2. Главенство и авторитет.

Неизбежное главенство

Краткий урок грамматики поможет объяснить природу библейского авторитета в доме. Читая Писание, христиане часто путают изъявительное наклонение с повелительным наклонением. Изъявительное наклонение констатирует факт; оно не содержит значения долженствования – стул коричневый; корабль накренился; снег комками. Цель таких утверждений просто донести до нас информацию о положении вещей. Повелительное наклонение, напротив, является командой; оно сообщает нам, что мы должны делать. Закрой дверь! Выключи компьютер! Прижмись к обочине! Следовательно, если кто-то скажет: «Книга на столе», — это простое указание на факт, выраженное изъявительным наклонением. Но если кто-то сказал: «Положи книгу на стол», — это приказание или императив.

Нам пришлось прибегнуть к данному упражнению по причине непонимания многими христианами Библии из-за того, что они пытаются переделать изъявительное наклонение в повелительное наклонение. Когда дело доходит до евангелия, плотское сердце с радостью совершает ту же ошибку. Что есть благая весть как не Великая Констатация Факта? Проповедники провозглашают то, что Бог уже совершил на кресте для спасения грешников, а грешные люди тем временем пытаются исказить суть евангельской вести и призвать к спасению по делам.

То же самое «грамматическое» замешательство возникает, когда мужья пытаются истолковать библейское учение о главенстве и авторитете в браке. Библия говорит, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефесянам 5:23). Павел не пишет, что мужу следует быть главой жены. Он ясно указывает на главенство мужа. В данном стихе апостол не наставляет, каким должно быть браку (об этом говорят последующие стихи). Здесь он скорее раскрывает суть брачных отношений между мужем и женой. Брак, отчасти, определяется главенством мужа над женой. Иными словами, без главенства не существует и брака.

Это не означает, что Бог не даёт повелений мужу. В последующих стихах мы находим поистине основополагающий императив – мужьям заповедовано любить своих жён, как Христос возлюбил церковь. Нигде мужу не даётся повеление быть главой жены, именно потому, что он уже им является в силу самой природы брака. Горе ему, если он не любит свою жену, но, так или иначе, он сохраняет своё главенство.

Размышление над этим установлением сослужит мужьям добрую службу. Поскольку муж является главой жены, он оказывается в неминуемом положении руководителя. Он не может просто так отказаться от лидерства. В случае частичного отречения от своей главной обязанности, он, взбунтовавшись против Бога, будет никудышным руководителем. Но что бы он ни делал, где бы он ни находился, он всегда будет оставаться в положении главы своей жены. Таким Бог задумал брак. Он создал нас мужчинами и женщинами, чтобы утвердить главенство мужчины в браке. Если муж благочестив, то его господство не будет суровым; оно будет характеризоваться жертвенной любовью, явленной нашим Господом на кресте. Если муж пытается уклониться от своих обязанностей, его сложение полномочий будет тяготить весь дом. Если он покинет дом, его отсутствие будет всё время напоминать о нём. Сколькие дети выросли в доме, где за обедом главенствовал пустой стул? Если муж – «тряпка», и в доме заправляет жена, то это несчастная семья. Там господствует его отказ от полномочий.

В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит нам о том, что муж в качестве главы семьи отражает образ отношений Христа и церкви. Каждый брак в любом уголке мира – картина отношений Христа и церкви. Грех и бунт против Бога превратили эти образы в ложь и клевету на Христа. Но муж никогда не перестаёт свидетельствовать о Христе и церкви. Если он послушен Богу, он проповедует истину; если он не любит свою жену, то он извергает ересь и ложь – но он продолжает свидетельствовать. Если он оставляет свою жену, он показывает этим, что Христос оставляет свою невесту, и это – ложь. Если он суров с женой и бьёт её, он говорит о том, что Христос также суров со своей церковью, а это ещё одна ложь. Если он спит с другой женщиной, он прелюбодей, да и богохульник к тому же. Как может Христос любить ещё кого-то кроме Своей Невесты? Поразительно, как ради сюеминутного удовольствия неверные мужья могут так опорочить преданность Христа.

