Библиография

Avery, Curtis E. and Theodore B. Johannis, Jr. Love and Marriage. New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc.: 1971.

Blood, Robert O. Marriage, 2d ed. New York: The Free Press, 1969.

Bowman, Henry A. Marriage for Moderns, 6th ed. New York, McGraw-Hill, 1970.

Burgess, Ernest W. and Paul Wallin. Engagement and Marriage. Chicago: J. B. Lippincot Co, 1953.

Butler, John. Christian’Ways to Date, Go Steady, and Break Up. Cincinnati: Standard Publishing, 1978.

Cavan, Ruth, ed. Marriage and Family in the Modern World. New York: Thomas Y. Crowell Co., 1969.

Dobson, James. What Wives Wish Their Husbands Knew about Women. Wheaton. Ill: Tyndale House Pub., 1975.

Duvall, Evelyn. Why Wait Till Marriage? New York: Association Press, 1968.

—. Love and the Facts of Life. New York. Association Press, 1963.

Fishbein, Morris, and Ernest W. Burgess, eds. Successful Marriage. Garden City: Doubleday, 1963.

Florio, Anthony. Two to Get Ready. Wheaton, III: Victor, 1974.

Fryling, Robert and Alice. A Handbook for Engaged Couples. Downers Grove, III: Inter-Varsity Press, 1977.

Guitar, Mary Ann, ed. The Young Marriage. Garden City, New York: Doubleday, 1968.

Hass, Aaron. Teenage Sexuality. New York: McMillan Publishing Company, Inc., 1979.

Kelley, Robert K. Courtship, Marriage and the Family, 2d ed. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.

Kent, Dan and Barbara. About thic Thing Called Dating. Nashville: Convention Press, 1979.

Kirby, Scott. Dating. Grand Rapids: Backer Book House, 1979.

LaHaye, Tim and Beverly. The Act of Marriage. Grand Rapids: Zondervan, 1976.

Landers, Ann, Ann Landers Talks to Teen-agers About Sex. Greenwich, Conn.: Fawcett Publications, 1963.

Landis, Judson Т., and Mary G. Building a Successful Marriage, 7th ed. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1977.

Landis, Paul H. Making the Most of Marriage, 3d ed. New Yo’k: Appleton-Century-Crofts, 1965.

Loeb, Robert H. His and Hers: Dating Manners, New York: Association Press, 1970.

Mace, David R. The Christian Response to the Sexual Revolution, Nashville: Abingdon Press, 1970.

—. Getting Ready for Marriage. Nashville: Abingdon Press, 1972.

—. Success in Marriage. Nashvlle: Abingdon Press, 1980.

Mazat, Alberta. That Friday in Eden. Mountain View, California: Pacific Press, 1981.

McDowell, Josh and Paul Lewis. Givers, Takers and Other Kinds of Lovers.

340

Wheaton III: Tyndale House Pub., 1980.

McGinnis, Tom. A Girls’s Guide to Dating and Going Steady. Garden City, New York: Doubleday, 1968.

—. Your First Year of Marriage. Garden City, New York: Doubleday, 1967.

Miles, Gerbert J. The Dating Game. Grand Rapids: Zondervan, 1975.

—. Sexual Happiness in Marriage. Grand Rapids: Zondervan, 1967.

—. Sexual Understanding Before Marriage. Grand Rapids: Zondervan, 1971.

Naismith, Grace. Private and Personal. New York, David McKay Co., Inc., 1966.

Netherton, H. Eugene. Boy meets Girl. 1035 Park Blvd, West Sacramento, California, 1975.

Nida, Clarence. Before You Mary — For Men Only. Chicago: Moody, 1977.

Petersen, J. Allan. Two Become One. Wheaton, III: Tyndale House Pub., 1973.

Phillips, Bob. How can I Be Sure? A Pre-marriage Inventory. In/in, California: Harvest House, 1978.

Roberts, Wes, and H. Norman Wright. Before You Say «I Do», Irvin, California: Harvest House, 1978.

