Приложение

Исцеление в Иакова 5:15…??

В пятидесятнических и харизматических движениях излияние Святого Духа подразумевает дар исцеления, который действует и в наше время. Аргументация следующая: исцеление было частью миссии Иисуса и апостолов. В евангелиях и Деяниях масса описаний исцелений. Поэтому современная Церковь должна использовать свой дар исцеления. Для поддержки этого аргумента часто цитируется послание Иакова 5:14-15

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Из многих переводов кажется, что старейшины призваны совершить служение исцеления больного человека. Перевод подразумевает физическую болезнь, тем самым ведя к непониманию. Служение молитвы превращается в служение исцеления. Также выражение «восставит» может подразумевать, что больной в своей кровати. Но тщательное исследование данного отрывка показывает другую картину. Преподобный П. Локк показал это в своем комментарии.

Само слово «болен» отсутствует в данном тексте. В оригинале используется греческое слово «слабый». Конечно, это слово можно перевести как «болен», подразумевая физическую болезнь. Но контекст покажет правильный перевод этого слова.

Новый параграф всегда начинает новую тему. Поэтому мы начнем с 13 стиха 5 главы Иакова. Структура представлена следующим образом:

13 Злостраждет ли кто из вас? Пусть молится.

Радуется ли кто? Пусть поет псалмы.

14 Слаб ли кто? Пусть призовет пресвитеров и т.д.

Далее отрывок заканчивается следующим выводом:

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

Слабый – исцеленный

Во-первых, слова «злостраждет», «радуется» и «слабый» взаимосвязаны и относятся к молитве. Все они – проявления эмоциональной стороны веры. В связи с этим возникает вопрос: следует ли рассматривать слово «слабый» в физическом аспекте? Может, это проблема веры?

Во-вторых, почему «больной» должен призывать пресвитеров? Ведь если кто-то болен, то дьяконы или старейшины посетят его автоматически и помолятся о нем. Предполагается, что община и старейшины ничего не знают о болезни. Это скрыто в сердце «слабого» человека. Это указывает на (скрытую) проблему в вере. «Слабый человек» призывается обсудить «скрытую» проблему со старейшинами.

В-третьих, заявление в Иакова 5:15 привносит еще одну проблему:

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

В Святом Писании нигде не обещается автоматическое исцеление больных в ответ на молитву. Наоборот, христиане могут и будут болеть. Часто они не получат исцеления. Бог не обещает христианам жизнь без болезней и смерти. Более того, христиане должны ожидать еще больше проблем и страданий в своей жизни, просто за то, что они последователи Христа (Деяния 14:22).

Апостол Иаков не был освобожден из заточения. Он был убит Иродом (Деяния 12:2). Павел был тяжело болен (глазная болезнь, Галатам 4:15, и жало во плоти, 2 Кор. 12:9), но не был исцелен по своей молитве. Сам Бог не желал, чтобы Павел снова молился об исцелении. Трофим был болен на острове Милет (2 Тим. 4:20), но тоже не был исцелен.

Поэтому исцеляющая молитва не основана на библейских доказательствах. Мы можем молиться об исцелении, но не пытаясь манипулировать Богом или заставляя Его исцелить наши болезни. Бог не гарантирует ответа на такие молитвы. Бог есть Бог, а не созданный человеком божок в языческом понимании.

Посему, единство Святого Писания призывает нас к пересмотру Иакова 5:15 следующим образом:

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Утвердительная гарантия прощения в ответ на молитву исповедания грехов – это настоящее библейское учение. Поэтому, данное последнее предложение должно быть соединено с первым, в параллельном значении. Можно представить это, следующим образом:

И молитва веры исцелит «слабого в вере», и Господь освободит его «слабость» (укрепит), и если он соделал грехи, простятся ему.

Теперь мы видим обновленную картину. Здесь присутствует связь с (вероятно) его грехом и слабостью. Иаков гарантирует положительный Божий ответ на молитву. Поэтому можно сказать, что болезнь не физическая, а эмоциональная, относящаяся к недостатку уверенности в вере. Кажется, что у «слабого человека» есть проблема в самой вере. Он борется с самим собой, пытаясь найти безопасность и стабильность в вере. Он беспокоится о реальности веры, колеблясь посвятить себя полностью Господу. По ночам он не может заснуть. В дневное время – сконцентрироваться. Это разрушает его веру во Христа. Никто не знает об этом. Но его страдания не завершатся легко и просто. Поэтому пусть он призовет пресвитеров, чтобы получить подкрепление и освобождение от греха беспокойства в отношении непреложности Божьих обетований.

Вывод:

«Слабость» означает слабость в вере, способная привести ко греху. Это человек, который беспокоится о стабильности веры и серьезности исполнения Божьих обетований. Это терзает его день и ночь. Пусть призовет старейшин для молитвы и обсудит с ними свою проблему с библейских позиций. И слава благодати воссияет в ослабленной вере этого человека и вдохновит его, восстановит духовные силы. И если он совершил грех в этом направлении, простится ему.

Здесь говорится не об исцелении больного, а о призыве не изолировать себя от общины как Божьей семьи и доверять старейшинам как пастырям во имя Христово.

Помазание елеем?

В свете данного толкования помазание елеем также получает новое библейское значение. В Библии елей часто символизирует восстановление. Это символ Святого Духа, дающего силу служителям исполнять их обязанности. Подобно священникам, Давиду, пророкам. В этом отрывке говорится, что «слабость» веры должна быть преодолена восстанавливающей силой Святого Духа. Эта трактовка подходит куда лучше толкования физической болезни. В этом случае использование елея как символа Святого Духа предоставляется на наш выбор. Главное произносить молитву во имя Господне и по желанию использовать приемлемые в своих культурах символы (контекстуализированные).

Призвать пресвитеров церкви / общины

Обычно популярные целители призывают больных обратиться к ним, используя Иакова 5:15. Эта практика не имеет под собой библейского основания. Потому что Иаков заповедует призывать пресвитеров поместной общины. С какой стати я должен доверять незнакомому целителю в вопросах веры и церкви? Многие так называемые пророки и молитвенные целители даже не почитают работу Святого Духа, производимую в поместной церкви. Да не сойдут овцы стада (поместного) Божьего с правильного пути. И да поможет нам в этом Бог!