Это резкие слова. И даже, несмотря на разъяснение, некоторые читатели наверняка негативно отреагировали на ранее употреблённое слово господство. Этот факт лишний раз доказывает то, насколько христианская церковь подверглась влиянию пропаганды феминизма – в мужененавистническом мирском или в приглаженном «евангельском» варианте. Тем не менее, господство мужчины неопровержимо; за нами остаётся выбор формы господства: любящая и конструктивная власть или полная ненависти, разрушительная тирания. Оспаривание главенства мужа в доме подобно прыжку со скалы наперекор закону тяготения. Приводите какие угодно аргументы по время падения, но их несостоятельность будет доказана в момент приземления.

Как бы христиане не пытались пойти на компромисс с феминизмом, уступки не в силах изменить данность, заложенную Богом при творении. Да и как это возможно? Главенство мужа является неотъемлемой частью созданного Богом брака. Поиск компромисса хорошо выполняет одну задачу – он приносит с собой грех и бунт против Бога. Противление Господу не даёт мужчинам исполнить повеление, т.е. любить своих жён. Каков результат? Мужья отказываются от статуса главы семьи и перестают любить своих жён, как об этом сказано в Библии.

Любовь и уважение

Вторая величайшая заповедь требует, чтобы мы любили своих ближних как самих себя. «Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Марк 12:31). И, конечно же, если мы спросим, кто наш ближний, Иисус укажет на человека, находящегося рядом с вами. Притча разъясняет, что ближний – это не только странник у дороги, но и тот, кто живёт под одной крышей с вами. Писание требует непреложной супружеской любви.

Но когда в Библии даются определённые заповеди мужьям и их жёнам, смысловой акцент этих повелений заметно отличается. Например, нигде в Писании жёнам не даётся особая заповедь любить своих мужей. Один отрывок побуждает стариц наставлять молодых женщин в любви к мужьям. Но в данном случае использовано составное слово (philandros), и форма слова, обозначающая любовь подразумевает нежную привязанность. От женщин требуется уважение. «…а жена да боится своего мужа» (Ефесянам 5:33).

Мужчинам, наоборот, заповедовано любить (agape) своих жён на пределе сил. В качестве иллюстрации мужьям приводятся два примера, оба требующие огромного самопожертвования. Во-первых, мужья должны любить своих жён как свое собственное тело. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Ефесянам 5:28). Никто ещё не ненавидел самого себя, учит Павел, и этой высокой мерой мы должны мерить наше отношение к другим. Муж должен также заботиться о благосостоянии своей жены как о своём собственном. Это не что иное, как золотое правило, применённое к браку. Во-вторых, мужья должны любить своих жён, как Христос возлюбил церковь. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Ефесянам 5:25).

Теперь Писание ясно излагает нам наши обязанности. Жёны должны уважать своих мужей, а мужья любить своих жён. Но это ещё не всё. Когда мы размышляем над этими требованиями и смотрим, как мужчины и женщины относятся друг к другу, мы видим гармонию между тем, что требует Бог и тем, что необходимо получать и отдавать.

Заповеди даны с учётом наших слабостей при исполнении обязанностей. Мужчины должны исполнять свой долг по отношению к женщинам – они должны любить их. Женщины в свою очередь должны исполнять свой долг по отношению к мужчинам – они должны уважать их. Но обычно мужчины скупы на проявление такой любви. Клайв Льюис однажды заметил, что женщины склонны полагать, что любовь – это взваливание неприятностей других на свои плечи (что гораздо ближе к библейскому определению), в то время как мужчины склонны считать, что любить – значит не причинять неприятностей другим. Мужчинам требуется много работать над собой в этой сфере, и Писание побуждает их к этому. Подобным образом, женщина может любить мужчину и жертвовать собой ради него, всё время, продолжая верить, что мужчина полный и законченный идиот. Женщины имеют любить, но основное требование, предъявляемое жёнам, это умение уважать мужей. Когда верующие женщины собираются вместе (для молитвы? изучения Библии?), они зачастую очень не уважительно отзываются о своих мужьях. А затем они торопятся домой, чтобы готовить еду, убирать и присматривать за детьми. Почему? Потому что они любят своих мужей. В этом нет ничего предосудительного, но было бы неверно подменять любовью уважением, которого требует Бог.

