Глава 11 . Ключи к успеху

«И было слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем. Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни. Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Зах. 8:1—5). Наверное каждому из нас, читатель, в своей жизни случалось переживать крушение надежд, планов, ожиданий. Особо это актуально для нашего времени. Ибо в пользу этого говорит небывалый рост самоубийств и впадения в депрессию, наблюдаемый в наши дни и обусловленный неудовлетворенностью людей своим положением и неудачными попытками изменить его. В пользу этого говорит и количество возросших криминальных преступлений, совершаемых преимущественно молодежью, которая, стремясь соответствовать современным критериям процветающих людей и не имея возможности приобрести их честным путем, идет на преступления. Об этом же свидетельствует и потеря веры людей в способность власть имущих построить счастливое общество, или, хотя бы, начать его успешное строительство. Люди устали от пустых лозунгов и обещаний политических деятелей. Надежда, что просто путем революций, смены политических фармаций удастся построить процветающее общество, показало свою полную несостоятельность. И XX-й и начало XXI века это наглядно продемонстрировали. Об этом свидетельствует и крушение веры в силу науки, столь распространенную в XIX веке, согласно которой именно развитие науки и прогресс решит все проблемы человеческого общества. Во что верят современные люди? Есть ли у них, у нас идея? Ведь без нее жизнь лишена смысла. Интересно, что в прошлые столетия у людей были идеи, пусть и несостоятельные или даже отрицательные: коммунизм, фашизм, научно-технический прогресс, различные националистические имперские или религиозные идеи. Но это были идеи. Сегодня же идей практически нет. Нет потому, что люди разуверились во всем и вся. Подавляющее большинство человечества живет одним днем, без надежды на будущее. Исследуя проблему крушения всех этих идей, а вместе с ними и надежд, можно отметить несколько интересных моментов. С одной стороны, это, порой, высокие идеалы, проповедуемые в этих идеях, а с другой — крайне неразборчивые методы их достижения, базирующиеся, с одной стороны, на насилии, а с другой — на эгоизме и амбициях. Всех их объединяет построение счастья на земле без Бога или достижение библейских идей человеческими методами. Причина крушения идей и надежд как человечества в целом, так и у людей в отдельности — это мы сами. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1—3). Вызволив иудеев из Вавилонского плена, Господь предложил им вновь следовать правилам счастливой жизни, базирующейся на вере, на Его Десятисловном Законе. Через пророка Захарию Бог дал им замечательную надежду, что если они последуют Его совету, то станут счастливейшим народом на земле. Вчитаемся в эти прекрасные обетования, которые Господь хотел сделать реальностью для Своего народа. «И было слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем. Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни. Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф. Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде. Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма. Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого. А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф. Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему. И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши! Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил, так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь! Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир. Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Захария 8 глава).

Выводы из обетований.

1). Бог спасет Свой народ (Зах. 8:7).

2). Бог будет жить с ними (Зах. 8:3).

3). Иерусалим станет духовным центром мира (Зах. 8:3).

4). Продолжительность жизни среди иудеев будет весьма велика (Зах. 8:4).

5). Среди народа будет царить радость (Зах. 8:5).

6). Народ будет собирать богатые урожаи (Зах. 8:12).

7). На поклонение Богу в Иерусалим будут стекаться окрестные народы (Зах. 8:20—22).

8). Имя иудеев будет в почете у окружающих народов (Зах. 8:23).

