11. Путь к получению праведности

В нашем размышлении о том, как важно прийти к новой жизни оправданного по вере человека, будет полезно обратить внимание на цитату, содержащую в себе прямой вопрос и определенный ответ по интересующему нас предмету.

«Что такое оправдание по вере? Это есть действие Божие, при котором гордость человека повергается в прах, и Бог делает то, что человек не в силах сделать сам для себя. Люди только тогда могут быть одеты в праведность Христову, когда они видят своё собственное ничтожество» (РГ, 18 сентября 1902).

Этот духовный опыт оправдания или получения праведности является делом каждой отдельной души, и он не может быть получен через какую-либо другую личность. К этому опыту ведёт только одна дверь.

«Вера есть то условие, при котором Бог нашёл возможным обещать прощение грешникам, не только, что в самой вере есть какое-то достоинство, благодаря которому можно было бы заслужить спасение, но потому, что вера полагается на заслуги Христа, как средство спасения от греха» (РГ, 4 ноября 1890).

«Одетые в одежду Христовой праведности, мы не будем иметь удовольствия в грехе, потому что наша жизнь будет проходить под благодатным влиянием Христа. Дверь оказалась открытой, и никто не сможет закрыть её, никакие силы мира земного или потустороннего не смогут закрыть её, если вы сами не закроете дверей вашего сердца и таким образом не устраните присутствия Господня» (РГ, 18 марта 1890).

Вплотную с этой дверью веры враг всякой правды поставил другую, более широкую и более заметную дверь.

Входя через эту дверь, многие путники, направляющиеся к небесному Ханаану, незаметно для себя вступают на стезю, ведущую в погибель, раньше или позже они должны обнаружить, что прекрасные одежды их собственной праведности есть ничто иное, как «грязные лохмотья», в которых они никак не могли предстать перед царём. Об этом классе сказано:

«Многие сбились с верного пути, думая, что им самим нужно проделать восхождение к небу, что они должны своими делами заслужить расположение Бога. Они стремятся к самоусовершенствованию, полагаясь только на свои личные усилия. Но этой цели они никогда не смогут достичь. Чтобы проложить путь к этому, Иисус Христос умер как жертва за нас, жил как пример для нас и стал нашим Великим Первосвященником. Он сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Его слова оказались бы неверными, если бы мы могли своими усилиями хотя на одну ступень подняться по этой лестнице» (РГ, 4 ноября 1890).

«Кажется, многие думают, что они должны проделать сами большую работу прежде, чем они смогут прийти к Христу за получением спасения. Они, кажется, думают, что Иисус придёт к ним в самый последний момент их борьбы, и Его помощь проявится в том, что Он нанесёт завершающий штрих в деле всей их жизни. Им, кажется, трудно понять, что Христос полностью спасает человека, приходящего к Богу. Они теряют из вида тот факт, что Христос есть путь, истина и жизнь» (РГ, 5 марта 1889).

Да даст Господь каждому из нас войти именно той дверью, которая ведёт к получению праведности Христа. Ведь каждый из нас нуждается в действии Божием, при котором гордость человека повергается в прах и вместо него совершается то, что этот человек был не в силах сам сделать для себя.

Но прежде, чем это станет жизненным опытом человека, он должен прийти к сознанию беспомощности своего состояния, и это может произойти с ним под воздействием благодати Христа.

«Без благодати Христа грешник находится в таком беспомощном состоянии, при котором для него невозможно сделать ничего, но посредством божественной благодати человек наделяется сверхъестественной силой, которая воздействует на его ум, сердце в характер.

Только после принятия благодати Христовой, грех для человека открывается во всей его отвратительности и наконец изгоняется из храма души. Только посредством благодати мы приходим в общение с Христом, чтобы действовать с Ним сообща в деле нашего спасения» (РГ, 4 ноября 1890).

