Развод в Новом Завете

Прежде чем мы приступим к рассмотрению учения Христа относительно развода, нам следует отметить очень важный момент. Господь не пытался создать новый закон, противоречащий старому закону. Он намеревался утвердить нравственный Божий Закон во всех его мельчайших проявлениях (Евангелие от Матфея 5:17–20). Проповедуя о Законе, Иисус не устанавливает новые постановления, но показывает, как Божий Закон напрямую обращается к человеку.

Именно такую цель преследовал Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. В пятой главе Евангелия от Матфея Господь рассматривает несколько заповедей и показывает нам истинное значение Божьего Закона. Он объясняет некоторые заповеди, используя гиперболы (то есть намеренное преувеличение). Его метод истолкования Святого Закона четко противопоставляется раввинистической традиции толкования того времени.

Вот несколько примеров. В 27 стихе Иисус говорит о прелюбодеянии. Используя гиперболу («Если твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя»), Господь достигает Своей цели — пристального внимания слушающих к Его словам. Хотя несравненно лучше потерять один из своих членов тела, чем все свое тело ввергнуть в ад, тем не менее, это не то, что подразумевал Иисус. Он не призывал своих слушателей в буквальном смысле вырывать свои глаза в случае соблазна. Если бы это было прямое повеление Господа, тогда всем нам следовало бы ослепить себя. Благодаря гиперболе Иисус подчеркивает огромную важность Своих слов. Он показывает, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5:28). Это выражение является гиперболой (преувеличением) в том смысле, что хотя в Божьих глазах мысленное вожделение женщины мужчиной есть прелюбодеяние, тем не менее, у этого греха нет гражданских последствий (суд не рассматривает грехи сердца, а посему мысленное вожделение женщины мужчиной не является законным основанием для развода).

В 33 стихе Иисус рассматривает вопрос нарушения клятвенных обещаний. Господь снова использует гиперболу. Он говорит: «Не клянись вовсе!» (в то же время Иисус подвергает резкой критике иудейскую практику клятвенных обещаний. Вместо того чтобы приносить клятвы Именем Господа, они клялись разнообразными вещами — своей головой, храмом, Иерусалимом и т. д.). Позже сам Иисус принес клятву (Евангелие от Матфея 26:63–64, Галатам 1:20, Евреям 6:13–18, День Господень 37, Гайдельбергский катехизис). Своими словами «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» Иисус указывает на чрезвычайную важность рассматриваемого вопроса.

В 31 стихе Христос цитировал высказывания древних раввинов, которые говорили: «Если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» (Матф. 5:31). Во времена Иисуса трактовка текста из 24 главы книги Второзакония была весьма произвольной. Выражение «некая непристойность» истолковывалось многими раввинами как «то, что не нравится мужу» (15). По этой причине в высказывании, которое цитировал Иисус, не содержатся основания для развода. Господь подчеркивает чрезвычайную важность этого закона, снова используя метод гиперболы: «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф. 5:32). Важность рассматриваемого вопроса подчеркивается крайним преувеличением действительности — разведенная женщина, которая выходит замуж повторно, занимается прелюбодеянием.

В данном случае нам не следует поступать как законники и использовать укоры нашего Господа в качестве незыблемого судебного кодекса. Вместо этого нам нужно позволить Слову Божьему проникнуть в наши сердца, дабы мы явственно осознавали, как сильно Господь ненавидит развод, и были весьма осторожны в выборе законных оснований для начала бракоразводного процесса. Более того, желая жениться на разведенной женщине, христианин должен удостовериться, что она развелась на законных (библейских) основаниях.

Дабы подчеркнуть важность обсуждаемого вопроса, Иисус зачастую использовал в Своей речи преувеличения (гиперболы). Очень хорошо это видно в Евангелии от Марка 10:9–12 и Евангелии от Луки 16:18. В этих текстах Господь даже не приводит в качестве основания для развода «сексуальную нечистоту»!

