4. Усыновление

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Иоанна 1:12).

Разобрав такие важные вопросы, как вера и оправдание, мы переходим к следующему — усыновление.

Люди, обладающие правом на усыновление, — те, «которые приняли Его». То, что принявшие Его — это верующие, становится ясно из последующих слов: «верующим во имя Его». Точное описание привилегии — «дал власть быть чадами Божьими». Греческое слово, использующееся для описания власти, — exousia — подчеркивает оказываемую высокую честь и исключительную привилегию: Бог дает им право стать чадами Божьими.

Наша принадлежность семье Божьей отличается от Христовой. Он является Сыном Бога благодаря вечному родству, до появления времени. Мы же является чадами Божьими, во-первых, по сотворению — «мы Его и род» (Деян.17:28). Этот факт не является привилегией, ибо люди могут иметь Бога как своего Отца, так как именно Он сотворил их, и в то же время иметь дьявола своим духовным отцом. Во-вторых, мы являемся чадами Божьими благодаря усыновлению. Он «дал им власть быть чадами Божьими».

Усыновление бывает двух видов. Внешнее и федеральное: живущие в видимой церкви и исповедующие Бога являются чадами. «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мат. 8:12). Реальное и благодатное: чадами Божьими являются те, кто избран Богом и наследует славу. Прежде, чем перейти к вопросам, я изложу три положения.

1. Усыновление распространяется на все народы. Вначале усыновление ограничивалось еврейским народом, так как он единственный был привит к истинной маслине и был награжден славными привилегиями. «…То есть, Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава» (Рим.9:4). Но сейчас, во времена Евангелия, эта привилегия распространяется на все народы, и верующие язычники также обладают правом иметь привилегию усыновления, как и евреи. «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35).

2. Усыновление распространяется на оба пола, как на мужчин, так и на женщин. «И Я буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2Кор.6:18). Я читал, что в некоторых странах женщинам запрещено занимать наивысший пост, как, например, в соответствии с салическим законом Франции женщина не может наследовать царскую корону. Но духовными привилегиями женщины могут обладать наравне с мужчинами. Каждая праведная душа (независимо от пола) может быть усыновленной и иметь Бога своим Отцом. «Вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».

3. Усыновление — это акт Божьей благодати. «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1:5). Усыновление — это милость, изливающаяся из сосудов Божьей благодати. По своей природе мы странники и, следовательно, не имеем права на родство. Богу нравится усыновлять одного, но не другого: делать одного сосудом для славы, а другого — сосудом для гнева. Усыновленный наследник может воскликнуть: «Господь, как это возможно, что Ты явил Себя Мне, но не миру?».

Что же такое утверждение отцовства, или усыновление?

Это ситуация, когда странник принимается в качестве сына и наследника. Так Моисей был усыновлен дочерью фараона (Исх.2:10), а Эсфирь была усыновленным ребенком своего двоюродного брата Мардохея (Эсф. 2:7). Таким же образом Бог делает нас членами небесной семьи. Усыновляя нас, Бог, во-первых, дает нам Свое имя. Приемный ребенок носит имя того человека, который усыновил его. «…И напишу на нем имя Бога Моего» (Отк.3:12).

Во-вторых, Бог освящает нас Своим Духом. Он совершает помазание над теми, кого усыновляет, и делает святыми тех, кто становится Его сыновьями. Когда один человек принимает в свою семью другого как сына и наследника, то он дает ему свое имя. Но он не может вложить в него свой характер, и если этот человек имеет мрачный, замкнутый характер, то приемный отец не может изменить его. Но тех, кого Бог усыновляет, Он и освящает, давая не только новое имя, но и новую природу (2Пет.1:4). Бог превращает волка в ягненка, делает сердце смиренным и милосердным. Он производит такую перемену, что кажется, будто другая душа пребывает в том же теле.

В каком состоянии мы находимся, когда Бог усыновляет нас?

