Нарушил ли Христос четвертую заповедь?

Защитники того мнения, что Христос нарушил субботу, ссылаются, во-первых, на то, что Он оправдал Своих учеников, когда фарисеи обвиняли их за срывание колосьев в субботний день. Матф. 12, 1—8. Вникая в суть происшедшего, можно легко понять, что обвинение фарисеев было неправильно, ибо Бог, даруя заповедь о воздержании от обыденной работы в субботний день, не воспретил есть в этот день, но даже дал повеление, чтобы люди еще заранее приготовили пищу для этого дня. Исх. 16, 23. Если же ученики Иисуса, не имея с собою пищи, срывали колосья, растирали их и ели от голода, то в этом не было нарушения четвертой заповеди. Срывание колосьев равносильно ломанью хлеба или расскусыванью ореха, что, конечно, допустимо было и в субботу. Кроме того, законом разрешалось идущему путнику срывать и есть ягоды в винограднике и колосья на ниве ближнего своего. Втор. 23, 24. Этим законным правом воспользовались ученики, и потому Христос не обвиняет их. Мат. 12, 7. Когда мы читаем о том же в Ев. Марка 2, 27, то находим еще один в этом же смысле высказанный текст. „И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы». Тут подтверждается уже ранее высказанная мысль, что суббота — дар Божий для каждого человека, а не для еврея только. Дана же она для того, чтобы человек, пользуясь покоем и питаясь духовной пищей из Слова Божия, месте с тем мог бы принимать и пищу для подкрепления своего тела. Так что в примере и словах Христа нельзя найти ни малейшего основания или повода к нарушению субботы Господней.

Возвратимся теперь к 12 гл. Ев. Матфея и вникнем в смысл поставленных Иисусу вопросов. „И отошед оттуда вошел Он в синагогу их. И вот там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботу? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет и не вытащит? Сколько же человек лучше овцы! Итак можно в субботу делать добро». Ст. 9—12. Так о чем спросили Иисуса,— можно ли пахать, продавать или работать в субботу? Нет, об этом не было и речи. Вопрос был только: „можно ли исцелять в субботу», и на это Христос ответил соответствующим примером. Если считалось добрым и законным делом вытащить овцу из ямы, то тем более законно облегчить страдания человека.

Подобное же разъяснение вопроса об исцелении в субботу мы находим и в примере исцеления женщины, которая восемнадцать лет имела духа немощи, была скорчена и не могла выпрямиться. На обвинение начальника синагоги, почему Иисус исцелил в субботу, Христос отвечал: „лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его». Луки 13, 10—17. Здесь опять обнаруживается неправильность взглядов Иудейских руководителей, унизивших достоинство человека перед животными. Если можно в субботу отвязывать вола и ослами вести их поить то тем более позволительно в субботний день развязать и освободить связанную болезнью и страданиями человеческую душу. „И весь народ радовался о всех славных делах Его». Ст. 17. Не говорит ли это выражение о том, что день субботний во дни Иисуса стал самым отрадным? В этот день, кроме драгоценных наставлений и „слов благодати, исходившим из уст Его», Господь также избавлял многих и от телесных недугов. И радовались и славили Бога как исцеленные, так и народ, видевший проявление любви и милости Божией в благословленный Богом день.

Вышеприведенные примеры являются ключем к пониманию других неправильных обвинений со стороны фарисеев против Христа, на рассмотрении которых мы еще кратко остановимся.

Так, в Ев. Иоанна 5 гл. говорится, что Христос повелел исцеленному в субботу человеку взять свою постель и идти. Фарисеи, увидев это, сейчас же обвинили Иисуса в нарушении субботы. Но и в этом случае они не были правы, потому что убрать свою постель допустимо и в субботу. Это не может быть сравнимо с ношами, упомянутыми в кн. Неемии 13, 15. Да и какую тяжесть представляла из себя постель так долго страдавшего человека? Это не была железная или деревянная кровать наших дней, а просто какая-нибудь легкая подстилка. Но здесь Христос желал обратить внимание людей на совершившееся чудо исцеления. Человек, страдавший так долго, теперь силой Божией стал здоровым, так что в состоянии даже взять свою постель и идти. И вот фарисеи, вместо того чтобы радоваться и прославлять Бога за совершенное чудо, составляют заговор против Иисуса, за то, „что Он делал такие дела в субботу». Иоан. 5, 16. При этом не нужно забывать, какие это были дела. Это не были дела торговли или другого рода обыденной работы, но дела милосердия, исцеления и спасения людей от душевных и телесных недугов. Фарисеи же по жестокосердию своему не хотели признать это правильным и ложно обвинили Христа, говоря: „Не от Бога этот человек, потому что не хранит субботы». Иоан. 9, 16.

К сожалению, многие христиане по неведению ссылаются на вышеприведенный текст, как на доказательство, что Христос не хранил субботы. Однако заметим, что ведь гак говорили о Нем фарисеи. Известно, что они высказывали и другие ложные взгляды о Христе. «Так например читаем в Мат. 12, 24: „Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Никто, конечно, из нас, верующих, не согласится с этим мнением фарисеев, ибо оно в корне неправильно. Точно также нельзя соглашаться с ними, когда они обвиняли Христа в нарушении субботы. Ибо Господь уже вначале заявил: „Не думайте, что Я пришел нарушить… » Мат. 5, 17.

О неправильности фарисейских суждений мы узнаем из слов Спасителя, записанных в Иоанна 7. 21—24. Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь; Моисей дал вам обрезание,— хотя оно не от Моисея, но от отцов,— и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,— на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным». Этим местом Писания еще раз сказано, что исцелять и врачевать человека в субботу, является вполне допустимым и законным делом. Выражение „но судите судом праведным» показывает, что фарисеи были неправы, обвиняя Христа в нарушении субботы ибо Он исполнял ее более правильно, чем кто-либо из Его обвинителей. Итак, примем во внимание, что во всех приведенных примерах и рассуждениях не ставился вопрос: „Можно ли в субботу делать всякие дела?» — но только: „Можно ли исцелять в субботу?» И на этот вопрос Господь дал ясный и определенный ответ: „Итак можно в субботу делать добро». В других переводах сказано: „Итак можно в субботу делать законное» Мат. 12, 12. Под словом „добро» или „законное» имеются ввиду здесь: дела милосердия, исцеления и лечения больных.

Многие, однако, под словом „добро» хотят понимать и свою обыденную работу. Что же в этом злого, говорят, если мы работаем в субботний день? По человеческому рассуждению это как будто и так. Но так ли это по Слову Божию? Прочтем несколько текстов из кн. Неемии, и там мы найдем надлежащее разъяснение к данному вопросу: „В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим… И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев, и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?» Неем. 13, 15—17. Отсюда видно, что обыкновенная работа в поле или в городе, вполне допустимая в течение шести рабочих дней, считается злом, если совершается в субботний день. В подобном же смысле сказано и у пророка Исаии 56, 2; 58, 13. Итак, не будем же считать зло добром и наоборот.

О том, что Христос не дал повода нарушать четвертую заповедь, видно из примера Его верных последователей, которые… „Приготовили благовония и масти и в субботу остались в покое по заповеди». Луки 23, 56. Они бы так не поступили, если бы Христос не хранил субботу. И на вопрос: где и когда Господь отменил четвертую заповедь,— во всем Св. Писании мы ответа не найдем.