Глава 21. 3аключение

Огромное великолепное зрелище окончилось.

Занавес опущен. Сцена за сценой пророк вел нас, раскрывая перед нами Христа и Его заботу о Своем народе. Мы были свидетелями того, как церковь пережила ужасную борьбу и страдания во время суровых гонений, все же она продолжала торжествовать над своими врагами. Ее влекло вперед и постоянно вдохновляло обетование о лучшей стране. Уверенность в том, что Жених придет, чтобы взять ее с Собой, всегда было «блаженным упованием», полярной звездой, по которой церковь направляла свой неизменный курс.

Откровение 22, 6-21 Красота новой земли и слава святого города, которые вдруг раскрылись перед нами в заключительных сценах этой драмы, взволновали нас, и в то же время принесли нам мир и покой.

Теперь выслушайте следующие слова: «И не войдет в него ничто нечистое… а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27). Это действительно святой город, ибо каждый из его жителей будет победителем. Славное царство Иисуса Христа будет вечным домом праведных, спасенных всех веков.

Последние слова приветствия автора Откровения Теперь писатель Откровения выходит как бы вперед, встает перед занавесом и говорит заключительное слово.

Он готов запечатлеть в нашем сознании, что все то, что мы видим и слышим — «верно и истинно». Обильные благословения также произносятся над «соблюдающими слова пророчества книги сей» (Откр. 22, 6-7). Господь осознавал, что весть этой [208] книги примут не все люди, и некоторые даже будут пытаться изменить слова, поэтому Он, оставил нам Свое последнее завещание, чтобы заверить нас в важности этих слов.

Он говорит: «Я Иисус послал ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

И Дух и Невеста говорит: «Приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром.

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей; если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей.

И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22, 16-18). Действительно торжественные слова! Они, несомненно, были серьезным предостережением для переписчиков, живших в последующие столетия,- чтобы быть очень внимательными и не изменить ни одного слова.

Но это также предостережение и всем толкователям. Те, кто злоупотребляют вестью этой книги, подвергают опасности свою собственную жизнь.

Раскрытая книга Откровение — это не запечатанная книга.

Часть пророчества Даниила была запечатана. Ему было сказано: «Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (Дан. 12, 4). Но Иоанну наоборот было ясно сказано: «Не запечатывай слова пророчества книги сей, ибо время близко» (Откр. 22, 10). Если бы у нас не было никакого другого доказательства, кроме этих слов, и этого было бы достаточно, чтобы вскрыть недостаточность и ошибочность футуристического толкования. Футуризм — это метод толкования, пытающийся оторвать и бросить эти пророчества в будущее, как если бы они не имели никакой вести к церкви последних веков.

Те, кто следуют этому папскому заблуждению, что являлось прямой нападкой сатаны на протестантскую реформацию, упускают из виду саму цель книги.

Те, кто пытаются применить эти пророчества ко времени после пришествия Христа за Своей церковью, невольно запечатывают «слова пророчества книги сей». Откровение — это не только книга будущего,- это весть ко всей христианской эре.

Все реформаторы ХVI столетия комментировали эту пророческую книгу по историческому методу, находя ее исполнение в истории. [209] Когда дверь благодати закроется — спасения уже не будет Когда Иисус Христос, наш Великий Первосвященник и Судья завершит Свое ходатайственное служение, Он произнесет приговор суда в следующих торжественных словах: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще и святый да освящается еще.

Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22, 11-12).

Эти важные слова, произнесенные «Судьей всей земли», навсегда определят участь каждой души, когда-либо жившей на этой земле. В Слове Божьем нет больше никакого намека на вторую возможность для спасения. Да и нужды нет в другой возможности. Правда, не все имели такие благоприятные условия, но на великом суде Божьем всякое влияние, игравшее хоть какую-то роль в жизни человека, будет принято во внимание. «Господь в переписи народов напишет: такой-то родился там» (Пс. 86, 6). Мы будем судимы не только за то, что могли бы сделать согласно данным нам возможностям. «Судья всей земли поступит ли неправедно» (Быт. 18, 25).

Последнее благословение Из семи блаженств, найденных в Откровении, это — самое последнее: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22, 14). Этот отрывок иногда переводится: «Блаженны те, кто омыли свои одежды». То, что написано в древнейших рукописях, все же согласуется с пересмотренным вариантом, как это ясно видно из приведенных цитат ранних христианских писателей, взятых из самих древних рукописей, недоступных нам сегодня. Какой бы перевод мы не предпочли читать, результат тот же, ведь только те, кто омыли одежды свои… в крови Агнца (Откр. 7, 14), могут «исполнить Его заповеди». Послушание никогда не было основой для благодати.

Но Божья благодать — это единственная основа для нашего послушания. Непослушание изгнало наших прародителей из Едема и лишило их права доступа к дереву жизни.

