3. Давид

Обращаясь к иудеям в синагоге Антиохии Писидийской, апостол Павел обобщает Божье свидетельство о Давиде, записанное в ряде текстов Ветхого Завета, следующим образом: «… нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян. 13:22; ср. 1 Цар. 13:14; Пс. 88:21 [EV 89:20]). В Евр. 11:32-34 Давид упоминается наряду с Гедеоном, Вараком, Самсоном, Иеффаем, Самуилом и пророками, как один из свидетелей из Ветхого Завета, которые жили, поступали и побеждали верою. Однако, в отличие от Авраама, описанию веры которого посвящено много стихов (Евр. 11:8-18), Давид вскользь упоминается в конце главы. В остальных книгах Нового Завета на Давида ссылаются, в основном, как на пророка в служении Духа Божьего, Который говорил его устами в псалмах[7]. Как я упоминал ранее, в Новом Завете Давид не представлен как модель духовности на одном уровне с Авраамом. Конечно, в книге Псалмов он служит такой моделью. Слова דודל «Давида» в названиях многих псалмов следует, по всей видимости, истолковывать как указывающие на авторство Давида. Но даже если придерживаться иной точки зрения, все равно мы должны будем признать, что эти заглавия призывают нас читать и воспринимать псалмы с точки зрения Давида. В таком случае, Давид выступает в роли примера, достойного подражания всяким, кто желает молиться Богу и прославлять Его. Тексты Первой книги Паралипоменон, которые не имеют параллельных текстов в книгах Царств, описывают Давида как человека, который подготовил материалы для постройки храма (1 Пар. 22:28) и организовал храмовое богослужение (1 Пар. 23-26). Он вносил значительные пожертвования на постройку храма и призывал руководителей народа следовать его примеру. Давид признавал, что поступая так, он и его народ отдают Богу то, что и так исходит из Его десницы (29:1-19). Кроме того, он учил своего сына Соломона служить Господу всем сердцем и душой, исполняя Его заповеди (22:12-13; 28:8-9). Следует признать, что определение духовности, данное мной в этой статье, не охватывает все эти элементы. Тем не менее, они ясно показывают сущность Давида и то, в чем именно выражались его отношения с Богом. Однако с этого момента мы приступим к рассмотрению не Псалмов и книг Паралипоменон, а данных о духовной жизни Давида, которые мы находим в книгах Царств. Причина, по которой были выбраны именно эти книги, заключается в том, что они в большей степени рассказывают о грехах и недостатках Давида[8]. Поэтому, книги Царств больше подходят для обсуждения Давида как модели духовности, чем Псалмы и книги Паралипоменон. В 1 Цар. 13:14 Самуил говорит Саулу: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом». В 1 Цар. 15:28 Самуил говорит Саулу, что Господь отдал его царство «… ближнему твоему, лучшему тебя». Ясно, что эти слова относятся к Давиду. Он был человеком по сердцу Божьему, и он был лучше Саула. Более того, 1 Цар. 13:14 утверждает, что в отличие от Саула, Давид будет исполнять Божьи заповеди. Несколько деталей в описании действий Давида в последующих главах Первой книги Царств подтверждают истинность этих слов. Давида терзала мысль, что Голиаф посмел поносить воинство живого Бога. Давид был уверен, что если он выступит против Голиафа во имя Господне, то Бог предаст филистимлянина в его руки за такое поношение (1 Цар. 17:26,36-37,45-47). Спасаясь бегством от Саула, Давид постоянно отказывался воспользоваться благоприятными для себя возможностями, чтобы убить своего врага, так как Саул был помазанником Господа. Он предал суд и отмщение в руки Бога. Он терпеливо ожидал того дня, когда Бог спасет его и поставит на царство (1 Цар. 24; 26:8-11,23-24; 2 Цар. 1; ср. также 2 Цар. 3:39; 16:10-12). Тот факт, что люди изгнали его, чтобы он не принадлежал к наследию Господа, подталкивая его к служению иным богам, вызывал в Давиде такое сильное чувство отвращения, что он проклял их (1 Цар. 26:19). Когда Секелаг был осажден, и люди Давида намеревались побить его камнями, он обрел силу именно в своем Господе Боге (1 Цар. 30:6; ср. также 23:16). С глубоким убеждением, что Господь есть источник его силы, Давид прославлял Господа за Его спасение и благодеяния (2 Цар. 4:9; 5:20; 7:22-29; 22; ср. также 8:11-12). Несколько раз Давид, прежде чем что-то предпринять, советовался с Господом. Получив ответ от Господа, он принимал Божьи наставления и повеления, с готовностью следуя им[9]. Однако, в других случаях в книгах Царств не упоминается о том, что Давид обращался к Господу за советом, прежде чем принять решение[10]. Конечно, вполне возможно, что в некоторых из этих случаев он вопрошал Господа, но в