Глава 8. Неопаздывающие часы

Шли годы. Поколение сменялось за поколением, но пророчества Осии и других пророков о разрушении Самарии не исполнялись. Да, иудеи, израильтяне и другие окрестные народы стали свидетелями того, что Израиль, как нация ((Ос. 8:8; 9:17) пророчество №2), растворился в среде других племён и был истреблён ((Ос. 4:6) пророчество №1). Да, Самарию не спасли её укрепления ((Ам. 6:1) пророчество №11) и она была опустошена ((Ос. 14:1) пророчество №4). Да, жители Самарии были уведены в плен ((Ам. 4:2, 3) пророчество №10). Но сам город продолжал всё так же гордо стоять. Через него проходили одна за другой вражеские армии, но в то время, как другие места Палестины подвергались полному разрушению, бывшая столица Израиля продолжала гордо выситься. Более того, её жители, самаряне, унаследовали нелюбовь и соперничество израильских колен к Иудее и всячески старались навредить восстанавливающейся после плена иудейской нации во дни Ездры и Неемии (о событиях тех дней в контексте Всемирной истории и археологии см. Опарин А. А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. Харьков: Факт, 2003). Самария по-прежнему продолжала выступать как соперница Иерусалима, причём соперница, в первую очередь, не политическая, а духовная. Жители Самарии постоянно поддерживали врагов Иудеи. Так во времена правления иудейского царя Иоханана-Гиркана I (134—104) жители Самарии, вступив в контакты с Египтом, Сирией и рядом народов Палестины, подняли восстание. «Самария была средоточием наиболее упорной ненависти к иудейскому имени. Иоханан Гиркан в последние годы своего царствования снова должен был взяться за оружие и вступить с Самариею в борьбу». [Ренан. Указ. соч. С. 674]. «Он приступил к этому городу и обложил его осадой… Вокруг всего города, на расстоянии около восьми-десяти стадий Гиркан обвёл ров и двойную стену… [Но лишь] после годичной осады Гиркан взял город и при этом не только не удовольствовался этим, но и разрушил его дотла, предоставив его действию бурных потоков. Дело в том, что он совершенно подрыл его, так что город провалился в пропасть, и могло казаться, что у него навсегда отнята была возможность когда-либо снова принять вид настоящего города». [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. Книга 13. Глава 10, 2, 3. С. 184—185]. «Город был предан такому беспощадному разрушению, что от него не осталось никакого следа. День его разрушения, 25-е ноября, был отмечен в календаре как праздник». [Ренан. Указ. соч. С. 674]. Но проходит немного лет и великий римский полководец Помпей поднимает Самарию из небытия. [Ренан. Указ. соч. С. 752]. А спустя всего лишь несколько лет Самария вообще достигает такого великолепия, какого не знала за всю свою предыдущую историю. И этим она была обязана иудейскому царю, одному из самых зловещих правителей мира — Ироду Великому (37—4). Ирод (27 год до Р. Хр.) сделал из Самарии блестящий город, который он назвал Себастией, по греческому имени Августа. [Ренан. Указ. соч. С. 752]. Император Рима Оквитан-Август был его покровителем и хитрый Ирод всячески стремился подчеркнуть ему свою преданность, доходящую до нескрываемого подобострастия, что, впрочем, нравилось римлянину. Но Ирод был не только блестящим мастером притворства, но и прагматичным политиком, прекрасно чувствующим ситуацию. Идумей по национальности, он был ненавидим иудеями. Эта ненависть постоянно подогревалась тем беспределом и жестокостями которые творил царь. И потому он, страшась народного восстания, воздвигал для себя неприступные жилища, в которых он мог бы пересидеть, пока не придет помощь от его римских друзей. «У него в городе имелось два укреплённых пункта, а именно, дворец, в котором он сам жил, и храмовая крепость, названная Антониею и сооруженная им. Теперь он задумал возвести для ограждения себя от народа третью крепость, а именно, в Самарии, которую он назвал Себастией. Итак, он решил укрепить это место, находившееся на расстоянии одного дня пути от Иерусалима и представлявшее то удобство, что оно могло служить отличным средством для обуздания не только города, но и всей страны… Когда он отправился, чтобы укреплять Самарию, он пригласил поселиться там многих из своих прежних солдат, равно как и многих пограничных жителей, причём соблазнил их перспективой постройки нового храма. Вместе с тем он также желал поднять, таким образом, значение этого города, который раньше не принадлежал к числу особенно блестящих. Главной побудительной для этих иноземцев причиной было то, что Ирод в видах своей личной безопасности не скупился на деньги. При этом Ирод переименовал город в Себасту и распределил между жителями ближайшую лучшую во всей стране землю, дабы они при своем поселении сейчас же пользовались известным благосостоянием. Он окружил город крепкою стеною и воспользовался покатостью местности, причём дал городу такие размеры, что он не уступал в этом отношении даже наиболее знаменитым городам. Он обнимал двадцать стадий. Внутри города он воздвиг храм, принадлежащий к числу самых выдающихся. Отдельные части города также были им постоянно украшаемы, причем, это вызывалось соображениями личной безопасности, стремлением воспользоваться крепкими стенами для обращения всего города в огромную крепость, а также желанием оставить после себя достойный памятник своего вкуса и человеколюбия». [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. Книга 15. Глава 8, 5. С. 310—311]. Так, отстроив Самарию, царь «убивал несколько зайцев». Во-первых, он делал подарок римскому императору, во-вторых, и это было главным, он создавал прекрасное для себя убежище, масштабную постройку которого трудно было бы объяснить подозрительным римлянам, если бы она не преподносилась в честь Августа. В-третьих, он желал обессмертить своё имя в истории, как заботливый по отношению к своему народу правитель. Как