5. Освящение

«Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3).

Слово «освящение» означает посвящение и отделение для святого использования. Таким образом, освященные верующие — это те, кто отделился от мира и посвятил себя служению Богу. Освящение имеет две составляющие: первая (отрицательная) указывает на отсутствие определенных вещей, а вторая (положительная) — на наличие определенных моментов.

а) Первая составляющая освящения заключается в очищении от грехов. Грех сравнивается с закваской, которая прокисает, и с проказой, которая разрушает. Освящение очищает «старую закваску» (1Кор.5:7). Хотя оно не удаляет грех из нашей жизни, тем не менее, оно убивает любовь ко греху.

б) Вторая составляющая освящения — это духовное очищение души, которое в Писании называется «обновлением ума вашего» (Рим.12:2), в результате чего мы становимся «причастниками Божеского естества» (2Пет.1:4). Священники по закону не только омывались в умывальнике, но и облачались в священные одежды (Исх.28:2). Поэтому освящение не только омывает от греха, но и облекает в непорочность.

Что же такое освящение?

Это особое действие благодати, производящее спасающую работу, посредством которой сердце становится святым, похожим на сердце Бога. Освященный человек носит не только имя Бога, но и Его образ. Чтобы раскрыть сущность освящения, я изложу следующие семь принципов.

1) Освящение — это сверхъестественное действие, которое совершается Божественным образом. По своей природе мы осквернены, и Бог применяет Свою исключительную силу, чтобы очистить нас. «Я Господь, освящающий вас» (Лев.21:8). Сорняки растут сами по себе, а цветы выращиваются садовником. Освящение — это цветок, посаженный Духом, поэтому оно называется освящением от Духа (1Пет.1:2).

2) Освящение — это внутренне воздействие, оказываемое, в основном, на сердце человека. Такая душа называется «сокровенный сердца человек» (1Пет.3:4). Роса увлажняет листья, а жизненный сок сокрыт в корне. Так и религия некоторых людей состоит лишь из внешних проявлений, а освящение глубоко укореняется в душе. «Ты… внутрь меня явил мне мудрость» (Пс.50:8).

3) Освящение оказывает пространственное влияние и распространяется на всего человека. «Сам же Бог мира да освятит вас по всей полноте» (1 Фес. 5:23). Как естественное тление поражает весь организм — «вся голова в язвах и все сердце исчахло», — так и освящение охватывает всю душу. После грехопадения разум пребывал в неведении, но при освящении мы «теперь — свет в Господе» (Еф.5:8). После грехопадения воля человека была совращена, и люди были не только неспособны делать добро, но и упорствовали в своей порочности. При освящении воля становится уступчивой и согласуется с волей Бога. После грехопадения привязанности человека переместились на неверные объекты, при освящении они разместились в правильном порядке и гармонии: скорбь направлена на грех, любовь — к Богу, а радость — к небесам. Таким образом освящение распространяется так же глубоко, как и природное тление, оно охватывает всю душу: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте». Не тот освящен, кто стал хорошим лишь частично, а тот, кто освящен целиком. Поэтому в Писании благодать называется «новым человеком», не новым глазом или новым языком, а «новым человеком» (Кол.3:10). Хороший христианин, даже освящаясь немного, освящается повсеместно.

4) Освящение глубоко и обжигающе воздействует на душу человека. Qualitates sunt in subjecto intensive — его свойства пылают в душе верующего. «Духом пламенейте» (Рим.12:11). Освящение — это не мертвое состояние, оно разгорается в ревность. Вода кипит, когда достигает высокой температуры, точно так же святым является тот, чья религия разогрета до определенной степени, а сердце кипит от любви к Богу.