Мы также можем рассмотреть заповеди, данные с учётом наших слабостей, с другой стороны. Мужчины нуждаются в том, чтобы их уважали, а женщины в том, чтобы их любили. Когда Писание говорит о том, что бы старейшины церкви пасли овец, напрашивается логический вывод, что овцы нуждаются в пище. Если Писание придаёт большое значение уважению мужей жёнами, то, соответственно, мужья нуждаются в уважении. То же самое справедливо и в отношении жён. Если Библия требует от мужей любви к жёнам, мы можем с уверенностью сказать, что жёны нуждаются в любви.

Мы испытываем трудности, потому что не следуем библейским наставлениям. Когда мужчина выражает свою любовь к женщине (вербально и не вербально), ему следует передавать ей уверенность в его верности обязательствам завета. Он будет обеспечивать её, греть и питать, жертвовать собой ради неё и т.д. Ей необходимо быть уверенной, что он любит её. Она нуждается в его любви.

Когда жена уважает и почитает мужа, общение приобретает другую форму. Вместо того чтобы полностью сосредотачиваться на прочности отношений, жена переключает своё уважение на способности и достижения мужа – насколько добросовестно он работает, во сколько приходит домой, насколько он терпелив с детьми и т.д.

Детали могут вызывать разногласия, поскольку он считает, что ему можно задерживаться, а она полагает, что он недостаточно работает. Но всё же жёнам должно являть уважение по отношению к мужьям, а мужьям – любовь по отношению к жёнам, потому что этого требует Бог и не оттого, что жена или муж заслужили такое отношение. Стоит помнить о том, что Бог требует от супругов больше, чем они того заслуживают.

Она создана для него

В предыдущей главе мы рассмотрели вопрос божественного установления брака и увидели, что семья существовала от начала сотворения человечества. Когда была сотворена только половина человечества, Бог взглянул на дела рук Своих и сказал: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). В процессе создания мира Бог неоднократно утверждал, что всё сотворённое им было хорошо плоть до сотворения мужчины. В этот момент Бог видит, что не хорошо быть человеку одному.

Бог сотворил Адама и дал ему определённое поручение (Бытие 2:15). Адам должен был не только возделывать и хранить Едемский сад, но и плодиться и наполнять землю. Он самым очевидным образом нуждался в помощнике, ибо не мог самостоятельно воспроизводить себе подобных. Адаму было поручено владычествовать над землёй, и для выполнения этого наказа человек нуждался в многочисленном потомстве. Ева должна была не только помочь Адаму плодиться, но разделить с ним Божье призвание в качестве помощницы.

Господь уже знал о том, что Адаму потребуется помощь. Женщина не была создана с опозданием из-за того, что Бога вдруг осенило дать ей жизнь на полпути творения. Бог преследовал цель утверждения авторитета в доме на все времена. Павел говорит об этом просто: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:8-9).

Другими словами, последовательность творения свидетельствует о том, что не Адам был создан для Евы, но Ева для Адама. Более того, Павел, ссылаясь на эту истину, показывает, что отношения Адама и Евы не были применимы исключительно к ним одним. Как уже упоминалось ранее, они представляли собой парадигму для всех последующих браков; эта модель стала нормативом для всего человеческого рода. Суть заключается в намерении Бога – наши выводы не основываются лишь на хронологической последовательности акта творения. На свете много жён, которые старше своих мужей (они родились раньше их), но этот факт не в силах отменить модель, установленную при сотворении Евы после Адама.

Павел применяет принципы божественного установления брака к коринфским мужьям и жёнам, жившим тысячи лет спустя после Адама и Евы. И хотя мы тоже живём спустя тысячелетия после создания Послания к коринфянам, сие правило остаётся в силе для всех последующих поколений мужчин и женщин, вступающих в брак.