Однажды фарисеи задали Иисусу вопрос в надежде, что Он попадет в расставленные ими словесные сети (Евангелие от Матфея 19:3–12, Евангелие от Марка 10:2–12): «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» По всей видимости, они слышали высказывания Иисуса относительно недопустимости развода (7 стих). Посему они считали, что Иисус Христос высказывается против Закона Моисеева. А это было богохульство! Что же делает Христос? Прежде всего, Он цитирует отрывок из книги Бытие, говоря о цели брака между мужчиной и женщиной: «И будут одна плоть». Затем Он задает вопрос, почему Моисей допустил развод? По причине жестоковыйности человеческого сердца. Ведь в начале не было так. Иисус показывает нам, что закон, разрешающий развод, является следствием человеческого грехопадения. Ведь прежде грехопадения развод был немыслим. Посему после человеческого грехопадения Господь принимает во внимание явный факт человеческого жестокосердия. Таким образом, нам следует сделать следующий вывод. При определенных обстоятельствах развод допустим (Иисус соглашается с Моисеевым разрешением развода, 9 стих). Но следует всегда помнить, что развод является следствием греха (17). Можно сказать, что развод — это уступка греху. Если мы рассматриваем развод в таком свете, тогда мы будем ревностно стремиться избегать его (18). Некоторые толкователи считают, что якобы Иисус был против практики разводов, разрешенной Моисеем. Якобы Бог не желал допускать этого. Согласно этому толкованию Иисус устанавливает новый закон, который превозносится над законом Моисея (Иисус устанавливает более жесткие требования к разводу). Таким образом, зло, которое допустил Моисей, отменено Иисусом Христом. Однако такое толкование по ряду причин нельзя считать правильным. Во-первых, в таком случае Иисус отрицал бы Своими словами то, о чем Он вначале говорил в Нагорной проповеди (ничто из нравственного Божьего Закона не может быть отменено, Евангелие от Матфея 5:17–20). Во-вторых, мы не имеем права утверждать, что после пришествия Христа «человеческое жестокосердие» исчезло в никуда. В-третьих, сам Иисус признает проблему жестоковыйности человеческого сердца, говоря о разрешении развода по причине прелюбодеяния. Он показывает, что нам следует относиться со всей серьезностью к «непристойности» в Моисеевом Законе. Разводное письмо, разрешенное Моисеем, не должно было выдаваться по любой причине. В-четвертых, Иисус не утверждал, что Моисей только допустил греховную практику разводов в Израиле. Ведь в Евангелии от Марка 10:3 Он говорит о Моисеевой заповеди относительно развода. В Евангелии от Марка выражение «допустил развод» использовалось не Иисусом, но фарисеями.

Последним отрывком из Нового Завета, который мы рассмотрим в данной статье, будет 1-е послание Коринфянам 7:10–11. В данном тексте Павел ссылается на учение Иисуса Христа, записанное в Евангелии от Марка 10:11–12. Мы уже увидели, что даже в контексте высказываний Иисуса относительно развода этот текст следует рассматривать как гиперболу (преувеличение ради достижения желаемого воздействия на слушателей/читателей). Ссылаясь на вышеупомянутый отрывок, Павел не пытается запретить любые основания для развода. Нам следует внимательно исследовать контекст его слов. В этом послании Павел отвечает на вопросы, которые ему задавали члены Коринфской церкви (1 стих). На основании совета, данного апостолом коринфским христианам (1–9), можно предположить, что некоторые члены церкви развелись со своими супругами. Они считали, что, будучи не обремененными супружескими обязанностями, будут служить Господу несравненно лучше. Многие полностью отказывались от половой жизни со своими супругами, считая, что такое занятие несовместимо с истинной христианской духовной жизнью. Поэтому Павел пытается исправить создавшееся положение вещей. Он объясняет тем, кто уже связан узами брака, что Господь Иисус запрещает жене оставлять своего мужа.

Павел не утверждает, что развод недопустим ни при каких обстоятельствах. Об этом свидетельствуют 12–16 стихи (особенно 15 стих). Он просит христиан, которые пребывают в смешанных браках (браки верующих с неверующими), не разводиться со своими супругами. Исключением могут быть случаи, когда неверующие сами разводятся со своими супругами-христианами. В таких ситуациях брачный союз разрывается (20). После развода с неверующим супругом христианка может выйти замуж за верующего. Иисус Христос очень ясно показал, что повторный брак возможен только в случае развода по законным (библейским) причинам (Евангелие от Матфея 5:32, 19:9).

Этот отрывок из 7 главы 1-го послания Коринфянам доказывает то, что нам не следует относиться к «основанию» (то есть сексуальной нечистоте) для развода, как законники. Ведь в некоторых других случаях законный развод допустим (например, 1-е Коринфянам 7:15). Однако мы должны очень серьезно прислушаться к предупреждению нашего Господа Иисуса Христа — под «непристойностью», упоминаемой в 24 главе книги Второзакония, можно подразумевать такие грехи, как «сексуальная нечистота». А они, как всем хорошо известно, могут серьезно подорвать доверительные отношения в брачном союзе.