Часть 2. Проклятье времени

Глава 1. О мирных людях, породивших Гитлера

Наверное в жизни каждого из нас не раз бывали случаи, когда в самый ответственный момент случалось какое-либо непредвиденное событие: смерть близкого человека, предательство друга, измена супруга, провал поступления в институт, увольнение с работы. Как наиболее часто мы ведём себя в подобных ситуациях, когда, как нам кажется, время остановилось для нас? Не опускаются ли у нас руки, не замыкаемся ли мы в себе, не начинаем ли роптать и вымещать свою обиду на других? Некоторые предпочитают прибегать к помощи гадателей, спиритистов, пытаясь у них узнать, в чём причина неожиданного несчастья и как её исправить. Третьи идут к экстрасенсам, гипнотизёрам и психологам, пытаясь получить от них успокоение для своей души. Четвёртые идут в храм, жертвуют средства, кладут поклоны, прикладываются к святым мощам, призывают святых и небесных покровителей. Люди поступают по-разному, и у каждого из нас есть право выбирать, как было оно и у древних израильтян в тяжёлый для них 1385 г. до х. э. К этому году Израиль, вышедший из Египта, покорил уже большинство хананейских царств и был совсем близок к полному покорению Палестины. И вот в этот год, который обещал новые победы, умирает вождь иудейского народа Иисус Навин. В течении многих лет он вёл свой народ. Он жил его нуждами и заботами. Он в личной жизни воплощал те принципы верности Богу, о которых проповедовал израильтянам. Его слова пользовались безграничным авторитетом. Чудеса взятия Иерихона, Двойной день были неразрывно связаны с его именем. Он умел зажигать людей. Он умел им раскрывать волю Живого Бога. С ним были связаны самые лучшие их надежды и планы. И вот теперь он лежит на настиле, тих и недвижим, лежит, окружённый тысячами людей, склонивших свои головы. Несколько десятилетий назад народ уже стоял перед той же проблемой после смерти Моисея. Но тогда у траурного помоста стоял он, Иисус Навин, его достойный преемник. И боль по Моисею у Израиля не перешла в уныние, ибо они видели того, кто продолжит дело их старого вождя. Но теперь у гроба Навина не стоит никто, кто мог бы стать его преемником. Что делать, куда идти дальше, как продолжать жить. Ведь воинственные и извращённые ханаанские цари ещё далеко не истреблены, и, конечно же, узнав о смерти своего заклятого врага, они вновь поднимут голову. А как удержать единство самих 12 израильских колен, многие из которых стремятся к главенству? Не перерастёт ли это в гражданскую войну? А как сохранить чистоту вероучения перед лицом господствующего повсеместно язычества? Как? Как? Как?… И вот в этих критических обстоятельствах народ находит единственно верный выход. Он обращается к Богу. «По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа» (Суд. 1:1). Они не стали собирать нескончаемые совещания, советуясь друг с другом или старейшинами, не проводили время в стенаниях. Они просто обратились к Господу. Сегодня, подобно древнему Израилю, мы сталкиваемся, как уже говорили, со многими трудностями, духовными испытаниями, искушениями, недопониманием, мы так же, подобно Израилю тех дней, вступаем в духовное Божье наследие, сталкиваясь со многими проблемами. И при этом у нас нет ни Моисея, ни Иисуса Навина, ни апостола Павла, с кем можно было бы посоветоваться, как поступить, получить духовную поддержку, ободрение. Многие сегодня жалуются на то, что даже немалое число современных пасторов, поставленных, чтобы делать это, крайне нерадиво относятся к своему служению. А порой ещё и своей жизнью вводят в смущение верующих. Да, нет сегодня Моисея, Навина, Павла и Петра, мало посвященных служителей, но ведь есть Христос! И подобно тому, как Моисей, Навин и апостолы обращались напрямую к Нему, получая помощь и поддержку, точно также и каждый из нас может непосредственно обращаться ко Христу. И для этого не нужно посредничество святых и апостолов: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Недаром