Глава 10

1 Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей.

2 Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?

3 Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?

4 Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек?

5 Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, 6 что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, 7 хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей? 8 Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?

9 Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? 10 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, 11 кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, 12 жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?

13 Но и то скрывал Ты в сердце Своем, — знаю, что это было у Тебя, — 14 что если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. 15 Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое:

16 оно увеличивается. Ты гонишься за мною, как лев, и снова нападаешь на меня и чудным являешься во мне.

17 Выводишь новых свидетелей Твоих против меня; усиливаешь гнев Твой на меня; и беды, одни за другими, ополчаются против меня.

18 И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; 19 пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб!

20 Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, 21 прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, 22 в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма.

Комментарий к 10-й главе

1 10:2 Несмотря на то, что Иов уже начал сомневаться в том, что Бог способен угнетать его, все же ему пока не на кого возлагать ответственность за все это. Он излагает Господу свою просьбу просто и честно.

2 10:4, 5 Иов утверждает свое понимание Бога как стоящего выше человеческих чувств и эмоций. Только слабому, невоздержанному человеку свойственно незамедлительно реагировать на положительные или отрицательные действия другого. Разумный же сдержит себя, оставив достаточно времени для того, чтобы ситуация прояснилась и можно было принять решение без необдуманной спешки. Жизнь показывает, что всякий, кто слишком скор на выводы и суждения, часто допускает ошибки в своей оценке случившегося. Бог не может быть таким, ведь Он стоит выше всего плотского и человеческого.

3 10:7 «Ты знаешь» — так говорил и Петр (Ин. 21:17). Иов не стремился отстаивать свое доброе имя ни перед людьми, ни перед Богом. Он только желал получить ответ на необычное, как ему казалось, поведение Бога в том, что Он допускает страдания в жизни непорочного.

4 10:9-12 Иов знаком с историей творения. Более того, здесь мы находим более подробное описание творения человека, чем это дано в первых главах Книги Бытие.

6 10:13, 14 Похоже, что Иов говорит здесь о возмездии за грех, как это было представлено Адаму в Едеме. Хотя Адам и Ева не понесли мгновенное наказание смертью, тем не менее они не избежали его. В отличие от своих друзей, Иов видел, что подчас нечестивые умирают в покое (21:7-33). Здесь же, утверждая, что ни один грех не останется без наказания, Иов проявляет свою уверенность в грядущем суде, хотя это и не является основной темой Книги Иова.

6 10:21, 22 Смерть для Иова — полное отсутствие сознания и контакта с миром живых. И в самой смерти нет «устройства», нет жизни.