаку удивленного, разъяренного и одержимого подозрениями человека, который никак не мог взять в толк, с какой стати я решил припарковаться на его только что политой лужайке. Что можно было сказать? Я поспешно извинился, пытаясь объяснить ситуацию. Самое лучшее, что я мог сделать, так это побыстрее убраться прочь.

Стоит ли винить людей за то, что они становятся все более и более недоверчивыми по отношению ко всем и всему? Вспомните, сколько раз вы теряли полностью или частично ваши сбережения. Предполагалось, что сберегательный банк — это консервативная и надежная система сохранности денег. Но из-за алчности и продажности всю банковскую систему страны приходится реанимировать. Постоянно приходится слышать, что нельзя доверять политикам и юристам, а теперь, после того как разразились великолепно освещенные прессой скандалы, которые сотрясли церковь и страну, под подозрением находятся уже и служители Церкви, и те, кто занимается евангелизацией.

Куда же людям обратиться, чтобы обрести доверие? Как мы, Христовы ученики, собираемся заручиться их доверием? И если нам это не удастся, то кому они доверятся?

Ответа среди тех рецептов, которые предлагает мир, нам не найти, поскольку истинную любовь и истинную надежность можно почерпнуть только в Боге. Он не стал дожидаться, пока люди станут достойны доверия, но Сам прежде оказал им доверие явлением Своего Сына. Бог, достойный доверия во всех отношениях, оказал доверие тем, кто доверия не достоин, чтобы тем самым привлечь их к Себе, изменить и сделать свободными. И все это в силу великой Своей любви к нам. «Он (Христос) почтил людей доверием, тем самым приобщив их к должной им чести» (Свидетельства для служителей, с. 190).

Чрезвычайно важно, чтобы, приобщая людей ко Христу, мы пользовались их доверием. Единственный путь достичь этого — это служить людям во имя Христа и с помощью Христа. Нижеперечисленные принципы помогут нам достичь доверия, руководствуясь Его, Бога, методом.

1. Когда мы выходим благовествовать миру, окружающие должны со всей очевидностью чувствовать, что их заботы и проблемы для нас очень важны — мы не манипулируем людьми ради достижения некоей тайной цели, но искренне стремимся помочь им. Ради той огромной цены, которую Бог уплатил за каждого из них. Ведь и Иисус, «живя среди людей, прокладывал путь к их сердцам, желая им блага» (Желание веков, с. 151).

2. Те, кому мы несем Благую весть, должны наверняка знать, что мы останемся их друзьями, даже если они не примут крещение, и не будут посещать церковь. Очевидно, что дружить с людьми ради достижения каких-либо целей, а затем вычеркивать их из своей жизни — это поведение никоим образом любви Божьей не соответствует. Однако подобное нередко случается. «К несчастью, многие современные нехристиане подозрительно относятся к любого рода христианам из-за прежнего опыта общения с другим религиозным человеком, который проявлял дружелюбие, исходя из неких корыстных соображений. Некоторые нехристиане не хотят ни единого слова слышать о Господе до тех пор, пока не убедятся, что вы сохраните свое дружеское расположение к ним несмотря ни на что… Людей надо любить ради них самих» (П. Литл. Как утратить свою веру, с. 52).

3. Истинный христианин должен уметь каждого человека выслушать, постараться понять и проявить сочувствие. «Глубоким сочувствием к людям Иисус приобретал их сердца» (Желание веков, с. 151). Более того, если «вы будете посещать людей, разговаривать с ними, молиться с ними, симпатизировать им, вы будете приобретать сердца». Елена Уайт называет это «наивысшим уровнем миссионерской работы», которого мы только можем достичь (Свидетельства для Церкви, с. 9, с. 41).

4. Нам необходимо помогать людям в решении их проблем. Следует помнить, что часто человеку прежде всего хочется чувствовать себя нужным, хочется иметь друга, хочется принимать участие в нашей деятельности. Ральф Нейбор попал прямо в точку, когда сказал: «Людям трудно поверить, что мы хотим жить с ними на небе, если мы не в состоянии находиться с ними в одной комнате» (Свидетельствуя, сделайте паузу, с. 42).

