5. С чего начинать?

Полстер Галлуп-младший сообщает: «Семьдесят процентов американцев полагают, что большинство церквей и синагог не в состоянии помочь людям найти смысл жизни». Он указывает на то, что жизнеспособность общин в основном зависит от их возможности помочь американцам решить шесть основных нужд, как это вытекает из его исследований:

1. Верить в то, что жизнь наполнена смыслом и имеет цель.

2. Иметь ощущение общности и более глубоких взаимоотношений.

3. Чувствовать, что тебя ценят и уважают.

4. Уметь слушать других и самому быть услышанным.

5. Чувствовать, что каждый возрастает в вере.

6. Получать реальную помощь в развитии зрелой веры.

Это обвинение в адрес современной церкви, безразличной к нуждам ее членов. Впечатляет тот факт, что 70 процентов американцев испытывают разочарование в традиционной церкви. Американские церкви стоят перед выбором: или оставаться такими, каковы они есть, и терять и без того ослабленное влияние на окружающий мир, или измениться!

Решение вышеуказанных шести проблем — это решающие факторы, от которых зависит будущее христианства в Америке. Традиционная церковь не в состоянии дать каж-дому ощущение личной ценности и помочь правильно оценить потребности окружающего мира. Она использует структуру, которая способствует разобщению и не позволяет верующим помогать друг другу и окружающему миру, используя их духовные дары.

Являясь инструментом в руке Божьей, Елена Уайт была вдохновлена говорить о церковных нуждах в своей малой группе. Ей было дано видение о жизнеспособной, живой церкви. «В ночных видениях я видела великое пробуждение в Божьем народе. Многие восхваляли Бога. Больные исцелялись, и иные чудеса были совершены. Желание нести Слово Божье окружающему миру было таким же сильным, как и перед великим днем Пятидесятницы. Сотни и тысячи посещали семьи и открывали перед ними Слово Божье. Многие сердца раскаивались благодаря силе Святого Духа, и проявлялся дух истинного обращения. Двери повсюду были открыты для провозглашения истины. Мир, казалось, был освещен небесным сиянием» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 126).

Е. Уайт характеризует малые группы как самый эффективный метод привлечения душ. «Христианские усилия, основанные на формировании малых групп, будут поддержаны и благословлены Тем, Кто никогда не ошибается. Если церковь большая, дайте возможность верующим объединиться в малые группы, чтобы трудиться не только для членов церкви, но и для неверующих» (Е. Уайт, Евангелизм, с. 115).

Начало работы

Если мы хотим видеть это возрождение и способствовать осуществлению реформ, если мы призваны вести членов Церкви к служению и выполнению их призвания, необходимо следовать некоторым принципам.

1. Осознать необходимость организации различных видов служения малых групп в местной церкви и способствовать их развитию.

2. Признать важность личного общения с руководством церкви и использовать те методы служения, которые они считают правильными.3. Стремиться организовать в своей церкви новые виды служения, которые будут все больше и больше стимулировать людей участвовать в основном служении.

4. Находить возможность для служения и способствовать образованию групп, желающих помочь вам в вашем служении.

5. Стремиться привлечь к служению тех, кто сознает необходимость обучения и обладает запасом библейских и практических знаний.

6. Стремиться донести имеющиеся знания до окружающих.

7. Активно поддерживать зрелых и компетентных членов Церкви в том, чтобы посвятить себя новому служению.

8. Быть готовыми нести ответственность за то служение, которое мы исполняем.

Чтобы малая группа, занимающаяся делом благовестил, работала успешно, пастор должен быть убежден в том, что подготовка рядовых членов к служению — это Божий призыв и важнейшая часть служения. Пастор знает, как прекрасно работать на ниве Господней под Божьим руководством. Он видит, что происходит, когда Бог через рядовых членов приводит в церковь новых людей. Пастор должен быть искренен со своими прихожанами, ибо только тогда он сможет убедить церковь в том, что он не стремится снять с себя ответственность, но хочет помочь им выполнять их служение как членов Церкви Христовой. Пастор должен вести общину, исполняя служение и принимая его от других. Свою зависимость от членов Церкви он демонстрирует, когда с благодарностью принимает их молитвы, заботу, совет и поддержку.

