Пророчествующие женщины

В дискуссиях о месте женщины в церкви важную роль всегда играли слова Павла о пророчествующих женщинах в 1 Кор. 11:2сл. Дар пророчества стоит у апостола Павла на первом месте, когда речь заходит о построении и развитии церкви. Он призывает стремиться, прежде всего, к пророчествованию (1 Кор. 14:1). Когда женщины наделяются такими важными духовными дарами и пророчествуют Слово Божье на собрании церкви, неужели разумно удерживать их за рамками церковного служения?

Прежде чем углубиться в текст 1 Кор. 11, давайте сначала более детально рассмотрим, что такое дар пророчества.

Апостол Павел ставит этот дар выше владения разными языками (1 Кор. 14:5). Ведь тот, кто пророчествует, говорит людям в назидание, увещание и ободрение (1 Кор. 14:3). Через пророчество люди получают «поучение» и «утешение» (1 Кор. 14:31). Пророк посвящается во все «тайны» (1 Кор. 13:2) и свидетельствует о продвижении Божьей работы по спасению во Христе (Еф. 3:5,6). Пророк видит то, что скрывает неверующий, и обличает его (1 Кор. 14:24,25). Пророк также возвещает будущие события (Деян. 11:28). Однако пророчество связано не только с будущими событиями. Оно проявляется также в конкретном раскрытии воли Бога. Тимофей получил свой дар силой пророческого слова (1 Тим. 4:14).

Герман Риддербос предлагает следующее обобщающее описание: «Пророки – исполненные Святым Духом провозвестники Божьего слова, которые раскрывают общине Божий план спасения, а также в богословском и практическом свете разъясняют значение работы Бога во Христе и убеждают общину в важности этой работы»[3]. Через пророков говорит Святой Дух (срн. Деян. 11:28; 21:11). Однако это далеко не значит, что церковь должна принимать всё, что вещают пророки, как Божье слово. Поскольку существует возможность также лжепророчества, церковь не должна доверять каждому духу, но испытывать этих духов, исходят они от Бога или нет (1 Ин. 4:1). Существует также дар «различения духов» (1 Кор. 12:10). Павел наставляет фессалоникийцев не уничижать пророчества, но принимать их всем сердцем: «Испытывайте всё и держитесь хорошего» (1 Фес. 5:21).

Несмотря на то, что церковь построена на основании апостолов и пророков (Еф. 2:20), пророки не находятся на одном уровне с апостолами. Апостолы – это свидетели, уполномоченные самим Христом. Их слово требует беспрекословного подчинения, и никогда в Новом Завете не велось речи о том, чтобы испытывать апостольское слово. С пророками дело обстоит совсем иначе. Их слова должны тщательно проверяться. Должно стать ясно, что они говорят от Духа, согласно с учением апостолов, с тем, что Павел называет также «преподанным» (срн. 2 Фес. 2:15). Можно сказать, что пророчество исходит от проповедей апостолов, предлагая более подробные разъяснения и призывая поступать именно так.

Пророчество может внезапно открыться кому-то (срн. 1 Кор 14:26). Однако в апостольской церкви были также люди, которые множество раз использовались Духом как инструмент откровения. У Филиппа было четыре пророчествующих дочери (Деян. 21:9). Апостол Павел наряду с «апостолами» называет также «пророков» (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11). Такое упоминание указывает на то, что речь идёт о людях, которых знала церковь и которые, очевидно, отличались даром пророчества.

Теперь давайте вернёмся непосредственно к рассмотрению 1 Кор. 11:2сл. Эту перикопу переводчики озаглавили «О покрытии головы», что нельзя считать правильным. О покрытии головы речь здесь действительно идёт, но эта тема не является центральным вопросом, который поднимает апостол Павел в этом тексте. Апостол говорит о месте женщины, которая молится или пророчествует на собрании церкви. В связи с этим Павел упоминает о покрытии её головы. Поскольку в стихе 14:34 апостол пишет, что женщине не подобает говорить на собраниях церкви, некоторые толкователи считают, что то, что Павел сообщает в 1 Коринфян 11, не может иметь никакого отношения к женщинам, которые пророчествуют во время богослужений в церкви[4]. Подобная мысль мне кажется несостоятельной. Обратите внимание: когда апостол пишет о покрытии головы, речь, несомненно, идёт о публичном поведении женщины. Кроме того, пророчество обычно дается для развития церкви. «Все» должны получать через него поучение и утешение (1 Кор. 14:13). Из самого контекста также видно, что речь идёт именно о собраниях церкви (срн. стих 17 и стих 33). В 1 Коринфянам 11 апостол Павел акцентирует внимание на том, как должны вести себя сестры на церковных собраниях, когда они молятся или пророчествуют.