5. Скромные знаки внимания, слова ободрения, искреннее рукопожатие — все это проторяет дорогу к человеческим сердцам. Подобные простые вещи ведут к возникновению доверия не потому, что они требуют времени или усилий, но скорее благодаря тому духу, которым они проникнуты. Даже манера, с которой мы пожимаем руку, имеет большое значение. «Многое зависит оттого, каким образом вы приветствуете человека, в чей дом вы пришли. Вы можете пожать ему руку так, что сразу завоюете его доверие, а можете сделать это столь холодно, что у него сложится впечатление, будто он вам совершенно безразличен» (Служители Евангелия, с. 189).

Также и небольшие просьбы об одолжении, показывающие значимость для нас этого человека и нашу готовность принять его доброту, могут способствовать установлению доверительных отношений. Иисус продемонстрировал справедливость этих слов, когда попросил женщину-самарянку дать Ему напиться. Этот простой поступок разрушил барьеры, которые возводились годами, и показал, что Христос относится к ней с уважением и доверием. Традиционное учение гласило, что женщины-самарянки церемониально нечисты во всякое время, поэтому набожные мужчины-иудеи никогда не дотрагивались до тех предметов, к которым прикасались руки самарянок. По-видимому, женщину у колодца поразило, что Иисус, вопреки традиции, принял из ее рук воду, несмотря на неписаный закон, согласно которому само ее присутствие оскверняло сосуд и его содержимое. Но Его доверие вызвало доверие и у нее. Он «попытался найти ключ к ее сердцу, и мягко, как это свойственно Божественной любви, Он обратился к ней с просьбой, не предлагая, однако, ничего взамен. Учтивая просьба могла быть отвергнута, но доверие вызывает ответное чувство. Царь небес снизошел к этой отверженной душе и просил услужить Ему… Он… зависел от милосердия прохожего, нуждаясь в глотке воды» (Желание веков, с. 184).

6. В той же мере, в какой «доверие порождает доверие», недоверие порождает недоверие. Если мы недоверчивы по отношению к другим, то тем самым вызываем аналогичные чувства к себе. Скорее всего, люди станут осторожными решат, что существует некая причина для враждебного поведения. С другой стороны, если мы будем дружелюбны, станем ободрять ближних и обоснованно им доверять, они, скорее всего, проявят отзывчивость. В этом я имел возможность убедиться во время миссионерских поездок по разным африканским странам. К примеру, общаясь с различными правительственными должностными лицами в аэропортах, я мог наблюдать, что они легче вступают в контакт и начинают относиться с доверием, когда я общаюсь с ними в открытой доверительной манере.

Безусловно, Закхей не пользовался репутацией человека, которому можно доверять. Напротив, о нем говорили как о человеке, злоупотребляющем законами о налогообложении. Но когда Христос, придя в его дом, явил Свое доброе к нему отношение, это пробудило благородство мытаря, и ему страстно захотелось оправдать доверие и дружелюбие Христа. Невольно возникает ощущение, что мытарь просто ждал того момента, когда кто-нибудь поверит ему и проявит к нему интерес. Люди постоянно смотрели на него сверху вниз, и ему было трудно, если не невозможно, преодолеть сложившийся стереотип. Но Иисус освободил его.

Елена Уайт очень сердечно описывает, как Иисус завоевывал доверие тех, кто сталкивался с Ним, ободряя и вдохновляя их. Она пишет: «В каждом человеке Он видел безграничные возможности… Взирая на них с надеждой, Он внушал им надежду… В Его присутствии отверженные и падшие души осознавали, что они тоже люди, и страстно желали стать достойными Его уважения. Во многих сердцах, которые, казалось, были чуждыми ко всему святому, пробуждались новые порывы. Для отчаявшихся открывалась возможность новой жизни» (Воспитание, с. 80).

