В гостях у евпаторийских хазар

Исследуя историю народов Каменной могилы, нельзя не упомянуть о хазарах и половцах. Эти народы не упоминаются ни в книге Иезекииля, ни в Библии вообще. Однако они, как мы увидим, имеют к ним прямое отношение. Это были кочевые племена, обитающие на одной территории и приблизительно в одно и то же время. Оба эти народа опустошали земли Киевской Руси, которая им даже одно время платила дань. Но один из них канул в небытие, а потомки другого продолжают жить и сегодня, и ни где ни будь, а у нас в Украине, в Крыму. Почему же столь различно сложилась их судьба? Какие уроки они хотят дать нам? Мы узнаем, как религия может преобразовывать кровожадных кочевников и алчных купцов в трудолюбивый и богобоязненный народ.

Хазары

В 454 г. х. э. умирает основатель великой гуннской империи Аттила. Появление этого зловещего завоевателя было предсказано за 400 лет в Библии. «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8:10-11). Нашествие гуннов стало одним из Божьих судов, обрушившихся на отступившую от Бога Западную Римскую империю. И вот, действительно блеснув подобно падающей звезде, наведя ужас на Европу, великий завоеватель умирает. Созданная им колоссальная держава распадается, как карточный домик. Народы, входящие в гуннскую конфедерацию, получают независимость. Среди них были и хазары. Свое происхождение они вели «из рода Тогармы, сына Иафета» [1]. Некоторые правители хазар именуют себя «царями Тогармскими». Одного из сыновей Тогармы звали Хазар, по имени которого получил название произошедший от него народ. Первоначально обитали хазары на территории современного Дербента, где сегодня обнаружены их древние города Беленджер и Семендер. История хазар полна войнами с византийцами, персами и тюрками, в ходе которых Хазария в конце концов становится огромным государством, земли которого простираются на современный Кавказ России, северо-восточный Крым, юго-западные области Украины и России. Славянские племена полян, жившие на территории современного Киева, платили хазарам дань. Во главе Хазарского государства стоял каган. Этот титул передавался от отца к сыну, а персона самого кагана была обожествлена. «Вера в божественную силу кагана и страх потерять ее приводили к тому, что почти все действия кагана и все предметы вокруг него табуировались. Жизнь его превращалась в цепь тяжелых запретов. Естественно, что в таком положении каган не имел возможности править страной. Ею правил… царь (в различных документах он называется по-разному: каган-бек, бек, шад)» [2]. «При этом считалось, что, старея, вождь теряет силу, поэтому его убивали и заменяли новым. Так жестоко расправлялись со своим каганом хазары: при любом несчастье, обрушившемся на страну (засуха, разорение, неудача в войне), «чернь и знать» спешили к царю (князю) и заявляли ему «Мы приписываем свое несчастье этому кагану, и его существование нам приносит несчастье. Убей его или отдай его нам — мы его убьем»» [3]. Жестоки были и государственные законы. Так, воинов не одержавших победы в войне казнили! [4]. Религией хазар было тенгринианство, в основе которой лежало почитание бога неба и света «Чудовищного громадного героя» Тенгри-хана. Отправителями культа были шаманы, которые устраивали коллективные камлания — «дикие пляски и битвы на мечах в нагом состоянии» [5]. Этому богу приносили кровавые жертвоприношения. В культе большую роль играли амулеты и почитание различных деревьев. Кстати, украшение елки на новый год было одним из главных действий в тенгринианстве. И именно от хазар этот обычай пришел и к нам на Русь, существуя вплоть до сегодняшнего дня [6]. Однако, с превращением Хазарии в могучее государство ей стала необходима монотеистическая религия, которая бы духовно соединила огромные земли и многие народы воедино. Ввиду того, что с мусульманами хазары постоянно воевали, ислам был неприемлем. Другая религия — христианство — была широко распространена в Хазарии и имела шанс стать государственной. Однако, политика византийских императоров, использующих христианство и его духовенство в политических целях, отпугнуло хазарское правительство от принятия христианства. Здесь мы видим урок того, как люди могут дискредитировать религию Христа. Императоры Византии, называющие себя самыми ревностными христианами, своей