Евангелие от Иоанна 6:1-15.

Какая проблема вас волнует больше всего? Думаю, что одна из волнующих нас всех проблем – это где взять хлеб, как прокормить себя и свои семьи. Особенно, учитывая, что время нестабильное, мы не знаем, что нас ждёт завтра…

Мы не знаем, сколько продлится хотя бы то очень относительное благополучие, которое мы видим сегодня. Кто из нас никогда не задумывается и никогда не переживает об этом? Мы склонны переживать об этом по своей природе. Но в глубине души мы понимаем, что даже если в нашу жизнь придут нелёгкие времена, – а, может быть, в чью-то жизнь они уже пришли, – нам нужно довериться Богу, впасть в Его руки и положиться полностью на Его заботу о нас.

Ведь и библейская история, и сама жизнь полны опытов, когда Господь совершал такие свои чудеса. Мне помнится, как одна сестра приготовила обед на субботу, пригласила гостей из церкви к себе на обед, но так получилось, что людей пришло гораздо больше, чем она могла предположить. Сначала она разволновалась, чем же она их будет кормить. Но потом решила довериться Господу. Она помолилась и стала раздавать всем еду и рассаживать всех за столом. И только потом обнаружила, что еды не только всем хватило, и все наелись, но ещё и осталось. Так Господь благословил её веру. У вас никогда не случались такие опыты?

Однако главное для нас не в том, чтобы Господь разрешил нашу нужду в хлебе. И даже не в том, чтобы мы научились Ему доверять. Он властен не только над тем, как прокормить нас, но и над самой нашей жизнью. И Его главная цель не в том, чтобы нам хорошо жилось. Он создал нас для вечной жизни. И именно к ней Он желает нас подготовить. А для этого нам необходимо покориться Ему, признать Его Господом своей жизни и обрести с Ним правильные, спасительные взаимоотношения.

Именно с этой целью Иисус всегда совершал Свои удивительные дела. Но вот люди далеко не всегда понимали Его в этом или лучше сказать, далеко не всегда стремились вообще понять, чему Иисус желал их научить. Часто они искали Иисуса только ради Его благословений.

Мы обратимся сегодня к одной истории, где всё было именно так. Наша задача – вынести из этого правильные уроки.

Прочитаем Ин 6:1-4. «После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский«.

Где бы ни ходил Иисус, Ему не удавалось остаться незамеченным. Везде Его сопровождала толпа народа. Это доходило до того, что ни Ему, ни Его ученикам часто не было никакой возможности уединиться или просто отдохнуть. К сожалению, подавляющее большинство тех, кто шли за Иисусом, не были Его последователями. В Евангелии от Иоанна мы чётко видим указание на причину того, зачем они шли за Иисусом и сопровождали Его повсюду. Наш отрывок прямо нам сообщает: «Потому что видели чудеса, которые Он творил над больными» (Ин 6:2).

Эти люди не шли к Иисусу за хлебом жизни. Они даже не шли к Нему, чтобы самим получить исцеление. Они просто видели Его чудеса раньше, и теперь шли за Ним в надежде увидеть ещё какое-нибудь чудо. Зачем это им было нужно?

Кому-то, может быть, чисто из любопытства, чтобы увидеть что-то новое. Чудеса Иисуса были удивительны. А человеку нужно постоянно удивляться, потому что это скрашивает как-то тяготы жизни, помогает хотя бы ненадолго забыть о проблемах. Но мы уже неоднократно говорили раньше, что удивляться и верить – совершенно разные понятия. Удивление вообще ни к чему не обязывает. Однако людям нравится удивляться. Но как печально, если удивлением они подменяют веру и живые личностные отношения с Богом! Поэтому каждый раз Иисус не просто совершал очередное чудо. Он всегда делал и говорил народу нечто такое, что должно было бы привести их к вере, если они только примут Его слова в свои сердца и поразмышляют над ними.

