Евангелие от Матфея 6:9-15

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

14 Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный;

15 А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Всего несколько стихов, для прочтения которых не требуется много времени, но как важны они! Господь Иисус Христос дал Своим ученикам великолепный пример молитвы. Эту молитву обычно называют «Отче наш».

Стихи, в которых записана эта молитва, — самые известные во всей Библии. В любом уголке света христиане знают их. Тысячи людей, которые никогда не видели Библии и не слышали истинной благой вести, знакомы с молитвой «Отче наш». Как прекрасен был бы мир, если бы эти слова были знакомы всем нам не по букве, а по духу!

В Библии нет более простых слов и одновременно более сложных, чем эти. «Отче наш» — первая молитва, которую мы учим в детстве, потому что она проста. И в то же время она содержит все, что необходимо святым в Господе, и в этом ее полнота. Чем больше мы задумываемся над каждым словом этой молитвы, тем больше проникаемся чувством, что эта молитва от Бога.

Молитва «Отче наш» состоит из десяти частей. В первой части говорится о том, кому мы должны молиться; три другие части касаются имени Бога, Его царства и Его воли; следующие четыре — это прошения о наших ежедневных нуждах: хлебе, прощении грехов, слабостях и подстерегающих опасностях. Две последние части касаются нашего отношения к другим людям и прославлению. В молитве нет слов «я» или «мой», но есть «мы» и «наш». Это говорит о том, что в молитве надо помнить не только о себе, но и о других. О каждой составной части молитвы можно написать богословский труд. Сегодня же мы кратко остановимся на каждой из частей и на уроках, которые можно извлечь из них.

Итак, кому мы должны молиться ? «Отче наш, сущий на небесах». Ни святым, ни ангелам, но вечному Отцу Небесному, Отцу духов, Господу неба и земли. Мы называем Его Отцом в плотском понимании, потому что Он сотворил всех и вся. Апостол Павел сказал: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян. 17:28). Мы называем его Отцом в духовном понимании, потому что Он, будучи Отцом Иисуса Христа, примирил нас с Собою через смерть Своего Сына (Кол. 1:20-22). То, что святым Ветхого Завета казалось смутным и далеким, открыто нам. Мы дети Небесного Отца верою во Христа, мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Об этом следует помнить всегда. Без веры в кровь Иисуса Христа и в единение с Ним абсолютно бесполезно говорить об отцовстве Бога.

Вторая часть молитвы «Отче наш» — мольба-благоговение перед именем Господа. «Да святится имя Твое». Имя Бога означает все Его характерные черты, через которые Он явил нам: Его могущество, мудрость, святость, справедливость, милость и истину. Говоря «святится», мы молимся о том, чтобы имя Бога стало известно и прославляемо. Прославление Бога — первоочередная задача христиан. С молитвой о прославлении обращался Иисус Христос к Отцу: «Отче! прославь имя Твое!» (Ин. 12:28). Ради прославления Бога был создан мир, и для прославления были призваны и обращены святые. Прославление — это то, к чему должен стремиться каждый христианин, «…дабы во всем прославлялся Бог» (1 Пет. 4:11).

Третья часть молитвы — мольба о Божьем царстве. Под Его царством мы подразумеваем, во-первых, царство благодати и милости, которые Бог излил в сердца всех живущих верующих Своим Духом и Словом. Более того, под царством Божиим мы подразумеваем грядущее царство славы, которое придет с Христом в Его второе пришествие, и когда все «от малого до большого, будут знать Меня» (Евр. 8:11). Это будет то время, когда грех, печаль и сатана будут взяты из мира. Это будет то время, когда обратятся евреи и войдет полнота язычников (Рим. 11:25). Этого времени ждут все христиане.

Четвертая часть молитвы — мольба о Божьей воле. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Мы молим о том, чтобы закон Божий был почитаем людьми с тою же готовностью, с таким же совершенством, как если бы люди были ангелами на небесах. Мы молим о том, чтобы те, кто не подчиняется закону Божьему, подчинился ему, а те, кто подчиняется ему, стали бы подчиняться лучше. Истинное счастье — подчиниться воле Божьей и молить, чтобы и остальное человечество сделало то же самое.

Пятая часть — мольба о наших нуждах. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Господь учит нас, что в повседневной жизни мы полностью зависим от Него. Израиль зависел от манны, мы — от хлеба. Но и то, и другое дает Бог. Говоря слова «хлеб наш насущный дай нам на сей день», мы признаем, что мы бедные, слабые творения, нуждающиеся в заботе нашего Господина. Моля о хлебе, мы просим обо всем, что нам необходимо для жизни.

Шестая часть молитвы «Отче наш» — молитва о прощении долгов. Словами «прости нам долги наши» мы признаем, что являемся грешниками и что нам необходимо ежедневное прощение грехов. Это часть молитвы заслуживает более пристального внимания. Она осуждает даже саму мысль о самоправедности и отвергает возможность самооправдания. Господь учит нас исповедовать свои грехи пред престолом благодати. Не будем же забывать об этом.

Седьмая часть молитвы говорит о том, как мы должны относиться к другим людям. Интересно, что это единственная часть молитвы, которую Иисус поясняет. Мы просим Отца: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Не надейтесь, что ваши молитвы будут услышаны, если в вашем сердце есть хоть немного злобы и досады на кого-либо. Молиться с подобными чувствами — значит лицемерить. Нет, это даже хуже, чем лицемерить, это значит сказать: «Не прощай мне вовсе». Без сострадания и любви молитвы ничего не стоят. Если мы не прощаем, то и нас не простят.

Восьмая часть молитвы «Отче наш» — признание собственной слабости . «Не введи нас в искушение». Это значит, что мы можем упасть. Слова молитвы учат нас тому, что необходимо исповедовать свое несовершенство и просить Бога помочь устоять против греха. Мы просим Создателя неба и земли защитить нас от дьявола, который пытается погубить наши души, мы молим нашего Бога, «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10:13).

Девятая часть молитвы — просьба защитить от опасности . «Избавь нас от лукавого». Иисус Христос учит просить Бога о том, чтобы Он уберег нас от зла мира, от зла, которое еще осталось в наших сердцах, и, конечно же, от сатаны. Этими словами мы подтверждаем, что до тех пор пока находимся в теле, мы постоянно видим, слышим и чувствуем зло. Оно вокруг нас и внутри нас, и мы приходим к Тому единствен ному, Который может уберечь нас от зла и Который постоянно это делает. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15).

И последняя часть — вознесение хвалы. «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки…» Этими словами мы утверждаем, что земные царства находятся во власти Бога, что Ему и только Ему принадлежит вся «сила», что Он и только Он, достоин принять всю «славу». Мы приходим к выводу, что, принося жертву исповедания, мы отдаем Богу честь, прославляем и радуемся, что Он есть Царь царей и Господь господствующих.

А теперь спросим самих себя, жаждем ли мы всего, о чем мы научены просить в молитве «Отче наш»? Боюсь, тысячи людей каждодневно повторяют слова этой молитвы, не задумываясь, что говорят. Их не волнует ни «слава», ни «воля», ни «Царство» Божии. Они не чувствуют зависимости, слабости и греховности, не видят опасности. В них нет любви к врагам, а так не должно быть. Будем же просить Господа о помощи, чтобы наши уста пели в унисон с нашими сердцами. Счастливы те, кто может назвать Бога Отцом не устами, а сердцем, данным Иисусом Христом, а потому они могут в конце молитвы с радостью сказать «аминь», соглашаясь тем самым с ее каждым словом.