Глава 10. Сибирская духовная академия

За богатством и красотой Сибири, к сожалению, редко кто видел руку Великого Бога, создавшего ее горы и озера, величественные леса и реки. Ее богатства вместо благословений приносили в основном лишь проклятия, заставляя людей забывать в первую очередь о том, что они люди. В древности на территории Сибири существовали некогда могучие царства, но язычество, столетиями процветавшее на ее землях, превратило некогда народы грозных воителей в полудикие племена, ведущие скорее животный, чем людской образ жизни. Когда после 1585 года русские войска стали продвигаться на восток от Урала, то их взору предстали эти диковинные народы. Поклоняясь идолам и возведя шаманизм в философию всей своей жизни, они открыли двери оккультизму и магии, которые одновременно культивировали в них жестокость, а с другой — рождали суеверия. К моменту прихода русских многие из этих племен деградировали настолько, что своим собственным детям давали шутовские имена, а женщины, вне зависимости от возраста и положения, вообще имен не имели. [Словцов П. А. История Сибири. М.: Вече, 2006. С. 60]. Таким образом, терялась сама идентификация личности. Ибо человек без имени — это уже не человек. Однако, с приходом русских войск мало что изменилось. Описывая нравы сибирского народа, крупнейший историк этого края Петр Андреевич Словцов (1767—1843) в своем «Историческом обозрении Сибири» пишет: «Главные города Сибири Тобольск, Томск, Енисейск и Иркутск были довольно многолюдны, но нравы городские стоят не столько сожаления, сколько порицания… чрезвычайная беспечность, нерадивость, решительная падкость к пьянству и распутству… Кто же такие были создатели многочисленных в Сибири храмов и колоколен, начиная с Верхотурья до церкви Аргунской или Нижнекамчатской?… и развратность в жизни и благочестие в деле Божьем! Как совместить одно с другим? Стоит только заглянуть в бедное сердце человека, в котором растут вплоть подле пшеницы и плевелы. По небрежному ли посеву христианского учения или по необработанной земле, на которой оно сеялось, соблюдение наружных обрядов, периодическое покаяние с причащением святых таинств и упование на заслугу Христову, без исправления жизни, считались тогда у иных спасительными путями к Царству Божию». [Словцов. Указ. соч. С. 239, 240]. К сожалению, такому превратному пониманию религии способствовала и сама официальная церковь. Безусловно, там было очень много искренних подвижников, честно и ревностно несущих весть спасения как исконным народам Сибири, так и переселенцам. Но в то же самое время нельзя забывать и о тех насильственных методах, с помощью которых это христианство насаждалось. О монастырских тюрьмах и камерах пыток. При этом сам глубоко православный Словцов пишет: «Блюстители и исполнители порядка… часто не видят, что сами утрояют зло. Сибирский митрополит учреждает раскольническую комиссию для обуздания заблуждений, несогласных с разумом церкви… но как будет действовать комиссия и кто будут ее исполнителями? Она приняла за правило посылать команды по епархии, откуда получают доносы об отступниках; и команды, внезапно являясь в селения, захватывают людей подозреваемых, крепят их в ручные и ножные оковы, а сами грабят дома захваченных хозяев, которых как злодеев увозят в Тобольск на суд консистории, где они томятся в тяжелом заключении среди холода и голода». [Словцов. Указ. соч. С. 303]. При этом поистине удивительно, что церковную власть обуздывала власть светская, говоря ей, «что исправлять заблудших приличнее мечом духовным, а не уголовным». [Словцов. Указ. соч. С. 303]. При этом церковь всячески препятствовала ввозу всевозможной духовной протестантской литературы, испросив на это государственную поддержку. Наряду с этим, уровень духовного невежества среди народа был таков, что дикие племена камчадалов, по утверждению самих же священников, лучше знали основы христианства. [Словцов. Указ. соч. С. 302]. Одновременно с этим невежеством существовала другая крайность: дикий фанатизм старообрядцев, часто сжигающих себя целыми селениями, к чему, правда, их нередко подвигала политика официальной церкви, насильно «перекрещивающая» их. Богатства Сибири, ее великие заводы строились буквально на человеческих костях. С приходом же атеистической власти, духовное состояние сибирских народов крайне ухудшилось. Адвентизм проникает на территорию Сибири еще в конце 19 века и уже к 1909 году формируется Сибирское миссионерское поле, превращенное в 1911 году в Сибирскую Унионную миссию (затем, Конференцию). После репрессий 30-х годов на всей территории Сибири никакой церковной организации не существовало, а от некогда больших общин остались лишь маленькие группки или вообще ничего. К 1959 году, к приезду Мацанова в Сибирь, на всю ее территорию был практически только один проповедник, уже очень пожилой человек, Юган Данильсон, а число членов церкви составляло всего 310 человек. Вместе с Мацановым по его плану в Сибирь переезжают еще 4 