незадолго до своей смерти апостол Павел, обращаясь к верующим, писал: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32). Патриархи и апостолы уходят, а Бог и Его Живое Слово остаются. Они остаются с нами всегда. Библия, её стихи, и, главное, их Автор всегда будут с нами. Бог остаётся. Он остаётся, чтобы разрешить любую самую сложную ситуацию. Он не сделал бессмертными Моисея или Павла, чтобы они веками вели народ, ибо тогда люди уже бы с ними связывали своё будущее. С ними, а не со Христом. И Бог ответил на эту молитву. «И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его» (Суд. 1:2). Многие, читая о том, как Израиль покорял Ханаан, удивляются жестокости израильского народа и вообще самому тому факту, что верующие люди воевали. Однако, те, которые хорошо знают историю, не задаются почему-то этими вопросами. И это не случайно. К моменту прихода Израиля в Ханаан население этой земли представляло собой яркий пример деградации общества. Общества, которое в пору было бы назвать стадом зверей, управляемым инстинктами. Ибо содомия, скотоложство, лесбиянство, кровосмешения, ритуальные человеческие жертвоприношения, массовые оргии стали неотъемлемой частью жизни этих народов, которые терзали не только своих соседей, но и самих себя. Это был народ, поправший всякие человеческие ценности и нормы. Это были люди, достойные высшей меры наказания по всем современным законодательствам. К тому же, своей извращённой религией они отравляли соседние племена и государства. И, наконец, даже если бы Израиль не уничтожил их, они бы изжили самих себя, только это продлилось бы ещё на несколько десятилетий, и погибло бы при этом куда больше людей. И так же не следует забывать, и это очень важно, что на протяжении 400 лет Бог обращался к этим народам с призывом покаяться, обратиться от своих злых путей, но они отвергли и попрали Его призывы любви. Что же касается того, как могли верующие вести вообще войну, то не следует забывать, что в те дни церковь не была отделена от государства. В Израиле существовало теократическое правление. И потому духовные вожди являлись вождями и политическими, выполняя и судейские обязанности, и функции главнокомандующего. В наши дни ситуация обстоит по-иному. Церковь отделена от государства, и потому уже не имеет тех функций, которые имела в ветхозаветные времена. Сегодня нет борьбы с силами зла и их приспешниками с использованием военной техники. Однако, борьба за обладание Божьим наследием, борьба со злом сегодня идёт не меньше. Недаром апостол Павел пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:11—12). Сегодня идёт Великая борьба между добром и злом, борьба за человеческий разум. И в этой борьбе нет посторонних наблюдателей. ««Ничто не достанется нам без борьбы, и за причитающееся нам наследие мы тоже должны сражаться…». Тот же самый принцип применим и к церкви. Господь не допустит, чтобы мы тихо и мирно вступили во владение наследием. Если мы будем избегать противостояния, мы даём волю хананеянам. Многие из наших братьев пытались остаться в стороне от конфликтов и в итоге утратили свои уделы. Нельзя обрести наследие, держась за мир любой ценой». [Коутс С. Комментарий к книге Судей Израильских. Новосибирск: Посох, 2000. С. 102]. Сегодня в мире «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). И потому он не оставит ни одного человека спокойно жить и служить Богу. Он оставляет лишь тех, за кого он не беспокоится: тех, кто ведет жизнь, угодную ему. А тех, кто проповедует Евангелие, свидетельствует своей жизнью о Христе, несёт активное служение в церкви, он не оставит в покое. Сегодня мы приближаемся к кульминации противостояния между добром и злом, между Христом и сатаной. И компромисс в этой битве невозможен в принципе. Но понимая это в теории, на практике мы почему-то делаем часто по-другому. Мы постоянно пытаемся примирить правду и ложь — лишь бы было тихо и спокойно для нас. Так при императоре Константине в церковь начали