Лжехристы апостольских времен

В этой главе мы познакомимся с тремя очень интересными свидетелями, жизнь которых и образ действий в корне противоречат Евангельским.

Они в свое время очень мешали проповеди апостолов, пороча в глазах простых людей весть о Мессии. Упоминание о них в Библии ограничено всего несколькими словами, и несмотря на это, сегодня они, помимо своей воли, являются ценными свидетелями, доказывающими верность не только исторических сообщений Нового Завета, но и Божественность Христа.

«Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель… приказал вывесть Апостолов… сказал: мужи Израильские! Подумайте сами… о людях сих, что вам с ними делать: Ибо не задолго пред сим явился Февда, выдавая себя за какого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли; После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались; И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, А если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:34-39).

Были ли эти люди в действительности, о которых упоминает евангелист Лука, передавая речь Гамалиила? Вот что пишет об этом очевидец апостольских времен, римский историк Иосиф Флавий: «Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем. Остервенев, воины отрубили самому Февде голову и отвезли ее в Иерусалим» [1].

Восстание это датируется временем около 45 года по Р. Хр.

Другой лжемессия, упоминаемый Гамалиилом, был Иуда Галилеянин, поднявший в 6 году по Р. Хр. восстание против римлян, используя как предлог, перепись Квириния: «…некий Галилеянин Иуда, происходивший из города Гамалы, вместе с фарисеем Саддуком стал побуждать народ к оказанию сопротивления, говоря, что допущение переписи приведет лишь к рабству. Они побуждали народ отстаивать свою свободу… Народ с восторгом внимал их речам, и таким образом предприятие получило еще более рискованный характер… происходили постоянные разбойничьи набеги и умерщвления наиболее именитых граждан под предлогом преследования общего блага, на самом же деле, для того, чтобы палачи могли пользоваться имуществом умерщвленных. Отсюда возникли всевозможные возмущения, происходил ряд политических убийств, отчасти вследствие кровопролитной междоусобной борьбы» [2].

Восстание было подавлено римлянами, сам зачинщик Иуда был убит, а его две тысячи приверженцев — распяты [3].

Третий лжемессия упоминается в Библии в кн. Деяния 21:38: «Так не ты ли тот Египтянин, который пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?»

Рассказывает о нем и Иосиф Флавий: «Тем временем разные проходимцы и обманщики старались побудить народ последовать за ними в пустыню, где обещали явить всякие чудеса и необыкновенные вещи, которые будто бы должны были случиться по желанию Предвечного. Многие поверили этому и жестоко поплатились за свое безумие, потому что Феликс возвращал их обратно и наказывал. Около того же времени в Иерусалим явился некий египтянин, выдававший себя за пророка; он уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Елеонской горе, отстоящей от города на расстоянии пяти стадий. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его словам они будто бы свободно пройдут в город. Когда Феликс узнал об этом, он приказал войскам вооружиться; затем во главе большого конного и пешего отряда выступил из Иерусалима и нагрянул на приверженцев египтянина. При этом он умертвил четыреста человек, а двести захватил живьем. Между тем египтянину удалось бежать из битвы и исчезнуть» [4].

Итак, во-первых, как мы увидели, сообщения Луки дословно подтверждены другими историками. Во-вторых, мы увидели, что во время Христа и апостолов в Иудее объявлялось много пророков, претендовавших на титул Мессии, причем каждый из них основывал свой авторитет на Библии, собирал последователей, и, к слову заметим, их было куда больше, чем у Христа, к тому же сторонников весьма решительных, готовых до конца стоять за пророка. И здесь они как бы вновь выигрывали по сравнению со Христом, ученики Которого рассеялись, лишь только Его арестовали, никак не поддержав Его, даже словами утешения в Гефсимании во время тяжких испытаний Спасителя.

Речи упомянутых «пророков» пользовались большой популярностью в народе, ибо они отвечали основным запросам сугубо земных людей, для которых главным было — освободиться от римского владычества. И здесь вновь, на первый взгляд, они имели преимущество перед Христом, Который не занимался политикой и не обещал свергнуть римское иго и не сулил иудеям мирового господства.

Словом, учения этих лжемессий имели, на первый взгляд, куда больше шансов выжить как религиозные направления, чем учение Христа. А получилось совсем наоборот: кто сегодня из современных нам людей хотя бы слышал о Февде, Иуде Галилеянине или египтянине, имя которого не сохранили в памяти даже его современники? О Христе же сегодня не только знает каждый житель планеты, но и более миллиарда землян Ему поклоняются как Господу и Спасителю.

Слова Гамалиила оказались пророческими: дело Христа было от Бога.

И сегодня эти лжемессии выступают свидетелями на суде, показывая на своем горьком примере, что истинным Мессией был именно Христос и всякие попытки занять Его место обречены на полнейший крах.

В следующей главе мы прослушаем красноречивое показание свидетеля, которого… нет.

Примечания к 4 главе

[1] И. Флавий, Иудейские древности, в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 2, кн. 20, гл. 5. 1, с. 539-540.

[2] И. Флавий, Иудейские древности, в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 2, кн. 18, гл. 1, 1, с. 431-432.

[3] Р. Браунригг, Кто есть кто в Новом Завете, словарь, М., Внешсигма, 1998, с. 144.

[4] И. Флавий, Иудейские древности, в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 2, с. 547-548.