Что же еще нужно для счастья: покой, мир, достаток, высокая продолжительность жизни, радость, уважение, отсутствие бед и напастей. Поистине чудесная цель и надежда. Бог через Захарию вновь повторяет принципы, соблюдение и следование которым гарантировало бы иудеям исполнение этих обетований. «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:16—19). Господь подчеркивает: «Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф» (Зах. 8:6). Все это будет реальностью, только следуй Моим советам, — говорит Господь. Прошлая история обращалась к сознанию иудеев, демонстрируя им, что это не пустые слова. Божьи чудеса как в прошлой истории (небесная манна, длинный день Иисуса Навина, переход через Чермное море), так и в настоящей (свержение в Персии власти ненавистных магов, указ Дария о восстановлении храма) свидетельствовали об этом. Но народ вновь избирает свой путь к достижению счастья. И если до вавилонского плена главной бедой была связь с окружающим языческим миром, то теперь народ впадает в другую крайность, в свое полное обособление от окружающих народов, замыкание в себе, в создание и следование религии обрядов, церемоний и ритуалов. «При таких условиях ничего не могло выйти. Поэзия, философия, наука — все было задушено. Все, кто не мог бежать из Иерусалима, отупели, сделались хитрыми, лицемерными, злыми. Материалистическая религия, которую отправляют механическим образом и при помощи которой можно сделаться святым без всякого труда, худшая из всех религий. Где теперь мечты великих пророков?». [Ренан Э. История Израильского народа. М.: И-во В. Шевчук, 2001. С. 590—591]. Эпоху, последовавшую вскоре за Захарией и Неемией, историки называют «глубоким сном Израиля». [Ренан. Указ. соч. С. 590]. «Внутренняя работа, происходившая в Иерусалиме, совершалась втайне; лучшие глаза в мире не могли бы ее заметить. Геродот и логографы не знали о ней ничего… Первосвященники, Элиашиб, Иоиада, Иоанатан, Иаддуа сменяли друг друга в глубоком мраке, и даже имена их неизвестны нам точно. Можно заранее сказать, что предназначение народа, погрузившегося так глубоко в самые узкие идеи, не имело никакой будущности». [Ренан. Указ. соч. С. 591, 592]. Вдумаемся в это. Народ, которому Господь предначертал нести весть об Истине окружающим его народам, стать для них духовным светом, погрузился в религию ритуалов, традиций и обрядов. Они погрузились в них так глубоко, что великие путешественники и мыслители того времени ничего толком не знали о религии Израиля, ее великих преимуществах. Вместо того, чтобы проповедовать о Живом Боге, иудеи соперничали друг с другом в точности соблюдения ритуалов, которые и стали их настоящей религией. Последняя не привлекала к себе людей, а отталкивала, ибо была лишена присутствия Живого Бога. Впервые за всю историю народа из Иудеи начинают массово эмигрировать сами иудеи. [Ренан. Указ. соч. С. 590]. Дети из глубоко, вроде бы, верующих иудейских семейств оставляют религию отцов и начинают увлекаться греческой философией и религией. Религия запретов, ритуалов, религия спасения делами рождает, как было уже верно подмечено Ренаном и другими крупными историками, ханжество, злобу, лицемерие. Люди начинают следить друг за другом, «перемывать кости», радоваться неудачам другого, начинают гордиться своей святостью. Безусловно, дети, видящие, с одной стороны, внешнее благочестие отцов, а с другой — их истинную жизнь, раскрывавшуюся в домашних условиях, хотят бежать от такой религии, уходя в мир или в язычество, или превращаются со временем в таких же, как и их отцы, лицемерных святош. Массовый уход и увлечение язычеством достигают ко II—III вв. до х. э. ужасающих масштабов, приведших к тому, что уже даже! Первосвященники открыто поддерживают языческие обряды. Так, например, «однажды, когда в Тире происходили обычные у греков олимпийские игры в присутствии царя, первосвященник Язон отправил туда посольство с большою суммою денег на принесение жертвы греческому полубогу Геркулесу». [Дубнов С. М. Краткая история евреев. СПб.: И-во «Общественная польза», 1912. Часть II. С. 13]. «Сближение с сирийскими греками, которых много жило в Палестине, произвело большие перемены в старой еврейской жизни. Многие евреи, особенно из высших классов, увлекались веселым образом жизни и вольными нравами греков, их театрами и публичными зрелищами, и ради этого часто отказывались от своих народных обычаев. В жизни древних эллинов, коренных обитателей Греции, были наряду с дурными сторонами и хорошие, как, например, любовь