4. Критическое исследование

Теперь давайте проведем критическое исследование этих аргументов, выдвигаемых в пользу теории всеобщего спасения. По данному вопросу невозможно предоставить абсолютно исчерпывающий ответ, и в любом случае мы должны поступать очень осторожно, так как есть очень много того, что мы не понимаем о Божьей любви и милости, не говоря уже о Его гневе и суде.[xxxii] В этом вопросе есть определенная тайна, и мы должны избегать теории, которая вступала бы в противоречие с тем, что ясно изложено в Писании. Но я по порядку изложу несколько кратких замечаний.

4.1 Свобода отвергнуть Бога

Прежде всего, аргумент Талботта относительно Божьей любви, подтверждающей всеобщее спасение, предполагает спорное утверждение , что все люди охотно откликнутся на Божью любовь и примут спасение. Почему мы должны допускать подобное предположение? Многие богословы утверждают, что полная свобода должна включать в себя свободу в конечном счете отвергнуть Бога, и таким образом избрать для себя ужасную реальность ада.[xxxiii] Философ Джерри Уолс глубокомысленно отвечает на аргумент Талботта, выдвигаемый в пользу универсализма: «Человек может настолько обманывать себя, веря в то, что зло является добром или, по крайней мере, стремиться получить для себя максимальную выгоду, выбирая зло, что достигает того предела, когда он последовательно и основательно предпочитает зло добру».[xxxiv] В таких случаях вполне вероятно допустить, что Бог позволит такому человеку окунуться в реальность, которую он сам выбирает, ужасную реальность отлучения от Божьего присутствия (т.е. ад).[xxxv]

4.2 Абстрагирование Божьих атрибутов

Во-вторых, теологический аргумент, основанный на любви, подвергся огню разнообразной критики за абстрагирование этого божественного атрибута от других, таких как, например, справедливость.[xxxvi] Не приводится никаких убедительных причин в пользу превосходства любви над справедливостью в приоритетах божественных атрибутов, за исключением предположения современного сентименталиста о том, что в конечном счете любовь должна восторжествовать над справедливостью. Кроме того, некоторые богословы ведут полемику о том, что сама идея торжества любви над справедливостью искажает понимание природы Бога и заменяет библейское понимание божественной любви современным сентиментальным пониманием. Более того, если библейские авторы правы, Божья любовь очень отличается от человеческой любви. Это любовь, которая предельно свята и готова осуществить наказание. Тот же Иисус, Который делает ударение на важности любви, также говорит: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Карл Барт был прав, когда отвергал теологические абстрагирования в эсхатологии, которые идут вразрез с конкретным откровением Бога во Христе. Но когда он основывает свой обнадеживающий универсализм (мы можем или должны надеяться на спасение всех людей) на знании о том, что благодати всегда больше в Боге, чем в нас, и что Бог волен расширить «круг искупления», он совершает свое собственное абстрагирование – Божья свобода и избрание всегда будут торжествовать над человеческим противлением. Барт сравнивал своевольную слепоту и глухоту с плотиной, сдерживающей все более и более вздымающиеся воды реки. «Но река слишком сильна, а плотина слишком слаба, чтобы мы могли здраво ожидать чего-либо иного, кроме как крушения плотины и прорыва стремительного потока воды».[xxxvii] Похоже, что в этом вопросе точка зрения Барта напоминает вышеизложенное мнение Талботта и, таким образом, она сталкивается с проблемой, которую обнаруживает Уоллс в своем отклике на взгляд Талботта. Более того, похоже, что она вступает в конфликт с фактическим библейским свидетельством, которое, по мнению самого Барта, должно направлять богословие. Теперь мы обратимся к этому свидетельству.

4.3 Ветхозаветное наказание, которое ожесточало сердца

Мы рассмотрели вопрос о том, что универсалисты делают ударение на восстановительной функции Божьей справедливости. Они также особо выделяют ветхозаветные тексты, в которых делается акцент на покаянии и милости, следующих после угроз наказания. Таким образом, например, некоторые универсалисты указывают на донесение Божьей вести пророком Ионой о том, что Ниневия будет разрушена через сорок дней. В результате мы видим не разрушение, а восстановление. Жители Ниневии покаялись, и обещанное разрушение так никогда и не произошло, по крайней мере, во время жизни их поколения.[xxxviii] Другие универсалисты указывают на изгнание жителей Иудеи в Вавилон, которое в конечном итоге привело к покаянию и возвращению народа как к Богу, так и снова в обетованную землю.[xxxix] Они также цитируют отрывки о Египте, Ассирии и Еламе, которые сначала были осуждены на наказание, но позднее либо получили помилование, либо им была обещана милость и благословение.[xl]