И только чрез объемлющую жертву Иисуса Христа и жизнь подчинения воле Божьей человек вновь может пребывать в раю Божьем и вновь иметь доступ к дереву жизни.

Последнее приглашение «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17).

Последнее Божье повеление Ною как раз перед потопом, унесшим его поколение, было: «Войди ты и весь дом твой в ковчег» (Быт. 7, 1). Подобный призыв обращен ко всему человечеству сегодня. Как нежен и любвеобилен этот призыв и как далеко простирается! Всякий, кто пожелает, может прийти.

Небо готово — это приготовленное место для приготовленного народа.

Иисус говорит: «Вы, блуждающие, измученные заботами и усталые, придите! Разделите со Мной Мой дом мира, радости и любви — дом в который никогда не проникнет страдание, скорбь и грех. Ведь я пострадал, пролил кровь и умер, занял ваше место в мире мрака и смерти, чтобы вы могли разделить Мое место в царстве света и любви. Примите Мое приглашение. Оно обращено к вам. Придите! Возьмите все! Оно принадлежит вам «без денег и без серебра»! И теперь, услышав Мое приглашение, не пойдете ли вы и не пригласите кого-либо еще?» Главная миссия церкви — не бороться, но приглашать других принять любовь Божью. Невеста не одевается в белое платье, чтобы бороться, но чтобы быть привлекательной. И невеста Христа «приготовила себя», облекшись в Его праведность (Откр. 19, 6).

«Слышащий да скажет: приди!» Караван верблюдов, идущий по пустыне, не всегда идет вплотную друг за другом. Но проводник, увидев вдали воду, машет рукой, приглашая: «Идем вперед! [211] Вода!» Следующий сделает то же; а затем следующий, пока все не услышат весть.

Услышав эту весть, слышавший должен передать эти слова другому.

Престол Бога и Агнца (Откр. 22, 1-2) От этого непревзойденного престола славы течет удивительная река жизни. Те, кто достигли этого берега любви, никогда не будут испытывать голода или жажды.

Сам добрый пастырь поведет Свое стало к источникам воды живой. Какая радость — сменить наши изношенные трудом одежды странников на прекрасные одежды света! В то время как слава Божья подобно расплавленному морю охватывает группу спасенных, получивших бессмертие,- все раны всех войн и вся боль ненависти и греха будут навсегда удалены, когда «Господь обвяжет рану народа своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис. 30, 26). Как чудесно быть в небесном обществе! Авраам и Исаак, Иаков и Иосиф, Моисей и Исаия, Даниил и Иов, Есфирь и Илия, Давид и Руфь, Мария и Петр, Стефан и Павел,- великое множество спасенных всех веков будут здесь.

Несравненная красота, разнообразные цветы, никогда не портящиеся плоды, поля, зеленеющие изумрудной травой, музыка, которую не слышало смертное человеческое ухо,- все это приготовлено, чтобы сделать еще более прекрасной вашу и мою родину. Дорогой друг, если по благодати Божьей мы приготовили себя к общению с Богом и святыми ангелами,- мы скоро отложим крест и получим венец. Скоро окончатся наши скорбные дни. Вскоре мы отставим свою чашу слез и будем с Тем, Чья слава наполняет все творение.

В конце трудного утомительного дня престарелый пророк сидит на скалистом берегу Патмоса. Когда вечернее солнце опускается за водный горизонт, вся сцена изменяется, превращаясь в пышное золотое зрелище. В славе этой картины трудности дня забываются и на несколько мгновений он вновь воскрешает в памяти те сцены красоты, которые он видел в видении. Перед ним другое «море, [212] смешанное с огнем». Верой он вновь слышит голоса великого множества спасенных в их песне хвалы и победы. Песнь творения, исполненную старцами и ангелами, он уже записал (гл. 4) и также новую песнь искупления (гл. 5). Но могущественный хор новой воссозданной земли и вечной победы еще раз наполняет его сердце ликованием. Возвращаясь в свою хижину, он берет свое перо и пишет: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божьи.

И поют песнь Моисея, раба Божьего, и песнь Агнца, говоря: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15, 2-4).

Будем ли мы среди них, дорогой друг? Присоединимся ли мы к этому гимну хвалы? В той чудесной стране света искупленные будут созерцать огромные богатства Божьих сокровищ, когда вся вселенная откроется перед их взором для изучения. Что это будет за радость — следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел и устремляться в неутомимом полете к отдаленным мирам! Как чудесно рассказывать и повторять вновь всю историю Его любви и благодати! Какая богатая награда за немногие годы сердечной боли и скорби, когда мы сможем наслаждаться гармонией неба и следить за появлением миллиардов солнц, звезд и солнечных систем, всех вращающихся вокруг престола Божьего! О, день восторга, да ускорится твой восход! Последние слова Иисуса, записанные для нас: «Се гряду скоро!» И вместе со святым пророком скажем: «Ей гряди Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22, 20. 21). [213]

Иисус Христос — главная тема Откровения

Каждая глава содержит личное откровение Иисуса Христа.

