Свидетельство для чуткого руководителя хора

Рекомендательное послание, касающееся различных аспектов музыки и качеств музыканта

“Мне был показан свыше случай брата С., имевшего серьезные проблемы духовного порядка. Его существенным грехом было тщеславное себялюбие. Если кто-то пытался подвергнуть сомнению правильность его поступков, он сразу же обижался. Когда он видел, что кому-то отдается предпочтение перед ним, он воспринимал это как личное оскорбление…

Брат С. имел музыкальный дар, но характер его музыкального образования предполагал скорее участие в музыкальных представлениях для светской сцены, чем для поклонения Богу. Пение это такое же служение Господу во время религиозных собраний, как и проповедь, и любое страннодействие или необычная деталь привлечет внимание людей и помешает серьезному и глубокому восприятию духовной музыки. Любые отклонения в пении могут быть причиной отвлечения от серьезности и святости религиозного служения. Все, что связано с проведением религиозного служения, должно быть достойно, торжественно и впечатляюще. Богу неугодно, когда служители, проповедующие небесные истины и являющиеся Его представителями, своим неадекватным поведением за кафедрой, отношением или жестикуляцией дискредитируют Его чистоту и святость. Все это вызывает любопытство, нездоровый интерес тех, кто пришли увидеть нечто необычное и волнительное и тем самым их разум и сердце не возвышаются и не становятся чище.

То же самое может быть сказано о музыке. Мы демонстрируем недостойное поведение при исполнении музыкального произведения. Мы пытаемся при пении перекричать остальных. Мы заглушаем своим “ревом” чистые и звонкие голоса тех, кто действительно поет с вдохновением. Все это не доставляет радости и небесным слушателям. Такое пение, лишенное чистоты, мягкости и глубины неприемлемо для Бога. То, что мне доводилось видеть и слышать на наших собраниях — все эти неприятные для слуха звуки и шум — не встречаются в ангельских хорах. Их пение не коробит слух — оно мягкое и мелодичное, а не натужное и шумливое.

Брат С. даже не сознавал, скольких людей отталкивало его поведение. Некоторым особенно не нравилась его жестикуляция во время пения и постоянное желание выставить на показ свои достоинства и таланты. Его пение не имело влияния на людские сердца, не трогало сокровенных струн души. Зачастую, выслушав проникновенную проповедь и находясь под глубоким впечатлением от нее, люди не получали дополнительного благословения от следующего за ней пения. Все это кривляние и ужимки, все эти вольные телодвижения были столь комичны и неуместны в доме Божьем, что откровенно мешали присутствующим и сбивали их мысли с глубокого и торжественного настроя.

Случай брата С. был не из простых. Он так часто напоминал невоспитанного и недисциплинированного ребенка. Когда его пытались наставить и дать совет, он вместо того, чтобы внять увещеваниям, замыкался и уходил в себя. Если он видел, что ему не удается сделать по-своему, он просто опускал руки. Он не искал исправления своего характера, но, наоборот, поступал так, что добрые ангелы покидали его и на их место приходили злые ангелы. Истина Христова, воспринятая сердцем, единственно способна производить благотворное и освящающее влияние на жизнь человека.

Брат С. полагал, что пение это самое важное занятие в мире, и что в его исполнении оно было просто безупречным.

Ваше пение не приятно ангелам небесным. Представьте себя стоящим посреди ангельского хора, делающим какие-то движения, жестикулирующим, не поющим, а кричащим во весь голос. Какая гармония и согласие будут при этом в ангельском хоре?

Музыка имеет небесное происхождение и в ней заложена значительная сила. Именно музыка, доносившаяся с ангельского трона, впечатлила сердца волхвов, которые затем направили свои стопы в Вифлеем. В музыке наша хвала и благодарность возносятся к Тому, Кто есть воплощение чистоты и гармонии. С победной музыкой и пением искупленные восшествуют в обетованную землю небесную.

Есть что-то особенное в человеческом голосе. Своей гармонией, своим вдохновенным небом пафосом он превосходит любой музыкальный инструмент. Вокальное пение это один из величественных даров Бога людям. Пение в духе и истине является великим дополнением к христианскому служению в доме Божьем.

Но как осквернялся и уничижался этот дар! Когда он освящен свыше, он способен стать инструментом во имя благого дела, разрушая барьеры предубеждения и неверия и являясь средством обращения душ. Важно не только иметь начаток знаний в музыкальной и певческой области, но и с этими знаниями стремится вверх, к небесам, чтобы ангелы пели чрез нас.

Ваш голос был слышен в церкви, ибо он был громким и грубым и заглушал более нежные и тонкие, почти ангельские голоса. Вы пели больше для людей, чем для Бога и думали при этом прежде всего о том восхищении, которое ваше пение должно быть вызывает у присутствующих членов общины. У вас столь высокие представления о собственном музыкальном таланте, что вы даже размышляете о том, чтобы вам за него платили вознаграждение.

Любовь к похвале составляет основу вашей жизни. Но это неподходящий мотив для христианина. Вы хотите быть обласканы и захвалены, словно ребенок. Вам многое с чем нужно бороться в своем характере. Для вас очень тяжелым делом стало преодоление природных пороков; вам тяжело вести самоотреченную, святую жизнь.” – Рукописи с. 5, 1874.