Мы находимся в греховном и бедственном состоянии. Дочь фараона вынула Моисея из корзинки, сделанной из тростника и плававшей в воде, и сделала своим сыном. Бог находит нас не в воде, а «в своих кровях», и усыновляет (Иез.16:6). Он усыновляет нас, освобождая из рабства. Великая милость — выкупить раба. Но еще большая милость -усыновить его.

Что дает нам Бог при усыновлении?

1) Усыновляя, Бог дает нам превосходство. Господь мог бы взять немного пыли и сделать из нее звезду, но Ему приятнее взять комок грязи и греха, усыновить его и сделать Своим наследником.

2) Усыновляя, Бог дарует нам свободу. Усыновление — это состояние свободы. Если усыновляют раба, то он становится свободным человеком. «Посему ты уже не раб, но сын» (Гал.4:7). Каким образом усыновленный становится свободным? Теперь он не является рабом своих желаний: он свободен от власти греха, тирании сатаны и проклятия закона. Теперь он свободен в поклонении. Ему дарован Дух Божий, Который делает его служение Богу свободным и радостным. «Я… обрадую их в Моем доме молитвы» (Ис.56:7).

3) Усыновляя, Бог дает нам высокое положение. Он делает нас наследниками обетования, удостаивая высокой чести. «…Ты дорог в очах Моих, многоценен» (Ис.43:4). Усыновленные верующие — это богатство Бога (Исх.19:5), Его драгоценные камни (Мал.3:17)[13], Его первенцы (Евр.12:23). Они имеют ангелов, которые охраняют их жизнь. Они принадлежат к Царской семье, владеющей небесами (1 Иоан.3:9). Писание излагает их духовную геральдику. На их гербе есть щит: иногда на нем изображен лев, символизирующий смелость (Прит.28:1), иногда — голубь, символ кротости (Песн. П. 2:14), а иногда — орел, символизирующий полет (Ис.40:31). Таким образом, вы рассмотрели их геральдический щит.

4) Что за почести без наследства? Всем усыновленным детям Бог дает Царство. «Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук.12:32). Это не унижение — стать чадами Божьими. Бесчестить святых — значит поступать подобно Семею, который злословил Давида, поставленного царем. Усыновление заканчивается коронацией. Царство, которое Бог дает Своим усыновленными чадам и наследникам, превосходит все земные империи:

во-первых, богатством. «…Каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло» (Отк.21:21);

во-вторых, спокойствием. Это мирное Царство, и белая лилия мира является наилучшим цветком в царской короне.

Pax una triumphis innumeris melior — один мир лучше бесчисленных побед. Здесь нет разделений в семьях или вторжений в другие страны, нет шума барабанов и орудий -лишь «голос как-бы гуслистов, играющих на гуслях своих» (Отк.14:2);

в-третьих, стабильностью. Другие царства распадаются: хотя у них головы и из золота, но ноги — из глины. Царство же, к которому принадлежат усыновленные, движется параллельно вечности, оно непоколебимо (Евр.12:28). Наследники небес царствуют во веки веков (Отк.22:5).

Что является жизненным инструментом усыновления?

Вера заинтересовывает нас привилегией усыновления. «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26). До того, как в нас выработалась вера, мы являемся духовно незаконорожденными и не имеем отношений с Богом как с Отцом. Неверующий может назвать Бога Судьей, но не Отцом. Вера — усыновляющая благодать, которая дарует нам титул сыновей и дочерей Божьих и дает право на наследство.

Почему вера больше других благодатей является инструментом усыновления?

Вера — стимулирующая благодать, это жизненная артерия души. «Праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4). Благодаря тому что мы живы, мы можем быть усыновлены. Никто не усыновляет мертвых детей. В результате, мы становимся братьями Христа, а Бог — нашим Отцом.

Урок первый.

1) Обратите внимание на удивительную любовь Бога, когда Он делает нас Своими детьми. Платон благодарил Бога за то, что Он сделал его человеком, и не только человеком, а философом. Но еще поразительнее то, что Господь облекает нас исключительными полномочиями сыновей.

Благодаря любви Бог кормит нас и усыновляет. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан.3:1). Она ессе admirantis — превыше понимания.

