Евангелие от Матфея 22:15-22

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17 Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19 Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20 И говорит им: чье это изображение и надпись?

21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22 Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли.

В этом отрывке описано первое из нескольких предпринятых фарисеями нападений на Иисуса в последние дни Его земной жизни. Заклятые враги Христа не могли пережить той популярности, которую Иисус «заработал» Своими чудесами и проповедями, поэтому решили любым способом заставить Его замолчать, не исключая даже убийство. Они попытались «уловить Его в словах», послав «к Нему учеников своих с иродианами», чтобы те задали Ему провокационный вопрос. Фарисеи хотели, чтобы Иисус сказал что-то такое, что потом можно было использовать против Него. Но как мы видим из этого отрывка, их план провалился: они не добились ничего своими агрессивными действиями, им пришлось удалиться в полном замешательстве.

Во-первых, в этом отрывке мы должны обратить внимание на то, сколько лести было в словах учеников фарисеев, обратившихся к Иисусу. «Учитель! — сказали они. — Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице». Как красиво говорили эти фарисеи и иродиане! Им казалось, что лестными речами они притупят бдительность нашего Господа. К ним относятся слова Писания: «…уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Пс. 54:22).

Все христиане должны быть бдительны и не поддаваться лести. Вы ошибаетесь, если думаете, что сатана в качестве своего оружия использует только гонения и грубое обращение. Этот коварный враг умело использует и другие средства, чтобы досадить нам. Он знает, как можно отравить душу соблазнительной добротой, если ее нельзя напугать «ядовитой стрелой» или мечом. Не забывайте, что дьявол может пользоваться разным оружием. Он «среди мира погубит многих».

К сожалению, мы очень часто упускаем это из виду, не обращая внимания на многочисленные примеры, которые Бог явил нам в Писании для нашего назидания. Что привело к гибели Самсона? Не филистимские армии, а любовь к хитрой филистимской женщине. Что заставило Соломона отступиться? Не сила вражеских армий, а льстивые речи его многочисленных жен. Почему царь Езекия допустил страшную ошибку? Не потому что испугался меча Сеннахирима или угроз Рабсака, а потому что поверил лести вавилонских послов. Об этом надо помнить и всегда быть бдительными.

Очень часто мир убивает больше людей, чем война, сладкое оказывается опаснее горького, а солнце может заставить путешественника снять свои защитные одежды быстрее, чем северный ветер. Берегитесь же льстецов. Сатана становится опаснее всего тогда, когда принимает вид ангела света. Когда мир улыбается, он страшнее всего для человека. Иуда предал нашего Господа поцелуем. Верующий, который не обращает внимания на насупившийся мир, делает хорошо, но тот, кто не обращает внимания на лесть, делает еще лучше.

Во-вторых, посмотрите, какой удивительно мудрый ответ дал наш Господь своим врагам. Фарисеи и иродиане спросили, можно ли давать подать кесарю или нет. Они думали, что, отвечая на этот вопрос, Господь даст им повод обвинить Его. Если бы Он сказал, что позволительно давать подать, они бы сказали людям, что Он тем самым бесчестит особое положение Израиля и считает, что дети Авраама уже не свободны, а подчинились иноземной власти. Если бы Он сказал, что давать подать непозволительно , они бы донесли римлянам, что Он подстрекает к мятежу, восстает против кесаря и отказывается платить налоги. Но ответ Господа полностью сбил их с толку. Иисус попросил показать Ему «монету, которою платится подать», а затем спросил, кто на ней изображен. Они ответили: «Кесарь». Этим они признали, что римский император имеет над ними некоторую власть, так как они пользуются монетами, на которых он изображен и на которых стоит его подпись. Таким образом, они получили исчерпывающий ответ на свой вопрос: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Принцип, заложенный в этих стихах, имеет для нас очень большое значение. С одной стороны, каждый христианин должен подчиняться власти во всех вопросах, которые не касаются духовной сферы. Верующему, конечно, могут не нравиться требования светских властей, но он должен подчиняться законам общества до тех пор, пока эти законы действуют. Он должен отдавать кесарю кесарево. С другой стороны, каждый христианин должен подчиняться Богу и Библии во всех духовных вопросах. Даже под угрозой лишения имущества и прав он не должен делать то, что запрещает Писание. Положение христианина может стать достаточно сложным, но он никогда не должен бросать вызов четким и ясным требованиям Писания. Если кесарь чеканит новое Евангелие, такому царю не нужно повиноваться. Мы должны отдавать Богу Божье.

Конечно, эта тема — одна из самых сложных. Понятно, что Церковь не должна подчинять себе государство. Ясно также и то, что государство не должно подчинять себе Церковь. Решая вопрос, где кончается кесарево и начинается Божье, множество честных и хороших людей сломали копья. С одной стороны, светская власть очень часто посягает на право свободы совести (в этом на своем горьком опыте убедились английские пуритане времен Стюартов). С другой стороны, духовная власть выдвигает такие огромные требования, что вырывает скипетр из рук самого кесаря (так произошло, когда Римско-католическая церковь попрала власть английского короля Джона). Чтобы правильно судить во всех этих вопросах, каждый истинный христианин должен постоянно молиться о «мудрости свыше». Если око человека чисто, если он каждодневно ищет благодати и поступает рассудительно, Бог не допустит, чтобы он совершил роковую ошибку.