Евангелие от Матфея 12:38-50

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40 Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44 Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным;

45 Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

50 Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь.

В начале рассматриваемого нами отрывка мы находим доказательство тому, что ветхозаветные истории — не вымысел. Наш Господь говорит о юной царице как о реально существовавшей женщине, которая жила и умерла. Он вспоминает об Ионе и о его чудесном путешествии в чреве кита как об историческом факте. Если вы встретили человека, который утверждает, что верит в истинность Нового Завета, но полагает, что Ветхий Завет — это сказки, знайте, что он не уважает самого Иисуса Христа. Новый Завет авторитетен так же, как и Ветхий Завет. Один и тот же Дух вдохновлял писать и Соломона, и Иону, и евангелистов. Нам не следует забывать об этом.

Прежде всего, в данном отрывке давайте обратим внимание на удивительную силу неверия.

Заметьте, как книжники и фарисеи попросили нашего Господа показать им чудо: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Они сделали вид, что им необходимо увидеть еще одно чудо, чтобы поверить и стать учениками Христа. Но они закрыли глаза и не хотели видеть все те чудеса, которые Иисус уже совершил. Книжникам и фарисеям было мало того, что Он исцелял больных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых и изгонял бесов. Все это их не убеждало, они требовали других доказательств. Своим ответом Господь указал на истинную причину их неверия: они не хотели поверить. Убедительных свидетельств было явлено множество, но они не хотели убеждаться.

К сожалению, многие в Церкви Христовой пребывают в таком же состоянии, как книжники и фарисеи. Такие верующие убеждают себя, что им требуется еще одно маленькое доказательство, чтобы стать верными христианами. Они воображают, что если их разум найдет еще какое-нибудь одно доказательство истинности христианства, то они отдадут всю свою жизнь Христу, возьмут крест и последуют за Ним. А пока они ждут. Увы, они слепы! Они не видят, что вокруг них есть множество свидетельств. Но они не хотят ими воспользоваться.

Берегитесь духа неверия, так как в последние дни это зло особенно распространяется. Сегодня людям всех общественных слоев не хватает простой детской веры. Сотни странных поступков руководителей Церкви и государства объясняются нехваткой веры. Люди, которые не верят словам Божьим, записанным в Библии, неизбежно будут вести себя необдуманно и непоследовательно в нравственной и религиозной жизни. «Если вы не верите, то потому вы и не удостоверены» (Ис. 7:9).

Далее, необходимо отметить, что, изменяя духовную жизнь, чрезвычайно опасно останавливаться на полпути.

Иисус показывает, в каком незавидном состоянии оказался человек, в которого после недолгого скитания вернулся нечистый дух. Христос рисует страшную картину возвращения нечистого духа: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед, находит его (дом) незанятым, выметенным и убранным». Свой рассказ Иисус заканчивает неутешительными словами: «Идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Эта ужасная картина полна глубокого смысла. Давайте же постигнем его и научимся быть мудрыми.

Без сомнения, Иисус изображает в этих стихах историю иудейской церкви и всего израильского народа. Хотя Бог и вывел израильтян из Египта, и сделал Своим особым избранным народом, израильтяне никогда не переставали поклоняться идолам. Освобожденные из вавилонского плена, они не стали относиться к Богу, как Он того заслуживал. Израильтяне не захотели внять словам Иоанна Крестителя и совершили лишь показное покаяние. Когда же пришел наш Господь, сердце Израиля ожесточилось так, как никогда раньше не ожесточалось. Формальное поклонение Богу заняло место всеобщего поклонения идолам: семь других духов, злейших, чем первый, завладели избранным народом. И последнее вскоре стало хуже первого: через сорок лет их беззаконие перешло все границы. Иудеи безрассудно вступили в войну с Римом, превратив свою страну в вавилонское столпотворение. Иерусалим был захвачен, храм разрушен, а сами иудеи рассеялись по всему лицу земли.

Возможно также и то, что Иисус изображает здесь историю всех христианских церквей. Хотя проповедь Евангелия дала свет миру и разогнала тьму язычества, церковь никогда по-настоящему не жила при этом свете. И несмотря на то, что некоторые из церквей пробудились во времена протестантской Реформации, ни одна из них правильно не воспользовалась полученным преимуществом и не «достигла совершенства». Все они рано или поздно остановились в своем развитии. Они удовлетворились внешними изменениями. И сейчас, судя по всему, злой дух возвращается в дом, который убрали для него доселе невиданные лжеучения и безбожие. В одних местах царит полное неверие, в других — формализм и религиозные предрассудки, и, кажется, что все готово к приходу антихриста. Может стать так, что «последнее» состояние христианских церквей может стать «хуже первого».

Но ужаснее всего то, что Иисус изображает здесь историю многих отдельных людей. Есть такие люди, которыми, казалось, овладели сильные религиозные чувства: они изменили свою жизнь, оставили вредные и приобрели хорошие привычки, но в какой-то момент они остановились и перестали двигаться дальше, а их вера стала умирать. Злой дух возвращается в их сердце и находит его «незанятым, выметенным и убранным». Сейчас такой человек стал еще хуже, чем был раньше. Его совесть притупилась, религиозные чувства исчезли, он стал похож на человека, поддавшегося влиянию нечестивого ума. И уже невозможно опять обновлять его покаянием: человек, который испытал убежденность в вере, но вернулся к миру и ко греху — безнадежен.

Если вы любите жизнь, тогда молитесь, чтобы эти уроки запали глубоко в вашу душу. Никогда не останавливайтесь на полпути в деле реформации своей души. Вы должны всецело обратиться к Богу и умертвить греховное тело. Необходимо попытаться изгнать грех из своего сердца и позаботиться о том, чтобы на его место пришла благодать Божья. Удостоверьтесь в том, что вы не только освободились от прежнего своего жильца-дьявола, но и пустили к себе Святого Духа.

И последний важный урок, который мы должны извлечь из этого отрывка, заключается в том, что к Своим верным ученикам наш Господь Иисус относится с нежной любовью.

Посмотрите, как Он отзывается о тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного. Христос говорит, что тот, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Какие прекрасные слова! Кто может постичь глубину отношения нашего Господа к Своим родственникам по плоти? Это была чистая, бескорыстная любовь. Великая любовь, превосходящая человеческое разумение. Иисус Христос говорит, что считает всех верующих в Него Своими родственниками. Он любит их, заботится о них, как о членах Своей семьи. Они кость от костей Его и плоть от плоти Его.

Эти слова должны также послужить серьезным предупреждением тем, кто насмехается и гонит истинных христиан за их веру. Они не понимают, что делают: они гонят ближайших родственников Царя царей. В последний день они узнают, что насмехались над теми, кого Судья всего и всех считает Себе братом, сестрой и матерью.

А для верующих в этом отрывке содержится большое ободрение. В глазах Бога они намного дороже, чем в своих собственных. Их вера, может быть, слабая, их покаяние нетвердое, их силы невелики, возможно, в этом мире они бедны и немощны, но великое слово «тот» в последнем стихе рассматриваемого нами отрывка должно дать им радость. Тот, кто верит, — ближайший родственник Христа, поэтому Старший Брат позаботиться о нем и в этой жизни, и в вечности. Иисус помнит о каждой «малой сестре» (Песн. 8:8). Иосиф сделал богатыми всех своих родственников, то же сделает и наш Господь Иисус.