служителя, поселившиеся в основных ее городах. Мацанов П. А. — в Новосибирске, Зозулин М. С. — в Омске, Игнатов Н. М. — в Хабаровске, Кучерявенко В. И. — во Владивостоке. И вновь, как и на Кавказе, закипела работа. Проходят миссионерские путешествия, издается духовная литература. Устраиваются торжественные служения, в которых самое активное участие принимает молодежь. Об одном из таких торжественных служений Анна Мацанова вспоминает: «Седьмого сентября в городе Кемерово было назначено торжественное собрание. Съехалось много собратьев из сибирских городов: Новосибирска, Томска, Омска, Иркутска, Сталинска, Усть-Каменогорска и других. У всех собратьев были тяжелые переживания. Некоторые из них были лишены работы, другим это предстояло испытать в скором будущем. В такие моменты невольно содрогается слабое человеческое сердце, задаваясь вопросом: что же будет дальше? Ведь у каждого семья, малые дети… Как жить? Тема торжественного богослужения была как бы ответом на эти тревоги исстрадавшихся сердец. На стене висела картина, прекрасно исполненная молодым художником Виктором Семиным. Терновый венец, с которого капала кровь, окаймляла надпись: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Картины жизни первых христиан, их самоотречение и преданность Господу — все это предстало в живых и ярких красках перед глазами слушателей. Они — наши собратья, жившие 19 столетий назад, были оклеветаны перед обществом того времени. Их считали врагами народа, злодеями, фанатиками, творящими темные дела. Их даже обвинили в поджоге Рима! Сотни из них умирали на арене римского амфитеатра смертью величайших преступников. Они являются примером стойкости христиан всех времен. Сколько сил придавали верующим торжественные собрания! Когда хор в сопровождении струнного оркестра пел «Жить для Иисуса, с Ним умирать — лучшую долю можно ль желать?», казалось, что все присутствующие готовы, как первые христиане в свое время, идти и умереть за своего Спасителя. Такие собрания вдохновляли людей быть верными Спасителю, ведь они должны были вернуться в суровую обыденную жизнь: трудиться, бороться, переносить насмешки, незаслуженные обвинения, оскорбления, клевету, угрозы… «Жить для Иисуса — крест поношений бодро сносить!». Как-то мы получили письмо от Августины и Михаила Зозулиных, которые трудились на ниве Божьей в городе Кемерово. Вот что писала Августина: «…Мы очень хотели вас видеть. Наши дни — это дни серьезной борьбы со злом и властью тьмы. Мы с Мишей тоже решили идти прямо, не сворачивать и не искать окольных путей, даже если этот прямой путь ведет в тюрьму или к смерти. Хоть эти дни и суровы, но они так прекрасны и чудесны! Мы благодарим Господа, что можем быть свидетелями Его правды в эти дни. Иногда я очень плохо себя чувствую. Видимо, все пережитое теперь дает о себе знать, но я не унываю». Последний день 1959 года. На новогоднее торжественное собрание в город Новосибирск съехались собратья из сибирских городов и сел. Были трогательные встречи. Некоторые братья многие годы жили в одиночестве, переносили гонения и лишения. Когда-то Новосибирск был центром адвентистского движения в Сибири. Но жестокие гонения не обошли и этот город. Многие из общины были арестованы, а другие рассеяны. Прошел последний день 1959 года. Лучи заходящего солнца озарили город. Наступил святой день покоя. Когда стемнело, мы отправились в молитвенный дом, который находился далеко за городом. Маленькое помещение было переполнено. Большая часть присутствующих стояла. Хотя было жарко и душно, каждый был согласен терпеть неудобства, лишь бы слышать поучения из Слова Божьего». [Мацанова А., Мацанов П. Указ. соч. С. 160—161]. Эта работа вновь вывела из себя атеистическую власть, которая заставляет Мацанова покинуть Новосибирск в 1961 году и поселиться в Томске. Приняв в Новосибирске небольшую группу верующих из 8 человек, Мацанов оставлял общину до 100 человек. В те годы понятия пасторской работы не существовало. Быть пастором в понятии атеистической власти значило быть тунеядцем, а это грозило тюремным заключением. Поэтому все служители были вынуждены работать, работал и Мацанов. Причем, несмотря на свое блестящее образование, он мог работать в те годы только на стройке, несмотря на свой уже немолодой возраст. Но он успевал везде. И посещать людей, и читать и готовить проповеди, и проводить совещания, и работать на производстве, и даже основать при помощи и, в первую очередь, Михаила Семеновича Зозулина Сибирскую подпольную духовную академию. О ее устройстве и работе рассказывает один из ближайших помощников Мацанова, руководитель с 1965 года Сибирского миссионерского поля, пастор Зозулин. «В 1959 году группа из 5 служителей церкви, живших на Кавказе, с их семьями по приглашению на то время руководителя миссионерской работы в Сибири Данильсона Ю. А. и по согласованию с исполняющим обязанности президента церкви в СССР Кулыжским С. П. была послана на духовную работу в просторы Сибири и Дальнего