5) Освящение — это прекрасный процесс. Благодаря освящению Бог и ангелы могут любить нас. Писание называет его благолепием святости (Пс.109:3). Как солнце освещает и украшает мир, так и освящение украшает и усыпает блестками душу в глазах Бога. То, что делает Бога прославленным, воздействует и на нас. Святость — самый сияющий драгоценный камень в венце Бога Отца. Господь «величествен святостию» (Исх.15:11). Освящение — это первый плод Духа Святого, это небеса, зародившиеся в нашей душе. Освящение и слава отличаются только по степени: освящение — это семя славы, а слава — это цветок освящения. Святость — это квинтэссенция счастья.

6) Освящение постоянно, ибо «семя Его (Бога) пребывает в нем» (1 Иоан.3:9). Тот, кто действительно освящен, не может отпасть от этого состояния. Конечно, иногда кажется, что святость утеряна, краски стерты, а освящение тускнеет — «…ты оставил свою первую любовь» (Отк.2:4). Истинное освящение — это цветение вечности. «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (1 Иоан.2:27). Тот, кто истинно освящен, может отпасть от своего состояния не более ангелов, закрепленных на своих небесных орбитах.

7) Освящение имеет прогрессирующий характер. Оно возрастает и сравнивается с растущим семенем: вначале появляется росток, потом — колос, а затем в колосе созревают зерна. Таким образом, те, кто уже освящен, могут стать более освященными (2Кор.7:1). Оправдание не имеет степеней, верующий не может стать более избранным или оправданным, чем он есть, но он может стать более освященным. Освящение возрастает подобно утреннему солнцу, которое становится все ярче, пока не достигает зенита. Писание говорит о том, что возрастает и познание, и вера (Кол.1:10), (2Кор.10:15). Христианин постоянно добавляет к своему духовному росту. В этом мы несхожи с Христом, Который не мог стать более святым, чем Он был, и получил Дух без ограничения. Мы имеем Дух в определенном количестве и можем пополняться в своей благодати, подобно Апеллесу, который, закончив рисовать картину, продолжает улучшать ее своим карандашом. Образ Бога несовершенно отражается в нас, и поэтому мы должны улучшать это отображение, добавляя к нему более живые цвета. Освящение имеет прогрессирующий характер, если оно не возрастает, то, значит, и не живет. Так мы рассмотрели природу освящения.

Какие бывают подделки освящения?

Что же по внешнему виду напоминает освящение, но им не является?

1) Первая подделка освящения — это нравственные добродетели. Такие качества, как справедливость, умеренность, умение держать себя, хорошая репутация — хороши, но этого недостаточно. Это еще не освящение. Полевой цветок отличается от цветка, выросшего в саду. Язычники, такие, как Катон, Аристид и Сократ, достигали успехов в нравственности. Любезность — это лишь улучшенный человеческий характер; но в ней нет Христа, и сердце может быть грязным и отвратительным. Под прекрасными листьями вежливости может прятаться червь неверия. Нравственный человек может иметь тайную антипатию к благодати: он ненавидит порок и в такой же степени ненавидит благодать. Змея имеет красивую окраску, но еще и жало. Человек, украшенный и улучшенный нравственными добродетелями, имеет тайную непредрасположенность к святости. Стоики, которые играли выдающуюся роль в исправлении нравов язычников, были самыми сильными врагами Павла (Деян.17:18).

2) Второй подделкой освящения являются суеверные религиозные обряды. Это процветает в католицизме: поклонения, образы, алтари, облачения, святая вода, которые я рассматриваю как религиозное неистовство, далекое от освящения. Это не добавляет человеку никакого внутреннего благочестия и не делает его лучше. Если основанные на законе Моисея очищение и омытие, которые были утверждены Самим Богом, не делали тех, кто совершал их, более святыми (а священники, облачившись в святые ризы и принявшие святое помазание Духа, не становились более святыми, чем до того), тогда, безусловно, эти религиозные нововведения, которые Бог никогда не утверждал, не добавят святости людям. Суеверная святость не требует больших затрат, она не затрагивает сердце человека. Если произнесение нескольких молитв, поклоны образам или окропление святой водой являются освящением — и это все, что требуется от человека, чтобы стать спасенным, — тогда ад был бы пустым: там никого не было бы.