«Без благодати Христа грешник находится в таком беспомощном состоянии, при котором для него невозможно сделать ничего». Это значит, что грешник сам по себе не может достичь моральной чистоты. Не может помочь ему и никакой другой грешник. Закон, против которого он согрешил, не может ни простить, ни покрыть его грех, ничто в этом мире не может принести ему избавления. Но посредством божественной благодати человек наделяется сверхъестественной силой, которая воздействует на его ум, сердце и характер. Сколько радости и самых лучших уверений содержат эти слова для грешника! По великой милости и состраданию Божию, посредством Его божественной благодати безнадёжный грешник наделяется сверхъестественной силой.

Но что представляет собой эта «сверхъестественная сила»? Эта сила, превосходящая всё, что находится в самом человеке. Она превосходит и всё то, на что хотел бы он опереться в этом мире. Это та самая сила, о которой воскресший Христос сообщил Своим ученикам, говоря: «Дана Мне всякая власть (по-гречески «вся сила») на небе и на земле»: этой сверхъестественной силой Он совершал чудеса во время Своего служения на земле.

В связи с этим заслуживает внимания следующее высказывание одного основательного последователя Библии: «Все чудеса Христа — это естественное проявление Его личности и потому они совершались с такой же легкостью, с какой мы совершаем наши обычные дела… Следует иметь ввиду, что всё сверхъестественное и чудесное во Христе не было для него заимствованным дарованием или случайным проявлением… Его личности была присуща внутренняя сила, исходившая от Него в такой мере, что даже край Его одежды был полон исцеляющей силы для прикосновения, сделанного с верой, которая является связующим звеном между Ним и человеком».

Именно этой сверхъестественной силой Христос наделяет человека, и она воздействует на его ум, сердце и характер.

Посмотрим еще раз на те чудесные результаты, которые отмечены в цитате из Духа пророчества. «Только после приятия благодати Христовой грех для человека открывается во всей его отвратительности и наконец изгоняется из храма души. Только посредством благодати мы приходим в общение с Христом, чтобы действовать с Ним сообща в деле нашего спасения». Из этого видно, что посредством благодати Христовой человек наделяется сверхъестественной силой, которая, воздействуя на его ум и сердце, открывает ему отвратительную природу греха и приводит его к тому, что он соглашается на изгнание из храма его души всей обитавшей там порочности и нечистоты.

Но это чудесное действие, совершаемое в сердце сверхъестественной силой Христа, невозможно без согласия и желания самого грешника. Обратите внимание на следующие слова:

«Вера, есть то условие, при котором Бог нашёл возможным обещать прощение грешникам, не потому что в самой вере есть какое-то достоинство, благодаря которому можно было бы заслужить спасение, но потому что вера полагается на заслуги Христа, как средство спасения от греха. Посредством веры совершенное послушание Христа может быть представлено вместо преступления и порочности грешника. Когда грешник признаёт Христа своим личным Спасителем, тогда по Своему неизменному обетованию Бог прощает его грехи и безвозмездно оправдывает его. Покаявшаяся душа сознаёт, что такое покаяние для неё стало возможным благодаря тому, что Христос умер за неё, как её замена и поручитель, и во Христе эта душа имеет примирение и праведность» (РГ, 4 ноября 1890).

В том великом преобразовании, при котором грешник становится святым, наша часть — это проявление веры. Но при этом мы должны помнить, что ни в самой вере, ни в её проявлении нет того достоинства, благодаря которому мы могли бы заслужить спасение, т.е., сама по себе вера и её проявление не имеют достоинства. Всё достоинство во Христе. Он есть средство и избавление от греха. Вера — это действие, при котором павший, беспомощный, обречённый грешник хватается за предложенное ему средство спасения. «Посредством веры совершенное послушание Христа может быть представлено вместо преступлений и порочности грешника». Это воистину торжественная мысль! Это есть именно та поразительная наука искупления, которая будет вызывать восхищение святых в течение всей вечности. При всём этом она так проста в её применении, что даже самый слабый и самый недостойный может проникнуть во всю полноту её значения.