Востока. Места их первичной работы распространились по городам: в Омске — Ворохов Г. Д., в Новосибирске — Мацанов П. А., в Кемерово — Зозулины М. С. и А. И., в Хабаровске Игнатов Н. М. и во Владивостоке — Кучерявенко В. И. В огромных городах Сибири и Дальнего Востока были найдены единицы членов церкви, стихийно появившихся и открывших себя перед тогдашним единственным активным служителем Церкви АСД 75-летним проповедником Данильсоном Ю. А., которого постоянно приглашали в разные места для их ободрения и совершения обрядов крещения, Вечери Господней и других. Самая большая община на то время была в г. Кемерово, где жил сам брат Данильсон с семьей. В ней было 34 человека, в Новосибирске было 6 членов, в Омске 12 человек, в Томске 10 членов, в Красноярске 1 человек. Во многих городах, даже областных, не было ни одного члена АСД. Многие члены церкви работали по субботам на производстве, если этого от них требовали по графику, на это они обычно, себя успокаивая говорили: «Мы, ведь в рабстве, а потому мы не сами идем на работу, а нас заставляют как в Египте». Учащиеся в школах и других заведениях тоже учились по субботам, а солдаты служили наравне со всеми в армии. Работа же в мед. учреждениях по субботам оправдывалась, как доброе дело и все могли спокойно работать по субботам и учиться в мединститутах и училищах. Всего членов Церкви на 1961 год было найдено и крещено на всей огромной территории Сибири и Дальнего Востока — 286 человек. Так началась Глобальная Миссия на этом огромном континенте России. Выброшенные, как десант в гущу неизвестных нам доселе огромных городов и расстояний территории обслуживания под неутомимой слежкой и противодействием дьявола через власть имущих, мы очень хотели кому-то рассказать об Иисусе, привести его к принятию в свое сердце Спасителя, заключив с Ним Завет через водное крещение. Но как? Мы оторваны были не только от всемирного братства „железным занавесом“, но и нашего внутреннего, ибо в декабре 1960 года ВСАСД, как Всесоюзный центр нашей Церкви, органы власти аннулировали, оставив каждую общину на самостоятельное существование и, как они надеялись, затем обречь их на постоянное удушение, угасание и вымирание. Мацанов П. А., бывший президент Церкви в СССР, в 1961 году, под неоднократными обысками и открытыми судебными „делами“ и предписаниями покинуть Сибирь, выехал в г. Белгород. Нас осталось 4 служителя, разобщенных длинными расстояниями и возможностями согласованных встреч, а потому мы остались один на один с Господом и дьяволом каждый на своей территории обитания. И Господь начал действовать в нашей немощи Своей силою и мудростью. Он побудил нас со всеми усиленно изучать Св. Писание, чтобы можно было ясно и обоснованно сказать, как инаковерующему, так и другим истину о спасении в Иисусе. Исследование Писаний Библии, запоминание их, дало уверенность всем исследующим идти и рассказывать другим, дало ответственность за спасение других, что мы почувствовали и прочли в Духе пророчества в РЭГ 3 апреля 1888 г. „Если вы утверждены в Писании, вы будете чувствовать ответственность. Вы будете исследовать Писания для себя, чтобы помогать другим. Сегодня небольшие Церкви, хотя их немного, могут стать силой для возвещения истины“. С этой целью были созданы домашние церкви, которые стали не только местом тщательного изучения Библии, но и проведения здесь же Субботних Богослужений. Чтобы идти и говорить другим незнающим Библии и инаковерующим приходилось учить других и учиться самому методом искусственных бесед с адвентистами „ищущего“, якобы, и не понимающего до конца, во что верят адвентисты, используя все, как выразился ап. Петр во 2 Петра 3:15—16 „неудобовразумительные“ места Писаний ап. Павла и других „о субботе“, „о пище“, „законе“ и „душе“. Тщательно изучались пункты нашей веры на память, изучая о каждом пункте обоснования Библии „где записано“ и „что записано?“ Особо прилежные в этом изучении Св. Писаний и активно свидетельствующие другим юноши и девушки, мужчины и женщины отбирались в группы для дальнейшего более углубленного изучения Св. Писания, в познании и правильном истолковании пророчеств в книгах Даниила и Откровения. С этой целью все содержащиеся в них Пророчества мы разделили на 2 группы: „Числовые“ и „Символические“. Для несущих служение в „проповеди“ было отобрано все необходимое для практического улучшения этого служения из учебника по „гомилетике“, размножено на машинке или переписано от руки, роздано каждому для изучения и сдачи зачета. Для лучшего познания организации внутрицерковной жизни изучались и сдавались из „Руководства для Церкви“ на оценку смысловые знания и, где есть необходимость, запоминание на память мест из Св. Писания в следующих главах: Вступление чтобы знать историю его возникновения и для чего он нужен Церкви АСД и конкретно каждому служителю церкви. И 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10 и 13 главы. Остальные главы читались по желанию без тщательного контроля со стороны.