7. Необходимо непременно говорить, что мы имеем в виду, и иметь в виду то, что сказано. Более того, нам надо не только учить истине, но и самим быть правдивыми. Поступая так, мы будем пользоваться доверием. Нам, христианам, следует быть людьми слова, иначе мы это доверие утратим. «Человек может внешне выглядеть не лучшим образом, ему может многого недоставать, но если за ним закрепилась репутация неподкупной честности, то он завоюет доверие окружающих» (Свидетельства, т. 4, с. 353).

Некий пастор неоднократно назначал прихожанам встречи в определенное время в его офисе, но зачастую свои обещания не исполнял. Людям не потребовалось много времени, чтобы разобраться, что на этого человека полагаться нельзя. Безусловно, слава ненадежного человека не способствует возникновению доверия. «Бесчестность пронизывает наши ряды снизу доверху… Мне больно говорить, но честность пугающе редка даже среди тех, кто соблюдает субботу» (там же, с. 310). «Все, что делает христианин, должно быть светло и ясно, как солнечный луч. Истина исходит от Бога, ложь же в любой форме исходит от лукавого» (Правила счастливой жизни, с. 68).

Келлер пишет о том, сколь распространена бесстыдная ложь в нашем сложном до неестественности обществе: «Наша культура предполагает жизнь за фальшивым фасадом бодрости. Мы до такой степени фальшивы, что можем с успехом притворяться иными, чем это есть на самом деле. Наш цивилизованный цинизм довел некоторых до того, что они улыбаются даже тогда, когда вскрывают себе сонную артерию» (Соль для общества, с. 133).

8. Чтобы воистину являть собой Христа, мы никогда не должны предавать святое доверие. Иногда мы извращаем и переиначиваем нечто глубоко личное, о чем нам доверительно рассказали. Сохраняя то, что нам было доверено, мы тем самым укрепляем оказанное нам доверие, не сохраняя — утрачиваем.

9. Прежде всего, надо самим жить в соответствии с теми принципами, которым мы учим и которые проповедуем. Если люди увидят, что наша жизнь соответствует нашим словам, они откликнутся доверием. Иисусу доверяли, потому что Его жизнь была воплощением того, чему Он учил.

Келлер подчеркивает: стать духовной солью в жизни окружающих можно только тогда, когда наша жизнь становится воплощением надежности. Широко распространенный древний ритуал дружелюбия включал в себя подношение соли — символа надежности в устанавливаемых взаимоотношениях. Подчеркивая, что общество отчаянно нуждается именно в подобного рода взаимоотношениях, он сообщает, что люди бывают потрясены, когда кто-то исполняет свои обещания. «Эта простая прямолинейность, незыблемая надежность в повседневном поведении христианина дадут гораздо большие результаты в установлении доверительных взаимоотношений, чем любая словесная проповедь, будь она даже длиною в жизнь. Умение сдержать свое слово не только подвигнет окружающих доверять нам, но, что гораздо важнее, в конечном счете приблизит их встречу с Господом и начало доверительных с Ним отношений» (там же, с. 134, 135).

Не так уж трудно доверять тем, кто достоин доверия, но иногда мы сомневаемся: стоит ли доверять — или в какой мере доверять — некоторым людям, в чьей порядочности мы сомневаемся. Может быть, стоит избегать их и не иметь с ними ничего общего? А если мы решимся доверять людям, но не вызовем у них ответного чувства? Что тогда? Разве романтическое доверие сомнительным людям не делает нас слишком уязвимыми и не показывает нашу наивность и непрактичность? Разумеется, мы рискуем всякий раз, когда проявляем истинную любовь и доверие. Но вовсе необязательно жить с закрытыми глазами. Подобно Иисусу, мы, доверяя окружающим, полностью осознаем, какие могут возникнуть проблемы и трудности. Страдания и смерть пророков, Иисуса и Его учеников ясно показали: любовь сопряжена с опасностью. Но, подобно тому как любовь побуждала Христа идти на риск, так и Его любовь, струящаяся в нас, влечет нас к тому же.

Ниже приведены несколько соображений и советов, которые помогут нам осознать необходимость доверять другим людям, хотя это и сопряжено с риском, напомнят о здравом смысле и мудрости.