часто и мы строим в своей жизни подобные Самарии, желая кого-то купить своей лестью, сооружаем себе «крепости» вместо того, чтобы надеяться на Бога, и пытаемся обмануть людей своим внешним красивым поведением и словами. Когда Ирод отстроил Самарию, то многие иудеи были очень раздражены этим, а некоторые находились в самом настоящем недоумении. Как, город, которому предсказывал полное уничтожение Осия, не только не погиб, но возродился из небытия и достиг такого великолепия, какого не знал во дни Амврия и Ахава. Что же, библейские пророчества неверны? Порой такое настроение овладевает и многими людьми сегодня, порой, может быть, и нами, читатель. Видя какую-либо несправедливость, мы начинаем сразу же восклицать, а где же Бог? Видя процветание нечестивого человека мы вновь ропщем и возмущаемся, говоря, почему Бог это допускает? Исследуя библейские пророчества, которые ещё не нашли своего исполнения в истории, мы начинаем сомневаться в их точности. Особенно это относится ко II Пришествию Христа. Причём, среди христианского мира к этому событию отношение также весьма и весьма странное. С одной стороны, ни одна христианская конфессия не отрицает Второго Пришествия, но в то же время практически ни одна не проповедует о нём. Не проповедует о Божьем суде, который сейчас идёт на небе и где будет решаться участь каждого человека. Не проповедует о Духовном Вавилоне, захватывающем сегодня мир, ни о том, что необходимо предпринять со своей стороны, чтобы спастись. Если же и говорят о II Пришествии, то относят это событие к очень и очень отдалённым временам, забывая, что для тех, кто умрёт сегодня, II Пришествие Христа будет уже завтра. В мире же вообще отношение к нему крайне скептическое, что, кстати, и предсказывал апостол Пётр: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:3—10). Да, по-человечески нам действительно хочется чтобы поскорее наступил конец этому миру зла, а нечестивые пожали бы свою жатву. Но Бог любит каждого человека, ведя его к покаянию. Однако, время у Бога не задерживается ни на минуту и каждое пророчество найдёт своё исполнение точно в срок. «Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв. 2:3). У Бога часы не опаздывают. Так и пророчество о Самарии ждало своего исполнения. Внешне великолепное правление Ирода сменилось с его смертью началом смут и неурядиц в Иудее, когда преемники царя стали делить между собой его наследство, пытаясь завоевать большее количество дивидендов у римлян. К этому времени относится земная жизнь нашего Господа Иисуса Христа, проповедью Которого были обращены представители многих народов, в том числе и самаряне. У древнего колодца Иакова произошла памятная встреча, в корне предопределившая судьбу многих самаритян. «Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня» (Ин. 4:4—26, 28—30, 39—40). Так, спустя века, чудесным образом исполнились пророческие слова Осии о том, что будут потомки израильтян, которые обратятся к Богу ((Ос. 3:5) пророчество №12). Со смертью Ирода Великого заканчивается блестящая история Самарии. Город начинает медленно угасать. На земле Палестины сменяются народы и правители, а город всё более и более приходит в упадок. Он незаметно сходит с политической, экономической и культурной арены. В 1697 году эти места посещает английский путешественник Генри Мандрелл, который записал в своём путевом дневнике следующее: «Сабаста — это древняя Самария, имперский град десяти племён, отколовшихся от Дома Давидова… Великий этот город ныне превращён в сады, и немного осталось знаков его былого существования — лишь на северной стороне стоит большая квадратная площадь, окружённая колоннами, да на восточной — жалкие остатки огромного храма». В XIX веке американец Эдвард Робинсон после посещения Самарии писал: «Вся гора Себастия состоит из плодородной почвы, вспаханной от подножия до вершины и усаженной множеством маслин и смоковниц. Земля эта вспахивалась веками, и напрасен будет поиск фундаментов и камней древнего города». Доктор Ван де Вельд, описывая остатки Самарии, говорит: «Самария превратилась в жалкую деревушку, состоящую из кучки убогих лачуг, населённых шайкой грабителей… О былых колоннадах можно догадаться лишь по нескольким торчащим колоннам без капителей… Самария, огромная груда развалин! Её основания обнажены, её улицы перепаханы и покрыты полями кукурузы и оливковыми садами… Самарию разрушили, и руины её сбросили в долину; камни, некогда лежащие в её фундаменте, эти сероватые древние прямоугольные камни времён Амврия и Ахава, обнажены и разбросаны по склонам горы». Флойд Гамильтон пишет: «Сегодняшняя вершина холма, где стояла Самария, — это возделанное поле, где основания колонн отмечают местоположения разрушенных дворцов и особняков. У подножия холма, в долине, лежат камни, на которых некогда стоял город». Так нашли своё точное исполнение в истории библейские пророчества о том, что город станет грудой развалин (пророчество №5), что его камни будут сброшены в долину (пророчество №7), что основания его будут обнажены (пророчество №8), а на месте бывшего города будут разводить виноградники (пророчество №6). После падения Израильского царства в 722 г. до х. э. в Самарии никогда больше не было своего царя, и столицей она уже никогда не была, хотя город просуществовал ещё долгие столетия ((Ос. 10:7) пророчество №3). Незримая печать проклятия лежит на руинах этого города, пытавшегося стать духовным соперником Иерусалима. Невольно вспоминаются слова пророка, когда смотришь и на вершину Кармила, символа силы Израильского царства, красивейшей в своё время горы, от былого величия которой почти ничего не осталось. Знаменитые леса Кармила безжалостно уничтожены и вырублены (пророчество №9). И кажется, будто бы на этих развалинах ещё слышатся слова пророка Осии, призывающего народ покаяться, не отвергать ведение, принять Бога.