Эта концепция воистину является Благой вестью для пасторов! Вы сможете привести к Иисусу гораздо большее число людей, если в этом служении будут задействованы ваши прихожане. Трудностей станет меньше, поскольку они будут ложиться на плечи многих, а не одного. Бог никогда не имел в виду, чтобы один человек обладал всеми дарами, в которых нуждается Его народ. Благодаря такому подходу уменьшится опасность стрессов, переутомления и отчужденности в семьях. Участие в пасторском служении дает возможность больше времени проводить с семьей, без того чтобы пренебрегать людьми.

Подготовка рядовых членов к служению является планом Божьим для пасторского попечения о Его народе. Это создает атмосферу заботы, динамики, духовного роста. Этот вид служения будет великим благословением для вашей паствы.

Моя община не уникальна. Во всех наших церквах есть рядовые члены, которые проявляют заботу, способны любить и находиться там, где они нужны; и, возможно, они ожидают, когда вы призовете их на это служение. Каждый внимательный пастор может заметить членов общины, которые заботятся об окружающих. Это те, кто призваны Богом совершать служение в малых группах; благодаря этим людям служение в малых группах будет очень успешным.

Священное Писание не утверждает, что только рукоположенные пасторы должны нести это служение. Петру не была официально предоставлена должность пастора. Однако Иисус сказал ему: «Паси овец Моих» (Ин. 21:16). Правда, Петр находился рядом с Иисусом в течение трех лет, но ведь многие члены Церкви находятся «с Ним» уже гораздо дольше.

Пресвитеры, которым Петр дал поручение: «Пасите Божие стадо» (1 Петр. 5:2), не оканчивали духовную семинарию. Это были обычные люди, откликнувшиеся на призыв Святого Духа.

Прежние представления о роли руководителей Церкви и прихожан (духовенство, совершающее пасторское служение, и прихожане, принимающие его) сегодня уже узки в деле заботы о людях в наших церквах. Тем не менее, идея сделать пасторское служение доступным для простых людей только благодаря идеальной организации встречает огромное сопротивление, подкрепленное ранее полученными представлениями об этом. Сопротивление здесь тройное: духовенство сопротивляется потому, что видит в этом угрозу своему доминирующему положению. Руководители церкви сопротивляются потому, что они не чувствуют себя ни способными, ни достойными («Кто я, чтобы служить другому?»). Рядовые члены сопротивляются потому, что считают это работой пастора («Если я болен или нуждаюсь в совете, мне нужен настоящий пастор»). Однако благодаря опыту тех церквей, где я был пастором, я пришел к убеждению, что рядовые члены имеют все дары, необходимые для служения друг другу и неверующим. Они не только способны нести общественное служение, но и могут успешно совершать на первый взгляд незаметную работу в течение многих лет.

Чтобы успешно совершать пасторское служение, необходимо обладать такими качествами, как сочувствие, теплота, искренность, честность, терпение, умение выслушать и ободрить. Эти качества присущи не только профессионалам, получившим высшее образование. Они являются Божьим даром как для пасторов-добровольцев, так и для пасторов-профессионалов.

Концепция служения рядовых членов Церкви берет свое начало в Священном Писании. Петр был рыбаком, когда Иисус призвал его: «Паси овец Моих» (Ин. 21:16). Он возвратился к ловле рыбы после смерти Иисуса. Пасторы, которых Петр рукоположил на пасторское служение словами: «Пасите Божие стадо, какое у вас» (/ Петр. 5:2), не имели специального образования. Когда Павел писал к «святым» в Ефесе, поучая их, что каждому из них даны дары для служения, он обращался к людям, которые не занимали руководящих постов в церкви (см. Еф. 4:7-12).

Бог не желает, чтобы люди в наших церквах сетовали подобно псалмопевцу Давиду: «Никто не признает меня… никто не заботится о душе моей» (Пс. 141:4). Сколько людей в наших церквах так или иначе повторяли эти слова по той причине, что руководитель церкви — единственный, кто совершает служение заботы о ближнем. Смысл пасторской заботы — убедиться, что никто не «провалится в расщелины»; он изложен в притче Иисуса о потерянной овце, заканчивающейся такими сильными словами: «Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14).

Служение малых групп в местной церкви — это единственный способ обеспечить нашему народу достаточную пасторскую заботу. Начинать следует с усиленных молитв и изучения. Пригласите двух-трех активных членов Церкви посетить конференцию по вопросу служения малых групп. Затем выберите людей для создания малых групп. Работайте вместе, развиваясь постепенно, шаг за шагом. Везде, где служители и прихожане готовы совместно трудиться на ниве Божьей, им будет сопутствовать успех.

