Евангелие от Матфея 11:16-24

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

17 Говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».

18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес».

19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее.

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись;

21 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись;

22 Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24 Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

Эти слова Христа связаны с состоянием иудейского народа. Но они важны и для нас, так как проливают свет на некоторые особенности человеческого характера. Слова Господа открывают, в каком небезопасном положении находятся бессмертные человеческие души.

Сначала Иисус Христос говорит о неспособности необращенных людей судить здраво в вопросах веры. Иудеи, современники земной жизни Христа, находили недостатки в каждом учителе, посланном Богом. Первым пришел Иоанн Креститель и проповедовал покаяние. Он был отшельником, удалился от общества и жил уединенной жизнью. Удовлетворило ли это иудеев? Нет! Они нашли такой образ жизни неверным, заявив: «В нем бес!» Потом пришел Иисус, Сын Божий, и проповедовал Евангелие. Он жил как все другие люди, не чуждался общества, подобно Крестителю. Понравилось ли это иудеям? Нет! Они снова осудили, сказав: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Одним словом, им, как капризным детям, было трудно угодить.

Но иудеи не являются каким-то исключением. К сожалению, христиане во все времена часто проявляли невежество в духовных вопросах, как и иудеи. Таким христианам трудно угодить. Что бы вы ни говорили, как бы ни проповедовали, им все не нравится. Как бы вы ни жили, они все равно недовольны. Вы им говорите о спасении по благодати, об оправдании по вере, а они кричат, что ваше учение приводит к безнравственности. Вы им говорите о святости, которую требует Евангелие, а они заявляют, что вы слишком суровы и чрезмерно праведны. Вы веселы — они обвиняют вас в ветрености, вы печальны — они называют вас мрачным и угрюмым. Вы не ходите на родео, скачки и футбольные матчи, и они тут же осудят в вас пуританский дух. Вы едите, пьете, одеваетесь, как другие, не отказываетесь жить в обществе, и они уже тут как тут, скажут с издевкой, что не видят никакой разницы между вами и теми, которые вообще ни во что не верят. Те же иудеи, не так ли? «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Тот, кто сказал эти слова, знал человеческое сердце!

Таким образом, мы приходим к выводу, что истинные верующие не должны ожидать, что необращенным людям понравятся их вера и образ жизни. Если же они ждут этого, их ожидания напрасны. Мы должны смириться с тем, что, как бы свято мы ни жили, все равно постоянно будем слышать в свой адрес придирки и обвинения. Один достопочтенный человек сказал: «Как бы ни старались благочестивые люди, они все равно не смогут избежать критики мира. Лучше всего просто не обращать на нее внимания». А что говорит Писание по этому поводу? «Плотские помышления суть вражда против Бога» и «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (Рим. 8:7; 1 Кор. 2:14). Все так и должно быть.

Далее, Господь указывает на опасность сознательного отказа от покаяния . Наш Господь говорит, что «Тиру и Сидону отраднее будет в день суда», нежели тем городам, где люди слышали Его проповеди, видели Его чудеса, но так и не покаялись. Это очень серьезное предупреждение, поэтому давайте рассмотрим его более внимательно.

Задумайтесь на мгновение, сколько тьмы, идолопоклонства, безнравственности должно было быть в Тире и Сидоне. Вспомните, какой разврат царил в Содоме. Подумайте, что города, о которых говорил наш Господь (Хоразин, Вифсаида и Капернаум), были не хуже других иудейских городов и, уж конечно, были лучше, чем Тир, Сидон и Содом. И все же заметьте, что жители Хоразина, Вифсаиды и Капернаума окажутся ниже всех, в аду, потому что они слышали Евангелие и не поверили, потому что у них было огромное преимущество, а они не использовали его. Как это ужасно!

Это предупреждение должно без перерыва звучать в ушах тех, кто постоянно слышит Евангелие, но не обращается. Как велика вина таких людей перед Богом! В какой огромной опасности они находятся! Вполне порядочные и респектабельные, они виновны больше, чем идолопоклонники Тира и Сидона, чем распутники Содома! У одних не было духовного света, а другие пренебрегают им. Одни не слышали Евангелия вообще, а другие слышали и не послушали. Может быть, если бы первые имели преимущества последних, их сердца смягчились бы, и они «давно бы они во вретище и пепле покаялись».

К сожалению, Содом остался и до сего дня. Его сердце в ярком пламени Евангелия остается каменным. Отсюда можно сделать только один печальный вывод: в последний день окажется, что его вина больше, чем вина Тира и Сидона. Как мудро заметил один англиканский епископ: «Ничто не делает нашу вину за грех столь тяжкой, как постоянное напоминание о нашем долге».

Итак, не забывайте о судьбе Хоразина, Вифсаиды и Капернаума! Запомните, что никогда нельзя довольствоваться только слушанием Евангелия. Вы должны идти дальше — «покаяться и поверить» (Деян. 3:19). Вы должны положиться на Христа, стать с Ним одним, только тогда вы окажетесь в безопасности. Лучше было бы жить в Тире, Сидоне и Содоме, чем слышать Евангелие в Англии, но так и умереть, не обратившись.