11. Первая заповедь с обетованием

ЭTO СОБЫТИЕ ПРОИЗОШЛО на одном оживленном перекрестке большого города. Молодой человек, еще подросток, неистово дрался с полицейским который изо всех сил стремился затолкать его в патрульную машину. Парень еще не пришел в себя после безрассудно проведенной ночи, когда он пьянствовал. Кутеж закончился дракой и серьезной бедой. Развязка произошла тогда, когда появился патруль и силой затолкал подростка в машину для нарушителей.

После того как парень успокоился, он перестал грубить и взмолился: «Офицер, пожалуйста, отпустите меня! Я никогда не повторю ничего подобного. Позор за мое пребывание в тюрьме сокрушит сердце моей матери!»

«Даже так! — ответил полицейский с насмешкой. — Эта беда произошла по твоей вине; ты вспомнил о позоре слишком поздно! Почему ты не подумал о своем отце и матери перед тем, как стал пить это отвратительное зелье? Почему ты пытаешься оправдаться после того, как попал в такую переделку?»

Молодого человека привезли в участок, потом судили и назначили отбывать срок в течение нескольких месяцев. И все это произошло лишь только потому, что он поздно подумал о том, какой позор и бесчестие принесет родителям его шальная проделка.

К сожалению, это сущая правда, когда в ежедневных газетах частенько появляются статьи, вызывающие беспокойство, поскольку в них говорится о подобных опытах, внушающих тревогу, так как дети пренебрегают родительской любовью. Но хуже всего, что такой стиль поведения присущ молодежи нашего поколения!

Дети настолько не почитают и не слушаются родителей, что для многих семей это стало обычным явлением, характеризующим наш век. Для нас же, верующих во Второе пришествие, такое непочитание родителей является неоспоримым знамением времени, в которое мы живем, — предзнаменованием последних дней. Апостол Павел в Послании к Тимофею описывает наше время следующими словами: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут… родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра» (2 Тим. 3:1—3).

По всей видимости, никакая другая заповедь в Десятисловном Законе не требует от нас столько времени и внимания, чем пятая. Откройте двадцатую главу Книги Исход и прочитайте: «Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог твой дает тебе» (12-й стих).

Вскоре после того, как Моисей довел закон до израильтян, он повторил принципы этой заповеди в следующих словах: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» (Лев. 19:3). В этом месте Писания повеление «бойтесь» используется вместо слова «почитайте». «Бояться Господа» — такое выражение часто употребляется в Библии. Мы должны бояться Бога не в смысле того, что мы напуганы Им, но наоборот, наше почтение и обожание Его приводит нас к боязни оскорбить Его. Таким же самым образом Бог хотел бы, чтобы дети почитали и боялись оскорбить богобоязненных родителей, которые бескорыстно воспитывали и кормили их.

Во дни Моисея существовало очень строгое наказание за неповиновение родителям. Во Второзаконии 27:16 говорится о том, что Божье проклятье было на том сыне или дочери, кто несерьезно относился к воле своего отца или матери. Вопиющее неповиновение и крайние случаи непослушания наказывались особо жестоко. «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти. Отца своего и мать свою он злословил; кровь его на нем» (Лев. 20:9).

«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти» (Втор. 21:18-21).

Конечно, время теократических методов ушло в небытие после того, как Израиль потерял свою независимость. Однако они дают нам лучшее понимание ответственности как дела первостепенной важности, которое Бог приписывает детям, — оказывать должное уважение и проявление почтения к родителям.

Эта заповедь тоже находится в Новом Завете, как и девять остальных. Во времена Христа люди искали любой способ, чтобы не выполнять определенную Богом заботу о своих родителях, а заменить ее принесением церемониальной жертвы Господу. Порицая такое отношение детей к родителям, Христос повелел им исполнять заповедь и быть примерными в почитании отца и матери. Иисус, обращаясь к людям, призывает проверить их отношение к данной заповеди: «Зачем и вы преступаете заповедь Божью ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался». Тот может и не почитать отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:3-6).

Во время Своего земного служения Иисус показал нам пример повиновения родителям. Краткое описание детства нашего Спасителя подчеркивает тот факт, что Он слушался Своих родителей (Лк. 2:51). Потом одним из последних действий в жизни Христа было Его беспокойство и забота о матери. Когда Он висел на кресте и Его жизнь угасала, Он попросил своего возлюбленного ученика Иоанна позаботиться о Его матери.

Теперь, когда мы как в Ветхом, так и в Новом Завете рассмотрели историю данной заповеди на протяжении очень продолжительного времени, мы обнаружили полное одобрение Христом самой заповеди на основании приведенных примеров. Поэтому давайте проведем еще более глубокое исследование данного вопроса.

Исследуемая заповедь начинается так: «Почитай отца твоего и мать твою». Слово «почитай» включает в себя намного больше, чем принудительное послушание букве заповеди о родителях. Оно означает уважение или отношение, построенное на почитании, должной оценке и сердечности. По этому поводу вестница Божья, мать с глубоким христианским опытом, выразилась так: «Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой. Сам Бог, возложив на них ответственность за души, вверенные им, предопределил, чтобы в первые годы жизни детей родители были для них вместо Бога. И тот, кто отрицает законный авторитет своих родителей, отвергает авторитет Божий. Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви и нежности, заботы о родителях, поддержания их репутации; она требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонных годах» (Патриархи и пророки, с. 308).

