Часть 2. Иезекииль. Библейская археология Украины

Когда говорят о великих археологических библейских памятниках, то обычно представляется Египет, Палестина, Междуречье, Греция. А между тем и у нас, на территории Украины есть не менее интересные памятники прошлого, неразрывно связанные с библейской археологией. В последующих главах вы узнаете о тайнах древних цивилизаций, существовавших на украинской земле. Вы узнаете о необычном послании вымерших народов, обращенном к нам, живущим в начале XXI века. И первым местом, которое станет предметом нашего исследования будет Каменная могила.

Тайна Каменной могилы под Мелитополем

На земле существует очень немного мест, где можно одновременно наблюдать следы жизнедеятельности различных, порой прямо противоположных по своей культуре и происхождению народов. Причем эти следы нисколько не затушевывают друг друга. Место, о котором мы будем говорить в данной главе, полностью соответствует этим критериям. Его интересной особенностью является и то, что это один из древнейших на земле храмовых комплексов. На этом месте в различные времена обитали тысячи народов: племена эпохи первых послепотопных людей, киммерийцы, скифы, амазонки, сарматы, гунны, готы, хазары, половцы. Один народ сменял другой, но всегда это место оставалось храмовым центром, где различные племена и народы совершали свои богослужения. Этому храму под открытым небом более 3000 лет! Это место, как мы увидим ниже, является прямым порождением потопа, низвергнувшем отступившую от Бога цивилизацию. На этом месте в последующие десятки веков грозные орды кочевников своим каждением идолам бросали вновь и вновь вызов Истинному Богу. И… затем погребали себя под тяжелыми плитами каменной могилы. И действительно, Каменная могила под Мелитополем, о которой мы будем говорить в этой главе, представляет собой не просто холм из каменных плит, напоминающий могилу, но является настоящей братской могилой десятков народов, поправших Божий Закон… Интерес этого места состоит в том, что там обитали народы, о которых пророчествовал Иезекииль и которые упоминаются в Библии. Обычно мы привыкли встречаться с библейскими народами где-нибудь в Египте, Вавилоне, Тире и пр. И часто из-за этого они нам кажутся далекими. Здесь же мы встречаемся со следами этих племен у нас на Украине, причем, как мы уже упоминали, со всеми одновременно! Находки, обнаруженные в этом месте, являются прекрасными иллюстрациями ко многим книгам Библии. Священная история от потопа до апостольских времен предстанет перед вашими глазами…

Когда вы едете машиной из Харькова в Крым по Симферопольской трассе, то не доезжая Мелитополя, слева можно увидеть поворот на село Мирное, и огромный плакат: «Каммяна могила. Археологичний паммятник». Повернув налево и проехав всего несколько километров, вы подъедете к огороженному заповеднику, находящемуся прямо в степи. Войдя в него и пройдя несколько десятков метров, перед вами откроется вид на огромный холм, сложенный будто бы великанами из громаднейших, как бы беспорядочно лежащих, каменных плит.

Каменная могила представляет собой эрозионно-денудационный останец, сложенный среднесарматским песчаником [1] более 12 метров в высоту, занимая площадь в три гектара (!), с множеством пещер и гротов. «В геологическом и историческом плане Каменная могила — один из уникальнейших памятников. Это останец песчаника сарматского моря третичного периода… здесь была песчаниковая мель. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они и сейчас хорошо прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита. Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит. В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Днепропетровска) «большая вода», стекая к югу, образовала долины рек и так называемые «амфитеатры» — огромные вымоины в правом берегу пра-Молочной. Эти «амфитеатры» образовались, как полагал русский естествоиспытатель академик К.М. Бэр, в результате поворотного движения огромной массы воды на поверхность Земли. Вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами. С течением времени плиты приобрели удивительные формы и очертания. Сегодня на многих из них можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря — жителей могучего древнего водоема. Однако это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, пещеры и гроты которого оказались очень удобными для культовых целей древних людей» [2]. Итак, где сегодня высится каменный холм, когда-то бушевали воды потопа. Вызванные этой глобальной катастрофой изменения привели к резкому изменению климата, леднику, изменениям рельефа местности. Сегодня следами грозного Божьего суда, разразившегося в 2346 г. до х. э. являются окаменелые живые организмы, которые можно увидеть на плитах каменного кургана. Когда смотришь на этот природный памятник, невольно вспоминаешь о допотопных людях, и кажется, что эти глыбы скрывают под собой останки потомков Каина.

