Проповедь основана на 20-й главе книги Судей. Для лучшего понимания рекомендую прочитать проповедь «Самая страшная глава в Библии», которая основана на 19-й главе книги Судей и находится в этом же разделе проповедей.

Практически любому родителю приходилось наказывать своего ребёнка. Что вы чувствовали, когда ребёнок был наказан? А вообще, не приходила ли вам такая мысль, что наказывать ребёнка нельзя? Сегодня во многих странах очень развита система защиты детей. В США, например, детей едва ли не с шести лет заставляют выучивать наизусть телефон опекунской службы. В некоторых семьях после этого стоит только родителю повысить голос на ребёнка, а он уже заявляет: „Только попробуй! Я вот сейчас позвоню по этому номеру, и у тебя будут проблемы”. И родители ничего не могут сделать. Если социальная служба узнает о том, что в какой-то семье наказывают ребёнка, родителей могут лишить родительских прав. Как вам нравится такая политика? Но спросите у ваших детей, хотели бы они оказаться в такой системе „защиты прав ребёнка”? Знаете, что они вам ответят? Взрослые иначе считают, но когда были детьми, думали так же.

О наказании можно много говорить. Когда мы Библию читаем, как эта тема там представлена? Нужно наказывать ребёнка или не нужно? А в Библии и нет другой альтернативы. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит 13:25). Сам Бог говорит о Себе: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3:19). Известный нам текст, правда?

Но с Божьим наказанием никто не спорит. Это Его исправительная мера. А мы все Его дети – не только дети, но и взрослые. А вот как быть в большой семье, которая называется народом Божьим? Как быть, когда там взрослые дети заслуживают наказания? Кто и как должен их наказывать? Должны ли мы ждать, когда Бог накажет? Или сами можем что-то сделать? Если можем, тогда как правильно это делать? И как нам вести себя, когда наказание уже совершилось?

Вопросы эти не случайны. Задача народа Божьего в том, чтобы быть особенным народом. И всё же мы нередко встречаемся с тем, что и в церковной семье есть люди, которые хотят быть „как все”, но при этом продолжать называться христианами. Как быть в этом случае? Помните историю Самсона? Помните, к чему привела попытка всего народа быть, как другие народы? Вспомните 19-ю главу книги Судей.

Но ведь оказывается, что у Бога есть выход даже из таких ситуаций. То, что мы читаем в известной уже нам 19-й главе – это случилось не со всем народом, а в одном колене, и эту проблему нужно было как-то решать. Правда, проблемы, которая случилась в книге Судей, тоже могло бы не быть. Но в результате произошло то, что произошло.

Давайте посмотрим на продолжение истории, которая нам уже известна. Сегодня мы изучаем 20-ю главу книги Судей. «И вышли все сыны Израилевы, и собралось всё общество, как один человек, от Дана до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу. И собрались начальники всего народа, все колена Израилевы, в собрание народа Божия, четыреста тысяч пеших, обнажающих меч. И сыны Вениаминовы услышали, что сыны Израилевы пришли в Массифу. И сказали сыны Израилевы: скажите, как происходило это зло?» (Суд 20:1-3). На первый взгляд, то, что мы здесь видим, выглядит, как гражданская война. Но это не совсем так. Когда мы прочитаем эту историю дальше, мы увидим, что проблему можно было решить и без военных действий. Но не реагировать уже было нельзя.

Конечно, проблему нужно было решать гораздо раньше. Как советуют врачи, заболевание лучше предупредить, чем его лечить. Проблема имела чисто духовные причины. Помните основной текст книги Судей? «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 21:25). К сожалению, эта проблема не закончилась во дни Судей. Она продолжается и сегодня. Многие люди, в том числе и верующие, живут по принципу: „У меня своя правда, не надо меня учить”. В греховном мире это нормально, но церковь не может жить по таким правилам. Именно поэтому Е.Уайт пишет: «Церковь в высшей степени ответственна за грехи своих членов. Если она не выступает против зла – она его поощряет» (Е.Уайт, Пророки и цари, с.ориг.651). Серьёзно сказано? Задача церкви не в том, чтобы мы могли здесь получить хорошее отношение к себе (хотя это важно), а в том, чтобы мы могли в своей жизни открыть характер Христа. Наказание здесь является частью воспитательного процесса очищения. В прочитанной цитате мы видим, что церковь призвана выступать против зла. Чаще всего воспитательную работу Бог не совершает Сам непосредственно. Он поставил Свою церковь ответственной за её выполнение. Как это сделать?