Вот что говорит по этому поводу Томас Гиллеспи: «Это пасторское служение осуществится только в том случае, если прихожане, служители и весь народ Божий готовы идти вперед».

Начните с того, что расскажите своим прихожанам о том, каким вы видите служение малых групп. Произнесите несколько проповедей относительно служения малых групп и вовлечения в него прихожан. Делитесь своим опытом работы в малых группах через церковный информационный бюллетень и пасторские письма. Поделитесь вашими планами с членами Церкви и призовите их молиться об этом начинании. Проводите семинары по работе в малых группах и обязательно молитесь об этом. Демонстрируйте видеофильмы, предложите отобранные вами книги, в которых рассказывается об участии прихожан в служении.

Поддержку служения малых групп можно подразделить на три стадии.

Стадия 1 — стадия развития. Совершайте служение вместе. Это непрерывная стадия; однако, трудясь сообща, вы изучаете, что нужно изменить, что работает, а что — нет.

Стадия 2 — стадия выполнения. Постарайтесь учесть возможные проблемы с самого начала. Эта стадия также непрерывна. Некоторые руководители малых групп время от времени отсеиваются, следовательно, необходимо подобрать им замену. Необходимо также подыскивать руководителей для вновь созданных малых групп.

Стадия 3 — стадия поддержки. На этой стадии вы имеете дело с возникающими проблемами. Также важно регулярно собираться вместе руководителям церкви для поддержки, общения, подготовки и наблюдения за работой малых групп. При выборе руководителей групп необходимо руководствоваться несколькими важными характеристиками.

• Обязательство Иисусу Христу.

• Глубокое желание быть пастором-добровольцем.

• Наличие дара служения ближним.

• Достаточная подготовка (стремление продолжить образование).

• Осознание важности доверия между членами малой группы.

Руководители малых групп должны придерживаться четырех важнейших принципов.

1. Они должны регулярно молиться о своем служении.

2. Они должны быть доступны тем, кем были призваны на служение.

3. Они должны регулярно общаться со своей малой паствой.

4. Они должны всегда подавать пример христианского характера и образа жизни.

Каждому руководителю группы дают контрольный список для использования его в процессе создания новой группы. Пастор должен ответить на все вопросы, организовать сбор необходимых материалов и обеспечить поддержку и ободрение на каждом этапе деятельности. Это может показаться невозможным, но… доверяйте своим прихожанам. Дух Святой будет работать в вашей общине!

Контрольный список для создания малой группы

1. Получите одобрение вашего пастора или совета церкви.

2. Решите, будет ли группа открытой или закрытой:

а) открытая группа — посетители всегда желанны;

б) закрытая группа — членство только по приглашению.

3. Назначьте дату первой встречи.4. Определите сроки функционирования вашей малой группы (сколько месяцев собирается функционировать ваша группа).

5. Определите, какие обязательства возьмет на себя малая группа.

6. Решите, в каком порядке вы будете совершать свое служение.

7. Определите темы, которые вы будете изучать.

8. Пригласите на встречу от семи до двенадцати человек.

9. Обсудите на первой встрече план деятельности и попросите группу принять обязательства.

Обязательства малой группы

Приоритет. Каждый член группы обязан присутствовать на встрече. Об отсутствии по уважительным причинам и по болезни необходимо известить заранее.

Пунктуальность. Группа начинает и заканчивает общение вовремя.

Конфиденциальность. Это самое важное. Если человек говорит что-либо по секрету, это свидетельствует о том, что он вам доверяет. Нарушение конфиденциальности является верным способом нарушить единство, взаимоотношения и служение.

Молитва. Регулярно молитесь о группе и о каждом человеке в отдельности. Выберите партнеров по молитве и ежедневно вместе молитесь о служении вашей малой группы.

Изучение Библии. Каждый человек должен систематически изучать Библию вместе с другими членами группы.

Имейте в виду: человек, который доверяет вам и делится чем-то личным, может никогда не довериться вам снова, если окажется, что над ним смеются или критикуют его.

Любовь. Мы будем заботиться друг о друге, подобно тому как Христос печется о нас. Короче говоря, наша любовь и забота будет бескорыстной.