Чудо Божьей любви, благодаря которой Он усыновляет нас, станет отчетливей, если мы рассмотрим шесть моментов.

а) Бог усыновил нас, хотя Он имел Своего Собственного Сына. Люди усыновляют детей, когда у них нет своих собственных, и они хотят, чтобы кто-то носил их имя. Но то, что Бог усыновляет нас, имея Своего Собственного Сына, Господа Иисуса, — это чудо любви. В Библии Христос называется Возлюбленным Сыном Бога (Кол.1:13). Он достойнее ангелов — «…будучи столько превосходнее Ангелов» (Евр.1:4). Как же непостижима любовь Бога, если Он усыновляет нас, имея Собственного Сына, обладающего столькими совершенствами! Это мы нуждались в Отце, а не Он — в сыновьях.

б) Задумайтесь над тем, кем мы были до того, как Бог усыновил нас. Мы были очень уродливы, а человек вряд ли усыновит и сделает своим наследником горбатого и отталкивающего вида ребенка, а скорее выберет красивого. Мардохей удочерил Эсфирь, потому что она была красивой. Но Бог усыновил нас, когда мы были «в своих кровях». «И… увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, …и вот, это было время твое, время любви» (Иез.16:6, 8). Бог выбрал нас не тогда, когда мы были осыпаны драгоценными камнями святости и облачены в святость ангелов, а когда мы были черны, как эфиопы, и больны проказой, — это было время любви.

в) Задумайтесь над тем, чего стоило Богу наше усыновление. Чтобы осуществить усыновление, людям нужно лишь поставить печать на документе. Но чтобы усыновить нас, Богу пришлось затратить большие усилия: Он приложил Свою мудрость, чтобы найти наиболее эффективный способ. Ведь очень сложно сделать наследников гнева наследниками обетования. И когда Бог нашел путь осуществить это усыновление, то он оказался нелегким. Наше усыновление приобреталось дорогой ценой, ибо, чтобы сделать нас Своими чадами и наследниками, Богу пришлось поставить печать на документе Кровью Собственного Сына. В этом и заключается чудо Божьей любви, проявившейся при нашем усыновлении: оно дорого стоило Всевышнему.

г) Задумайтесь о том, что Бог решил усыновить Своих врагов. Когда один человек собирается сделать другого наследником, он никогда не усыновит своего смертельного врага. Но Бог сделал это, когда мы были не только странниками, но и врагами. В этом также проявилось чудо Его любви. Даже лишь простив Своих врагов, Бог совершил бы акт милосердия, но то, что Он усыновил их и сделал наследниками, изумляет ангелов на небесах.

д) Бог освободил многих людей, принадлежавших семье дьявола, и сделал их членами небесной семьи. Писание говорит о том, что Христос привел многих людей в славу (Евр.2:10). Обычно человек усыновляет лишь одного как наследника, но Бог решил увеличить Свою семью и привести многих сыновей к славе. Миллионы усыновленных -это тоже чудо Божьей любви. Если бы Господь принял лишь одного, то все мы были бы отчаянии, но Он приводит к славе многих Своих сыновей, тем самым открывая для нас дверь надежды.

е) Задумайтесь о том, каким почестями одарил нас Господь, усыновив. Давид считал большой честью быть зятем царя (1Цар.18:18). Но какая честь — быть чадами Всевышнего Бога! Чем больше почестей даровал нам Бог при усыновлении, тем больше Он явил нам Свою любовь. Какая честь, что Бог сделал нас такими близкими к Нему по родству — сыновьями Бога Отца, членами Бога Сына и храмом Бога Святого Духа! Какая честь, что Он сделал нас подобными ангелам (Мат. 22:30), более того, в некотором смысле, выше ангелов! Все это возвещает нам о чуде Божьей любви, проявившейся при усыновлении.

2) Задумайтесь о бедственном положении тех, кто живет и умирает в неверии. Они не являются чадами Бога. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Не имея веры, вы не можете стать детьми Божьими. У неверующих нет основного признака детей, имеющих отца: они не знают Бога. Все дети Божьи знают своего Отца, но нечестивцы не знают Его, они «переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь» (Иер.9:3). Неверующие мертвы по своим преступлениям (Еф.2:1). У Бога нет мертвых детей, а не являясь Его детьми, у них нет права на наследство.