других, однозначно, нет. Когда Навал отказался делиться с Давидом и его людьми пищей с праздничного пиршества, посвященного стрижке овец, совершенно ясно, что Давид не советовался с Господом, решив убить Навала и всех его слуг. Он точно бы отомстил Навалу, если бы не вмешательство Авигеи (1 Цар. 25:12-13,21-22,32-34). Так же кажется маловероятным, что Бог посоветовал Давиду отправиться к Анхусу, царю Гефскому (1 Цар. 21:10 и 27:1-2)[11]. Когда Давид поступал по-своему, не советуясь с Господом, он часто лгал, вводя в заблуждение людей. Вот несколько примеров подобного поведения, записанных в Первой книге Царств: 20:5-7; 21:14 (EV 21:13); 28:2; и во Второй книге Царств 11:25. Два поступка Давида нуждаются в более подробном объяснении. Во-первых, приход Давида в Номву и его встреча с первосвященником Авимелехом (1 Цар. 21:2-10 (EV 21:1-9)), во-вторых, случай, когда Давид ввел в заблуждение Анхуса, царя Гефского, служа у него в Секелаге (1 Цар. 27:8-12). Давид убедил Авимелеха в том, что Саул дал ему тайное поручение (21:3 [EV 21:2]). Далее ему ничего не оставалось делать, как только продолжать обманывать, утверждая, что все его люди воздерживались от женщин, а их «вещи» (כלים) и миссия святы (21:6 [EV 21:5]; см. также 21:9 [EV 21:8]). Однако было бы слишком просто утверждать, что в данном случае Давид обманывал священника, преследуя собственные интересы. Вполне возможно, что он хотел защитить Авимелеха, скрыв от него правду о своих действиях, дабы священника не обвинили в поддержке человека, восставшего против царя. Если Давид преследовал эту цель, то его намерение не принесло желаемого результата. Когда Доик Идумеянин доложил Саулу о том, что Авимелех помог Давиду, царь решить убить его и священников, которые с ним служили, общим числом восемьдесят пять человек (1 Цар. 23:9-19). В те дни, когда Давид служил Анхусу в Секелаге, он со своими людьми совершал набеги на гессурян и гирзеян, и амаликитян – племена, не связанные с Израилем, проживавшие в пустыне между Ханааном и Египтом (1 Цар.27:8). Давид убедил Анхуса в том, что он нападал на «полуденную страну Иудеи и на полуденную страну Иерахмеела, и на полуденную страну Кенеи» (которые были союзниками Иудеи) (1 Цар.27:10). Чтобы его настоящие жертвы не открыли правду Анхусу, Давид убивал всех – и мужчин, и женщин (27:9-11). Здесь вполне очевидно, что Давид жертвовал этими людьми ради того, чтобы продолжать обманывать своего господина. Об этом прямо говорится в тексте (см. особенно 27:11). Тем не менее, следует добавить, что уничтожая амаликитян, Давид выполнял Божье повеление, согласно которому память об Амалике должна быть стерта с лица земли (Исх. 17:14; Втор. 25:19). Кроме того, здесь вполне возможно провести сравнение с Саулом, который убил не меньше амаликитян, чем Давид, но нарушил Божье повеление, сохранив жизнь царю Агагу, отборным стадам овец и крупного рогатого скота (1 Цар. 15:1-3,8-9). Что касается народа гессурского, то они принадлежали к тем племенам, которые Господь должен был изгнать из их земли перед тем, как израильтяне войдут в Ханаан (см. Нав. 13:2-6; ср. также Исх. 23:31). Вполне возможно, что гирзеяне также относились к этим племенам, однако о них, кроме этого текста, больше ничего не говорится в Святом Писании. Нет необходимости дальше обсуждать эти спорные моменты поведения Давида, так как достаточно будет завершить этот обзор ссылкой на его прелюбодеяние с Вирсавией, и на то, как он подстроил смерть ее мужа Урии (2 Цар. 11)[12]. Как мог Давид, поступая подобным образом, быть человеком «по сердцу Божьему»? Чем он лучше Саула, который никогда не совершал подобного до того как Бог его отверг? Изучение 2 Цар. 6 поможет нам найти ответы на эти вопросы. В шестой главе описывается, как Давид перевозил ковчег Божий в Иерусалим. История начинается с упоминания о том, что «собрал снова Давид всех отборных [людей] из Израиля, тридцать тысяч» (2 Цар.6:1). На основании 2 Цар. 5, где повествуется о трех успешных военных действиях, можно сделать вывод, что Давид планировал перенесение ковчега, как будто это была военная кампания или парад. Очевидно, это была его собственная инициатива. Последствия были ужасны: когда Оза прикоснулся к ковчегу, Бог поразил его насмерть. Давид был в гневе[13]. Господь и ковчег завета внушали Давиду страх, поэтому он решил не перевозить ковчег в Иерусалим, а оставить его в доме Аведдара Гефянина. Когда Господь благословил дом Аведдара Гефянина из-за находившегося у него ковчега, Давид понял, что опасность не связана с этим священным предметом как таковым. Поэтому, он решил вновь перевезти ковчег в