3) Третьим подлогом освящения является лицемерие: когда человек притворяется святым, не имея святости. Как комета может светить подобно звезде, так и подвески люстры могут сиять, ослепляя глаза смотрящих. «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5). Таковые являются лампами без масла, гробами окрашенными, они похожи на египетские гробницы, красивые снаружи, а внутри полные пауков и обезьян. В Еф.4:24 апостол говорит об истинной святости, подразумевая, что есть поддельная и притворная святость. «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Отк.3:1) подобно картинам и статуям, которые лишены жизненного источника. «Это — безводные облака, носимые ветром» (Иуда 12). Они притворяются, что исполнены Духом, но на самом деле являются облаками безводными. Такая демонстрация освящения — самообман. Тот, кто берет медь вместо золота, обманывает сам себя. Самый лицемерный святой пока живет — обманывает других, а после смерти — сам себя. Напрасно притворяться в святости, если она отсутствует. Что могли сделать неразумные девы, чтобы их светильники загорелись, когда в них закончилось масло? Для чего нужен светильник исповедания, если в нем нет спасающей благодати? Какое утешение демонстрация святости даст в конце? Разве обогащает нарисованное золото? Разве утолит жажду нарисованное вино? Разве напускная святость будет целебным средством в час смерти? Не нужно полагаться на притворное освящение. Многие корабли под названием Надежда, Гарантия, Триумф разбились о скалы. Точно так и многие, кто называли себя святыми, были изгнаны в ад.

4) Четвертый подлог освящения — это сдерживающая благодать: когда люди воздерживаются от порока, но, в то же время, терпимы к нему. Лозунг грешника мог бы быть следующим: «Я бы рад, да боюсь». Собака думает о косточке, но боится дубинки. Так и некоторые люди имеют склонность к похоти, но их совесть восстает подобно ангелу с пламенеющим мечом, и пугает их. Они хотели бы отомстить, но страх оказать в аду является уздечкой, обуздывающей их. В таких случаях сердце человека осталось неизменным, грех обуздан, но не исцелен. Льва можно приковать, но он так и останется львом.

5) Пятый подлог освящения — это общая благодать, которая является легкой, кратковременной работой Святого Духа, недостаточной для обращения. В суждениях таких людей появляются проблески света, но это еще не смирение, совесть начинает немного контролировать их, но они не пробуждаются. Внешне это выглядит как освящение, но это ошибочное мнение. Такие люди чувствуют обличения, но очень скоро освобождаются от них, подобно оленю, который, будучи раненным, стряхивает с себя стрелы. После обличения они идут в дом увеселений, берут арфу и освобождаются от духа печали. Поэтому все умирает и заканчивается ничем.

Почему освящение необходимо?

1) Бог призвал нас к нему. Он призвал нас к славе и благости (2Пет.1:3) — к благости в такой же степени, как и ко славе. «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:7). Мы не призваны ко греху, хотя и можем иметь искушения. Нас не призывали быть гордыми или нечистыми. Мы призваны к святости.

2) Без освящения отсутствуют доказательства нашего оправдания. Оправдание и освящение идут рядом. Вы освя-тились и оправдались (1Кор.6:11). Бог простил ваши беззакония (Мих.7:18), это и есть оправдание. Когда один из воинов копьем пронзил ребра Иисуса, «тотчас истекла кровь и вода» (Иоан.19:34): Кровь — для оправдания, а вода — для освящения. Те, кто не имеет воды из бока Христа, которая очистила бы их, никогда не имели Его Крови, которая спасла бы их.