Урок второй. Испытайте: усыновлены ли вы. Весь мир делится на две категории: дети Божьи и наследники ада. «А тем… дал власть быть чадами Божьими» (Иоан.1:12). Давайте исследуем себя. То, что мы имеем благочестивых родителей, не является признаком нашего усыновления. Евреи хвастались, что являются потомками Авраама, и считали себя и так достаточно благочестивыми благодаря своему происхождению. Но усыновление не передается по крови. Многие благочестивые родители имеют порочных сыновей: у Авраама был Измаил, у Исаака — Исав. И хорошее зерно рождает пустые колосья. Точно так же у святых бывают нечестивые дети. Поэтому, как говорит Иероним, non nascimur filii — мы не рожденные сыновья; мы являемся детьми Божьими не благодаря благочестивым родителям, а благодаря усыновлению и благодати. Поэтому давайте исследуем, являемся ли мы усыновленными сыновьями и дочерьми Бога.

Первый признак усыновления — послушание. Сын повинуется своему отцу. «И поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы, и сказал им: «пейте вино». Но они сказали: мы вина не пьем, потому что Ионадав, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши во веки» (Иер.35:5, 6). Поэтому, когда Бог повелевает не пить из греховной околдованной чаши, усыновленный ребенок говорит: «Мой Небесный Отец запретил мне, и я не осмеливаюсь пить». Праведная душа не только верит Божьему обетованию, но и повинуется Его заповеди. Истинное послушание ребенка должно быть постоянным и обладать пятью характеристиками:

1) Оно должно совершаться в соответствии с правильным принципом. Правилом для послушания должно быть Слово. Lydius lapis — критерий. «Обращайтесь к закону и откровению» (Ис.8:20). Если наше послушание не соответствует Слову, то оно — чуждый огонь, самовольное служение. Относительно такого послушания Бог спрашивает: «Кто требует его от вас?». Апостол осуждает поклонение ангелам, имеющее вид смиренномудрия (Кол.2:18). Евреи сказали бы, что они не настолько дерзки, чтобы предстать перед Богом такими, как есть, что они преклоняются и смиряются перед ангелами, желая, чтобы те были их посредниками в общении с Богом. Так проявлялось их смирение перед служением ангелов. Но это отвратительно в глазах Бога, так как это не подтверждается Его словом. Это не послушание, а идолослужение. Истинное послушание детей совпадает с волей нашего Отца, явленной в Слове.

2) Оно должно совершаться в соответствии с благородными принципами веры. Писание говорит о послушании веры (Рим.16:26)[14]. «Quicquid decorum est ex fide proficiscitur. — Все приемлемые дела исходят из веры» (Августин). Дикая яблоня может приносить плоды, приятные для глаз, но кислые на вкус, так как произросла от плохого корня. Порядочный человек может демонстрировать Богу свое внешнее послушание, которое для других может казаться истинным. Но оно неугодно Богу, так как не произросло от сладкого и приятного корня веры. Чадо Божье приносит Господу послушание веры. Это услаждает и улучшает его служения и делает их более привлекательными. «Верою

Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр.11:4).

3) Истинное послушание должно совершаться ради правильной цели. Finis specificat actionem — цель определяет ценность поступка. Цель послушания — прославление Бога. Послушание, нанесшее вред многим прославленным служениям, говорит о том, что его цель была неправильной. «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Мат. 6:2). Добрые дела должны светить, а не сверкать. «Если я… отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). То же самое можно сказать о правильной цели: если у меня не было верной цели и я никогда полностью не повиновался, то от послушания нет никакой пользы. Истинное послушание во всем смотрит на Бога. «…И ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем» (Фил.1:20). Хотя дитя Божье не всегда достреливает, но у него правильная цель.