В начале 20-й главы книги Судей мы видим, что народ Божий собирается вместе для выполнения этой самой воспитательной работы. Это очень важно: наказание не совершается одним человеком, но только объединёнными усилиями всего народа. Поэтому, чтобы выполнить её правильно, они говорят: „Давайте сначала во всём разберёмся”. И вот левит начинает свой рассказ. «Левит, муж оной убитой женщины, отвечал и сказал: я с наложницею моею пришел ночевать в Гиву Вениаминову; и восстали на меня жители Гивы и окружили из-за меня дом ночью; меня намеревались убить, и наложницу мою замучили, так, что она умерла; я взял наложницу мою, разрезал ее и послал ее во все области владения Израилева, ибо они сделали беззаконное и срамное дело в Израиле; вот все вы, сыны Израилевы, рассмотрите это дело и решите здесь» (Суд 20:4-7). Что в его рассказе не так? Конечно, он не сказал о том, что он сам вытолкал свою наложницу на улицу к тем диким зверям в человеческом обличии. Он ведь тоже заслуживал наказания, но снял с себя ответственность. К сожалению, далеко не всегда церковь может правильно оценить ситуацию. Бывает, что виновный остаётся ненаказанным. Тогда мы всё отдаём во власть Божьего суда. Но там, где церковь может разобраться в ситуации, она обязана это сделать. Хотя для Бога не существует большого греха и маленького греха, но именно открытый и явный грех больше всего порочит имя Божье, и поэтому он должен быть наказан в первую очередь.

«И восстал весь народ, как один человек, и сказал: не пойдем никто в шатер свой и не возвратимся никто в дом свой; и вот что мы сделаем ныне с Гивою: пойдем на нее по жребию; и возьмем по десяти человек из ста от всех колен Израилевых, по сто от тысячи и по тысяче от тьмы, чтоб они принесли съестных припасов для народа, который пойдет против Гивы Вениаминовой, наказать ее за срамное дело, которое она сделала в Израиле. И собрались все Израильтяне против города единодушно, как один человек. И послали колена Израилевы во все колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращенных оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых; а собрались сыны Вениаминовы из городов в Гиву, чтобы пойти войною против сынов Израилевых» (Суд 20:8-14). Здесь мы можем найти некоторые принципы по решению проблемы открытого греха наподобие тех, о которых сказал Иисус Христос в 18-й главе Евангелия от Матфея. Прежде всего, ситуация озвучена. В проблеме надо разобраться, выслушать все стороны. Затем, насколько это возможно, проблему нужно попытаться решить мирным путём, обойтись „малой кровью”. Как это можно сделать сегодня? Нужно предложить человеку, который сделал грех, добровольно оставить его. Ведь наказание – это крайняя мера, когда все другие шаги уже предприняты, но не подействовали. Сегодня мы склонны впадать в две разные крайности: либо закрывать глаза на всё по принципу „главное, чтобы был мир и чтобы меня не трогали”, либо в каждой удобной ситуации „хвататься за меч и размахивать им направо и налево”.

В данной ситуации, к сожалению, более мирным путём проблему решить не удалось, потому что вениаминитяне приготовились защищать виновных. Сейчас тоже нередко можно встретиться с тем, что часто находятся „сердобольные” люди, которым жалко грешника. Речь идёт не о том, что к согрешившему нужно относиться жестоко. Но есть разница между тем, чтобы любить грешника и жалеть его. Жалость – это худшее, что можно сделать для человека, который продолжает делать грех. Когда его начинают жалеть, он понимает, что у него есть сторонники, и ещё больше утверждается в своём грехе. Жалость пытается всему найти оправдание, „сгладить углы”. Любовь – это совсем другое. Любовь не подразумевает того, что никогда не придётся сделать человеку больно. Любить – не значит соглашаться со всем тем, что делает дорогой нам человек. Это как врач, который причиняет человеку боль, удаляя раковую опухоль.

