Глава 11. Перечитывая Тургенева

По воспоминаниям многочисленных современников, в доме Мацановых была удивительно теплая атмосфера. Даже люди, которые плохо знали эту семью, попадая в этот дом, уже очень быстро ощущали, что находятся здесь давно, в кругу старых друзей. Простота также являлась неотъемлемой частью этого дома, находясь в котором любой человек вне зависимости от его социального статуса и положения в церкви, ощущал себя не в доме высокого церковного администратора, а действительно в доме христианина. Почетное место в доме Мацановых всегда занимали книги. На полках шкафов, помимо специальной духовной литературы, стояли еще в старых дореволюционных кожаных переплетах издания Сойкина, Пантелеева, Маркса, книги по Всемирной и церковной истории, энциклопедии и словари, классическая литература. Переплеты всех этих книг были уже сильно потрепаны, что говорило не об неаккуратности хозяев, а о том, что эти книги служили не украшением интерьера, а были часто перечитываемы. Причем Мацанов часто давал книги из своей библиотеки читать всем желающим, особенно молодежи. Вглядываясь в эти переплеты, мы бы заметили, что особенно часто из них были востребованы книги великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, бывшего любимым писателем у Павла Андреевича. Из поэтов он более всего любил Некрасова. Многие его стихи, и, в частности, «Железная дорога», описывали тяготы простых людей, их мужество и стойкость. Многие стихи Некрасова он знал наизусть, и его дочь Надежда вспоминает, как он ей в детстве читал книги, и в том числе стихи Некрасова. На полках его книжного шкафа можно было также встретить литературу на английском, немецком, латышском языках, которые Мацанов знал в совершенстве. Помимо них Мацанов также читал на латинском и древнегреческом. На последнем у него имелся и Новый завет. Всю жизнь он расширял свой кругозор и был весьма сведущ во многих научных областях. «Несмотря на огромную занятость, он всегда находил время для своей семьи. В моей памяти остались зимние совместные походы на лыжах и летние прогулки на велосипедах», — вспоминает сегодня его дочь. Мацанов понимал, что главное, за что мы несем ответственность перед Богом — это наша семья, наши дети, и мы ответственны перед ними не только за то, как мы им говорим о Боге, а то, как мы это реально воплощаем в своей жизни. И быть может, поэтому у Мацанова выросла прекрасная дочь, воспитавшая своих сыновей, ставших служителями церкви, и сама всегда принимающая самое активное участие в подготовке и организации торжественных служений и переводу с английского духовной и, в первую очередь, детской литературы. Также посетители квартиры Мацанова всегда обращали внимание на картины, висевшие в его кабинете. На одной из них был изображен апостол Петр, проповедующий в римских катакомбах. Эта картина была написана по заказу Мацанова одним из активных членов Харьковской общины и художником по профессии Анатолием Александровичем Алексеевым, родным братом Бориса Алексеева, близкого помощника Мацанова по Ростову. Особенностью этой картины было то, что лица первых христиан, слушавших Петра, были написаны с членов тогдашней Харьковской церкви АСД, в частности, с Калашникова П. З., Васюкович А. С., Васюкович Л. А., Тарасенко (Сиротинская) Л. Т. и т. д. Эта мастерски написанная картина являла собой преемственность Божьего народа, и одновременно служила подкреплением идущих тернистым путем. Другая небольшая картина висела над самым столом Мацанова, также написанная Алексеевым, и называвшаяся «Готов на труд и жертву», сбоку на ней были начертаны слова: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). Фотография с данной картины являлась своеобразным дипломом, который получали служители, начинавшие нелегкое в те годы пасторское служение. Эти картины являлись наглядной проповедью. Иногда, подводя своих гостей к первой картине, Павел Андреевич, улыбаясь, спрашивал: не видят ли они на ней уполномоченного по делам религий, который дал апостолу Петру справки о праве проповедовать Евангелие в Риме. Гости при этом улыбались. Дело в том, что за принципиальное отстаивание истины многие служители лишались государством права проповедовать. У них изымалась, так называемая, справка служителя, но, несмотря на это, а также тюремные заключения, которым они подвергались, они продолжали, подобно апостолу Петру, проповедь Евангелия и без санкции атеистических властей. «Мацанов всегда был за регистрацию церкви, но был категорически против того, что церковь не может действовать, не имея регистрации или должна отказаться от существования, если атеистическая власть без всякой на то причины отказывает в регистрации. Он отстаивал метод апостольской церкви. Когда им представители власти запрещали проповедовать об Иисусе, они отвечали: «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19—20). Христиане, которые собирались в катакомбах, не были регистрированы у римского царя, в Средние века церковь Божия не была регистрирована у папской власти. Служители движения Мацанова просили власть, чтобы они регистрировали их общины, и если власти отказывались это делать, церкви продолжали действовать без регистрации, перенося гонения». [Чернявскис Э. Указ. соч.]