4) Истинное послушание детей должно быть единообразным. Дитя Божье сосредотачивается как на одной заповеди, так и на другой. Quicquid propter Deum fit oequaliter fit — все, что мы совершаем для Бога, должно делаться с одинаковым усердием. Все заповеди Божьи имеют одинаковый авторитет, и если я повинуюсь одному правилу на том основании, что так повелел Отец, то по тому же принципу я должен исполнять все. Как кровь течет по всем сосудам тела, а солнце на небосводе освещает все знаки зодиака, так и истинное послушание детей Божьих должно касаться и первой, и второй скрижали закона. «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» (Пс.118:6). Повиновение Богу в одних вопросах религии, а не в других, свидетельствует об испорченном сердце. Так было с Исавом, который послушался отца и принес ему оленину, но не повиновался ему при выборе жены. Послушание детей Божьих направлено к каждой заповеди Бога, как игла, указывающая магнитные линии. Если Бог призывает к исполнению обязанностей, которые противоречат желанию плоти и крови, то мы, будучи детьми, должны повиноваться нашему Отцу.

Но кто может повиноваться Богу во всем?

Хотя усыновленный наследник небес не может повиноваться каждому постановлению совершенно, но он делает это, опираясь на Евангелие. Он одобряет каждую заповедь: «(я) соглашаюсь с законом, что он добр» (Рим.7:16). Он наслаждается, исполняя каждую заповедь. «Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил!» (Пс.118:47). Он стремится исполнить каждую заповедь. «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!» (Пс.118:5). Когда он терпит неудачу, то смотрит на Кровь Христа, чтобы восполнить свои недостатки. Это и есть евангельское послушание, которое свидетельствует не об удовлетворении истин, а об их принятии.

5) Истинное послушание чада Божьего постоянно. «Блаженны… творящие правду во всякое время!» (Пс.105:3). Оно подобно не багровому румянцу припадка, который быстро проходит, а румяному цвету кожи, который пребывает все время и напоминает огонь на алтаре, всегда поддерживаемый горящим (Лев.6:13).

Второй признак усыновления — это стремление всегда пребывать в присутствии Отца. Для ребенка, любящего своего родителя, лучше всего, когда его отец рядом. Являемся ли мы детьми? Мы любим быть в присутствии Отца, выполняя Его постановления. В молитве мы говорим с Богом, в проповеди Он говорит с нами. Каждое дитя Божье наслаждается, слыша голос своего Отца! «Тебя жаждет душа моя; …чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (Пс.62: 2,3). Неуважительно относящиеся к Божьим постановлениям, не являются Его детьми, так как не стремятся быть в Его присутствии. «И пошел Каин от лица Господня» (Быт.4:16). Смысл этой фразы не в том, что Каин ушел от глаз Господа, а в том, что Каин ушел от Церкви и народа Божьего, где Господь давал видимые знамения Своего присутствия.

Третьим признаком усыновления является водительство Святого Духа в жизни верующего. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14). Недостаточно, чтобы ребенок имел жизнь, необходимо, чтобы каждую минуту за ним ухаживала кормилица. Так и усыновленное чадо должно не только родиться от Бога, оно нуждается в руководстве Святого Духа, Который наставлял бы его в святости. «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих» (Ос.11:3). Как столп огненный вел Израиль, так и Святой Дух ведет детей Божьих. Усыновленные дети нуждаются в Духе, Который бы вел их, так как они склонны поступать неправильно. Их плоть склонна ко греху, их разум и совесть должны направлять их волю, но она любит властвовать и восстает. Поэтому дети Божьи нуждаются в Святом Духе, чтобы контролировать свою порочность и идти по правильному пути. Как нечестивые люди водимы злым духом: дух сатаны склонил Ирода к инцесту, Ахава — к убийству, а Иуду — к предательству, — так Дух направляет детей Божьих к добродетельным поступкам.

Восторженные люди делают вид, что они водимы Духом, но на самом деле это ignis fatuus — заблуждение.

Водительство Духа согласуется со Словом Божьим. Энтузиасты же обходятся без него. «Слово Твое есть истина» (Иоан.17:17), «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан.16:13). Учение Слова Божьего и водительство Духа согласуются между собой.