Очень интересно по этому поводу написал известный протестантский проповедник XX века Дитрих Бонхёффер в своей книге «Жить вместе»: «Там, где брат впадает в откровенный грех, необходимо поправить его, поскольку так велит Слово Божье. Там, где отход от слова в учении или в жизни угрожает домашнему сообществу или общине, нужно применять предупреждающее и наказующее слово. Нет ничего ужаснее той мягкости, которая оставляет другого человека наедине с его грехом. Нет ничего милосерднее, чем жесткое увещевание, которое призывает брата сойти с пути греха. Это и есть служение милосердия… Мы служим брату и тогда, когда произносим осуждающее и разделяющее Слово Божье, и даже тогда, когда в покорности перед Богом отказываемся от сообщества с ним». Поэтому проявлением милосердия и любви здесь было то, что израильтяне прибегли к крайней мере против своих собратьев.

И они правильно начинают действовать. «И встали и пошли в дом Божий, и вопрошали Бога и сказали сыны Израилевы: кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? И сказал Господь: Иуда пойдет впереди» (Суд 20:18). Прежде чем приступить к крайней воспитательной мере, они ищут руководства Божьего. Как правильно всё сделать? Кто должен это сделать? И Бог им отвечает. Только после того, как они получили Божий ответ, они переходят к действию.

А вот дальше происходит нечто непонятное. Они ведь пошли, имея Божье благословение. Но что происходит? «И встали сыны Израилевы поутру и расположились станом подле Гивы; и выступили Израильтяне на войну против Вениамина, и стали сыны Израилевы в боевой порядок близ Гивы. И вышли сыны Вениаминовы из Гивы и положили в тот день двадцать две тысячи Израильтян на землю. Но народ Израильский ободрился, и опять стали в боевой порядок на том месте, где стояли в прежний день. И пошли сыны Израилевы, и плакали пред Господом до вечера, и вопрошали Господа: вступать ли мне еще в сражение с сынами Вениамина, брата моего? Господь сказал: идите против него. И подступили сыны Израилевы к сынам Вениамина во второй день. Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом. И вопрошали сыны Израилевы Господа» (Суд 20:19-27). Во всей библейской истории вы не найдёте больше ни одного случая, когда народ Божий выходил на битву с Божьим благословением и проигрывал. Обычно как всё происходило? Вышли на сражение, победили армию противника и ничего при этом сами не потеряли. А как здесь? Вы только представьте себе: израильтяне с армией в 400 тысяч воинов выступают против армии вениаминитян в 26 тысяч, имеют Божье благословение, но теряют при этом за два дня 40 тысяч человек и терпят сокрушительное поражение. Как всё это понять?

Нам здесь важно помнить об одном. Это не война против языческого народа, который безнадёжно погряз в своих грехах и пороках. Это первое в библейской истории сражение, когда дети Божьи сражаются против своих же братьев. Я усматриваю два объяснения тому, почему это так произошло.

Первое объяснение. Бог напоминает через случившееся, что весь остальной народ был не лучше, чем колено Вениаминово. То, что произошло в Гиве, имело чисто духовные причины. И виноват в этом был весь народ. Если бы народ Божий в большинстве своём стремился жить по Божьим принципам, этого могло бы не случиться.

Народ Божий должен был помнить о своей греховности. Конечно, когда они себя сравнивали с жителями Гивы, то они могли выглядеть праведниками в своих глазах. Но разве это эталон для сравнения? Мы призваны рассматривать себя не на фоне отъявленных грешников, а во свете Христа. В утреннем страже за 9 апреля написаны интересные слова: «Самое яркое свидетельство того, что человек имеет живые взаимоотношения с Богом – это ясное понимание своей собственной порочности. Те, кто смотрит в лицо Богу, знают о своих слабостях, грехах и недостатках. Истинное представление о собственном грехе и вине является необходимым условием для Божьего принятия» (Джон Паулин, Евангелие с Патмоса).