политикой и образом жизни только отпугивали другие народы от своей религии. Пророк Иезекииль говорит о таких верующих, только называющих себя христианами: «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: «они — народ Господа, и вышли из земли Его»» (Иез. 36:20). Об этом пишет и апостол Павел: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Не бываем ли и мы порой в роли византийцев, называя себя христианами, на деле же бесславим имя Бога, дискредитируя Его в глазах неверующих людей? Наконец, выбор кагана падает на иудаизм, который около 800 г. х. э. и принимает Хазария, точнее, ее правительственная верхушка. Простое население страны, в подавляющем большинстве оставалось языческим. Как мы уже упоминали, долгие годы Русь платила хазарам дань. Однако после усиления княжеской власти на Руси и прихода к власти князя Святослава (945-972) положение изменилось. Воинственный Святослав не только освобождает славянские племена от дани, но и идет походом на саму Хазарию. «В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар. Услышав это же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом, сошлись битья, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял» [7]. В последующие годы князь еще несколько раз опустошал хазарские земли, разгром которых закончил его сын, князь Владимир (980-1015). «Он овладел страной и наложил на хазар дань. Восточные города Хазарии были уничтожены, знаменитые сады и виноградники Семендера сожжены, Итиль превращен в дымящиеся развалины» [8]. Спустя немного лет хазары окончательно сходят со сцены истории и более не упоминаются в летописях. Однако, небольшой осколок хазарского народа продолжал жить. Этим осколком хазар была народность, впоследствии названная караимами, в пер. — «читающие священное писание» [9]. Жили караимы в Крыму, где их центром был город Чуфут-Кале (в пер. «Иудейская крепость») под Бахчисараем. И сегодня экскурсантам, посещающим ханский дворец в Бахчисарае, обязательно показывают и пещерный город Чуфут-Кале. Религией караимов был иудаизм. Однако они не признают талмуд и многие иудейские ритуалы. Но сохранились у них и пережитки шаманизма — бубны, многие обряды. Браки заключались только между представителями своей национальности, благодаря чему караимы сохранили свой язык и культуру вплоть до наших дней. В XIV веке часть их выехала в Литву по приглашению князя Витовта, нуждавшегося в хороших мастерах, где они осели и живут до сих пор, в основном в районе Тракая. Имеют прямую связь караимы и с династией Романовых. Дело в том, что мать Петра I Наталья Кирилловна происходила из рода князей Нарышкиных. Последние же были выходцами из караимов. Фамилия Нарышкиных образована от караимского слова «нарыш», означающего в переводе гранат. Они не пострадали в годы Второй мировой войны, когда Крым был оккупирован фашистами, т. к. они смогли доказать, что хотя и исповедуют иудаизм, но евреями не являются. Сегодня в Крыму проживает около 2000 караимов. Самая большая их община находится в Евпатории и насчитывает примерно 800 человек. Культурно-религиозным их центром являются Кенасы (т.е. церковь) в Евпатории, расположенная по улице Караимской. Комплекс Кенасы открыт для посещения, и если вы, уважаемый читатель, будете в Евпатории, посетите их, прикоснувшись через это к истории древнего и некогда весьма грозного народа. Подобно тому, как вера в Бога сохранила еврейский народ в годины бедствий, так и караимы сохранились как народ тогда, когда подавляющее большинство хазар кануло в небытие. Мы можем теперь только представлять себе, как могла бы сложиться судьба хазар, если бы они приняли всю полноту истины — христианство.

Примечания к 4 главе

[1] Коповцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в., Л, 1932, с. 74

[2] Плетнева С. А. Хазары. М, Наука, 1976, с. 32-33

[3] Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1908, выпуск XXXVIII, с. 46

[4] Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М, 1992, с. 131

[5] История агван Моисея Каганкатваци, писателя X в. СПб, 1861, с. 193

[6] Религии мира. Энциклопедия, в 2 ч. М., Аванта+, 1996. Часть 1.

[7] Повесть временных лет. М-Л, 1950, т. 1, с. 244

[8] Плетнева. Указ. соч., с. 71

[9] Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, Бизнес-Информ, 1998, с. 106