Иерусалим. Но в этот раз Давид организовал все иначе. В тексте нет ни малейшего намека на военный парад. Напротив, сказано, что Давид относился к ковчегу с высочайшим почтением. Священный предмет уже не везли на повозке, а несли на плечах левиты. Давид, сняв с себя царские регалии, облачившись в простой льняной ефод, приносил жертвы Господу и «скакал (танцевал) из всей силы пред Господом». Очевидно, Давид отлично усвоил преподанный Господом урок через смерть Озы. Он понял, что у него может быть ковчег завета как символ Бога, «восседающего на херувимах» (2 Цар. 6:2), при условии соответствующего к нему почтительного отношения. В присутствии ковчега он должен смириться как человек, который, несмотря на свое царское положение, пред Богом ничем не отличается от своих подданных[14]. Конец повествования – противостояние между Давидом и его женой Мелхолой – вновь возвращает читателя к царю Саулу, потому что в этой главе она названа «дочерью Саула» не меньше трех раз (см. 2 Цар. 6:16,20,23). Она с презрением отнеслась к Давиду, когда тот радостно танцевал пред Господом как обычный человек из простонародья. Давид ответил, что он будет продолжать уничижать себя, и что он предпочитает принимать почести от служанок, чем от Мелхолы, обладающей царским положением (6:21-22). На основании данного текста можно сделать вывод, что смирение, в отличие от желания быть великим в глазах людей, является одной из характеристик, которая отличала Давида от Соломона. Этот вывод подтверждается словами из Первой книги Царств об отвержении Саула (ср. внизу, 1 Цар. 15:30). Однако, в главах, которые описывают эту печальную историю, основное внимание сосредоточено на чем-то ином, а именно на том факте, что Саул дважды не выполнил ясные повеления Господа. Сначала он не дождался пророка, который должен был сказать ему, что делать (1 Цар. 13:13-14)[15], затем он пренебрег Божьим повелением, пощадив Агага, царя амаликитян, и оставив себе лучшее из овец и крупного рогатого скота (15:18-19,22-23). Таким образом, Саул совершил особый грех, о котором Самуил предупреждал народ в своей прощальной речи. Самуил сказал, что царь будет угоден Господу, только если он вместе с народом будет слушать Господа и не будет восставать против Его заповедей (1 Цар. 12:14-15). В 1 Цар. 15:23 Самуил объясняет Саулу, что «непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство». Истинность этих слов подтвердится в конце жизни Саула. Апогеем непослушания Саула было то, что он обратился за помощью к колдунье, попросив ее вызвать дух Самуила (1 Цар. 28). Давид никогда не нарушал особые приказы Господа, как это делал Саул. В то же время, вполне очевидно, что он нарушил Божьи заповеди, совершив прелюбодеяние с Вирсавией и убив Урию. Пророк Нафан обличил Давида, сказав, что он пренебрег словом Господним (2 Цар. 12:9). Давид в ответ исповедался: «Я согрешил против Господа» (12:13; ср. также 2 Цар. 24:10,17). Следует отметить, что когда Самуил обличил Саула за то, что тот пощадил Агага и оставил себе лучшее из овец и скота, Саул также ответил: «Я согрешил» (1 Цар. 15:24). Однако ценность исповедания Саула была серьезно занижена, когда он добавил оправдание: «Но я боялся народа и послушал голоса их» (1 Цар.15:24; ср. также 15:15,21). Второй раз сказав: «Я согрешил», Саул начал умолять Самуила: «Но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем» (1Цар.15:30). Глагол, который используется в данном случае (כבר «почтить»), связывает слова Саула с текстом 2 Цар. 6:20. Дочь Саула Мелхола использовала этот глагол, обвиняя Давида в том, что его поведение не соответствует статусу царя Израиля. В то время как Саул, вместо того чтобы смириться, думал о почете, Давид был готов от него отказаться.

Изучив образ Давида в книгах Царств, можно сделать следующие выводы:

1. Давид имел много недостатков, он даже совершил очень серьезные грехи. Тем не менее, он знал, что единственным источником его силы был Господь.

2. Давид был готов ждать того времени, когда Господь Сам избавит его от врагов и отомстит за него. Тем не менее, Давид должен был пройти долгий путь обучения, в течение которого Господь объяснял ему, что значит верно служить Богу, будучи царем Божьего народа.

3. Давид отличался от Саула тем, что выполнял повеления Господа и внимал пророкам. Впав в грех непослушания Господу, Давид искренно исповедовал свой грех.

4. В отличие от Саула, Давид без колебаний уничижал себя, отказываясь от царских регалий и почестей пред Господом[16].

Все эти данные характеризуют Давида как мужа «по сердцу Бога», позволяя ему быть моделью духовности.