3) Без освящения у нас нет права на новый завет. Завет благодати является нашим документом, дающим право на небеса. Привилегия благодати заключается в том, что Бог будет нашим Богом. Но кто заинтересован в том, чтобы обладать этим заветом и может приводить в оправдание его привилегии? Только освященные личности. «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26). Если человек составляет завещание, то предъявлять на него права могут лишь те, кто перечислен в нем. Так и Бог составляет завещание и завет, но это завещание ограничено и предназначено лишь для освященных, и слишком самонадеянно для остальных предъявлять на него права.

4) Без освящения человек не может попасть на небеса. Без святости никто не увидит Господа (Евр.12:14). Бог свят, и Он не позволит ни одному несвятому творению приблизиться к Нему. Царь не позволит человеку, покрытому язвами, предстать перед ним. Небеса — это не ковчег Ноя, куда смогли войти и чистые, и нечистые твари. Ни одна нечистая тварь не войдет в небесный ковчег; ибо хотя Бог и допускает, чтобы нечестивцы какое-то время жили на земле, но Он никогда не позволит, чтобы небеса наполнились таким сбродом. Разве достойны увидеть Бога те, кто погряз в пороках? Разве положит Бог за пазуху змею? «Старайтесь иметь … святость, без которой никто не увидит Господа». Только чистый глаз может увидеть яркий объект — только святое сердце может увидеть Бога в Его святости. Грешники же увидят Бога не как друга, а как врага: перед ними предстанет пугающее, а не прекрасное зрелище, вместо трона благодати они увидят пламенеющий меч. О, как мы нуждаемся в освящении!

5) Без освящения все святое оскверняется. «Для оскверненных и неверных нет ничего чистого» (Тит.1:15). По закону, если человек, осквернившийся прикосновением к мертвому телу, нес в поле одежды своей освященное мясо, то это святое не очищало его, а наоборот, осквернялось им (Агг.2:12, 13). Это является символом того, как грешник оскверняет свои святые приношения. Как больной желудок превращает наилучшую еду в плохие желудочные соки, так и неосвященное сердце оскверняет молитвы, милостыни и причастия. Это подтверждает необходимость освящения. Только благодаря освящению наши святые приношения становятся приемлемыми. Святое сердце — это алтарь, освящающий приношения. Без освящения наши жертвы не принимаются.

6) Без освящения мы не можем показать признаки своего избрания (2 Фес. 2:13). Избрание — это основание нашего спасения, освящение — доказательство его. Освящение — это клеймо на избранных овцах Христа.

Каковы же признаки освящения?

Во-первых, освященные помнят то время, когда они еще не были таковыми (Тит.3:3). Мы были «в своих кровях», но Бог омыл нас водой и помазал елеем (Иез.16:9). И теперь эти деревья праведности, которые цветут и приносят миндаль, помнят то время, когда они были подобны сухому посоху Аарона, на котором не росло ни одного цветка праведности. Освященная душа помнит, когда она была отдалена от Бога невежеством и суетностью и когда благодать, дарованная Богом, насадила в ней этот цветок праведности.

Вторым признаком освящения является пребывание в душе Святого Духа. «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим.1:14). Как нечистый дух пребывает в нечестивцах и ведет их к гордости, похоти и мести — дьявол входит в этих свиней (Деян.5:3), — так и Дух Божий пребывает в избранных, являясь их Водителем и Утешителем. Этот Дух Божий владеет святыми, Он освящает их склонности, побуждая к святым мыслям, и волю, вкладывая новые пристрастия, в результате чего они стремятся к добру. Те, кто освящен, хотя и не имеют сущности Святого Духа, но живут под Его воздействием.

Третьим признаком освящения является ненависть ко греху (Пс.118:104). Лицемер может оставить грех, но, тем не менее, любить его, подобно змее, которая сбрасывает свою шкуру, оставляя при себе свое жало. Но освященный человек может сказать, что он не только оставил свой грех, но и возненавидел его. Как в природе существует несовместимость между виноградной лозой и лавром, так и в освященной душе присутствует ненависть ко греху. Несовместимые вещи никогда не смогут прижиться. Поэтому человек, ненавидящий грех, не может не противостоять ему и старается уничтожить его.