. В одной из комнат Мацанова на стене висел еще один, но несколько страшный предмет. Им был черный рюкзак. В этом рюкзаке находились необходимые в случае ареста вещи — белье, мыло и т. д. В те годы, арестовывая людей, сотрудники спецслужб очень часто времени на сборы практически не давали, и потому наличие такого рюкзака было обязательно. Этот черный рюкзак служил постоянным напоминанием о том греховном мире, где живут люди. Он служил постоянным напоминанием о том, что в любой момент в их квартиру могут нагрянуть сотрудники спецслужб. Но это постоянное напоминание никогда не выводило ни Павла Андреевича, ни его супругу с дочкой из равновесия. Его дочь вспоминает, что «при всех сложных ситуациях он всегда обладал удивительной невозмутимостью и спокойствием, он никогда не впадал в панику, и рядом с ним было спокойно и уверенно». Помимо жены и дочери, очень близким человеком в их семье был племянник Павла Андреевича, сын его младшей сестры Екатерины, Виллис Станиславович Нейкурс (1938—2006 г.г.). Уже в очень молодом возрасте Виллис зарекомендовал себя как прекрасный церковный администратор и талантливый проповедник. В 1970-е годы он возглавлял Центральное Украинское объединение, куда входили Винницкая, Житомирская, Хмельницкая области. Это был один их принципиальнейших служителей своего времени, и его стойкостью даже порой восхищались и сами гонители. В дальнейшем он выполнял различные административные служения, как в России, так и в Украине. Он создал прекрасную школу пасторов, и даже тогда, когда страшная болезнь убивала последние его силы, он продолжал жить интересами церкви и Божьего народа, видя свою миссию в спасении людей. На протяжении очень долгих лет верной спутницей Виллиса Станиславовича была его супруга Лидия Дмитриевна. Это человек, который поражает своей энергией и целеустремленностью. На протяжении многих лет она являлась и является руководителем детского и семейного отдела церкви АСД в России и в Украине. Разработанные Лидией Дмитриевной программы для молодежи по борьбе с нарко- и табакозависимостью, депрессией, получили государственную аккредитацию в России и Абхазии. Ею прочитаны семинары по вопросам семьи и молодежи практически во всех областных центрах России и Украины. Она является автором и составителем многих методических рекомендаций и пособий. В ее доме собрана прекрасная библиотека по христианской психологии и педагогике, которую она преподает в Украинском гуманитарном институте. Однако, членами семьи Павла Андреевича себя готовы назвать многие служители, которых он в полном смысле этого слова вывел в люди. Он был очень требовательным человеком, и в первую очередь, к себе. Сильный администратор, он всегда умел согласиться с другим мнением, если оно было лучше. Он никогда не давил на человека, не разговаривал с ним в приказном тоне, но, порой, его два-три слова выполнялись лучше, чем высокие церковные директивы. Так, к примеру, пастор Панченко вспоминает, что однажды к нему с супругой в Московской общине подошел Павел Андреевич и сказал, что он очень нужен в Ростове. После этого разговора прошло некоторое время, и вновь — встреча с Мацановым, который на этот раз сказал лишь три слова: «Ты еще здесь?» И этого, как вспоминает Панченко, было достаточно. Распоряжения Мацанова выполнялись не только в силу занимаемой им должности, но и благодаря личной жизни и посвященности, которые видели все. Авторитет и уважение завоевываются не должностью, а жизнью человека. К сожалению, это старое правило забывается. Был Мацанов и очень любящим дедушкой. И последние интервью, которые брали у него перед смертью, отображают эту его любовь к своим внукам. В воспоминаниях близких Мацанов также остался часто до ночи засиживающимся за своим рабочим столом, исследуя Библию и составляя проповеди. У его небольшой семьи была и небольшая тайна, которую они хранили долгие-долгие годы. Этой тайной была работа над книгой «По тернистому пути», в которую они заносили опыты и переживания Божьего народа в годы гонений. Эта книга писалась 40 лет, 40 лет готовились ее материалы. И когда она, наконец, была издана, вначале машинописным образом, а затем уже типографским, то она стала действительно замечательным подкреплением для тех, кто шел этим тернистым путем. Основным автором этой книги была Анна Григорьевна. Это был человек высокой духовности, образованности и интеллигентности. И ее книга отвечает не только самым взыскательным историческим и художественным стандартам, но и является весьма поэтичной, хотя в ней приведено всего лишь несколько стихов. Итак, оставим Павла Андреевича, перечитывающим Тургенева заполночь у своего стола, а сами перенесемся в Харьков 1965 года.