Развитие института подготовки кадров. Так появилась программа для подготовки параллельно с практикой библейских работников. Те, которые ее тщательно проходили через сдачу экзаменов на оценку не ниже «3» посылались на духовную работу в пустые города, как мужчины так и женщины, хотя преимущество отдавалось в какой-то степени братьям, т. к. они кроме пасторской работы с церковью могли совершать и все обряды церкви. Однако для сестер без ограничения была тоже открыта возможность учиться и трудиться и они шли и успешно трудились в очень трудных местах, таких как:

1. Красноярск — с. Данильсон Арта Югановна

2. Абакан — с. Смирнова Тамара Петровна

3. Усть-Каменогорск — с. Смирнова Ольга Петровна

4. Новосибирск, Бердск — с. Прилуцкая Раиса Павловна

5. Жуково — Мурга Ольга Владимировна.

Программа постоянно расширялась и углублялась. Так, право быть посланными на духовную работу после успешного усвоения этой программы минимум осуществлялось после того, если обучит на работу брат убедит Совет руководителей по чей-то готовности пройти через зачеты, как и он, этой же программы библейского работника. Учителями будущих служителей и их жен, как правило, были президент всего объединения и президенты миссионерских полей, а их было 10 (по 4—6 областей в каждом поле). Самообучение было не похожим на обычно принятое всеми институтами мира в прошлом и теперь. А именно. Учащемуся не читалось никаких лекций по „гомилетике“, „пророчествам“, „Церковному руководству“, „сравнительному богословию с другими религиями“, по „неудобовразумительным местам“ Св. Писания „о душе“, „о пище“, „о законе“, „о субботе“ и другим вопросам в программе. Он должен был сам попытаться найти ответы на все вопросы в программе через любые источники (Библию, любую адвентистскую литературу, служителей и членов церкви, могущих дать ему правильный ответ, кроме принимающего зачет).

Оценка сдающего программу пункт за пунктом (по его личному выбору) ставится не по воле экзаменатора, а вместе со сдающим на условии, что высшую оценку „пятерку“ он должен при ответах защитить, не допустив ни одной ошибки. Если же он допускает ошибку, то снижается один балл, и она у него уже будет „четверка“, если допускает две ошибки — „тройка“, если же допускает третью ошибку при ответах, то дальше зачет не принимается и экзаменующийся идет дальше домой готовиться на пересдачу. Если же он приходит на вторую пересдачу и опять не сдает на „3, 4, 5“, то ему тогда объясняет экзаменующий преподаватель (после первой несдачи материала „Учитель“ ему не объясняет ошибки). Объявляемую ошибку экзаменующийся может оспаривать у преподавателя и, если он сумеет убедить его, что он несправедливо ему снижает балл за ответ, то экзаменующий соглашается с ним и оценка повышается, ошибка не засчитывается. Всякая объявляемая ошибка при ответах должна быть аргументированно обоснована, „почему ошибка“. Основным материалом для подготовки была Библия, церковное руководство и книги Е. Г. Уайт, которыми старались обеспечить служителей и их жен. Главный упор объяснения всякого вопроса программы направлялся на Библию. Особенно если это касалось пунктов нашего вероучения и трудно понимаемых мест из Библии, а потому у нас в прошлом из-за отсутствия возможностей пользоваться имевшимся на то время в мировой Церкви наработанным Богословием появилось свое Богословие, основанное только на Библии, что как мы видели гармонирует с заявлением Вестницы Божьей в письме 376 за 1905 год: «пояснять Библию Самой Библией — именно так должны действовать все наши служители в полной мере осознавшие время, в которое мы живем». Будущих и действующих служителей и членов церкви мы старались всегда и на всяком месте учить и закреплять навыки запоминания мест Библии при объяснении каких-то трудных вопросов, неудобовразумительных мест из Библии, обетований Божиих и просто памятных стихов субботней школы и утреннего стража, опираясь на записанное в Библии в Иоан. 2:14(2), Кол. 3:16 и Деян. 17:11 и Духа Пророчества. «Нет более сильного средства для укрепления ума, чем изучение Библии, ни одна другая книга не в состоянии так возвысить мысли, оживить способности, как всеобъемлющие, облагораживающие библейские истины. Если бы Слово Божие изучалось, как должно, люди имели бы широту ума и благородство характера, которые так редко встречаются в наши дни». Знам. времени 25 июня 1902 г.