* Первые люди. Долгое время в исторической науке (и особенно, в силу идеологии, советской) было принято говорить о так называемых первобытных людях, периода древнекаменного века (палеолита), которые были полудикими, жили в пещерах, не знали ни понятия семьи, ни тем более религии (и уж тем более монотеизма). Словом, это были полулюди, обросшие как обезьяны шерстью и использующие лишь камни для охоты и сбивания плодов. Однако, в последующем было доказано, что деление истории в зависимости от качества материала, из которого изготовляли орудия труда (камень, медь, бронза, железо) несостоятельно. И что железные орудия встречаются в тех же временных отложениях, когда должны были бы быть только каменные [3]. Было показано, что жили эти люди в пещерах не потому, что были дикими, а потому, что сразу в послепотопный период была очень высокая сейсмическая активность и построенные жилища быстро разрушались. В плане же своего развития, религиозно-этических представлений они не отличались от нас, современных людей. Крупный французский ученый, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине… Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи. Храм этот — одновременно микрокосмос и пантеон… Мы видим лишь слабую тень религии палеолита. Одно можно сказать теперь твердо: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Порядок символов остается одним и тем же многие тысячелетия и это доказывает существование мифологии» [4]. И свидетельства, оставленные древними людьми на Каменной могиле являются тому подтверждением. В данной главе мы рассмотрим лишь те наскальные рисунки Каменной могилы периода каменного века, которые имеют прямые библейские параллели.

* Древо жизни. В Быт. 3:6 повествуется о том, как первые люди Адам и Ева, нарушив Божий запрет, вкусили плоды дерева жизни, за что были изгнаны из рая. Известия о древе жизни сохранились практически у всех без исключения народов [5]. Среди петроглифов (от греч. petros — камень и glyphe — резьба — наскальные изображения) обнаружены изображения «древа жизни» [6]. Древние люди знали, что с этим деревом связано грехопадение их далеких предков и потеря ими вечной жизни и что плоды этого дерева принесли в нашу жизнь смерть. Но в то же время у них продолжало жить, правда, в смутном виде предание о том, что в конце концов смерть будет побеждена Богом в Его борьбе со змеем (об этом см. ниже) и древо жизни вновь будет давать людям жизнь. Поэтому на могильниках древние люди и изображали часто древо жизни, которое вновь даст жизнь тому, кто лежит в этой могиле. В Древнем Китае и других местах был обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения [7]. Кстати, именно отсюда происходит обычай садить на могилах цветы.

* Змей, как символ зла. Из Быт. 3:1 мы знаем, что дьявол предстал пред Евой в образе змея. И поэтому неудивительно, что практически у всех народов змей (дракон) являлся олицетворением злых сил. «Например, на Кавказе (Армения, Грузия, Азербайджан) вешапов (драконов, змей — прим. А.О.) связывали с образами злых существ, похищающих солнце и воды, т.е. символы жизни» [8]. Символами зла змеи были и в Вавилоне, Индии, Египте. Сохранили древние народы и предание о том, что змей будет побежден Богом, который и вернет людям вечную жизнь. «Мифы о змееборстве получили особенно большое распространение» [9]. Мифология приписывает функции змееборства многим богам-демиургам, как например, Мардуку, Ра, Зевсу, Аполлону, отчасти Яхве [10]. Мифы о змееборстве были широко распространены в Вавилоне, Египте, Индии [11]. Так, Ригведа — древнеиндийский эпос рассказывает, что «дракон Вритру… имел вид бесплечего, безногого и безрукого, т.е. змееподобного существа, покоившегося на горе. Индра убил дракона, ударив его по голове [12]. И тогда «мгновенно над землей просиял свет, потоки воды ринулись с гор и насытили жаждущую землю» [13]. Изображение змея, дракона-вешапа, найдено было в 1985 году и на Каменной могиле. Грот, где оно было обнаружено, получил название «Грот Дракона» [14]. Но более всего поражает одна интересная деталь, а именно изображение человеческой ступни, покоящейся на голове дракона. «Для интерпретации изображения человеческой ступни на голове дракона-вешапа из грота Каменной могилы, на наш взгляд, наиболее приемлем сюжет из Шумера, когда Нингирс, поражая врага, опускает на него «свою могучую стопу». На голове дракона в гроте имеются следы ударов острым орудием — явная связь с религиозным обрядом убийства, а ступня — нечто иное, как символ героя или антропоморфного божества, поразившего дракона и породившего солнце, небо, утреннюю зарю» [15]. Какая яркая иллюстрация к библейскому тексту «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15)! Змей сможет поражать только стопу, но сам будет поражен грядущим Спасителем в голову! Сведения о поражении змея в голову и человеческой стопе сохранились и у многих других народов, будучи связаны с культом героя и Бога и понятиями — символами двух начал: жизни и смерти [16].

* Крест. Найдены на плитах Каменной могилы и изображения креста, относящиеся к эпохе так называемого каменного века. Эта находка на территории Украины вместе с многочисленными другими еще раз свидетельствует о том, что символ креста имеет чисто языческое происхождение: «в каменном веке — эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений или символизировал солнце» [17]. «Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия» [18]. У христиан же крест «далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуция Феликс писал: «что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты» [19].