Божественное установление брака означает, что все мужья призваны выполнять определённое поручение. Их жёны призваны помогать и поддерживать мужей в их призвании. Далее, мужчина поставлен Богом во главе дома. В глазах Бога он определяется трудом, к которому призван, в то время как она определяется мужчиной, к которому она призвана. И поэтому мужчина несёт ответственность, как за труд, так и за жену.

Это утверждение, очевидно, расходится с бытующим мнением, что мужчины и женщины равны в правах создания профессиональной карьеры. К сожалению, эта идея вполне допустима в современных евангельских церквях. Она в корне противоречит Библии, но породили её не феминистки, а мужья, сложившие с себя ответственность за жён. Одна из главных проблем нашей культуры – превращение мужа-христианина в «слюнтяя». Мужчины отказались от дарованных Богом силы, лидерства и авторитета. Они не хотят играть свою роль в семье и брать инициативу на себя, потому что они нашли более лёгкий выход из положения. Выполнение божьего поручения требует большой отдачи, и мужчины должны усердно трудиться. Это не означает, что они должны держать жён в строгости, они должны трудиться ради жён.

Мужчины и женщины по-разному воспринимают работу и, следовательно, имеют разные взгляды на власть. Это заложено в порядок вещей, несмотря на все посягательства доктрин феминизма. Феминистское учение, созданное нечестивыми людьми, заставило множество женщин пополнить ряды рабочих. Но оно нисколько не изменило распределение ролей. Оно просто не в силах что-либо изменить. И хотя на многих предприятиях количество работниц превышает количество работников-мужчин, мужчины по-прежнему удерживают за собой руководство. С помощью красивых слов о равенстве женщин привлекли к работе вне дома; они пошли на вторую работу и не смогли заставить мужей разделить бремя первой. Женщина по-прежнему стирает, готовит и т.д., а эгоист-мужчина извлекает пользу из «освобождения» женщин и получает две зарплаты, не прилагая особых усилий, разве что вынесет мусор иногда.

Мы должны признать, что божья модель благочестивого главенства мужа над женой имеет глубокий смысл. Единственная альтернатива – это нечестивое подавление женщин мужчинами.

Это ни в кой мере не означает, что женщины не компетентны во многих вопросах. Гаечный ключ можно использовать для забивания гвоздей, но, тем не менее, он для этого не предназначен. Женщины блестяще справляются со многими делами вне дома. Но тот факт, что кто-то способен выполнить работу не означает, что к этому его призвал Бог. Женщина может делать многое в доме и находить в этом удовлетворение. Её муж тоже сможет её выполнить, но эта работа будет для него мучением. Он не найдёт в ней никакого удовлетворения, потому что мужчина и женщина не призваны к домашней работе в равной мере.

Итак, в 11 главе 1-го Послания к коринфянам Павел высказывает утверждение, которое должно вызывать страх Божий и благоговение в мужьях: женщина была создана помощницей мужчине. Ни что так не оскорбительно как несерьёзное отношение невежд к библейским истинам – шутки о покорности и т.п. Подобный тон не допустим в отношении Библии. Когда мужчина понимает, для чего он создан и к чему он призван, это само по себе уже действует ошеломляюще (Ефесянам 2:10). И если он затем понимает свою нужду в помощи, но при этом им не движет страх Божий, то тогда он ведёт себя как последний болван.

Следовательно, мужья должны укрепляться ради своих жён. Нечестивые люди укрепляются из эгоистических побуждений, не ради других. Благочестивый муж использует свою силу, чтобы отдавать жене; он не использует силу, чтобы отнимать у неё. При правильной постановке отношений мужчина знает, что он создан Богом для исполнения определённого поручения и его жена создана Богом, чтобы помогать ему в этом. Он был создан к славе Божьей, а она, как бы не было страшно произносить эти слова, создана для него (1 Коринфянам 11:7,8).