Институт образования членов церкви.

Изучение Св. Писания всячески поощрялось всегда и везде среди детей, молодежи, взрослых и пожилых членов церкви и не членов и в этом был заметный прогресс. Все стали учить наизусть не только памятные стихи из Библии к урокам СШ, стихи из утреннего стража, но и целые главы, отдельные послания и книги из Библии, а это обогащало всех и побуждало смело идти в мир и возвещать весть спасения другим людям. В 1964 году мы впервые получили кратко переведенные на русский язык материалы очередного съезда ГК и обратили внимание на отчеты по отделам церкви, о которых мы раньше нигде не слышали и не читали. К этому времени мы впервые достали полное «Церковное руководство» на русском языке, где увидели в 8 главе основные направления и цели этих вспомогательных отделов церкви. С этого времени мы начали учить руководителей в церквях по отделам, выстраивая, таким образом, и всю церковь по отделам. Начали учить этому и служителей церквей и на полях как выстроить жизнь церкви по отделам в общине и на поле. Большие церкви разделили на малые для безопасности извне и для мобильности их развития в миссионерской работе по отделам, создавая отделы не сразу, а постепенно, как могли понять и внедрить в жизнь церкви, их служители и члены церкви. С Божьей помощью отделы полюбились всеми служителями и членами церкви, в них стала вживаться вся большая церковь Сибири, Дальнего Востока, Западной России и по всему Бывшему СССР. Таким образом, быстро растущая церковь количественно и духовно рассредоточивалась по 10 хорошо организованным отделам, создавая грозную силу противоборства дьяволу и всем его агентам вокруг за идеалы Христа и спасения пленников греха и дьявола почти по всей России. Все отделы хотя и были разными по целям и обязанностям, но все работали прямо или косвенно на миссионерский отдел, на Глобальную миссию. Вот эти отделы:

1. Миссионерский отдел, непосредственно захваченный целью приводить в церковь новые души методом „лоб в лоб“. Все остальные подключены к нему работать „круговым методом“. 2. Субботняя школа. 3. Отдел тавифы. 4. Молодежный отдел. 5. Семейный отдел. 6. Детский отдел. 7. Отдел служителей церквей. 8. Отдел полевых служителей. 9. Отдел «Жена служителя». 10. Литературный отдел, занимавшийся изданием журналов, таких как: «Бросаемая бурею», «Христос и семья», «Сеятель», «Наш труд — Твое благословение», «Жена служителя», сборники рассказов для детей, материалы по другим отделам и переводам и изданием книг «Духа Пророчества» и уроков субботней школы и утреннего стража… Работа по отделам захватывала и поднимала духовность членов церкви, развивала в них ответственность перед Богом, церковью и миром, раскрывала смысл и интерес в жизни каждого в отдельности и утверждала в вере и уповании на Господа, создавая представление о новой духовной семье, во много раз лучшей, нежели обычная, к которой и они теперь принадлежали. Это особое родство и единство проявлялось не только в единстве веры, но и дел веры и в решении трудных проблем личной жизни из-за совместной веры. А именно: как только появлялись проблемы у кого-то из рядовых членов церкви или служителей церкви, и проблемы особо опасные и сложные, такие, как арест миссионерских денег при обыске, захват детей в школе и содержание их в неизвестном месте с целью перевоспитания их в атеистов, штрафы и угроза штрафов, увольнение с работы из-за субботы, обыски и „открытые дела“ для осуждения на тюрьму и ссылку, и другое, то церковь быстро оповещалась служителями от Петропавловска-Камчатского и Владивостока на Востоке и до Калининграда на Западе, и от Мурманска на Севере и до Гисарской долины в Таджикистане на Юге, и приглашались молиться все члены церкви и служители через каждые 2 часа с 8 утра и до 20 вечера, в каждую среду и субботу по возможности в эти дни постильном посте. Ответы от Господа были удивительными, ободряющими и объединяющими еще больше всю церковь в одну дружную Божию семью, готовую и дальше проявлять верность Тому, Кто Сам «называется Верный и Истинный, Который справедливо судит и воинствует». Откр. 19:11. Все наши дети в Сибири, защищавшие субботу в школах, если и были забраны у родителей для перевоспитания в атеистов, были отвоеваны через усиленные молитвы праведных к Господу. Потом мы, по вдохновению Божию, их переправляли в другие города и больше их не отдавали для страданий физических и душевных. Одного 12-ти летнего мальчика, чудом Божиим сбежавшего из детской тюрьмы, Панамарева Александра мы прятали целый год в Алтайских горах, который сейчас успешно совершает пасторское служение в одной из Американских общин в Калифорнии. Все подобные действия направлялись и часто осуществлялись, хоть и с большим риском для себя пасторами и служителями церкви, что делало церковь монолитной, а ее пасторов в глазах церкви как помазанника Божия, полагающего душу свою за своих овец. В таком единстве церковь в России быстро росла, хоть и в трудных условиях, количественно и духовно, идя смело на любые новые лишения ради приобретения новых душ и завоевания у дьявола новых городов и территорий, водружая там знамя Эммануила. В это время часто приходилось наблюдать, что в этом победном шествии Глобальной миссии Иисуса в глубине России члены церкви не только не отставали от пасторов, но и опережали их, пытаясь их прикрыть собою перед опасностью преследования их дьяволом. Безусловно, масштабы количественного увеличения несравнимы с теперешними, но зато в духовном и процентном отношении рост церкви „Сибирского чуда“ за 20 лет считается непревзойденным. Сравните сами краткую статистику с 1961—1981 г. В 1961 году было членов церкви на территории нашего обслуживания 286 человек, а в 1981 году стало 2861 человек. Служителей в 1961 году было 4 человека, а в 1981 году 21 проповедник и 52 Библейских работника. Всего 73 служителя. Церковь за 20 лет увеличилась в 10 раз, несмотря на то, что Сибирь, да и вся Россия были все эти годы, как и раньше, показательным полигоном жестоких репрессий всякой веры в Бога, а адвентистской в особенности, чтобы „удушить“ ее в сердцах и умах людей, „искоренить“ и показать пример как это должно для всех остальных окраинных республик бывшего СССР. Вследствие репрессий от нас уезжали целыми общинами в Среднюю Азию и многие на Запад. Несколько человек у нас почили в Господе. Исключенных у нас почти не было, а если и были изредка, то они возвращались вновь, а оставались в мире единицы.

Отношения с внешними.

Наши отношения с внешними строились по схеме: Бог — Церковь — внешние. Там, где внешние не вмешивались в нашу церковь с целью нарушения наших взаимоотношений с Богом и друг с другом, мы старались быть честными и законопослушными гражданами страны, но там, где мы соприкасались с противоречивыми требованиями внешних к требованиям Бога в Его законе — мы старались остаться больше верными Богу, нежели человекам или внешним, как и апостолы когда-то видели справедливее в таком случае «Слушать больше Бога нежели человека» Деян. 4:19.

Выводы для нас.

1. Чтобы дело Божие в проповеди Евангелия поскорее завершилось в объеме Глобальной миссии, сегодня необходимо, чтобы усилия на это направлялись не только опытных евангелистов, но и всей церкви.

2. С этой целью церковь увлечь на старательное исследование Библии не только по субботам, но и каждый день, как и Верийцы некогда «ежедневно разбирая Писания точно ли это так» Деян. 17:11.

3. Постараемся выстроить Церковь, вверенную нам Господом по Отделам, чтобы острием и силой этого движения она могла проникнуть во все поры человеческого общества, чтобы из всех племен, колен, языков и народов были вызваны последние сыны и дочери Божии и в нашем огромном ЕАД.

4. Иисус не только Автор и Начало программы ГМ, но и страстный Поборник ее исполнения через Вас, меня и всю остальную церковь на земле и в небесах, как в прошлом так и теперь: «Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле» Рим. 9:28; Деян. 1:8.

а) «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян. 1:8.

б) «Наша работа наступательная. Все небо заинтересовано в нашей работе. Ангелы Божии стыдятся наших слабых миссионерских напряжений. Я встревожена, — говорит Вестница Божия в Свид. том 5 — «безразличием, которое существует в наших общинах».

в) Дорогие в Господе друзья — соработники сестры и братья! Дадим Господу действовать в нас во всей полноте в это последнее время перед славным и скорым Его пришествием на нашу землю лично в нас и в наших общинах, Конференциях, Унионах, Дивизионе и Дивизионах, выстроив их по отделам из Библии не только в руках, но и в сердце и разуме вокруг согрешившего на сегодня Вавилона. Иереем. 50:14—15.