Но сторонники традиционной эсхатологии указывают на то, что Ветхий Завет содержит сотни историй и отрывков, повествующих о наказании, ярко иллюстрируя факт, что Бог Израиля – «Судия всей земли» (Быт. 18:25). Пророки постоянно говорили о двух различных последствиях, зависящих от поведения Израиля и других народов. Благословения были результатом послушания. Иуда и упомянутые выше народы обретали как милость, так и наказание, но были такие люди, как жители Вавилона и Едома, которые получили только наказание. О них сказано, что они ни к чему не пригодны, как символы вечного уничтожения.[xli] Таким образом, некоторые предупреждения об осуждении в ветхозаветные времена вели к смягчению сердца и восстановлению. Но другие пророчества о грядущем осуждении ожесточали сердца, и судьба этих сердец была подобна судьбе того поколения иудеев, которое вышло из Египта и «пало» в пустыне, потому что люди так никогда и не покаялись. Они были похожи на людей, которых осуждал Иеремия за то, что они отказались «принять вразумления … не хотят обратиться»; за это Бог «поразил их» (Иер. 5:3).

4.4 Два различных конца жизни, представленные в Новом Завете

Евангелия представляют такую же эсхатологию, включающую два различных варианта жизненного итога. Доказательств тому огромное количество. Богослов Нового Завета Ричард Баукхам написал в своем обзоре вопросов универсализма: «Немногие люди сейчас сомневаются в том, что многие новозаветные тексты ясно учат окончательному разделению человечества на спасенных и погибших, а универсалисты в основном заявляют о том, что параллельно этим текстам есть другие отрывки, которые утверждают надежду универсализма (напр., Еф. 1:10; Кол. 1:20)».[xlii] Иан Ховард Маршалл, еще один богослов Нового Завета, оспаривает утверждение, что авторы новозаветных книг учат и допускают два различных конца жизни человечества, и каждое из этих состояний будет окончательным.[xliii] Иисус сказал о том, что Он отречется перед Небесным Отцом от тех, которые отреклись от Него во время своей жизни (Мф. 10:33), и многие будут стараться войти в Царство Небесное, но не смогут (Лк. 13:24). В притчах о пшенице, плевелах и неводе Он сказал о том, что некоторые люди будут изгнаны из Его Царства (Мф. 13:24-30, 36-43, 47-50). Он учил о существовании вечного греха, который не может быть прощен (Мк. 3:28-30). Неразумные девы и люди, безразличные к нуждам других, услышат ужасный приговор: «Не знаю вас… Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:12, 41). Лука говорит о том, что Иисус делал особое ударение на покаянии и предупреждал , что некоторые люди будут стучать в дверь, но услышат от хозяина дома: «Отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13:25-28).

Был ли суд, который провозгласил Иисус, всего лишь временным и, следовательно, обратимым? В Матфея 25:41 Иисус говорит, что Он отправит козлов в то же место, в которое отправит дьявола и его ангелов, – «огонь вечный». Ортодоксальные христиане всегда верили и учили тому, что написание всего Священного Писания вдохновлено одним и тем же Духом, таким образом, книга Откровение настолько же богодухновенна, как и евангелия. Книга Откровение говорит о дыме огня ада, который восходит «во веки веков» (Откр. 14:11; 20:10). Универсалисты возражают тому, что слово, переведенное как «во веки» (αἰῶνας) означает только «вечность». Однако это слово употребляется в евангелиях во фразе «вечная жизнь», в которой смысл очевиден: жизнь, которая длится вечно.[xliv] Слово «αἰῶνας» также употребляется в таких фразах Евангелия как «вечная слава», «вечный завет» и «вечное Евангелие», которые, похоже, указывают на то, что длится без конца. Богослов восемнадцатого века Моисей Стюарт сказал: «Мы должны либо признать нескончаемое мучение ада, либо отказаться от нескончаемого счастья небес».[xlv] Мы согласны со Скоттом МакНайтом, который пришел к заключению, что Иисус ясно учил об «индивидуальном и вечном наказании».[xlvi]

Остальные тексты Нового Завета также не поддерживают точку зрения универсалистов. В Евангелии от Иоанна совсем не упоминается ад, но зато красной нитью проходит тема суда (ср. Ин. 3:19-21, 36; 17:3). Суд начинается сейчас, когда люди не верят в евангельскую весть; они обрекают самих себя на суд. Иисус пробуждает у людей два отклика по отношению к Себе: радушное принятие от тех, кто избирает Его, и отвержение от тех, кто отказывается от Него или безразличен к Нему. Вера должна вести к вечной жизни, которую Он предлагает в Своей Личности; туда нельзя войти автоматически.