Ответственность

Мы, кому дарованы определённые Богом взаимоотношения, понимаем, насколько разрушительно лжеучение феминизма. Но мы должны видеть, что на самом деле не женщины породили феминизм. И хотя феминистическое движение в основном объединяет женщин, их лидеры всего лишь покрывают ложь мужчин. В своей основе феминизм является детищем двух типов мужчин – разрушающих и подавляющих других личностей или, наоборот, «тряпок». В силу Божьего замысла, мужчины всегда несут ответственность за то, что происходит в «женском царстве», в не зависимости от того, хотят ли они этого или нет, а также признают ли женщины эту ответственность или нет. Следовательно, феминизм – это не порождение неудовлетворённых жизнью женщин; феминизм – детище нечестивых мужчин.

Если супружеская пара обращается за помощью к консультанту по вопросам семьи и брака, я предполагаю, что ответственность за все проблемы целиком лежит на плечах мужа. Некоторые будут склонны возразить мне, но важно отметить тот факт, что между ответственностью и виной нельзя ставить знака равенства. Если женщина не верна мужу, то, безусловно, она виновна в прелюбодеянии, но в то же самое время на нём лежит ответственность за это.

В качестве иллюстрации представьте себе молодого курсанта, который ослушался приказа и глубокой ночью посадил корабль на мель. Капитан и штурман спали и не причастны к его безответственным действиям. Но кто в конечном итоге понесёт ответственность за содеянное? За случившееся будут отвечать капитан и штурман. Их карьеры уничтожены, а молодой курсант через полгода уволится на берег. Многим это покажется несправедливым, но так устроен мир. Виноват курсант, а отвечает капитан.

Без понимания ответственности власть теряет смысл и становится тиранией. Мужья несут ответственность за своих жён. Они – глава жёнам так же, как Христос – глава церкви. Клятва, данная мужем, налагает на него ответственность за дом и семью. Это означает, что мужчины, вследствие тирании или отказа от полномочий, ответственны за проблемы в семье.

Если бы христиане любили своих жён, как Христос возлюбил церковь, если бы они направляли жён и принимали посильную женскую помощь в деле, которому они служат, то в церкви не было бы места феминистским настроениям. Христиане, отказывающиеся от Богом данного авторитета или стыдящиеся его, оставляют своих жён незащищёнными.

Немощнейшие сосуды

Библия очень ясно наставляет мужчин, как им жить со своими жёнами. Как на странно, требование к мужьям быть внимательными и заботливыми выражено фразой, от которой современному читателю становится не по себе. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Библия говорит, что жена, в некотором смысле, немощнейший сосуд. И муж, следовательно, должен оказывать ей честь. Он не должен злоупотреблять её подчинением, предписанным Богом. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3:16).

Брак просто утрирует черты характера человека. Поэтому семейные проблемы зачастую рождаются за многие годы до венчания. Например, дети, вырастая, наблюдают отношения между родителями. Они могут видеть определённые модели поведения в школе. Они слышат много ложного об отношениях сильных и слабых. И когда люди воспринимают ложное учение и следуют дурным примерам, а затем вступают в брак, результаты порой бывают катастрофическими.

Апостол Пётр принимает как данность тот факт, что женщины слабее мужчин. Под влиянием феминизма современный мир отбросит данное утверждение как сексистский бред, напечатанный в сексистской книжке, и будет, по крайней мере, частично прав. Называя «сексизм» грехом, справедливо утверждать, что Библия – греховная книга. Но невозможно утверждать, что «сексизм» — настоящий грех, ибо грех можно определить только в соответствии с законом, данным Богом, а не законом, данным мужчиной или женщиной.

Согласно Библии нет ничего грешного в том, что мужчина сильнее женщины. Грех, если он есть, заключается в том, используется ли эта сила в соответствии с Божьими установлениями или нет. Мы не должны забывать, что несколькими стихами ранее, Пётр даёт мужьям пример для подражания. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21). Затем следует применение: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям…» (1 Петра 3:31). Далее он требует, что бы мужья также благоразумно обращались с жёнами. Здесь ключевое слово – также. Мужья и жёны должны уподобляться Христу по отношению друг к другу. Но положение, которое дал им Господь, обязывает мужчину вести себя по отношению к жене не так, как жена обязана вести себя по отношению к мужу.