Обобщая эти мысли, мы видим Его значение:

Гл. 1. Христос — жертва и священник.

Гл. 2. Чудесный и сочувствующий Обличитель церкви.

Гл. 3. Творец и разделяющий Свой престол с людьми.

Гл. 4 и 5. Христос — Агнец закланный от создания мира и центр поклонения.

Гл. 6. Руководитель церкви, идущий с победой.

Гл. 7. Агнец среди множества, омытого кровью.

Гл. 8 и 9. Христос — принимает молитвы святых и сдерживает силы зла.

Гл. 10. Христос — Ангел, окружающий землю и море и возвещающий, что «времени больше не будет».

Гл. 11. Христос принимает от Своего Отца царства этого мира.

Гл. 12. Христос — обещанный Младенец, победивший смерть и вознесшийся к престолу.

Гл. 13. Христос — автор книги жизни Агнца, в которой записаны имена истинных поклонников.

Гл. 14. Христос — Агнец на горе Сионе, посылающий Свою последнюю весть благодати миру.

Гл. 15 и 16. Христос — Агнец, принимающий хвалу. Но Его суды положат конец отступившему царству.

Гл. 17 и 18. Христос — Агнец, призывающий Свой народ выйти из Духовного Вавилона.

Гл. 19. Христос сходит как Царь царей и Господь господствующих Гл.

20. Христос — Ангел, связывающий и уничтоживший дьявола Гл.

21. Христос — Творец, Который отрет все слезы своего народа Гл.

22. Христос — Судья, Который принесет заключительную награду и посылает свое последнее приглашение обреченному миру. [214]

ПРИЛОЖЕНИЯ 1.

«Небесное святилище является центром служения Христа ради человека. Это касается каждой души, живущей на земле. Эта тема открывает весь план искупления; приводя нас к заключительным сценам истории земли и славной победе праведности над грехом. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы все очень тонко и основательно разбирались в этих вопросах и были бы в состоянии дать каждому требующему у них ответа в своем уповании».

«Ходатайство Христа за человека в небесном святилище составляет такую же неотъемлемую часть в плане спасения, как и Его смерть на кресте» (ВБ. 488. 489). «Поэтому как важно, чтобы каждый человек почаще рассуждал над тем торжественным часом суда», когда небесные книги откроются и где будет стоять каждая душа вместе с Даниилом «в конце дней», чтобы получить соответствующую награду» (ВБ. 488).

2. «Бог решил, чтобы Вождь страдающих, воспринявший человеческое естество — был Судьей всего мира.

Он — Тот, Кто снизошел с небес, чтобы спасти человека от вечной смерти; Он — Тот, Который предстоял перед земным трибуналом; и Который пострадал позорной смертью на кресте,- только Ему было поручено вынести окончательный приговор относительно награды или наказания…

«Как святые, так и грешники признают в Распятом Христе — Судью всех живущих» (Е. Уайт. Р и Г, 22 ноября 1898г. ; см. также «Ответы АСД на вопросы учения» 687).

«Иисусу, Сыну Человеческому вверен весь суд.

Его решения обжалованию не подлежат… Он провозгласит приговор, воздавая каждому человеку по его делам» (Е. Уайт. Рукопись 42. 1901 г.).

3. «Иудейские руководители сделали свой выбор.

Их решение было занесено в книгу, которую Иоанн видел в руке Того, Кто сидел на престоле; в книгу, которую ни один человек не мог открыть. При всех их оправданиях это решение явится пред ними в день, когда с этой книги будут сняты печати Львом из колена Иудина» (НУХ. 294). [215] 4. Чарльз Веслей передал значение этих стихов в своем гимне: «Пять кровоточащих ран у Него, Полученных на Голгофе; Они возносят действенные молитвы, Их сила говорит ко мне: «Прости им, прости им»,- молят они, Не допусти, чтобы этот искупленный грешник умер».

Отец слышит молитву Своего дорогого помазанного Сына Он не может отрицать Присутствия Своего Сына; Его Дух отвечает на кровь И говорит Мне: «Я рожден от Бога».

5. «Вся слава была припасена для этой заключительной работы трехангельской вести.

Ни одна молитва, содействующая исполнению обетования о ниспослании Святого Духа, не будет утеряна. Каждая молитва будет принята во внимание, чтобы полнота Духа излилась над миром» (Е. Уайт. Письмо 96. 1899 г.).

6. Асклепий обычно изображался в виде змея, обвивающегося вокруг ствола мертвого дерева, рядом с которым растет молодое деревцо — пальма, символ победы.

25 декабря в Риме праздновался праздник Наталис Энвикти Солис (День рождения непобедимого солнца).

Согласно языческому преданию Адонис — великий бог Солнца — таинственно перевоплощался в дерево.