Поэтому если нам как церкви Божьей и приходится проводить воспитательную работу над другими, нам нужно помнить о своей греховности и уязвимости. Никто ведь из нас не без греха. А это очень даже смиряет и побуждает прежде свои грехи перед Богом исповедовать в сокрушении сердца, а потом уже браться за чужие.

Второе объяснение. Невозможно очистить народ Божий от греха, когда он уже пустил свои корни, без ущерба. Когда церковь проводит воспитательную работу в виде наказания, это наказание становится частью её самой, оно наносит удар по самой церкви. Ведь церковь – это тело Христово, и если какая-то его часть отсекается, это приносит боль всему телу. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор 12:27). Так Бог устроил, что в церкви всё взаимосвязано. Церковь ведь – это, прежде всего, отношения, это единый целостный организм.

На третий день, после того как израильтяне снова получили Божье одобрение, они, наконец, одержали победу над вениаминитянами. «Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось, и все находившиеся на пути города сожгли огнем» (Суд 20:48). Всё, победа была одержана. Что дальше? Как народ Божий должен реагировать на победу? Обычно это был радостный праздник, когда народ Божий с триумфом возвращался с победой. Но что тут происходит? Опять тут всё иначе. «И пришел народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали, и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?» (Суд 21:2,3). Вместо радости – печаль. Победа была одержана, но похоже, что никто этому не радуется. Почему?

Израильтяне понимают, что поражение они нанесли не врагам, а самим себе. В этом есть очень важный урок и для нас. Конечно, основная задача церкви сегодня заключается в том, чтобы открыть Христа этому миру. Но такова природа великой борьбы, что в ней есть те, кто был со Христом, но потом всё же возвращается к ценностям этого мира и снова избирает грех, становится „как все”. Церковь обязана реагировать на грех, который приносят иногда её члены в её же среду. Обличение, предупреждение и даже исключение из членов церкви – это тоже часть воспитательного процесса, который Бог поручил совершать Своему народу.

Какие чувства должны быть ту нас как у христиан, когда мы вынуждены применять эти меры к нашим братьям и сёстрам? Может быть, сказать: „Ну вот, наконец-то мы избавились от этих грешников”? Или просто принять это как часть обыденной жизни – мол, „ничего особенного не произошло”? А как вы думаете, что чувствует Бог, когда Он вынужден наказывать Своих детей? Испытывает ли Он от этого какую-то радость или наслаждение? А что будет чувствовать Бог в тот последний день, когда Он вынужден будет излить огненный дождь с неба на Своих нераскаявшихся детей? Нам очень трудно понять эти чувства. Для того чтобы понять их, нам нужно более глубоко понять и прочувствовать, насколько велика была цена той жертвы, которую Христос заплатил на Голгофе. Подумайте только: независимо от того, примем ли мы предложенное Им спасение или нет, цена за наше спасение всё равно была уплачена. Когда Бог отдал самое дорогое, что у Него было, за наше спасение, что Он должен чувствовать, когда Его дети всё-таки избирают путь греха?

Нам нужно больше проникнуться духом Христа. Церковь должна отстаивать принципы дисциплины. Дисциплина в церкви – это хорошо и правильно. Иногда для этого приходится обличать и воспитывать друг друга, но только в духе любви, а не безразличия, раздражения или жалости. Есть немало людей, которые когда-то были в церкви, а сегодня уже утратили эту связь. Они решили перестать быть особенными и стать „как все”. Во многих случаях церковь вынуждена лишать их членства, но это крайняя мера, когда все другие способы уже испробованы. Эти люди, которые потеряли принадлежность к народу Божьему – предмет печали для церкви сегодня. Когда человек выбирает разрыв отношений с Богом и с церковью, он становится миссионерским полем. А значит, задача церкви помочь ему вернуться.