Как правило, мужчинам трудно оказывать честь «слабости». Когда собираются мужская компания, там обычно воцаряется дух соревнования. И как только возникает конкуренция, мужчинам свойственно сразу же использовать слабые стороны соперника. Если бы тренер команды по американскому футболу обнаружил, что левый полузащитник противника – слабый игрок, он бы построил всю игру на левом фланге. Итак, мужчинам свойственно пользоваться слабостью других, и наш народ восхищается духом соревнования.

Следовательно, если в браке возникает какая-либо проблема, на мужчин находит дух противоречия и соперничества с женой. Представьте, что супруги не согласны по какому-либо вопросу; огорчённая жена выражает свои соображения, на что муж, руководствуясь своим мышлением, возражает: «Ничего более идиотского я не слышал!» Он обращается с ней как с левым полузащитником противника. Когда он реагирует подобным образом, он использует её. Но Пётр не повелевает использовать слабость; он говорит — «оказывайте ей честь».

Итак, мы наблюдаем всеобщее неповиновение данному библейскому отрывку, когда мужья видят слабость жены и затем думают, как бы воспользоваться ею. Мужчина может погрязнуть в грехе, мучающем его жену, но продолжает давить на неё словно бульдозер. Она отступает, ощущая себя виноватой. Мужчины поддаются искушению третировать своих жён, независимо от того, правы они или нет, и в особенности тогда, когда они не правы. На самом деле, многие мужчины настолько захвачены духом соревнования, что они глухи к словам Петра о слабости женщин. Но что лучше сани или фарфоровая чашка? И что из них победит в соревновании?

Мужчинам свойственно уважать силу, но с трудом даётся уважать слабость. Мы можем наблюдать это даже на спортплощадке. Двое парней начинают драться, один сильно бьёт другого, и тот падает. После драки они опять – лучшие друзья. Один уважает силу другого, а тот, в свою очередь, уважает его за то, что он затеял драку.

Для того чтобы мужчины уважали слабость, они должны понять, что это их собственная слабость. Жена является сонаследницей благодатной жизни, и её слабость – это его слабость тоже. Она не является его противником. Слабость принадлежит его команде, его собственной семье. Я однажды говорил с человеком, который был очень польщён тем, что дети слушаются его, а не жену. Ему нравилось, что они повиновались его указаниям и совершенно не слушались матери. Он вёл себя словно легкоатлет во время забега, полагая, что выигрывает у жены соревнование по воспитанию детей.

Но тот факт, что дети не слушались матери, раскрывал недостаток его дисциплины. Её проблема была его проблемой. Муж несёт ответственность за то, чтобы обеспечить матери авторитет. Необходимо признать её слабость как его слабость, чтобы его сила могла стать её силой. Её сила в слабости, и она должна стать его силой. Его слабость в силе, и, преодолённая, она становится её силой.

Уравниловка

Все человеческие культуры иерархичны. Не все люди одинаково талантливы, красивы, умны и образованы. Библия не требует подчинения женщин мужчинам вообще, а скорее подчинения определённой женщины определённому мужчине. Подчинение женщины мужчине оберегает её от обязательств перед другими мужчинами. Её муж – щит, защищающий её от других мужчин. Она должна быть покорна своему мужу, ибо никто не может служить двум господам, о чём ясно учит Библия.

Говоря о том, что мужу следует быть главой жены, нельзя однозначно утверждать, что каждый мужчина способен быть духовным лидером, кормильцем, утешителем и защитником каждой женщины. Некоторые могут поспорить, что христианское учение о покорности требует принять на веру эту мысль. Но это не только ложно, но и нелепо.