Четвертым признаком освящения является духовное совершение религиозных обязанностей, совершаемых от всего сердца и побуждаемых любовью. Освященная душа молится, потому что любит молиться, и называет «субботу отрадою» (Ис.58:13). Человек может обладать дарами, заслуживающими восхищения, — он может говорить как ангел, сошедший с небес, но в то же время быть плотским в духовном плане; совершая служения, он не летит на крыльях наслаждения и не исходит из обновленных моральных принципов. Освященные души поклоняются Богу в Духе (1Пет.2:5). Об исполнении нами долга Бог судит не по количеству дел, а по любви, исходя из которой, мы совершаем его.

Пятый признак освящения — правильно построенная жизнь. «Будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). Если сердце человека освящено, то и его жизнь будет свята. Храм украшается золотом не только внутри, но и снаружи. Как на монете присутствует не только изображение царя внутри кольца, но и надпись с внешней стороны, так и при освящении не только образ Бога отпечатывается в сердце человека, но и в его жизни присутствуют признаки святости. Некоторые люди утверждают, что имеют добрые сердца, но их жизни порочны. «Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих» (Прит.30:12). Если в ведрах грязная вода, то она не может быть чистой в колодце. «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс.44:14) — это святость сердца. «Одежда ее шита золотом» — это святость жизни. Самая прекрасная та благодать, которая светит так ярко, что другие могут видеть ее; это украшает религию и делает людей последователями веры.

Шестым признаком освящения является непоколебимая твердость. Такой человек принимает решение никогда не оставлять святость. Пусть другие упрекают его — он любит ее больше и больше. Если водой окропить огонь, то он разгорается еще сильнее. Такой человек говорит словами Давида, когда Мелхола упрекала его за то, что он танцевал перед ковчегом: «И я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее» (2Цар.6:22). Пусть другие преследуют его за его святость — он говорит, как Павел: «Но я ни на что не взираю» (Деян.20:24). Он предпочитает освящение безопасности и считает, что его чистая совесть важнее неповрежденной кожи. Такая душа говорит словами Иова: «Крепко держал я правду мою, и не отпущу ее» (Иов.27:6). Он скорее расстанется со своей жизнью, чем с совестью.

Урок первый. Основное, к чему должен стремиться христианин, — освящение. Освящение — это unum necessarium, то, что «одно только нужно». Освящение — это наш чистый, светлый облик, который делает нас похожими на небеса, усыпанные звездами; это наше благородство, благодаря которому мы рождены от Бога и становимся сопричастниками Божественной природы; это наше богатство, которое можно сравнить с ожерельями жемчуга и золотыми подвесками (Песн. П. 1:9). Это наше наилучшее удостоверение для небес. Какие доказательства еще мы можем предъявить? Наши знания? Дьявол тоже имеет их. Наше исповедание религии? Сатана часто является в одежде Самуила и преображается в ангела света. Лишь освящение является нашим удостоверением для небес. Освящение -это первый плод Духа, единственная монета, которая будет ходить в обращении в другом мире. Мы познаем Божью любовь не благодаря тому, что Он дает нам здоровье, богатство и успех, а лишь тогда, когда карандаш Святого Духа вырисовывает в нас Его образ освящения.