Вероятно, со стороны сестер в Коринфе чувствовался «неправильный» порыв к эмансипации, из-за чего они упустили из виду правильные отношения внутри церкви. Эти сестры считали, что они равноправны с братьями, однако в то же время они неправильно оценивали то особое место, которое Господь определил мужчине и женщине. К особенностям мужчины и женщины следует относиться с уважением, в том числе и во время собраний церкви. В своем поведении сестры должны продемонстрировать это.

Апостол убеждает своих читателей в том, что под особым местом для мужчины и женщины следует понимать установленный Богом порядок. Мужчина – образ и слава Бога, а женщина – слава мужчины. Мужчина и женщина вместе могут быть образом Бога (срн. Быт. 1:27), но при этом у них разные места! «При сотворении человека по образу Божьему на передний план выдвигается Адам. Он сотворен первым. У него есть имя. Он дает имена животным. Между ним и Богом нет никого больше. Он – непосредственно слава Божья: он на земле излучает мудрость и силу, которые умножают Божью славу»[5]. Таким образом, мужчина – образ и слава Бога. С женщиной по-другому: она – слава мужчины. Она была дана мужчине в помощь (срн. Быт. 2:18). Это значит: «…она обретает свое место и задание не отдельно от Адама, но через него и в нем. Таким образом, женщина может представлять образ Божий только как «слава мужчины», который является «славой Бога»»[6].

На основании того места, которое было предназначено мужчине при творении, муж есть «глава жены» (1 Кор. 11:3). Что именно подразумевает апостол, нам следует понимать, исходя из того, что Христос – Глава церкви, на что указывает Павел в этом послании, а также в Еф. 5:23. Христос – Глава мужчине (1 Кор. 11:3), Он – Глава церкви (Еф. 5:23), Он также поставлен Главой всего (Еф. 1:22). Это свидетельствует об особом положении, которое подразумевает власть и авторитет[7]. Христос имеет право повелевать. Однако Он не использует Своё право для того, чтобы установить тиранию. В Еф. 5:23 Павел детально характеризует власть Христа, добавляя, что Он заботится о Своем теле. Господь Иисус – «Спаситель» для Своего тела, как пишет апостол буквально. Он использует Свое высокое положение, чтобы хранить Свою церковь. Вся Его деятельность свидетельствует о любви к Своему народу.

В единственном слове «Спаситель» заключается вся ответственность мужчины по отношению к женщине. Как глава, он имеет право повелевать. Однако это право должно подразумевать заботу. Это ни в коем случае не может быть тиранией, а только лишь исполненным любви руководством, направленным на благо женщины. Это управление должно характеризоваться заботой и защитой (срн. Еф. 5:29).

В 1 Коринфян 11 апостол Павел указывает на особое место женщины и мужчины. Несмотря на то, что они равноценны, они не одинаковы! Господь уделил мужчине особенное место, к которому должны относиться с уважением на собрании церкви. Так и женщины, пророчествуя на людях, должны показывать свое благоговейное отношение к порядку, установленному Богом.

Именно поэтому апостол говорит о покрытии головы сестер. Павел не обязует сестер молчать. Своими духовными дарами они могут служить общине. Однако апостол указывает, как подобает им вести себя в церкви. Когда женщины пророчествуют, им следует покрыть свою голову. Очевидно, здесь нужно понимать паллу, платок или вуаль, которую можно было накинуть на голову, и которая за пределами дома служила знаком женского дистанцирования от мужчин[8].

Когда женщины в Коринфе начали вести себя, как мужчины, и пророчествовать, не покрывая голову паллой, апостол Павел резко выступает против подобной мирской практики. Своими духовными дарами Бог не отменил различное место мужчин и женщин! На людях в церкви сестры должны с почтением относиться к Божьему порядку. Они должны носить паллу и покрывать голову, чтобы показать, что они благоговейно относятся к предназначенному им Богом месту.

Всё, что Павел пишет о покрывании головы женщинами, не должно подталкивать нас к выводу, что наши девушки и женщины обязаны ходить в церковь в платках или шалях. Апостол Павел не говорил об обычных платках или шалях, а об особенном предмете одежды – палле, которая в его дни воспринималась как знак женской благопристойности и дистанцирования. В нашей культуре платки и шали больше не имеют такого значения.

В 1 Кор. 11 особенно подчеркивается, что на собрании церкви следует проявлять уважение к месту, которое Господь определил мужчине и женщине. Всё, чему апостол учит нас в этой главе, составляет «основу поучений», написанных в 1 Коринфян 14 и 1 Тимофея 2!