Женщины не созданы для подчинения любому мужчине. Следовательно, благочестивая женщина должна ограничится определённым выбором. Если она понимает библейское учение, то она знает, что была создана зависимой от одного мужчины. Чем больше Бог делает для неё и даёт ей, тем более разборчивой должна она быть. Чем более женщина совершенствуется, тем более разборчивой должна она быть. Некоторые умные женщины подвергались искушению затеять игру, чтобы заполучить мужчину. Это не правильно; Бог сотворил её в помощь определённому мужчине, и он нуждается в её способностях – в независимости от остальных мужчин. Благочестивой женщине не следует занижать требования; совместная жизнь с человеком, не имеющим интеллектуальной или духовной способности к лидерству в доме, не сулит ничего хорошего. Авигея была не парой Навалу.

Итак, Библия учит о покорности одной женщины одному мужчине, а не одной женщины всей мужчинам. Женщина может охотно признать, что определённый мужчина может быть благочестивым христианским лидером, но не для неё. И, наоборот, благочестивым мужчинам следует согласиться с тем, что на свете существует много женщин, которые, на индивидуальном уровне, стоят выше его. Бог создал их, чтобы они подчинялись своим мужьям.

Иерархия существует, несмотря на современную догму о равноправии. В мире существуют освящённые Богом различия и соответствующие им ценности. Что лучше быть умным или глупым? Богатым или бедным? Духовно богатым или духовно бедным? Что лучше – получать наставление в Писании или нет? Наше общество демонстрирует горячее стремление к «уравниловке». Оно прямо указывает на зависть и совсем не отражает истинное положение вещей, в сотворённом Богом мире. Как только мы примиримся с освящённым Богом неравенством, мы начнём понимать, как нам следует поступать дальше.

Итак, верующий муж должен уважать слабость жены, обращаясь с ней, словно Христос с церковью, защищая и оберегая её, и не смотреть на неё свысока. Немощность, о которой упоминает апостол Пётр – не её вина. В этом вообще нет ничьей вины. Слабость становится виной, если она грешит против замысла Творца. Фарфоровая чашка, в отличие от саней, – хрупкая вещь, а молоток не годится для чаепития.

Это не означает, что все женщины – слабые создания. Есть вещи, с которыми женщины, к изумлению мужчин, отлично справляются. Тем не менее, в браке именно муж должен быть ведущей силой. На этом основании, жена может развивать свои сильные стороны, чтобы угождать мужу. Муж должен служить источником силы для жены, даже если она более компетентна в каком-то вопросе, чем он. И даже если жена сильнее в какой-то сфере, он должен обладать достаточной эмоциональной и духовной силой, чтобы взять на себя ответственность в этой сфере.

Например, предположим, что муж принимает решение, основанное на информации, предоставленной женой, т.к. она лучше владеет этим вопросом. Далее все планы рушатся. Он понимает принцип руководства, если готов нести ответственность за случившееся. Но если он уходит от ответственности перед семьёй, то жена услышит от него: «Почему ты…?»

Смиренное сердце

Итак, мужчинам и женщинам следует мудро подходить к вопросу создания брака. Женщина должна выходить замуж за человека, которого она уважает, а мужчина должен жениться на женщине, которую он будет любить и со смирением вести её за собой. Мужчина должен использовать свою власть ради жены, а не ради себя самого. Он должен обращаться с властью со смирением. В 13-й главе Евангелия от Иоанна, Иисус, умывая ноги ученикам, сказал им:

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Иисус учил, что каждый христианин, желающий стать первым, должен, прежде всего, стать слугой. Это в равной мере применимо и к христианской семье. Муж должен принять сознательное решение использовать все свои силы для защиты и на пользу жене, а не на пользу самому себе. Он может это делать только в подражание Христу. В христианской семье путь к пониманию истинного авторитета лежит через служение друг другу.

Муж-евангельский христианин

«Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иисус Навин 24:15).

Определением евангельский в последние годы много злоупотребляли. То, что раньше обозначало приверженность к евангелию Иисуса Христа, в современной Америке описывает субъективные религиозные переживания практически любого толка. Те, кто используют это слово в его старом значении, должны осторожно подходить к определению терминов. Под определением «муж-евангельский христианин» я склонен понимать, что это человек, осознающий постулаты исторического протестантизма и строящий свою жизнь в соответствии с ними.