Отзывы служителей, прошедших сибирскую программу.

1. М. Г. Олейник — «…За время учебы в США Бог дал мне уже 19 человек, которые были крещены в нашей церкви. Сейчас еще несколько человек, которые готовятся на крещение. Все свои академические каникулы я провел в миссионерском служении для русских и украинских эмигрантов, преимущественно пятидесятники и некоторые баптисты».

Наш Сибирский метод совершает чудеса. Если Бог через этот метод убеждает пятидесятников, то это доказательство присутствия Божьей силы, так как вырвать людей из рук дьявола может только Дух Святой…».

2. Федор и Ольга Попович — Канада, Торонто. Служитель Украинско-Русской церкви. «…Сейчас нам очень помогает та Ваша закалка. Мы всю свою жизнь будем благодарны Вам, что Вы научили нас любить Божье дело, также научили работать с людьми и в церкви. Мы считаем, что это была духовная семинария на высшем уровне, чем те, что действуют сейчас…».

3. А. А. Паномарев — «…Ничто не сможет заменить той Сибирской школы, в которой мы имели привилегию и счастье учиться. Для нас было большой радостью, что здесь, в Америке, наша церковь живет и работает такими же принципами и методами, которые когда-то назывались „сибирскими“. Конечно, речь не идет о доскональных деталях, но генеральная линия методики работы церковных отделов и многое другое из церковной жизни нам известны из той школы, в которой вы были нашими первыми преподавателями и практиками…».

«…Трудный барьер высшего Американского теологического образования с Божьей помощью я уже преодолел. Профессоры нашей семинарии говорили мне, что я сейчас в такой хорошей учебной форме, что без особых трудностей смог бы защитить докторскую диссертацию, но нужно еще 1,5—2 года учиться. Я отказался, потому что очень жалко времени. Хочу Вас порадовать, что я был одним из лучших иностранных студентов, за что мне была присвоена почетная награда Академического Совета нескольких Богословских Университетов США, а также за хорошую учебу мне была присвоена денежная премия…».

«…Меня пригласили совершать служение в одной из Американских церквей…».

«Думаю, что порадую вас и тем, что свое служение я здесь во многом ориентирую на Сибирские методы, так как считаю их вполне соответствующими духу Адвентистского движения, а также наиболее эффективными в плане миссионерских практических результатов…».

«…Сейчас, как никогда раньше, я оцениваю преимущества СИБИРСКОЙ ХРИСТИАНСКО-МИССИОНЕРСКОЙ АКАДЕМИИ ДУХОВНЫХ НАУК. Я благодарен Богу, что Он подарил мне возможность пройти через эту школу и получить ценнейшие уроки моего духовного развития…».

«…Сейчас я особенно благодарю Бога, что Он провел меня через СИБИРСКУЮ АКАДЕМИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ АДВЕНТИСТСКИХ НАУК, которые наилучшим образом помогают мне в моем служении здесь в Америке…».