4.5 Наиболее предпочтительные тексты из посланий апостола Павла

Послания Павла более сложны, потому что они всегда предлагают универсалистам более очевидную поддержку, чем другие отрывки Писания. Однако в то же самое время послания Павла содержат восемьдесят упоминаний о божественном Суде.[xlvii] Тем не менее, универсалисты обращают внимание на тексты, в которых употребляется слово «все», как, например, в одном из их любимых стихов – Римлянам 5:18: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Проблема толкования всего отрывка, стихи 12 — 21, заключается в том, что Павел употребляет два различных термина по отношению к одной группе людей: «многие» (ст. 15, 16, 19) и «все» (ст. 12, 18). Таким образом, слово «все» — это также «многие» — не убедительный довод в поддержку универсализма. Возможно, Павел употребляет слово «все» так же, как его употребляет автор книги Иисуса Навина, когда пишет о том, что «побили Ахана все Израильтяне камнями» (Нав. 7:25). Небольшая группа представителей израильского народа участвовала в побивании камнями.[xlviii]

Еще один любимый отрывок универсалистов – это Филиппийцам 2:9-11: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Похоже, что он подтверждает идею спасения всех людей своим описанием картины, как всякое колено преклоняется перед господством Иисуса. Но важно признать, что этот отрывок является почти прямой цитатой из Исаии 45:22-25:

«Ко Мне обратитесь, и будете спасены,

все концы земли,

ибо я Бог, и нет иного.

Мною клянусь:

из уст Моих исходит правда,

слово неизменное,

что предо Мною преклонится всякое колено,

Мною будет клясться всякий язык.

Только у Господа, будут говорить о Мне,

правда и сила;

к Нему придут и устыдятся

все, враждовавшие против Него.

Господом будет оправдано

и прославлено все племя Израилево».

Контекст отрывка в книге пророка Исаии представляет собой речь Яхве, провозглашающего реальность Своего существования в отличие от очевидности того, что богов, которым поклоняются другие народы, просто нет.[xlix] Израильтяне, которые уповают на Него, не будут постыжены (Ис. 45:17), но уповающие на других богов будут постыжены (Ис. 45:24). Это люди, «враждовавшие против Него» (Ис. 45:24). Для жителей древнего мира была знакома картина, когда победившие в войне цари и военачальники возвращались с битвы вместе с захваченными военнопленными, которых заставляли склонить колени в повиновении перед победителем. Местные подданные этих царей и военачальников также склоняли колени, но уже в радостном послушании. Речь Яхве завершается предсказанием о разрушительном огне для тех, кто не подчинится Ему и Его правлению (Ис. 47:14-15).[l] Слова во второй главе Послания к Филиппийцам о всяком преклоняющемся колене и всяком языке, исповедующем Иисуса Господом, необходимо понимать в свете обстановки, описанной в главе 45 книги пророка Исаии. Во всем Новом Завете в общем и в посланиях апостола Павла в частности мы видим предсказание о грядущем всеобщем подчинении, которое произойдет двумя различными способами: добровольное подчинение для одних и вынужденное подчинение для других.

Еще два замечания по этому краткому вопросу также будут поучительны. Во-первых, заявление в Первом Послании к Тимофею 2:4 о том, что Бог желает спасти всех людей, ограничивается в том же послании предупреждениями о том, что для спасения необходима вера (1 Тим. 1:16; 4:10). Во-вторых, вечное уничтожение грешников, о котором говорится в главе 1 Второго Послания к Фессалоникийцам, является карающим действием, а не восстанавливающим или исправительным. Почему грешники «подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:9)? Приводится две причины: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2 Фес. 1:6). Более того, наказание налагается «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 1:8). Роберт Перри признает, что этот текст представляет собой проблему для сторонников универсализма.[li] Потому что об этом наказании сказано, что оно будет как вечным, так и карательным. О восстановлении речь не идет.

4.6 Книга Откровения

Книга Откровения добавляет больше проблем универсалистам. Бог, изображенный в этих апокалипсических драмах, не пытается переубедить неверующих, бесконечно долго ожидая, пока они примут Его любящее предложение спастись, как предполагается во многих сочинениях универсалистов. Наоборот, Бог книги Откровение порицает, побеждает и порабощает Своих врагов. Мы также не читаем там, как утверждают некоторые универсалисты, что всякий народ будет искуплен. Только некоторые из (ἐκ) всякого народа искуплены (Откр. 5:9; 7:9). Именно это Майкл МакКлимонд называет «типичным универсализмом», который является образцом того, что замечают многие богословы в Ветхом Завете – люди из всех народов (но не все люди во всех народах) присоединятся к Израилю в последние дни, чтобы поклониться истинному Богу.[lii] Авторы книг Библии, в особенности авторы книг Нового Завета, рассматривали ад не как проблему, а как решение проблемы. Он помогает дать ответ на вопрос: «Почему Бог позволяет злу оставаться ненаказанным?» Вместо того чтобы создавать проблему оправдания Бога, как это делают современники, люди в древности рассматривали ад как разрешение трудных проблем богооправдания. В таких книгах Библии как Аввакума, Иова и Откровение, не говоря уже о Евангелии от Матфея, народ Божий нелегко принимал Божье долготерпение, допускающее присутствие зла и греховности и с нечастым осуждением беззаконников. Люди считали, что наибольший ужас вселенной – это не страдание нечестивых, а страдание невинных людей по причине угнетения их нечестивыми.