Евангельский мир отбрасывает богословское наследие вследствие неверия в христианские доктрины в семьях. Не секрет, что с церковной кафедры по всей стране доносятся анекдоты, сентиментальная болтовня, визгливо-крикливые песни поклонения и «гони-что-нам-нравится» богословие; и главы христианских семей пожелали принять всё это. Как только требования к мужчинам в евангельских кругах стали ниже, мужчины не только не выразили возмущения, а, наоборот, с облегчением вздохнули.

Подобно Иисусу Навину мужчина отвечает за весь дом, и он должен учить семью и отказываться подчинять свой дом глупости неверия, и не важно, во что рядится это неверие – в либеральные или поп-евангельские одежды. Когда Иисус учит, что его овцы не будут слушать голоса чужака, Он подразумевает правильность их действий в случае отсутствия голоса Пастыря (Иоанна 10:5).

Первое, что необходимо сделать мужу, это устроить свой дом так, чтобы там исповедывалась вера, т.е. муж должен знать, во что он верит и научить этому свою семью. Человек, не давно обретший спасение, возможно, сможет только исповедывать, что Иисус есть Господь, — и этого достаточно скажут многие. Несомненно, этого достаточно для спасения (Римлянам 10:9-10), но не достаточно, чтобы наставить в вере свою семью. «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евреям 5:12). Библия учит, что минималистский подход к доктрине – позор для зрелых христиан. Печально, что сегодня многие торжествуют, довольствуясь ущемлённым богословием. Вопрос состоит не в том, какой минимум надо знать, чтобы попасть на небо. Вопрос для мужей ставится так: «Как многому я могу научиться сам и научить свою жену и детей, располагая моим временем, ресурсами и обладая моими способностями?»

Мужчина может не быть теологом по профессии, но он должен быть домашним богословом. Апостол Павел, побуждая женщин молчать в церкви, говорил: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих…» (1 Коринфянам 14:35). Трагедия современной женщины состоит в том, что она гадает, что же сказано в Библии, вместо того, чтобы спросить об этом мужа. «Он не знает». Муж должен быть готов ответить на доктринальные вопросы жены, а если у него нет ответа, он должен быть готов изучить вопрос и наверстать упущенное. Этот отрывок не столько ограничивает жён, как выдвигает требование мужьям. Если он чего-то не знает, он должен это выяснить.

Во-вторых, он должен знать, почему он верит, чтобы научить этому и семью. Это не возможно без постоянного чтения Библии. В дополнение к изучению Библии, евангельский верующий должен посвятить себя чтению книг, здраво излагающих учение и написанных квалифицированными богословами. Он должен не только размышлять над Словом, но и пользоваться трудами учителей, которых Бог даровал телу Христову.

По мере изучения Библии, он, несомненно, возрастёт в понимании величия и суверенной воли Бога. И тогда, он должен со смирением отринуть все ошибочные доктрины, которых он раньше придерживался и просить прощения у семьи за то, что он вёл их по ложному пути, и начать всё с начала. Ни при каких обстоятельствах муж-евангельский христианин не должен держаться за свои ложные убеждения, даже если перемены достанутся дорогой ценой.

В-третьих, мы должны развивать определённые добродетели, заложенные в исповедании веры. Эти добродетели должны просто обосноваться в вашем доме. Библия учит, что всё учение должно отражаться в нашей жизни, и наш образ жизни должен в свою очередь прославлять христианское учение.

В доме, ведомом евангельским мужем, должно быть много добродетелей, составляющих аромат благоухания дома. Такой муж никогда не должен говорить с женой, не проявляя нежности и не оказывая ей должных знаков внимания. Он никогда не должен выходить из себя, наказывая детей. Согрешив, он должен восстановить положение. Он должен быть скалой в доме – небольшим камнем – по благодати Божьей отражающим образ Той Скалы, Которая есть Христос.