к гражданской свободе, наукам, изящным искусствам; но среди позднейших греков, населявших во время Селевкидов Сирию и Малую Азию, эти лучшие качества были весьма слабы, а выступали наружу худшие: грубые языческие верования, распущенность нравов, погоня за наслаждениями, страсть к роскоши. Такие наклонности были противны духу иудаизма. Моисеевы законы предписывали евреям вести скромную жизнь, соблюдать чистоту нравов, воздерживаться от роскоши, не гнаться за удовольствиями, служить невидимому Единому Богу, Творцу природы, а не идолам, изображающим различные силы природы. Эти евреи назывались эллинистами, т. е. любителями греческих порядков». [Дубнов. Указ. соч. Часть II. С. 12—13]. «Иудейская община резко подвергалась эллинизации. Ее внешним проявлением стало все более частое принятие иудеями греческих имен. По этому пути пошли даже жрецы, включая первосвященников! Например, Ония стал называться Менелаем, а его брат Иисус — Ясоном». [Циркин Ю. Б. История библейских стран. М.: АСТ, Астрель. Транзиткнига, 2003. С. 407, 408]. Но какова же была им альтернатива в иудействе того времени? «Против них действовала партия правоверных, под названием хасидеев (благочестивцы). Хасидеи были пламенными ревнителями еврейской веры и строгими исполнителями ее законов; они не позволяли себе никакого общения с язычниками и даже запрещали светское образование, которое называли „греческой мудростью“. Хасидеи, в свою очередь, впадали в крайность, отвергая в эллинизме лучшие его стороны и воздерживались от всякого общения с иноземцами». [Дубнов. Указ. соч. Часть II. С. 13]. Две крайности, ведущие пусть и разными путями, но к одному и тому же трагическому финалу. Но несмотря на это, Господь продолжал действовать. Он повлиял на египетского царя Птолемея и по его заказу осуществляется перевод Библии на греческий язык — знаменитая Септуагинта. То, что не делали иудеи, Бог совершал через языческого царя, даруя людям Святое Божье Слово на международном в те времена греческом языке. Вспомним, что и Спасителя, когда Он пришел в наш мир, вышли встречать не иудеи и священники, а восточные мудрецы! Чтобы остановить Израиль в своем духовном падении, Господь допускает на них страшные гонения сирийского царя II в. до х. э. Антиоха IV Эпифана, которые заканчиваются восстановлением независимого еврейского государства во главе с династией Хасмонеев. Но возрождение длится не долго, народ вновь вступает на путь фарисейской религии, отвергнув, наконец, Самого Спасителя, Которого так ожидал и о Котором столько возвещал пророк Захария, и испив чашу страшной трагедии во дни Иудейской войны (66—70 гг. х. э.), о которой в контексте пророчеств Захарии будет рассказано отдельно в данной книге. Трагедия народа. Трагедия отдельных людей. Все последующие столетия Божий народ так же будет постоянно сталкиваться с этими двумя крайностями — либерализм, уход в мир и фарисейство, сухая религия обрядов и ритуалов. И часто вместо того, чтобы увидеть истинную причину кризиса — потерю веры в Живого Бога, люди будут стремиться решать ее человеческими методами, пытаясь еще более искусственно ограждать себя от мира, строя монастыри, скиты, запрещая чтение светской литературы, общение с неверующими. Уход своих детей из церкви они будут пытаться остановить методом запретов, но это лишь усугубит его. История иудеев, наследников Захарии, учит нас опасности отхода от религии Живого Бога. Опасности отказа от проповеди Евангелия — главной миссии церкви. Опасности впадения в религию ритуалов и обычаев, религию спасения делами, религию самоправедности, которая и рождает сплетни, зависть, пересуды, гордыню, от которых люди так часто страдают. Иудеи забыли провозглашенные Богом через Захарию принципы построения счастья в своей жизни. «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:16—17). Это вечные принципы, которые вчера и сегодня предлагает Господь всем народам, но которые, к сожалению, отвергались долгие столетия. А не отвергаем ли их и мы в своей личной жизни? Ведь их положения распространяются не только на жизнь целых народов, но и отдельных людей. Эти принципы помогут нам всегда носить одежды успеха. И именно соблюдающие эти принципы смогут войти в Небесный Иерусалим, в Вечность, когда, наконец, найдут исполнение все те замечательные обетования, которые Господь предлагал когда-то израильтянам через пророка Захарию, и которые те отвергли, избрав для себя иную участь, страшные страницы истории которой мы перевернем в следующей главе.