1. Хотя мы недостойны доверия, Иисус доверяет нам, потому что Он любит нас и желает, чтобы в нас возникли ответная любовь и доверие. Хотя мы ни в коей мере не заслужили Его доверия, Он тем не менее его нам оказывает. Разве не должны мы так же относиться к людям?

2. Если мы последуем Христову методу и будем отождествлять себя с другими, выслушивать их и сочувствовать им, то, познакомившись с человеком и узнав о его конкретных нуждах, сумеем найти более эффективный выход из сложившейся ситуации.

3. Необходимо признать, что невозможно всегда достоверно определить надежность ни одного человека. Иногда люди поражают нас своей непредсказуемостью. Случается, что те, в чьей надежности мы более всего сомневались, могут оказаться верными, а те, кто пользовался нашим доверием, нас обманывают.

4. Когда мы решаемся рискнуть и довериться кому-либо, нам необходимо помнить, что мы не одиноки. Христос с нами, Он рядом, и наш опыт — Его опыт. Некоторые из тех, кому Он помогал, кого Он любил и кому доверял, ополчились против Него. Таким образом, Иисус не только понимает наше состояние, но и обещает предоставить нам все необходимое, чтобы с нашей помощью завершить Свою работу.

5. Хотя наше доверие может не вызвать ответного отклика в каждом из наших оппонентов — а разве каждый из них не имеет права на выбор? — все же наше поведение является важнейшим стимулом для положительной реакции. Вспомните, когда вы были еще детьми и ваши родители и учителя доверительно к вам относились, разве вы не мечтали оправдать их доверие?

Генри Стимсон, американский государственный деятель, который работал при пяти президентах и научился неплохо разбираться в людях, однажды сказал: «Самый главный урок, который я усвоил за время своей долгой жизни, заключается в следующем: чтобы человек начал вам доверять, надо прежде всего самому ему довериться; самый же верный путь к тому, чтобы вам не доверяли, — это выказать свое недоверие» (Бомба и Возможность. — Harper’s Magasine, март 1946 г.).

6. И, наконец, необходимо тщательно усвоить практические принципы, которые преподал Христос Своим ученикам, когда благословлял на проповедь: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16):

а) доверие людям не означает отказа от идеализма. Христос сравнивает нас с двумя видами безвредных и невинных созданий — овцами и голубями;

б) однако, не отказываясь от своих идеалистических воззрений, мы должны соотносить их с действительностью. Христос сказал, что во внешнем мире водятся волки (иной раз в овечьей шкуре);

в) Иисус просит нас свидетельствовать в реальном мире, где царит грех, где полным-полно грешников. И если мы туда отправляемся, Он ожидает от нас, что глаза наши будут широко открыты. Он ждет, что мы будем осторожны, рассудительны и мудры, как змии;

г) Христос использовал образ змия, символа сатаны, как наглядный урок для преподавания нам мудрости. Очевидно, что в нашем мире, где царит смятение, недостаточно обладать свойствами только голубя, но в нас должны присутствовать важные качества, присущие змию. Христос желает, чтобы мы любили, но Он при этом хочет, чтобы мы это делали осмысленно. Нам следует быть простодушными, но в границах, очерченных мудростью;

д) разумный баланс между идеализмом и прагматизмом оградит нас от излишнего беспокойства или — хуже того — цинизма, когда дело дойдет до попытки создать доверительные взаимоотношения. Стимсон пишет: «Единственный смертельный грех, который я знаю, — цинизм». Господь оградит нас от циничности, от бессердечия, от усталости, вызванной многочисленными добрыми делами (см. Гал. 6:9). Именно потому, что мы любим Его, мы любим окружающих. А если мы любим и доверяем другим — значит мы так же относимся к Самому Господу. Он широко открывает Свое сердце, чтобы мы могли черпать доверие, любовь и мудрость.