Народы Каменной могилы

В разные времена хозяевами Каменной могилы были следующие библейские народы: скифы и киммерийцы (подробнее о них см. в главах No2 и 3 второй части данной книги), готы и гунны (данные о которых будут приведены в работе, посвященной Археологическому исследованию книги Откровение), а также хазары и половцы. Но пожалуй самым экзотичным из всех народов, строивших когда-либо свои святилища на этом месте были племена женщин-воительниц амазонок. Долгое время в историографии было принято рассматривать свидетельства древних авторов о них, как сказки. Однако, археологические и исторические открытия подтвердили, что данные племена действительно были. И сообщаемые о них сведения античными авторами соответствуют действительности. Итак, что же это было за племя, обитавшее в IV-III веках до х. э. на территории современной Украины (Запорожская область)? Древняя история амазонок уходит в легендарное прошлое. Первые исторически достоверные сведения о них относятся к IV веку до х. э. Тогда «После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили всех мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам, и гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю» [20]. Законы в этом необычном женском племени были суровы. «Воительницы были храбрыми, метко стреляли из лука, ловко владели мечом, хорошо ездили верхом и нередко побеждали в войнах мужчин из соседних племен. Судьба пленных, которые становились мужьями амазонок, была тяжелым испытанием: они выполняли «черную» работу, часто их калечили, а когда избранники были недовольны, их попросту убивали. При рождении детей в живых оставляли только девочек… Жрицы под звуки бубнов и магических заклинаний, раскаленным железом прижигали новорожденным девочкам правую грудь, чтобы росла сила в правой руке — для владения мечом и луком» [21]. Со временем воинственные амазонки все же вступили в более равноправные отношения с одним из скифских племен, юноши которого, взяв за себя амазонок, откочевали из своих исконных земель. От этого союза амазонок со скифами образовалось племя сарматов (или савроматов). Однако женщины продолжали в нем не только пользоваться равноправием наравне с мужчинами, но и занимать лидирующее положение. Вот, что пишет о сарматах римский географ II в. х. э. Помпоний Мела: «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства: они вечно живут лагерем, перевозя свое имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги, племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наряду с мужчинами» [22]. «До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах… Однако во время молочанской археологической экспедиции (1951-1952) под руководством Тереножкина А.Я. было открыто 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам… В одной из могил лежали останки молодой девушки. Вход в погребальную камеру был закрыт деревянным щитом. Вблизи погребенной лежали: боевой пояс, горит-сайгак со стрелами и два наконечника копий. Шея украшена бусами, на руках — браслеты — повязки из серебра и бронзы. Недалеко от кургана найдено еще одно погребение амазонки, которое относится к рубежу нашей эры. И вновь рядом с погребенной — предметы вооружения и туалета: копье, меч, стрелы, шпильки, зеркальце, кольца, флаконы для благовоний… Гиппократ уточняет, что девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока в бою не убивала трех врагов» [23]. Жестокость и противоестественные функции, взятые на себя женщинами, а также аморальность религии привели к духовной деградации сарматского народа, а затем и его гибели, которая вместе с падением киммерийцев и скифов, других обитателей Каменной могилы продемонстрировала, к чему приводит отступление от Бога.

Примечания к 1 главе

[1] Михайлов Б. Мелитополь. Природа. Археология, История. Запорожье, Дикое поле, 2002, с. 7

[2] Михайлов Б.Д. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Запорожье, Дикое поле, 1998, с. 5

[3] Подбор литературы см. в: Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие, Харьков, Факт, 2000, с. 43-46

[4] Цит. по: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М, 1981, с. 118-119

[5] Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т., М, Советская энциклопедия, 1982, том 1, с. 398; Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете, М, Политиздат, 1985, с. 34

[6] Михайлов Б.Д. Петроглифы Каменной могилы, Запорожье, Дикое поле, 1999, с. 96-97

[7] Фрэзер Д. Золотая ветвь, М, 1980, с. 136

[8] Марр Н.Я., Смирнов Я.И. Вешапы // Труды Государственной академии института материальной культуры, 1931, том 1, с. 59, 105

[9] Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия, М, Наука, 1971, с. 165

[10] Мифы народов мира. Указ. соч., т. 1, с. 276

[11] Гринцер Н.А. Древнеиндийский эпос, М, Наука, 1974, с. 284

[12] Ригведа. Избранные гимны, М, Наука, 1972, с. 111-113, 134

[13] Шахнович. Указ. соч., с. 166

[14] Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 105

[15] Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 107

[16] Там же, с. 110

[17] Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 84

[18] Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 126

[19] Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви, М, Наука, 1967, с. 83

[20] Геродот. Указ. соч., книга 4, 110, с. 270-271

[21] Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 78

[22] Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1962, с. 332

[23] Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 79, 80