Четвертым признаком нашего усыновления является любовь ко всем детям Божьим. «Братство любите» (1Пет.2:17). Мы имеем привязанность к детям Божьим, хотя им присущи некоторые слабости. В детях Божьих присутствует порок (Втор.32:5), но мы должны любить прекрасное лицо святости, даже если на нем есть шрам. Если мы приняты в семью, то любим все хорошее, что есть в детях

Божьих: мы восхищаемся их благодатями и не замечаем их неблагоразумия. Если мы не можем любить их из-за их оплошностей, то как можно рассчитывать на то, что Бог любит нас? Как мы можем умолять об освобождении? По этим признакам мы можем судить о своем усыновлении.

Урок третий. Радуйтесь преимуществам усыновления.

Какие же преимущества получают дети Божьи?

1) Они получают великие привилегии. Царские дети имеют огромные привилегии и свободы. Они не платят подати (Мат. 17:25). Дети Божьи тоже обладают особыми привилегиями — ничто не может навредить им: «…ничто не повредит вам» (Лук.10:19). Вы можете получить удар, но он не нанесет вам вреда. «Не приключится тебе зло» (Пс.90:10). Здесь Бог не говорит, что страдания будут обходить вас, а что зло не приключится с вами: что яд и вред страданий не коснутся вас. Страдания нечестивца несут в себе зло, они делают человека еще хуже и заставляют его ругаться и богохульствовать. «И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога» (Отк.16:9). Но никакое зло не приключается с детьми Божьими, в страданиях они становятся лучше (Евр.12:10). Огонь печи очищает золото. Ничего плохого не происходит с усыновленными, так как никто не может осудить их. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим.8:33). Какая же это благословенная привилегия — быть свободным от жала страданий и проклятия закона, быть в таком положении, когда ничто не может причинить тебе зла! Когда дракон отравил воду, то единорог, используя экстракт своего рога, нейтрализовал действие яда. Так же и Иисус Христос нейтрализовал действие яда, присутствующего в каждом страдании, и теперь отрава не может навредить святым.

2) Второе преимущество, которым обладают усыновленные верующие, это то, что они являются сопричастниками обетований. Обетования — это хлеб детей Божьих. Верующие являются «наследниками обетования» (Евр.6:17).

Обетования непреложны. Божья истина — ярчайшая жемчужина Его венца — является их залогом. Обетования находят применение подобно целебным травам, выращиваемым в саду, где нет болезней, а лишь средства для исцеления. Во время ночи опустения Бог пообещал быть солнцем, а в искушениях — сокрушить сатану (Рим.16:20). Разве может грех господствовать? Бог пообещал Своим могуществом поразить его (Рим.6:14). О, какое небесное утешение несут в себе обетования! Но кто имеет право обладать ими? Только верующие являются наследниками обетования, и, хотя в Библии этого нет, лишь они могут сказать: «Это -мое».

Урок четвертый. Восхваление и возвеличивание милости Бога, Который усыновил вас и сделал членами Своей семьи; Который вас, рабов, сделал Своими сыновьями; вас, наследников ада, сделал наследниками обетования. Усыновление — это дар, дающийся даром. Бог дал вам власть, или право, быть Его сыновьями. Благодать, данная даром, проходит через все привилегии усыновления подобно серебряной нити, обрамляющей все изделие. Усыновление -это великая милость, которую Адам имел в раю. Он был сыном благодаря своему сотворению, но семья Бога пополнилась посредством дальнейшего усыновления. Нам есть за что благодарить Господа. Чтобы человека усыновили гражданским актом, он должен обладать некоторыми достоинствами и превосходствами. Но в нас не было ни достоинств, ни красоты, ни благородного происхождения, ни добродетелей — ничего, что могло бы побудить Бога даровать нам право быть Его сыновьями. В нас было достаточно недостатков, чтобы побудить Господа исправить нас, но ничего достойного, чтобы усыновить. Поэтому превозносите благодать, данную вам даром, начинайте уже здесь служение ангелов, воздайте хвалу Тому, Кто благословил вас, сделав Своими сыновьями и дочерьми!