Безусловно, безграничное доверие может исходить только от Христа. Но когда окружающие оказывают нам доверие, потому что они видят перед собой Его образ, который мы им являем, то это побуждает их, следуя нашему примеру, присоединиться к Господу, и тогда мы уже вместе можем и довериться Ему, и за Ним следовать. Наш долг — помочь людям сделать решающий выбор в пользу Христа.

Им необходимо знать, что доверяться полностью можно только совершенному и неизменному Богу, а не колеблющемуся человеку. Если мы не укажем им на Христа, то тем самым обречем их на разочарование. «Мы склонны ожидать сочувствия и поддержки от ближних, вместо того чтобы обратиться к Иисусу. По Своей милости и верности Бог часто позволяет тем, кому мы доверяемся, разочаровать нас, чтобы мы поняли, какое это безрассудство — полагаться на человека и отдавать в его руки свою судьбу. Давайте всецело с покорностью и бескорыстием уповать на Бога» (Служение исцеления, с. 486). «Следует меньше полагаться на то, что может сам человек, и больше уповать на то, что Бог может сделать для каждой верующей души» (Наглядные уроки Христа, с. 146).

Из этого вовсе не следует, что окружающие не должны оказывать нам никакого доверия и должны доверяться только Христу. Это не взаимоисключающий выбор, но скорее некое равновесие между двумя возможностями. Люди естественным образом соотносят свое доверие с конкретным человеком, которого они видят и ощущают, поскольку общение с невидимым Богом кажется более сложным. Вот почему в этом вопросе мы должны быть особенно осторожны, в особенности тогда, когда доверие людям начинает подменять доверие Христу. Доверяясь человеку, следует осознавать, что все мы не более чем люди, нам свойственны человеческие слабости и несовершенства, и такое доверие в принципе не может привести к полному удовлетворению высоких потребностей. Всем нам недостает доверия совершенному Богу — в Чьей любви нет изъянов, Чье понимание нашей души безгранично. Ему можно полностью довериться. Видя человека, достойного доверия, люди должны сознавать, что это заслуга не его самого, но Бога, и что Он — Источник всего благого — может даровать те же качества и им.

«На страницах памяти… записаны долгие изнурительные битвы с тяжелыми обстоятельствами жизни или, может быть, проблемы в семейной жизни, из-за которых день за днем гаснут мужество, уверенность и вера. Тех, кто в полном одиночестве ведет непосильную жизненную борьбу, можно укрепить и ободрить небольшим вниманием, которое вам не стоит ничего, кроме незначительного проявления любви. Для таких людей крепкое надежное рукопожатие настоящего друга значит больше, чем горы серебра и золота. Люди ждут добрых слов, как улыбки ангелов» (Служение исцеления, с. 158).

Джоан, которая пыталась благовествовать на работе, среди коллег, однажды призналась мне в своем нерасположении говорить о Христе сослуживцам в офисе. Она сказала, что особенно трудно ей было обратиться к одной женщине. «Она так много курит, и пьет, и такая грубая, — объясняла Джоан. — К тому же она почти ничего не читала, и язык ее некультурен». А затем Джоан призналась, что ее одолевают противоречивые чувства: с одной стороны, она понимает, что ее христианский долг — нести Благую весть, а с другой

— никак не может заставить себя сделать это. Она просто не представляет себе, что можно открыться перед этой женщиной и с ней подружиться. «Я и без того устала от нее, и у меня нет ни малейшего желания погружаться в ее проблемы,

— призналась она. — К тому же, она, вероятно, нисколько не интересуется духовными вопросами».

Однако Джоан была вынуждена признаться, что Бог открывал перед ней возможности для завоевания души этой женщины. Как следствие чувство вины, связанное с тем, что она избегала свою коллегу, угнетало ее. Разочарованно она воскликнула: «Я ничего не могу поделать! Рядом с ней я попросту чувствую себя неуютно — и, признаюсь честно, не хочу иметь с ней ничего общего». И тут же быстро добавила: «Чувствую, что не могу по-настоящему доверять ей. Как может Бог использовать меня в деле благовествования при таком моем отрицательном настрое? Я принесу больше вреда, чем пользы».