Saxton, Lloyd. The individual Marriage and the Family. 2d ed. Belmont, California: Wadsworth Pub. Co., 1972.

Shedd, Charlie W. Letters to Karen. New York: Avon, 1965.

—. Letters to Philip. Old Tappen, New Jersey: Fleming H. Revell, 1968.

—. The Stork Is Dead. Waco.Texas: Word Books, 1968.

Short, Ray E. Sex, Love or Infatuation: How Can I Really Know? Minneapolis: Augsburg, 1978.

Stafford, Tim. A Love Story. Grand Rapids: Zondervan, 1977.

Trobisch, Walter. I Loved a Girl. New York: Harper and Row, 1975.

Van Pelt, Nancy L. The Compleate Marriage. Nashville: Southern Publishing, 1976.

—. The Compleate Parent. Nashville: Southern Publishing, 1976.

Wheat, Ed and Gaye. Intended for Pleasure. Old Tappen, New Jersey: Fleming H. Revell, 1977.

—. Improving Your Self-image. Irvin, California: Harvest House, 1977.

Wright, Norman. Premarital Counseling. Chicago: Moody Press, 1977.

Wright, Norman, and Marvin Inmon. Dating, Waiting, and Choosing a Mate. Irvin, California: Harvest House, 1978.

Wright, Rusty, and Linda Raney Wright. Dynamic Sex. San Bernadino, California: Here’s Life Publishers, 1979.

Подсчет баллов

Ответы на тест «Что вы знаете о любви»

Все высказывания неверны, за исключением 10-го и 19-го. Если у вас 17 и более баллов, вы достаточно хорошо понимаете, что такое настоящая любовь. Если от 15 до 17 — неплохо, но небольшая помощь вам не помешает. Если вы набрали 13 и меньше баллов, вы определенно нуждаетесь в помощи для уяснения того, что же такое подлинная любовь.

Оценка самоуважения

Естественное самоуважение необходимо для налаживания прочных дружеских отношений с избранником противоположного пола. Зная сегодняшний уровень самоуважения, в дальнейшем вы сможете определить, сколько времени и усилий потребуется вам, чтобы его повысить. Для определения этого показателя оцените следующие утверждения по шкале баллов:

«0» — это не обо мне. «2»—сильно на меня похоже.

«1» — чем-то напоминает меня. «3» — это же я!

1. Обычно я кажусь себе хуже других.

2. Как правило, я сам себе приятен.

3. Обычно в новых ситуациях я скован и неловок.

4. Обычно я приветлив и дружелюбен со всеми, с кем приходится общаться.

5. Я вечно казню себя за ошибки и проступки.

6. Я раскован, меня не мучают чувство вины и угрызения совести, я безупречен.

7. Я постоянно стремлюсь повысить собственную значимость и развить свои сильные стороны.

8. Я всегда радуюсь жизни.

9. Меня всегда задевает то, что обо мне подумают или скажут другие.

10. Я спокойно отношусь к иной точке зрения, не пытаюсь навязать свою собственную.

11. Мне крайне необходимы понимание и поддержка.

12. Мне неведомы разочарование, смятение и внутренние противоречия.

13. Любые неудачи повергают меня в уныние.

14. За новое дело я берусь спокойно и уверенно.

15. Во всем виноваты другие, и многих из них не мешало бы проучить.

16. Обычно я способен сам решить все свои проблемы.

17. Обычно я пасую перед тем, кто богаче и чья профессия престижнее моей.

18. Я понимаю, что-за свои поступки отвечаю только я и никто иной.

19. Я способен и прихвастнуть, и даже солгать, лишь бы сохранить свою репутацию.

20. Я не стесняюсь своих собственных потребностей и желаний.

21. Мне все время кажется, что я не настолько талантлив, чтобы чего-нибудь добиться в жизни.

22. Я не стесняюсь собственных убеждений и свое мнение всегда высказываю.

23. Обычно я отрицаю свои ошибки и неудачи или же пытаюсь найти объяснение и оправдание себе.