О, как несчастны те, кто лишен освящения! Они духовно мертвы (Еф.2:1). Они не живут, хотя и дышат. Большая часть человечества остается неосвященной. «Весь мир лежит во зле» (1 Иоан.5:19), то есть большая часть человечества. Многие называют себя христианами, вытирая при этом слово «святые». Как можно назвать человеком того, кому не хватает рассудка, так можно назвать христианином и того, кому не хватает благодати. Более того, хуже всего, что некоторые настолько погрязли в порочности, что ненавидят и высмеивают освящение. Они ненавидят его. Плохо, когда человеку не хватает его, хуже, когда он ненавидит его. Такие люди принимают внешний вид религии, но ненавидят ее силу. Как хищник не выносит приятных запахов, так и они ненавидят благоухание святости. Они говорят с издевкой: «Вот — святые»! Высмеивание освящения служит доказательством высокой степени атеизма и является черным клеймом отвержения. Измаил, насмехающийся над Исааком, был изгнан из семьи Авраама (Быт 21:9). Смеющиеся над святостью будут изгнаны с небес.

Урок второй. Превыше всего стремитесь к освящению. Ищите благодати больше, чем золота. «Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно — жизнь твоя» (Прит.4:13).

Какие основные побуждения к освящению?

1) Воля Божья заключается в том, чтобы мы были святы. Писание говорит: «Ибо воля Божья есть освящение ваше». Как Слово Божье должно быть законом для нас, так и Его воля — основанием для наших поступков. Наше освящение — воля Бога. Возможно, воля Господа не заключается в том, чтобы мы были богаты, но Его желание — чтобы мы были святы. Воля Бога — наше предписание.

2) Иисус Христос умер для нашего освящения. Он пролил Свою Кровь, чтобы омыть нашу нечистоту. Его крест был и алтарем, и умывальником. Он «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит.2:14). Если бы мы могли спастись без святости, то тогда Христу не нужно было бы умирать. Но Иисус умер, чтобы спасти нас не только от гнева Божьего, но и от греха.

3) Освящение делает нас похожими на Бога. Грех Адама заключался в том, что он стремился быть подобным Богу во всеведении, но мы должны стараться быть подобными Ему в святости. Только на чистом стекле мы можем увидеть отражение лица, только в чистом сердце можно рассмотреть частичку Бога. В неосвященном человеке вы не увидите ничего от Бога, лишь образ сатаны: зависть — это глаз дьявола, лицемерие — его раздвоенное копыто; но ничего от Божьего образа вы в нем не увидите.

4) Именно к освящению Бог испытывает особую любовь. Не внешние украшения, знатное происхождение или мирское великолепие притягивают любовь Бога, а сердце, украшенное святостью. Христа никогда не восхищало ничего, кроме красоты святости: Он пренебрег величественными строениями храма, но восхитился верой женщины, сказав ей: «Велика вера твоя». Amor fundatur similitudine.

Как царю приятно видеть свое изображение на монете, так и Богу приятно видеть Свое подобие в тех, кого Он любит. Господь имеет два неба, где Он может пребывать, и святое сердце — одно из них.

5) Именно своим освящением мы отличаемся от нечестивцев. На народе Божьем стоит печать Господа. «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19). Благочестивые запечатлены двойной печатью: печатью избрания — «познал Господь Своих» и печатью освящения — «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». По этому имени узнают народ Божий — «народ святыни Твоей» (Ис.63:18). Как целомудрием благочестивая женщина отличается от блудницы, так и освящение отличает народ Божий от нечестивцев. «Вы имеете помазание от Святого» (1 Иоан.2:20).

6) Как стыдно называться христианином и не иметь святости! Это то же самое, что называться управляющим, не имея преданности, и девственницей, не обладая целомудрием. Это бесчестит религию: люди принимают крещение во имя Иисуса Христа, оставаясь порочными; в воскресенье их глаза полны слез, а в остальные дни недели — любострастия и непрестанного греха (2Пет.2:14); принимая причастие, они исполнены благоговения, как будто вступают на небеса, а уже неделю спустя они так нечестивы, словно вышли из ада. Называться христианином, продолжая вести порочный образ жизни, — позор религии, это дает возможность другим злословить пути Господни.