Для того чтобы войти через двери веры и воспользоваться полнотой вменяемой и наделяемой праведности, нельзя ограничиться лишь простым пониманием предусмотренных для этого средств. Эта чудесная арка «живой веры, которая проявляет себя в делах любви и очищает душу». Пройти этими вратами можно при соблюдении следующих требований:

1. Всякий известный грех должен быть оставлен и ставшие известными обязанности не могут быть в пренебрежении.

«Хотя Бог может быть правым, оправдывая грешника благодаря заслугам Христа, однако он не сможет покрыть свою душу одеждами праведности Христовой, продолжая делать известные ему грехи или пренебрегая понятыми ему обязанностями. Сердце должно полностью покориться Богу, прежде чем в нём начнётся освящение, а для сохранения этого освящения требуется постоянное послушание посредством действующей живой веры, которая проявляет себя в делах любви и очищает душу» (РГ, 4 ноября 1890).

2. Готовность идти на любую жертву.

«Праведность Христа, как чистая белая жемчужина, не имеет никакого недостатка, никакого пятна и никакого порока. Эта праведность может быть нашей. Спасение, включающее в себя все приобретённые кровью неоценимые сокровища, есть жемчужина величайшей цены. Её можно искать и найти… В притче о купце сказано, что он продал всё, что имел, чтобы приобрести жемчужину величайшей ценности. Этой притчей прекрасно представлены те люди, которые так высоко оценили истину, что для обладания ей пожертвовали всем, что они имели» (РГ, 8 августа 1899).

3. Готовность полностью расстаться со всеми неверными привычками.

«Есть люди, всегда ищущие хорошую жемчужину. Но они не оставляют своих неверных привычек. Они не умирают для своего «я», чтобы Христос мог жить в них, поэтому они не находят драгоценную жемчужину» (РГ, 8 августа 1899).

4. Сила воли употребляется для совместных с Богом действий.

«Господь вовсе не желает парализовать человеческую силу, напротив, взаимодействуя с Богом, сила человека может быть очень эффектной в делании добра. Бог не собирается уничтожать нашу волю, мы должны совершить предназначенное Богом дело внутри и вне нас» (РГ, 1 ноября 1892).

С какой же серьёзностью и искренностью мы должны последовать этим ясным указаниям, чтобы оказаться людьми, пережившими на личном опыте оправдание и освящение по вере во Христа! Как глубоко и остро должны мы почувствовать наше беспомощное состояние, нашу полную неспособность сделать что-либо для исправления этого состояния! Ведь только по благодати Божией мы можем быть исправлены. Как должны мы дорожить великой истиной о том, что по божественной благодати мы можем быть наделены сверхъестественной силой! Мы ничуть не должны сомневаться в данном нам уверении о том, что грех во всей своей отвратительности может быть изгнан из храма нашей души. Нам необходимо сознавать, что в этом великом преобразовании наша часть заключается в том, чтобы в полном согласии с открытыми нам условиями сделать правильный выбор и принять верой все предложенные нам средства спасения. И каждый новый день нашей жизни нам предстоит смиренно молиться перед престолом благодати о том, чтобы заслуги и совершенное послушание Христа заняли место наших преступлений и грехов. И делая это, мы должны верить и сознавать, что наше освящение совершается через Христа — нашу замену и нашего поручителя, что Он умер за нас и что Он — наше примирение и наша праведность.

Если со своей стороны мы искренно и чистосердечно последуем этим указаниям, то Бог сделает результаты этого подвига веры видимыми в нашей жизни, и мы будем находиться в полном мире с Ним, как написано: «оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5:1). Мы будем испытывать радость спасения, и день ото дня будем убеждаться в реальности победы через веру. «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5:4).

Не будем же успокаиваться до тех пор, пока не войдём полностью дверью веры в блаженство жизни людей, получивших прощение, освящение, праведность и мир со Христом.