24. Обычно даже среди незнакомых я чувствую себя уверенно, и мне с ними уютно.

25. В окружающих я в основном нахожу одни недостатки.

26. Я никогда не сдерживаю своих чувств — любовь или злобу, обиду или радость и т. д.

27. Я очень чутко реагирую на мнения и замечания других, на их отношение ко мне.

28. Я почти никогда не испытываю чувства ревности, злобы, мне чужда подозрительность.

29. Я «профессиональный угодник».

30. Я непредвзято отношусь к любой расе, любой культуре или религии.

31. Я боюсь проявлять свое истинное «я».

32. С другими я обычно дружелюбен, тактичен и благороден.

33. В своих затруднениях, проблемах и ошибках я виню окружающих.

34. В одиночестве я испытываю комфорт, не чувствую оторванности или изолированности.

35. Я неизлечимо «болен» совершенством.

36. Подарки и комплименты меня не смущают и ни к чему не обязывают.

37. Я часто неумерен в еде и курении, а также в употреблении алкоголя.

38. Я ценю чужие идеи и достижения.

39. Обычно я избегаю новых дел, так как боюсь ошибиться и потерпеть неудачу.

40. Меня часто смущают поступки членов моей семьи или друзей.

41. Я легко завожу новых друзей и поддерживаю дружеские отношения.

42. Я безболезненно переживаю свои ошибки, проступки и поражения.

43. Мне кажется, что необходимо постоянно защищать свои действия, мнение и веру.

44. Если со мной не соглашаются или в чем-то мне отказывают, я не считаю это унижением.

45. Мне необходимо знать, что я всегда прав.

46. Я приветствую новые идеи и предложения.

47. Обычно я сужу о своей значимости, сравнивая себя с другими.

48. Я могу свободно обдумывать все, что приходит мне в голову.

49. Я постоянно хвастаюсь своими способностями и успехами.

50. Я сам себе авторитет и поступаю так, как считаю нужным.

Оценка самоуважения (ответы)

Чтобы определить показатель самоуважения, сложите четные номера утверждений. Из полученного результата вычтите сумму нечетных номеров утверждений. Полученное число и составляет ваш показатель самоуважения, или ПСУ. Показатель самоуважения может иметь диапазон от -75 до +75. Не огорчайтесь, если ваш ПСУ очень низкий или даже отрицательный. Помните, что показатель самоуважения как бы автоматически складывается из вашей наследственности и опыта всей жизни, поэтому вам нечего стыдиться и стесняться. Важно, однако, чтобы вы были честны перед самим собой, чтобы получить самый точный показатель. Он станет отправной точкой в развитии самоуважения. Следует помнить, что, каким бы низким ни был ваш ПСУ, прилагая старания, вы можете поднять его до желаемого уровня.

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ЗАВОДИТЬ ДРУЗЕЙ?

Оцените нижеперечисленные ситуации по следующей шкале (обведите кружком соответствующую цифру):

1. Определенно «да». 3. Неопределенно. 5. Определенно

2. Возможно, «да». 4. Возможно, «нет», «нет».

1 2 3 4 5 1. В общении с людьми я постоянно пытаюсь добиться преимущества, пытаюсь подать себя так, словно я лучше, умнее и опытнее их.

1 2 3 4 5 2. Я склонен критиковать друзей, мне кажется, что я должен указать им на их ошибки, чтобы они их исправили.

1 2 3 4 5 3. Если я что-нибудь для кого-то делаю, то мне обычно хочется, чтобы об этом узнал весь мир.

1 2 3 4 5 4. Я часто требую помощи от других даже по пустякам.

1 2 3 4 5 5. Я не могу хвалить успехи и прекрасные качества друзей, потому что н глубине души я им просто завидую.

1 2 3 4 5 6. Я человек настроения, и мое отношение к друзьям изменчиво и полностью зависит от него.

1 2 3 4 5 7. Мне доставляет удовольствие быть центром внимания.

1 2 3 4 5 8. Если друг доверит мне свой секрет, не поделиться им с другими — для меня трудная задача.