7) Освящение делает нас достойными небес: мы призваны «славою и благостию» (2Пет.1:3). Слава — это трон, а освящение — это шаг, с помощью которого мы восходим к нему. Как вы, прежде чем налить вино, вначале очищаете сосуд, так и Бог вначале очищает нас освящением, а потом наливает вино славы. Вначале Соломон был помазан, а затем поставлен царем (3Цар.1:39). Вначале Бог помазал нас святым маслом Своего Духа, а затем возложил венец святости на наши головы. Только чистые сердцем смогут увидеть Бога (Мат. 5:8).

Как можно достигнуть освящения?

1) Вы должны хорошо знать Слово Божье. «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоан.17:17). Слово является одновременно и зеркалом, показывающим пороки нашей души, и умывальником, где их можно смыть. Слово содержит трансформирующую добродетель, оно просвещает разум и освящает сердце.

2) Сосредоточьте веру на Крови Христа, «верою очистив сердца» (Деян.15:9). Писание говорит о женщине, которая исцелилась, прикоснувшись к одежде Христа. Прикосновение веры очищает. Ничто при освящении не оказывает большего воздействия на сердце, чем вера. Если я верю, что мне принадлежит Христос и Его заслуги, то как я могу грешить против Него? Оправдывающая вера в духовном смысле совершает то же самое, что и чудотворная вера: она сдвигает горы гордости, похоти, зависти. Вера и любовь ко греху несовместимы.

3) Живите по Духу. Это называется — освящение Духа. (2 Фес. 2:13). Дух освящает сердце так же, как молния очищает воздух, а огонь — металл. Omne agens generat sibi simile — совершая работу, Святой Дух повсеместно воспроизводит Свое подобие. Дух оставляет отпечаток Своей святости на сердце подобно печати, оставляющей свой оттиск на воске. Дух Бога, пребывающий в человеке, придает ему благоухание святости и делает его сердце картой небес.

4) Общайтесь с освященными людьми. Они могут, благодаря своим советам, молитвам и святому примеру, быть средством для того, чтобы сделать вас святыми. Так как символом нашей веры является общение святых, то мы должны находиться среди них. «Обращающийся с мудрыми будет мудр» (Прит.13:20). Общение рождает схожесть.

5) Молитесь об освящении. Иов предлагал для обсуждения следующий вопрос: «Кто родится чистым от нечистого?» (Иов.14:4). Бог может сделать это. От нечистого сердца Он может произвести благодать. О, сделайте своей молитву Давида: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс.50:12). Положите свое сердце перед Господом и скажите: «Господь, мое неосвященное сердце оскверняет все, к чему прикасается. Я недостоин ни жить с таким сердцем, так как не смогу почитать Тебя, ни умереть с таким сердцем, так как не смогу увидеть Тебя. О, сотвори во мне сердце новое! Господь, освяти мое сердце и сделай его Своим храмом, в котором бы вечно звучала хвала Тебе».

Урок третий. Родил ли Господь чистое от нечистого? Освятил ли Он вас? Тогда носите этот драгоценный камень освящения с благодарностью, «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых» (Кол.1:12). Христианин, ты можешь лишь осквернить себя, но не освятить. Однако Бог сделал это. Он не только обуздал грех и изменил твою природу, сделав тебя «дщерью царя, чья слава внутри». Он облек вас в броню святости, в которую, может быть, и будут стрелять, но не смогут пробить. Есть ли здесь освященные? Бог сделал для вас больше, чем для миллионов других, которые, может быть, и просвещены, но не освящены. Освятив, Он сделал для вас больше, чем если бы сделал вас сыновьями князей и позволил властвовать на этой земле. Освящены ли вы? Тогда в вас зародились небеса; ибо счастье является ничем другим, как квинтэссенцией святости. О, как благодарны вы должны быть Богу! Поступайте так, как прозревший слепой в Евангелии, который «пошел за Ним, славя Бога» (Лук.18:43). Пусть небеса зазвенят от хвалы Богу!