Наконец я попросил Джоан объяснить мне, почему же в таком случае эта ситуация продолжает ее беспокоить. Она призналась, что во время молитвы ей показалось, будто бы Бог побуждал ее благовествовать этой женщине. Помолившись вместе с Джоан, я по-доброму сказал ей, что, наверное, надо размышлять не столько о коллеге и связанных с нею возможных трудностях, сколько о Христе и о том, что Он может сделать ее руками. Я подчеркнул: следует только начать, пусть с малого — с улыбки, жестов, вопросов, — и посмотреть, что произойдет, а затем действовать в соответствии с обстоятельствами.

Я также обратил ее особое внимание на то, что Христа интересуют не столько способности человека, сколько открытость души. «Он позаботится и о ее способностях, потому что Он всесилен, — объяснил я, — но Ему необходимо, чтобы мы были открыты, чтобы у Него была возможность явить Свои способности в нас». Она с готовностью признала, что чересчур много беспокоится о себе самой, о своих возможностях и не замечает, что намеревается совершить Христос.

Через несколько дней Джоан взволнованно позвонила мне, чтобы сообщить о тех переменах, которые произошли с ее коллегой. Обратите внимание — на этот раз, говоря о своей сослуживице, она называла ее своей «подругой». Джоан рассказала, что сразу же после нашего с ней разговора она обратилась ко Христу с молитвой, чтобы Он помог ей помимо нее самой. Когда она приехала на работу на следующее утро, то лицом к лицу столкнулась со своей сослуживицей. Джоан сказала, что она отчетливо ощущала: Бог — возможно, провидением Своим — подготовил разговор, а ей осталось лишь задать простенький вопрос, а затем только слушать и сочувствовать. Такое впечатление, что женщина просто ждала, когда кто-нибудь проявит к ней искреннее внимание.

Во время разговора сотрудница призналась, что тревожится за своего отца, который едва выжил после сердечного приступа. Она была озабочена также поведением своего сына-подростка, так называемого трудного ребенка, который совсем недавно сбежал из дома. Чувствуя, что женщине необходим друг, с которым она могла бы всем этим поделиться, Джоан начала так: «Я хотела бы, чтобы вы знали, что я и вся моя семья будем молиться за вашего отца и сына и делать это будем каждое утро».

У потрясенной этими словами женщины на глазах навернулись слезы, и она сказала: «Спасибо! Пожалуйста, не забывайте молиться. Мне это так необходимо». А затем добавила: «Знаете, впервые в жизни мне предложили за меня молиться. Это для меня очень много значит, в особенности сейчас».

Чем дальше рассказывала Джоан, тем труднее ей было вспомнить, что ее новая подруга была той же самой «отвратительной» женщиной, одна только мысль о встрече с которой совсем еще недавно вызывала у нее неприязнь. Тяжелое бремя исчезло, когда Джоан сосредоточилась на том, что Христос мог и желал сделать с ее помощью. По мере того как она оказывалась все более и более вовлеченной во взаимообогащающие отношения, наполненные любовью и доверием, ее сердце все более и более наполнялось состраданием. Женщина перестала быть объектом отвращения, но силою Христа стала вызывать к себе симпатию и любовь. Проходили неделя за неделей, их взаимоотношения углублялись. Джоан заручилась ее доверием и спустя несколько месяцев помогла ей принять решение последовать за Христом и довериться Ему во всем.

Уайн Мак-Дилл, кратко описывая феномен индивидуальной работы по евангелизации в дружеском кругу, пишет: «Они услышат ваше свидетельство и начнут внимательно присматриваться к вашей жизни: воплощаются ли все ваши слова в вашей реальной жизни. И когда-нибудь они откроют в Иисусе Христе Друга, Которому можно довериться, но это произойдет лишь тогда, когда они увидят между мной и вами те же дружеские взаимоотношения. Тогда мы обретем радостную возможность представить их Такому Другу, Который жизнь положил ради нас с вами. Это и есть дружеская евангелизация, обретение друзей для Христа» (Дружба во имя Христа, с. 86).