Другие шли за Иисусом не просто из любопытства. Они надеялись вынести какую-то выгоду из того, что ещё совершит Иисус. А вдруг какие-то чудеса коснутся и их лично? Или они как-то смогут использовать силу Иисуса и Его способность чудотворения для построения будущего всей нации и приобретут тем самым известность? Мы увидим сегодня, что они попытаются воплотить свой замысел в реальность.

Иоанн не зря нам сообщает, что приближалась иудейская Пасха. Очевидно, этот был тот праздник, когда Иисус не пошёл в Иерусалим, потому что это было для Него небезопасно, ведь время Его страданий ещё не пришло. Поэтому Иисус решил провести этот праздник с людьми, которые по каким-то причинам тоже не могли пойти в Иерусалим на праздник Пасхи. И теперь Иисус совершил нечто такое, что должно было наполнить смыслом этот праздник Пасхи в сознании людей, что должно было привести их к пониманию духовного значения этого праздника. Иисус это нечто хотел сделать и для учеников, потому что Он знал, что они не оставят Его и не пойдут сами на праздник в Иерусалим.

Прочитаем текст дальше — Ин 6:5-7. «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу«.

Свою пасхальную трапезу Иисус решил провести вместе с народом, но сделать её необычным образом. У иудеев было такое предание, что когда придёт Мессия, то Он даст народу необычным образом хлеб, точно так же, как через Моисея был дан хлеб в пустыне. И теперь Иисус хотел дать понять, что это время исполнилось.

Прежде, чем это совершить, Иисус обратился к ученикам. И мы читаем здесь, что Он испытывал тем самым Филиппа. Почему Иисус обратился именно к Филиппу? Дело в том, что Филипп был из Вифсаиды, а все эти события происходили именно в окрестностях Вифсаиды. Но когда Филипп услышал такой вопрос, он оказался совершенно не готов. Он и раньше был свидетелем чудных дел, которые творил Иисус. Но здесь он начал рассуждать о том, сколько нужно денег, чтобы накормить народ. Он рассуждал по-человечески, не проявив веры. Он совершенно забыл о том, в присутствии Кого он находился и потому сказал, что предложение Иисуса неразумно.

Гораздо больше веры оказалось у другого ученика Иисуса, у Андрея. Это мы можем увидеть в Ин 6:8,9. «Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?«

Особенностью Андрея было то, что он всегда вёл людей к Иисусу. Он не говорил много, точнее, не говорил лишнего. Но он всегда знал, что то, что он не может сказать людям сам, они сами увидят в Иисусе. Андрей привёл к Иисусу этого мальчика с хлебами, хотя понимал, что по-человечески этот скудный паёк трудно разделить даже между самими учениками. Он знал только одно: Иисус может сделать больше, чем это вообще можно предположить.

Иисус использовал добровольный жертвенный дар этого безымянного мальчика. А разве Он не мог Сам создать здесь достаточно хлеба без участия мальчика? Конечно, мог. Но есть, пожалуй, две причины, по которым Иисус взял именно этот хлеб. Во-первых, так была вознаграждена вера этого мальчика и его жертвенность. Он отдал Иисусу всё, что имел. Но он не лишился своей пищи, он снова её обрёл, столько, сколько ему было нужно. При этом он помог удовлетворить и нужды других. Господь может восполнить любую нашу нужду только тогда, когда мы отдаём Ему всё, что Он у нас попросит. Отдавая, мы можем послужить и нуждам других. А если мы ничего Ему не отдаём, мы ничего и ждать от Него не можем. Во-вторых, хлеб был символом тела Иисуса, которое будет вознесено на крест. Но Иисус не сошёл на нашу землю в специально созданном для этого, каком-то особом теле. Это тело Иисус заимствовал у человека. Он сошёл в наш мир в такой же плоти, как у меня и у вас со всей его слабостью и немощью.