входить языческие лжеучения. И в результате дьявольские учения о бессмертии души, поклонении реликвиям, обожествлении людей, и т. д., и т. д. вытеснили из христианства почти всё христианское. А ведь в основе была благая идея примирить языческое и христианское население империи. Проповедь Евангелия встречала упорное противодействие других религиозных течений и политических сил, и потому многие христиане, чтобы не вызывать на себя огонь, либо вообще предпочитают не проповедовать, либо говорить в лучшем случае на нейтральные темы. Некоторые даже предлагают немного «урезать» «резкие» места Трёхангельской вести о папстве, отступивших церквях, Божьем суде, предпочитая проповедовать лучше о Божьей любви, проблемах семьи, отношении христианства к сексу и т. д., убеждая прежде всего самих себя, что это тоже нужные темы. Но ведь именно к нашему времени обращена Трёхангельская весть, а не весть о супружеских отношениях. Хотя эти темы, конечно же, у сил зла вызывают куда меньшее раздражение и противление. Итак, боясь всевозможных проблем, люди часто предпочитают замалчивать библейские истины, прикрывая это вновь благими намерениями о сохранении мира. Но мира между чем и кем? Светом и тьмой, истиной и ложью, Христом и сатаной? Всю историю Божья церковь была гонима. А мы порой хотим её превратить в элитарный, пользующийся всеобщим уважением клуб. Но этого никогда не будет. Искусственный поиск мира, или, точнее, лжемира, опасен порой и в совершенно обыденных ситуациях. Возникла, предположим, сложная ситуация на работе или в церкви, и мы знаем, что один человек явно поступает недопустимо по отношению к другому. Но поддержка одного и обличение греха другого может привести к проблеме. Так не лучше ли пройти мимо проблемы, по принципу: моя хата с краю? Лучше быть со всеми в мире, улыбаться и гонимому, и гонителю. Человек неверно проповедует истину, сеет раскол в умах людей, и мы вновь предпочитаем бежать от решения проблемы, делая вид, что ничего не происходит. Главное, сохранить мир. Но Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Не может быть, вновь хотим это подчеркнуть, мира между Добром и Злом. Между ними нет и не может быть моста — компромисса. И фанатизм здесь совершенно не при чем. Фанатизм — это слепая вера. А духовные принципы — это основа веры. В своё время правительства Великобритании и Франции, желая сохранить с Германией мир любой ценой, спокойно взирали, как она оккупирует Австрию и Чехословакию. Они желали сохранить лжемир, не обращая внимания на взрывы бомб и плач детей, желали сохранить лжемир, пока танки Вермахта не пересекли границы Франции, а бомбы не достигли Англии. А сколько зла можно было бы избежать, если бы в самом начале придавили гидру Гитлера. Желающие сохранить лжемир любой ценой пролили больше крови, чем все завоеватели. Потворство злу ещё отвратительнее самого зла. Ибо те, кто потворствуют злу, понимают, как плохо зло, но всё равно заигрывают с ним. Сколько людей было погублено только потому, что кто-то когда-то ничего им не сказал об их гибельном пути, на который они вступили. Иезекииль пишет: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3:17). А апостол Иоанн пишет: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18—19). Как часто мы отнимаем слова из этой книги. Мы, якобы, печёмся о том, чтобы был мир, но на самом деле сеем гибель. Желая сохранить свой покой, мы идём на компромисс со злом и неправдой, и перестаём быть христианами, губя себя и способствуя гибели окружающих нас людей. Пока мы живём на земле порока и зла, мы никогда не дождёмся Мира, к которому так стремится каждый человек. Мира, где не будет слёз, болезней, противостояния, смерти. Но для тех, кто выйдет победителем из Великой Борьбы, для тех, кто не шёл на духовные компромиссы, не искал лжемира, но был истинным христианином, Бог обещает такой мир, столь величественно описанный в книге Откровение. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:1—4).