Евангелие от Матфея 22:23-33

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему»;

25 Было у нас семь братьев: первый женившись умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 Подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 После же всех умерла и жена.

28 Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией;

30 Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И слышав народ дивился учению Его.

В этом отрывке описывается разговор нашего Господа Иисуса Христа с саддукеями. Эти несчастные, не верившие в воскресение мертвых, подобно фарисеям и иродианам, пришли к Иисусу, чтобы задать Ему несколько провокационных вопросов. Саддукеи надеялись «уловить Его в словах» и разрушить Его авторитет в глазах народа. Но как и фарисеи, они потерпели полное поражение.

Во-первых, следует заметить, что еще в древности совершались попытки оспорить библейские истины с помощью абсурдных возражений . Саддукеи хотели доказать абсурдность учения о воскресении и будущей жизни, поэтому они пришли к нашему Господу и поведали Ему специально выдуманную историю. Какая-то женщина была замужем семь раз за семью братьями, которые все умерли, не оставив детей. Вопрос состоял в том, чьей женой эта женщина будет в ином мире, когда все воскреснут. Понятно, зачем саддукеи задавали этот вопрос. Они хотели выразить свое презрение к учению о воскресении, намекнуть, что, если после смерти люди будут жить опять, неизбежно возникнет хаос и неразбериха.

Не удивляйтесь, если вам придется столкнуться с подобными нападками на учения Писания, особенно это касается учения об ином мире. Всегда было и будет предостаточно «беспорядочных людей», которые «вторгаются» в невидимое, создают воображаемые трудности и тем самым оправдывают свое неверие. Придумывать гипотетические ситуации — это излюбленный метод неверующего ума, который сначала выдумывает всякие небылицы, а потом борется с ними, как будто это истина. Такой ум часто просто отказывается принимать во внимание огромное количество ясных свидетельств, которые предоставляет христианство, и останавливается на какой-нибудь одной проблеме, которую считает неразрешимой. Но слова подобных людей никак не должны влиять на нашу веру.

С одной стороны, надо помнить, что в религии, которую создал сам Бог, должны быть непонятные и непостижимые моменты. Даже ребенок может задать вопрос, на который величайший из философов не сможет ответить. Но с другой стороны, мы не должны забывать и то, что в Библии многое понятно. Давайте же сначала разберемся с понятными истинами, поверим в них и подчинимся им. Поступая так, не будем сомневаться, что многое, что сейчас сокрыто от нас, в будущем станет понятно. Поступая так, будем уверены, что то, чего мы теперь не знаем, поймем после.

Во-вторых, доказывая существование будущей жизни, Иисус опирается на замечательный ветхозаветный отрывок. Христос напоминает саддукеям слова, с которыми Бог обратился к Моисею из горящего куста: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). И тут же поясняет этот текст: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». К тому времени, как Моисей услышал эти слова, Авраам, Исаак и Иаков уже давно умерли и были похоронены. Двести лет прошло со дня смерти Иакова, последнего из трех умерших, но все же Бог говорит о них как о живых: они все еще Его люди, а Он все еще их Бог. Он не говорит: «Я был их Богом», Он говорит: «Я есть их Бог».

Возможно, нас нечасто одолевают сомнения в том, будет ли воскресение из мертвых и существует ли вообще будущая жизнь. Но, к сожалению, хотя в эту истину легко поверить теоретически, ее трудно использовать в практической жизни. Мало кому из нас не приходилось размышлять над великой истиной, которую раскрыл в этом месте Господь. Давайте раз и навсегда запомним, что мертвые в определенном смысле по-прежнему живы. Мы их больше не видим, но в глазах Бога они живы, и однажды они выйдут из своих гробов, чтобы выслушать приговор, который навечно определит их судьбу.

Человек не исчезает после смерти. Эта идея — жалкое заблуждение. Солнце, луна и звезды, высокие горы и глубокие моря однажды обратятся в ничто, но даже самое немощное человеческое дитя будет вечно жить в ином мире. Да не позволим мы себе забыть об этом! Блажен человек, который может от всего сердца сказать словами Никейского символа веры: «Ожидаю воскресения из мертвых и жизни будущего века».

И наконец давайте обратим внимание на то, что Господь говорит о положении людей после воскресения . Христос успокаивает разыгравшееся воображение саддукеев, показывая, что они совершенно неправильно представляют себе суть жизни после воскресения. Они не подвергали сомнению свое предположение, что после воскресения последует такое же физическое, плотское существование, которое нам известно на этой земле. Наш Господь отвечает им, что в мире ином у нас будет настоящее физическое тело, но оно будет по-другому устроено, у него будут другие потребности, отличные от тех, что есть у нас сейчас. Надо также подчеркнуть, что Иисус говорит о спасенных, умалчивая о погибших. Он сказал: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Мы очень мало знаем о жизни, которая ожидает нас на небесах. Возможно, самые ясные представления о небесах основываются на знании о том, чем небеса не будут. Мы больше не будем испытывать голод, не будем жаждать. Болезни и боли там больше не будет, равно как старения и смерти. Браки, рождение детей, постоянная смена поколений не понадобятся: кто однажды попал на небеса, пребудет на них вечно. Мы будем «как Ангелы Божии». Как и они, мы будем служить Богу в совершенстве, без усталости и сомнения. Как и они, мы вечно будем в присутствии Бога, мы вечно будем с радостью исполнять Его волю. Как и они, мы будем воздавать всю славу Агнцу. Как ни сложно в это поверить, это — правда.

Готовы ли мы к этой жизни? Сможем ли мы насладиться ею, если будем допущены к ней? Приятно ли нам общество Бога и служение Ему? Понравятся ли нам занятия ангелов? Это серьезные вопросы. Наши сердца должны устремляться к небесам, пока мы живем на земле, если мы надеемся, воскреснув, попасть в мир иной (Кол. 3:1-4).