Теперь уже было время действовать Иисусу. Задачей учеников было только чётко выполнять указания Иисуса. Прочитаем текст дальше — Ин 6:10,11. «Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел«.

Очевидно после молитвы Иисуса, когда Он начал раздавать пищу ученикам, она вдруг стала умножаться. Даже такое скудное количество пищи Иисус смог умножить во много крат.

Вы помните ещё одну ситуацию, где Иисусу было предложено сотворить хлеб? Где это было? В пустыне этим дьявол искушал Иисуса. Но почему тогда Иисус не сотворил хлеб? Дело в том, что Он никогда не творил чудес для Себя. А здесь Он это сделал в интересах других людей. Но Он здесь умножил хлеб не потому, что народ был голоден. Они ведь не просили Его об этом. Он это сделал не для того также, чтобы продемонстрировать Свою силу и способность восполнить всякую нужду человеческую. Умножением хлеба здесь Он желал преподать другой очень важный урок.

Этот урок для многих на следующий день окажется серьёзным испытанием. И многие тогда оставят Христа, потому что желали искать не Его, а Его благословений.

Иисус умножил для нас и Свой духовный хлеб. На следующий день Иисус скажет этим же людям такие слова: «Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. … Я есмь хлеб жизни» (Ин 6:33-35). Он Сам есть этот хлеб. Его тело, пригвождённое ко кресту, даст жизнь миру. Его Голгофская жертва – это хлеб, который насыщает духовно всех тех, кто ищет отношений с Богом, кто сознаёт себя духовно нищим, духовно голодным и нуждающимся во Христе.

Когда Христос сошёл в наш мир, дьявол нашёптывал Ему, что Его жертва не будет иметь никакого смысла, что никто не примет её. Иногда сегодня дьявол внушает современным людям, что то, что совершил Христос, осталось далеко в прошлом, что эта жертва не имеет никакого отношения к нам. И тогда, когда Христос умирал на кресте, распятый за наши грехи, казалось, что мир поглотил эту жертву, что она ничтожно мала для нашего обезумевшего в грехе мира, что никто её не заметит. Но Бог чудным образом умножил её так, что всякий может напитаться этим хлебом жизни. Сегодня жертвы Христа достаточно для того, чтобы всякий грешник мог обрести жизнь с избытком, жизнь со Христом. Для этого нам необходимо искать постоянных отношений с Ним и покориться Его воле.

Давайте обратим внимание на то, какую же пищу сотворил Иисус здесь для народа. Какой это был хлеб? Это был простой ячменный хлеб. Ячменный хлеб считался пищей для бедняков. Иудеи не любили этот хлеб. Они даже говорили: „Пшеница для человека, а ячмень – для скота”. Но Иисус накормил людей именно пищей для бедняков. Он показал этим, что готов удовлетворить всякую нужду, но часто Он даёт людям самое простое. Он не обещал Своих детей сделать богатыми, но Он обещал просто позаботиться о них в момент нужды.

Духовный хлеб, который Иисус дал в Своей жертве, многими не ценится и пренебрегается, потому что его считают пищей слабых. Для того чтобы действительно напитаться хлебом жизни, нужно признать себя духовно нищим и слабым. Только тогда этот хлеб жизни, сходящий с небес, напитает наши души и вольёт в нас подлинную жизнь, которую дать может только Бог. А вот признать себя духовно нищим и нуждающимся бывает трудно, но это единственный выход, необходимый для нашего спасения.

Обратим внимание на ещё один важный момент в этой истории. Ин 6:12,13. «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели«.

Здесь Иисус дал понять, что ничего не должно пропасть. Он указал на то, что даже тогда, когда Он накормил Свой народ, у Него ещё достаточно пищи, чтобы накормить Его снова. Христос показал тем самым величие Его жертвы, которая ровно через год, также на Пасху, будет принесена. Его жертвы всегда достаточно для нашего спасения, как только мы понимаем свою глубочайшую нужду в ней.