1 2 3 4 5 9. Я часто даю обещания, но не выполняю их.

1 2 3 4 5 10. Я не люблю пускать чужих в собственную душу.

1 2 3 4 5 11. Нередко я захожу к друзьям без предупреждения и без приглашения. А иногда не чувствую, что пора бы уже и уйти.

1 2 3 4 5 12. Я благодарен друзьям, если они помогли мне выпутаться из какой-либо ситуации, но когда им нужна моя помощь, поступить также мне очень трудно.

Умеете ли вы заводить друзей? (ответы)

Подсчитайте сумму всех обведенных кружками цифр.

50—60 баллов. У вас есть друзья, потому что вы сами дружелюбны. На вас можно положиться, вы добродушны и неэгоистичны — все это черты хорошего друга.

35—49 баллов. У вас много друзей, но некоторые навязываются в друзья, невзирая на ваще отношение к ним. Сохраняйте со всеми дружбу и старайтесь по крайней мере ежегодно заводить нового друга.

20—34 балла. Вам трудно с кем-то подружиться или сохранить дружбу. Внимательно проанализируйте свою жизнь, попытайтесь изменить ее к лучшему, и вы узнаете, что значит быть другом или иметь друга.

Свидание

Прочитайте внимательно каждое из следующих утверждений. Обведите кружком цифру, соответствующую вашему утверждению. Это ваше мнение по данному вопросу.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Не уверен.

4. Не согласен.

5. Полностью не согласен.

1 2 3 4 5 1. Когда начинать встречаться — это больше вопрос зрелости, чем возраста.

1 2 3 4 5 2. Свидания необходимы не столько мужчинам, сколько женщинам.

1 2 3 4 5 3. Молодые, невзирая на мнение родителей, должны иметь возможность назначать свидания тем, кто им нужен.

1 2 3 4 5 4. Лучший партнер для брака — это тот, кто встречался со многими и долго.

1 2 3 4 5 5. Если я женюсь, это будет мой единственный брак.

Прежде чем я вступлю в брак, мне хотелось бы осуществить следующее (5 дополнений):

1.___________________________________

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________

Большинство подростков, начавших ходить на свидания, сталкиваются с проблемами, возникающими со стороны родителей. Подростки знают, что родителей постоянно волнует и спутник, которого они себе избрали, и то, чем они занимаются, и время встреч. Возможно, вам удастся решить большинство из этих проблем, если вы попытаетесь составить «соглашение о свиданиях» и представить его родителям. Ниже перечислены условия, которые можно оговорить в этом соглашении.

Соглашение о свиданиях

Я,______________________________, подписывая этот документ, соглашаюсь придерживаться следующих принципов свиданий:

1. Укажите, сколько раз в неделю вам разрешены свидания. Это должно соответствовать вашему возрасту.

2. Укажите, какое время вы считаете подходящим для свиданий как по вечерам в выходные дни, так и в течение всей недели. Укажите также, что вы будете делать, если обстоятельства помешают вам прибыть на свидание вовремя (например, из-за поломки машины).

3. Перечислите принципы, которых вы придерживаетесь на свиданиях с христианами и нехристианами.

4. Свидание — это привилегия, а не право. И эта привилегия должна быть гарантирована вам родителями в том случае, если вы выполняете все свои обязанности, то есть выполняете домашние задания, разные поручения. Покажите, что вы стремитесь к такой ответственности.

6. Укажите те развлечения во время свиданий, которые вы считаете для себя приемлемыми и неприемлемыми.

7. Укажите известные вам способы сдерживания физического влечения.

8. Если вашим родителям небезразлично, с кем вы встречаетесь, — не познакомите ли вы их с вашим другом?

9. Прочтите следующие выдержки из Библии и кратко изложите, как они могут помочь вам.