Первые четыре заповеди устанавливают принципы взаимоотношений человека с Богом. Начиная с пятой заповеди, мы рассмотрим взаимоотношения между людьми. С самого начала Бог задался целью ясно объяснить Своему народу степень его ответственности. Господь не рассказывает, как власти должны руководить подданными. Он также нигде не разъясняет, как работодатели должны относиться к своим работникам. В пятой заповеди нет даже упоминания о том, как один бизнесмен должен вести дела с другим бизнесменом. Бог начинает прямо с ядра человеческого общества — домашнего очага — и доносит до нас в Своем объяснении, что с самого первого шага сыновья и дочери обязаны почитать своих родителей. Апостол Павел говорит: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20).

Если ребенок повинуется и уважает своих родителей, он будет повиноваться и уважать своего начальника, будет честным и верным во взаимоотношениях и сделках с людьми. Чрезвычайно важно, чтобы отношения в семье были построены на уважении и повиновении родителям.

Только при выполнении этого условия наша вера в Бога, нашего Небесного Отца, будет фокусироваться на родительском чувстве. Во-первых, мы учимся, как познавать и любить Бога через любовь и повиновение нашим родителям. В самые ранние годы детства, перед тем, как мы начнем понимать Библию и Бога, Чей образ нарисован в Священном Писании, наши родители являются для нас вместо Бога. В некотором смысле они были посредниками между нами и Господом до того, как мы достигли зрелого возраста и личной ответственности перед Богом. Наши первые шаги в направлении любви и подчинения Богу были предприняты, когда мы учились любить и подчиняться нашим отцу и матери.

Так что, дети, юноши и девушки, почитайте и уважайте ваших отцов и матерей, потому что, поступая так, вы становитесь на путь, ведущий к любви и уважению вашего Небесного Отца.

Теперь я хочу главным образом обратиться к матерям и отцам. Мы не вправе требовать от наших детей незаслуженного или слепого повиновения и уважения. Вы и я, будучи родителями, должны так жить и выглядеть в глазах наших сыновей и дочерей, чтобы наши действия лучше всяких слов могли внушить им почтение и уважение. Придирчивый, раздражительный, безрассудный родитель никогда не заслужит самопроизвольной любви и уважения ребенка. Поэтому Господь дает родителям Свой совет: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Итак, отцы и матери, не забывайте эти вдохновенные слова наставления и тогда станете достойным примером для ваших детей, таким образом подготавливая их к почитанию и повиновению.

Возникает вопрос: «А что если заповеди Божьи не почитаются самими родителями? Как в таком случае ребенок может согласовать требования Божьи с волей своих родителей?» Это может стать самым сложным вопросом в жизни. В период моего служения на Востоке и в Африке я видел молодых людей — детей неверующих родителей, попадающих в своей жизни в безвыходные положения. Я видел, как их насильно изгоняли из дома, потому что родители неистово противились их решению принять Христа и последовать за Ним в послушании. В течение некоторого времени эти молодые люди находились перед неразрешимой дилеммой. Должны ли они слушаться родителей или Бога? Апостол Павел проливает свет на этот вопрос, когда в Послании к Ефесянам 6:1 излагает требование Бога: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость».

Детское повиновение в духовных вопросах апостол связывает с «родителями в Господе», которые сами знают и повинуются Спасителю. Благочестивые родители никогда не будут препятствовать своим детям делать то, что Бог требует от них. Но когда родители стоят на пути детей к Богу и мешают им, Спаситель говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). И Петр подводит итог в этом вопросе: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Если мы поступаем именно так, то не бесчестим дух пятой заповеди, ибо почитаем нашего Небесного Отца выше наших земных родителей, что полностью согласуется со Словом Божьим.

Теперь мы подошли к исследованию последней части заповеди — она является обетованием вознаграждения для тех людей, которые подчиняются ей; «Чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Апостол Павел говорит об этом как о «первой заповеди с обетованием» и продолжает: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:2, 3).

Нет никакого сомнения в том, что это обетование о долголетии является истинным и может быть применимо в современной жизни. Но мы уверены, что оно содержит в себе более широкое применение. Данное обетование позволяет взглянуть за пределы этой жизни, посмотреть в долину смертной тени и увидеть новую землю, сотворенную десницей Бога. Там, в восстановленном Едеме, вечная жизнь будет наградой послушному дитяти.

Отцы и матери, вы — живые христиане, и только через ваше богобоязненное поведение вы заслужите почитание и уважение ваших сыновей и дочерей. Если это не так, тогда давайте прямо сейчас решим, что с Божьей помощью вы начнете новую жизнь и она станет наглядным примером для ваших детей.

Сыны и дочери, бесчестили ли вы Бога своим неуважением и неподчинением вашим отцу или матери? Если это действительно так, тогда не захотите ли вы искать Господа прямо сейчас, чтобы обрести прощение, изменить ваше поведение и обрести достаточно силы, чтобы жить жизнью повиновения в будущем, дабы «продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»?