* * *

Об авторе:

Василий Юнак, имеет степень магистра служения в области библейского консультирования. Музыкантом себя не считает, но приобщение к музыке начал с самого раннего детства, как и каждый ребенок, родившийся в христианскую семью. В детстве освоил игру на мандолине, и до одиннадцатилетнего возраста с удовольствием играл в ансамбле. Многие годы был не слишком пунктуальным, но усердным хористом у таких дирижеров, как Петр Матвеевич Шульга, Михаил Андреевич Христюк и Элита Альфредовна Соколовская. Брал уроки по ремонту музыкальных инструментов у М. А. Христюка, и по хоровому дирижированию у Э. А. Соколовской. Был секретарем первого комитета по составлению сборника «Гимны надежды» в 1986-1990 годы, работая в коллективе лучших музыкантов, дирижеров, композиторов и поэтов адвентистской церкви в СССР. В 1990 году подготовил к выпуску сборник «Детские песни для субботней школы», в который вошли 74 переведенные им песни. Имеет один гимн, включенный в сборник «Гимны надежды». Провел ряд семинаров по музыке во многих общинах и на молодежных лагерных собраниях, по заказу Западно-Российского униона приготовил семинар по музыке для первого молодежного конгресса в Калуге. Имеет две публикации о музыке в богослужении, включая одну в научном сборнике, изданном Заокской духовной академией.

Запись семинара – Т. Л. Трубченко

Набор текста – М. А. Гладкова

Дизайн обложки – Н. В. Юнак

Отпечатано в издательском отделе ЗАУ

05.10.2006, тираж 100 экз.

[1] Иов 38:4,7.

[2] См. ЕГУ ПП 594 ориг.

[3] Этот подзаголовок, равно как и содержание данной части, позаимствованы из одноименного семинара моего брата Юрия Юнак для членов церкви г. Екатеринбурга, проведенного в 2002 году.

[4] Быт 4:21.

[5] Исх 15:19-21.

[6] Суд 7:16-22; Суд 5:1.

[7] 2Цар 1:17-22.

[8] 2Пар 20:20-22

[9] Лк 2:13; Лк 1:41-55; Мф 26:30; Еф 5:19; Кол 3:16

[10] Деян 16:25

[11] Откр 5:8; Откр 14:3

[12] Стив Миллер, «Споры о современной христианской музыке: мирской компромисс или фактор возрождения?». Издание ассоциации «Духовное возрождение» ЕХБ. Москва, 2003.

[13] произносится «хόлидэй»

[14] произносится «хόвли дэй»

[15] Мф 24:14

[16] 2Фес 2:3-12

[17] Суд 7:8,12

[18] David Schoch of Bethany Chapel, Long Beach, California.

[19] Kevin John Konner, Melbourne, Australia, ministry teacher for Bible Colleges in Australia and New Zealand, 1972 – 1981 served in Portland Bible College and Bible Temple, Portland, Oregon, USA.

[20] The Tabernacle of David, by Kevin J. Conner. Bible Temple – Conner Publications, Portland, OR: 1976.

[21] Davidic style of worship, Celebrating style of worship.

[22] North-American Renewal Service Committee TimeLines. A quarterly report of Pentecostal/Charismatic trends. Vol. 1, Number 1, Summer 1991.

[23] Canon Michael Harper, Larry Christenson, Tom Forrest, Kim Kollins, Kriengsak Chareonwongsak. Данные приведены по состоянию на 1992 год.

[24] Новые пятидесятники известны также под именами «нео-пятидесятники», «нео-харизматы», «неденоминационные харизматы».

[25] Откр 16:13-14

[26] Amazing John, by Dr. Fred Ladenius. The story of John the XXIII, a charismatic pope, translated by Nancy Bels. Gramma Publishers, Rotterdam, Holland: 1980.

[27] F.G.B.M.F.I. – Full Gospel Business Men’s Fellowship International.

[28] Demos Shakarian

[29] Цитируется по упомянутой книге доктора Ладениуса, стр. 130.

[30] John Wimber, Jack Hayford

[31] Учение о событиях последнего времени

[32] 1Тим 6:15 отводит этот титул Богу Отцу, говоря о конце времени, когда Иисус Христос явится во второй раз. Откр 17:14 говорит, что Агнец победит в последней битве, потому что Он есть Царь царей и Господь господствующих. Откр 19:11-21 образно показывает последнюю битву, которая произойдет в конце тысячелетнего царства. Победитель в этой битве – Тот, Кто носит этот титул Царя царей. И только на окончательном суде совершится то, что приведет к получению Христом этого титула, а именно, описанное в Рим 14:11 и Флп 2:10. Когда Бог представит каждому его жизнь, отмечая те моменты, когда человек отверг предложенное ему спасение. И тогда каждый признает справедливость Бога, и справедливость своей погибели. Все, включая сатану, преклонятся перед Христом, и тогда совершится окончательное уничтожение сатаны и нечестивых, описанное в Откр 19:20,21 и 20:14,15.

[33] 1Пар 16:5,6,42; 25:1-7. Цитра, псалтирь, кимвалы и трубы – это те музыкальные орудия, которые Давид определил для богослужения. В первом составе «группы прославления» у ковчега завета было 12 человек. Из них 9 играли на цитрах и псалтири, один на кимвалах и двое трубили. Из других источников мы знаем, что кимвалы использовались только для обозначения начала и конца музыкальных куплетов, а трубы имели свое предназначение, и практически не употреблялись для музыкального сопровождения. Назначив 12 человек для служения в первый день, Давид указал еще других людей, всего 68 человек музыкантов и певцов и двух трубачей (1Пар 16:38,41,42). Позже это число возросло до 288 человек (1Пар 25:7). Но всегда «группа прославления» состояла из 12 человек музыкантов и певцов (1Пар 25:8-31).

[34] ЕГУ Маранафа, 234 (14 августа).

[35] Откр 18:4 – выйди из Вавилона, народ Мой!

[36] Даниил 3:1,5.