Евангелие от Матфея 5:27, 28. Послание к Римлянам 12:1, 2. Первое послание к Коринфянам 6:15—20. Первое послание к Коринфянам 7:1. Первое послание к Коринфянам 13. Послание к Ефесянам 5:3—5. Послание к Колоссянам 3:5, 17. Первое послание к Фессалоникийцам 5:22. Первое послание к Тимофею 5:2. Второе послание к Тимофею 2:22.

Самая популярная «игра»

1. На схеме последовательно представлены семь ступеней на пути к браку. Обведите кружком ту, на которой вы сейчас находитесь.

1 — дружба

2 — случайные свидания

3 — индивидуальные свидания

4 — постоянные свидания

5 — свидания перед помолвкой

6 — официальная помолвка

7 — брак

Это покажет вам, как близко вы подошли к браку.

2. Существует шесть основных причин для свиданий. Оцените по шкале от 1 до 6 самую важную.

— Для развития личности

— Чтобы лучше понять противоположный пол

Чтобы удовлетворить потребность любить и быть любимой _ Чтобы развлечься

Чтобы найти будущего партнера для брака _ Чтобы получить духовное развитие

3. Что для вас наиболее важно в партнере, с которым вы встречаетесь? Запишите шесть качеств, которые кажутся вам наиболее ценными.

1.______________________________

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________

6.___________________________________

4. Если вы сейчас постоянно с кем-то встречаетесь, отметьте каждое качество, которым обладает ваш партнер.

5. Если человек, с которым вы встречаетесь, обладает всего двумя-тремя ценными, с вашей точки зрения, качествами, то почему вы продолжаете с ним встречаться?

Попробуйте себя в роли консультанта

Итак, вы эксперт. Вы должны вникнуть в ситуации, что описаны ниже, и решить, следует ли данным парам прерывать отношения. Внимательно изучите каждый случай и впишите ответ (да/ нет) слева.

Да / Нет Кэти и Сэм горячо любят друг друга. Они встречаются уже 5 месяцев, и все у них идет хорошо. В отличие от Сэма Кэти — глубоко верующий человек. Она уверена, что после свадьбы Сэм также станет христианином. Но пока ее больше волнуют другие его недостатки. Например, он жутко транжирит деньги. Однако Кэти верит, что ее любовь способна изменить и это.

Да / Нет Джек и Джин помолвлены. Иногда им случалось довольно серьезно ссориться, но обычно они улаживали конфликт. Все недоразумения в основном исходили от матери Джека, не одобряющей выбор сына. Ведь до этого у Джека расстроилось уже три помолвки.

Да / Нет Джон и Дороти несколько месяцев назад объявили о своей помолвке. Однако Джон пытается разорвать отношения. Но Дороти угрожает ему, что совершит нечто ужасное, если он уйдет. Не так давно она уже пыталась покончить с собой.

Да / Нет Боб — католик, а Джоан — протестантка. В начале их знакомства они бурно спорили о религиозных проблемах, но до сих пор никто из них так и не переменил конфессию. Теперь они избегают разговоров на эту тему, а свадьба отложена на три месяца.

Да / Нет За неделю до свадьбы Сьюзан совершенно случайно встретила бывшую жену Фрэнка, своего жениха. Она узнала такие подробности его первой женитьбы, о которых он никогда не говорил ей. Все родные Сьюзан пытаются убедить ее, что все будет в порядке. Ведь тогда Фрэнк был еще слишком молод, и в 18 лет нетрудно принять слепое увлечение за настоящее чувство. Теперь все может быть иначе.

Да / Нет Дженис и Герб знакомы два года, а со дня их помолвки прошло полгода. Они собираются пожениться, но пока живут в пятистах милях друг от друга и видятся лишь дважды в месяц. Дж:>-1ис встретила на работе парня, который очень внимателен к ней и часто приглашает ее покататься на машине. Она не соглашается, но соблазн велик.

Да / Нет Бетти 21 год, у нее есть собственная квартира. Она убежденная христианка. После долгих молитв она уверовала, что Бог хочет, чтобы она вышла замуж за Леса, с которым она встречается уже около года. Лес тоже верит в Бога. А вот родители Бетти не христиане. Они категорически против их свадьбы, но Бетти и Лес убеждены, что их брак будет крепким.