«…Меня здесь называют миссионером из России, который послан Богом для пробуждения Америки и они очень восхищаются успехами моего церковного служения, но я не вижу, чтобы они перенимали и использовали эти методы в своих церквях…»». [Зозулин. С. 2—8]. Работа этой академии была поистине чудом Божьим. И благословения от ее существования мы ощущаем и по сей день. Между тем, в доме Мацановых в их отсутствие власти производят очередной обыск, ища необходимые улики для ареста. «В каждой семье бывают даты, связанные с каким-нибудь событием — либо радостным, либо горестным. 14 апреля 1960 года происходил обыск в нашем доме. Когда мы с мужем вернулись из города Кемерово, где проводилось торжественное собрание на тему „Строительство храма“, то нашли свою квартиру в таком состоянии, какое может быть только после стихийного бедствия. Несколько картин было сорвано со стен, другие висели криво, в стенах зияли глубокие дыры, штукатурка осыпалась, одежда и другие вещи были разбросаны по всей квартире. Обыск продолжался 12 часов. Часть книг была увезена, часть — сложена в чемоданы. Забрали 55 магнитофонных лент, на которых были записаны проповеди, программы торжественных богослужений, стихотворения и песни. Во время обыска дома были наша дочь, зять и Александр и Валентина Ивановы, которые гостили у нас. О случившемся они рассказали следующее: „Утром, когда было еще темно и мы спали, вдруг раздался резкий продолжительный звонок и громкий стук в дверь. После того, как мы открыли, в комнату с большим шумом вошли шесть человек и грозно закричали: «Руки вверх!», после чего нас тщательно обыскали. Потребовали предъявить оружие и драгоценности. Таких вещей в нашем доме никогда не было. Последовал обыск. Пересмотрели каждую книгу, бумагу, записочку, растрясли каждую тряпочку, стучали в стены, лазили на чердак, спускались в подвал, обыскивали сарай. В доме было холодно, но топить не разрешили. Каждый из нас должен был сидеть спокойно, не двигаясь с места. Разговаривать между собой было строго запрещено. Все эти действия сопровождались насмешками, упреками и угрозами. После того, как они ушли, мы преклонили колени и молились. Благодарили Господа за то, что удостоились иметь участие в страданиях народа Божьего, молились и о своих гонителях“. После их ухода у нашей дочери появилось тревожное чувство. Ей казалось, что в доме кто-то из них остался. Она пересмотрела все углы, но никого не нашла. Это чувство сопровождало ее и в последующие два дня. Только на третий день она обнаружила этого „чужого“ — им были два чемодана, оставленные в двух комнатах. Через дорогу, напротив нашего дома, за высоким забором стояла машина, которая принимала радиосигналы, посылаемые подслушивающим устройством, спрятанным в этих чемоданах. Так поступают, конечно, только с опасными преступниками, но как наш Спаситель был причислен к злодеям, так и Его последователи не избегут подобной участи. В первые дни, не имея ни малейшего подозрения, что наши слова передаются через чемоданы, мы рассказывали пришедшим собратьям о случившемся. Мы вместе молились и советовались, как вести впредь дело Божье в случае арестов. Мы готовились к аресту, как к неизбежному предстоящему событию. Мы стояли около чемодана, который находился в нашей комнате, и говорили о предстоящей разлуке. В глазах моего мужа не было страха, но они отражали глубокий душевный мир. „Мы уже состарились, — спокойно сказал он, — уже 35 лет трудимся на ниве Божьей. Теперь пришло время запечатлеть наш жизненный труд последними страданиями, а может быть, и смертью. Чего лучшего мы могли бы желать? Мой арест послужит только для блага дела Божьего. Особенно для молодых работников это будет большим ободрением, и они еще более ревностно и безбоязненно будут совершать святой труд и дело Божье, которое никто не в силах остановить!“ Последующие дни мы ожидали ареста и спокойно к этому готовились. Но на этот раз он миновал. Последовали вызовы в милицию, которые длились целый месяц. Многие из собратьев нашей страны знают, что значат эти вызовы. Это клевета, насмешки, угрозы, стук кулаком по столу, ругательства. Подобная картина представлена в словах Псалмопевца: «Которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него, и не боятся. Они утвердились в злом намерении; совещались скрыть сеть; говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубин сердца» (Пс. 63:4—7). Каждый день, находясь под угрозой ареста, мы прощались навсегда. Каждый день был днем горячих молитв и исследования своих сердец. До 1947 года мы жили в Латвии. Мой муж занимался евангельской работой и, помимо этого, был редактором журнала „Обзор мировых вопросов“. В этом журнале были напечатаны статьи о безбожии. Особенно придрались к статье „Может ли человек быть счастлив без веры в Бога“. За эту статью угрожали десятью годами тюремного заключения и обещали скоро выполнить эту угрозу. Утром после молитвы, перед уходом в отделение милиции, дочь открыла свою Библию, и ее взор упал на стих, записанный в книге пророка Исайи, 49 главе, 13 стихе: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих». Эти слова ободрили нас и подкрепили. Как прекрасны обетования, записанные в вечной Книге, и милостивый Господь дает через них утешение в трудные минуты жизни! Хотя мы и не знали, каким будет исход дня, но полагались на Господа. Однажды к вечеру муж вернулся домой и прежде чем ответить на наши вопросы, радостно и торжественно произнес стих: «Господь сказал: конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия и во время скорби» (Иер. 15:11). Когда окончились допросы, мой муж уехал на юг. Он посетил молодых работников на Кавказе, которые твердо стояли на своих постах, ежедневно подвергаясь опасностям и гонениям. Это были чудесные встречи. Каждый из них мог рассказать о перенесенных трудностях и о видимой помощи Отца Небесного». [Мацанова А., Мацанов П. Указ. соч. С. 165—167]. Наконец, в 1964 году под давлением властей Павел Андреевич переселяется в Белгород, немногие верующие которого относились к Харьковской общине, руководство которой и начинает непосредственно осуществлять Мацанов, превратив и Харьков на долгие годы в центр адвентистского движения в СССР. Но прежде, чем продолжить наше повествование, давайте ближе познакомимся с пастором Мацановым не просто как с выдающимся церковным деятелем, а как с человеком, мужем, отцом.