Иисус показал перед Своими учениками и перед народом здесь нечто великое. Он сделал то, что по Его замыслу должно было побудить народ задуматься о хлебе духовном, которым Мессия силен восполнить их нищету духовную.

И вот здесь можно было бы поставить точку в этой истории. Совершено было одно из величайших чудес Иисуса. Люди были накормлены этим чудесно умноженным хлебом, все были сыты и довольны. Теперь многие должны были бы уверовать в Иисуса и принять Его не только как великого распорядителя над ячменным хлебом, но и Господом всей своей жизни. Ведь именно к этому вело их чудо Иисуса.

Но они его не поняли. И об этом мы читаем дальше: Ин 6:14,15. «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один«.

Проблема была в том, что они решили сделать Его царём. А разве это плохо? – спросит кто-нибудь.

Дело в том, что Иисус здесь столкнулся с тем же самым искушением, с которым Он столкнулся в пустыне, когда дьявол искушал Его сотворить хлеб для Себя. Тогда Иисус вышел победителем из этой битвы. Но было бы ошибочно думать, что больше дьявол не искушал Его этим. На протяжении всей земной жизни Иисуса дьявол снова и снова подступал к Нему с этим искушением. Он убеждал Его пойти лёгким путём, минуя Голгофу, минуя крест. Он толкал Его на царство без того, чтобы проходить путём страданий и несения моего и вашего греха. Но Иисус знал, что царство без креста – это царство, которым владеет сатана. Уступи Он сатане хотя бы один раз – и человечество навечно осталось бы во власти падшего ангела. Именно перед таким искушением дьявол поставил Иисуса, используя здесь толпу народа. Причём в русском тексте этого не видно, но текст оригинала прямо показывает, что они хотели придти и насильно Его сделать царём.

Им выгодно было бы иметь такого царя – с Ним не страшен никакой экономический кризис или неурожай. С Ним вообще ничего не страшно. Он решит любую проблему. Поэтому народ хотел Его использовать в своих интересах. Он направлял их взоры к небесному, к вечному, а они желали жить только земными интересами.

Однако вывод, к которому они должны были бы придти, ожидался совсем иной, ведь Иисус преследовал другую цель, когда сотворил это чудо. И в этом заключался весь смысл чуда. В книге Второзаконие есть слова Моисея, который говорил народу: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор 18:15). Мы понимаем, что Моисей имел в виду Иисуса. И кстати, народ это тоже понял. Поэтому они и сказали, что это Тот Пророк, Который должен придти. Но они неверно истолковали, что от них дальше ожидается (точнее, им невыгодно было это правильно толковать). Ведь они должны были слушать Его и покориться Его словам. А покоряться кому-то невыгодно. Лучше кого-то себе подчинить. Поэтому они и решили насильно сделать Иисуса царём. Но не для того, чтобы Ему покориться и служить. А для того, чтобы попытаться Им управлять.

Конечно, управлять Богом – это немыслимая дерзость. Но ведь именно этого требует наша греховная природа. Спасение же возможно лишь тогда, когда мы признаём Его своим Господом и покоряемся Ему.

Сегодня Господь может восполнить всякую нужду, с которой мы сталкиваемся. Он обещал насытить Свой народ даже во время трудное, когда будет казаться, что помощи ждать уже неоткуда. Но больше всего Господь желает нас напитать Своим духовным хлебом, если мы только будем искать отношений с Ним.

Восполняет ли Господь ваши нужды? Несомненно, мы можем признать, что Он всегда заботится о нас чудным образом. Какова будет наша реакция на Его заботу о нас? Самое лучшее, что мы можем сделать – это внимательно прислушиваться к Его словам и покориться Ему.

Он желает быть нашим Царём. Но прежде мы должны отказаться от всех своих попыток управлять Им. Нам следует довериться Ему полностью и принять Его жертву, которую Он принёс на кресте за наше спасение.