Пять последовательных этапов любви

Младенческий — когда человек ощущает лишь собственные потребности.

Родительский — когда человек ощущает себя в центре постоянного внимания.

Приятельский — когда человек чувствует себя уверенно лишь в окружении своих друзей.

Юношеский — когда в поисках настоящего чувства происходит частая смена партнеров. Время проб и ошибок.

Зрелый — когда вас больше беспокоит то, что вы можете привнести в ваши отношения, нежели то, что вы можете получить от них.

Отметьте галочкой уровень, на котором, как вам кажется, вы сейчас находитесь. А на каком уровне ваш партнер?

Отличительные черты любви и влюбленности

Влюбленность

Любовь

1. Обычно произрастает из нечаянных, совершенно ничего не значащих пустяков, таких, как манера двигаться или смеяться. Пустяки «заводят» вас.

1. Внимательно проверяет на совместимость характер, жизненные ценности и общие интересы.

2. Обычно зиждется на физических ощущениях, сопутствующих, к примеру, прикосновениям, — возбуждении, дрожи, сердцебиении.

2. Учитывает не только физическое влечение, но и другие составляющие.

3. Обычно разрушительна и парализует волю, заставляя вас забыть жизненные реалии.

3. Выявляет все лучшее, способствует личностному росту, появлению самоуважения и новых целей в жизни.

4. Обычно скоротечна, если не подкреплена сексуальными отношениями, но и наличие секса — ненадежная опора.

4. Для своего развития и созревания требует времени, но точно так же требует его и для угасания.

5. Обычно заставляет идеализировать своего партнера, постоянно заслоняя от вас все его недостатки.

5. Видит не только прекрасные качества, но и те, что оставляют желать лучшего.

6. Обычно не получает одобрения со стороны членов семьи и ваших друзей.

6. Вызывает одобрение семьи и ваших друзей, которые замечают ваше положительное влияние друг на друга.

7. Обычно не выдерживает даже краткой разлуки и безболезненно умирает.

7. Разлука ей не страшна.

8. Обычно сопровождается ссорами, спорами и непониманием, которое — конце концов становятся сутью ваших отношений.

8. Снижает напряжение, без споров, в открытой дискуссии решает все проблемы.

9. Эгоистична: вам интересно лишь то, что вы можете получить.

9. Заинтересована в том, чтобы оба были удовлетворены друг другом и уверены один в другом.

10. Это когда у вас в услужении жестокая ревность.

10. Способствует росту доверия и уверенности, позволяющих предоставлять свободу партнеру.

11. Обычно это слово используется для описания прошлых отношений.

11. Если говорит о себе — значит, о сегодняшнем дне.

12. Обычно концентрирует ваше внимание на неподходящем человеке.

12. Как правило, избирает человека, подходящего именно вам.

13. Обычно в свите ее подданных — чувство вины, неуверенность и разочарование.

13. Характеризуется уверенностью в себе, доверием к окружающим.

14. Обычно обитает среди молодежи и «вечных недорослей».

14. Со временем ведет к эмоциональному и психологическому взрослению.

15. Обычное для нее начало — это конец предыдущих отношений.

15. Следует за предыдущим любовным переживанием не торопясь и осторожно.

16. Это когда скучно без секса.

16. Это когда интерес друг к другу не ослабевает и радость от этого продолжительна.

17. Обычно предполагает присутствие третьих лиц и привходящих развлечений для получения удовольствия друг от друга.

17. Разжигает интерес друг к другу и к совместной деятельности.

18. Это когда ваши отношения, даже если они довольно долги, остаются почти без изменений.

18. Обновляется и углубляется с каждым днем.

19. Это когда поверхностность чувств и ощущений лишь слегка «щекочет» вас.

19. Углубляет чувства и интимную близость в ходе развития общих жизненных интересов.

20. Обычно не бывает длительной.

20. Она — долгожитель.

21. Часто использует другого в своих целях.

21. Защищает, воспитывает и заботится о любимом.

22. Обычно любовь, построенная на таком фундаменте, рушится.

22. Прочный фундамент для брака, если все остальные пункты в наличии.

Не справляетесь

Внимательно прочитайте следующие утверждения. Ответьте на каждое по шкале от 1 до 5, как показано слева. Обведите кружком номер, соответствующий вашему мнению. Ваш ответ должен соответствовать

вашему мнению в настоящий момент.

1. Согласен.

2. Согласен отчасти.

3. Не согласен.

4. Не согласен частично.

5. Полностью не согласен.

1 2 3 4 5 1. В эмоциональном плане петтинг можно сравнить с добрачным сексом.

1 2 3 4 5 2. Петтинг прогрессирует; каждый уровень хорош до тех пор, пока не пропадет новизна ощущений.

1 2 3 4 5 3. Регулировать петтинг должна женщина.

1 2 3 4 5 4. Регулировать петтинг должен мужчина.

1 2 3 4 5 5. Женщина обычно занимается петтингом, чтобы почувствовать себя любимой.

1 2 3 4 5 6. Заниматься петтингом мужчину побуждает секс.

Внимание!

Оценочная шкала:

1. Абсолютно правильно.

2. Правильно.

3. Не знаю.

4. Неправильно.

5. Абсолютно неправильно.

Когда девушка забеременела

1 2 3 4 5 1. Следует сделать аборт.

1 2 3 4 5 2. Нужно потребовать, чтобы она ушла из школы.

1 2 3 4 5 3. Нужно, чтобы парень ушел из школы.

1 2 3 4 5 4. Парень должен на ней жениться из моральных обязательств перед ней и ребенком.

1 2 3 4 5 5. Лучший выход — это отдать ребенка на усыновление.

1 2 3 4 5 6. В худшем случае она должна сохранить ребенка и растить его сама.

1 2 3 4 5 7. Если бы я был родителем, то известие о том, что моя дочь или сын собирается л иметь ребенка, принял бы с теплотой и предложил бы любую эмоциональную и финансовую поддержку.

Вернемся к основам

1. Да

2. Пожалуй, да

3. Не уверен

4. Пожалуй, нет

5. Нет

1 2 3 4 5 1. Обсудив этот вопрос, мы с партнером решили ограничить наши физические контакты.

1 2 3 4 5 2. Мы с партнером во многом расходимся по поводу того, как далеко можно заходить.

1 2 3 4 5 3. Насколько далеко позволено заходить в добрачных отношениях, определяют мои родители.

1 2 3 4 5 4. Насколько далеко можно заходить в добрачных отношениях, определяется системой моих жизненных ценностей.

1 2 3 4 5 5. Я верю, что открытое и честное обсуждение этих вопросов с партнером поможет нам найти границы дозволенного.

Если вы уже занимаетесь сексом:

1 2 3 4 5 1. За это я сильнее люблю партнера.

1 2 3 4 5 2. Мы предохраняемся.

1 2 3 4 5 3. Иногда секс нам необходим, чтобы прекратить ссору и прийти к взаимопониманию.

1 2 3 4 5 4. Каждый раз я испытываю глубокое физическое и эмоциональное удовлетворение.

1 2 3 4 5 5. Если я забеременею, то смогу взять на себя эмоциональную, социальную, духовную и финансовую ответственность за ребенка.

Соответствие

Насколько вы действительно соответствуете будущему спутнику своей жизни? Общие ли у вас цели, интересы и жизненные ценности? Задумывались ли вы реально о том, что вам всю жизнь предстоит прожить с человеком, обладающим именно такими качествами и чертами характера? Ответьте на следующие вопросы анкеты и сравните свои ответы.

1. Сильные стороны моего партнера — это…

2. Я хочу жениться, потому что…

3. У нас общие интересы в…

4. Хорошее чувство юмора в браке необходимо, потому что…

5. У моего партнера следующие манеры…

6. Мой партнер больше всего раздражает меня, когда…

7. Наши отношения наиболее успешны в…

8. Больше всего я счастлив, когда…

9. Больше всего я обижаюсь, когда…

10. Мы расходимся во мнениях по поводу…

11. В браке мы должны стремиться к…

12. Мои друзья считают, что наши отношения…

13. Моя семья считает, что наши отношения…

14. В свободное время я люблю…

15. В выходные дни я обычно…

16. Во время каникул я собираюсь…

Возникающие проблемы

Представьте, что вы уже женаты и у вас возникли следующие сложности. Напишите, что вы предпримете в этом случае. Обсудите свои ответы с партнером.

1. Большие проблемы с родственниками.

2. Рождение непредусмотренного ребенка.

3. Муж потерял работу.

4. Травма или тяжелая болезнь.

5. Неожиданная и нежелательная беременность.

6. Неразрешимые сексуальные проблемы.

Духовные корни

Оцените каждое утверждение, подчеркнув ту из приведенных оценок, которая совпадает с вашим мнением.

1. Моя тяга к духовности…

а) очень сильна,

б) умеренна,

в) невелика,

г) мала.

2. Мы с партнером вместе посещаем церковь…

а) регулярно,

б) иногда,

в) совсем редко,

г) по религиозным праздникам,

д) никогда.

3. Для меня брак на религиозном основании важен…

а) очень,

б) не очень,

в) мало,

г) совсем не важен.

4. Для меня и моей будущей семьи было бы вместе ходить в церковь…

а) очень важно,

б) не очень важно,

в) мало важно,

г) совсем не важно.

5. Духовное развитие детей должно лежать на…

а) нем,

б) ней,

в) обоих,

г) ни на ком.

Кто за что отвечает?

1. Совершенно согласен,

2. Согласен с оговорками.

3. Не уверен.

4. Не согласен.

5. Совершенно несогласен.

После свадьбы на вас свалится столько забот и хлопот, что разделение обязанностей Станет просто неизбежным. Необходимо, чтобы вы как муж и жена распределили свои роли и обязанности добровольно и благожелательно. Внимательно прочитайте следующие утверждения. Оцените их в баллах от одного до пяти (обведите кружком тот номер, который соответствует вашему мнению). Покажите свои ответы партнеру.

1 2 3 4 5 1. Муж должен регулярно помогать готовить пищу.

1 2 3 4 5 2. Нормально, когда инициатором любовных утех становится жена.

1 2 3 4 5 3. Планировать бюджет и распоряжаться деньгами муж с женой должны сообща.

1 2 3 4 5 4. Талантливая жена должна делать карьеру.

1 2 3 4 5 5. Дважды в месяц муж с женой должны куда-нибудь выезжать.

1 2 3 4 5 6. Деньги, заработанные женой, принадлежат ей.

Можно ли спасти эту помолвку?

Том и Пат вместе ходили в школу. В выпускном классе они начали серьезно встречаться, и когда Том получил стипендию для учебы в Англии, он предложил Пат пожениться по окэнч-‘нии колледжа. Родители Пат одобрили этот брак. Из-за того, что Том учился в Англии, виделись они только во время каникул. И вот Том заканчивает учебу и возвращается в Штаты. Подготовка к свадьбе в разгаре. Пат взволнована, вместе с матерью они с головой ушли в хлопоты. Том пока ничего определенного не сказал, хотя, правда, писал, что собирается жениться. Том и Пат — ваши лучшие друзья. Что бы вы им посоветовали?

Давайте это обсудим

Как бы вы разрешили следующие ситуации? Обсудите результаты с супругом и запишите.

1. Когда я раздражен или зол, я:

а) погружусь в молчание,

б) буду дуться,

в) выплесну свою агрессивность,

г) буду способен поговорить спокойно,

д) буду кричать.

2. За едой пара должна:

а) обсуждать события дня,

б) смотреть ТВ,

в) есть молча,

г) иное

3. Я считаю — важно еженедельно уделять время развлечениям:

а) очень…

б) довольно…

в) не очень…

г) не…

4. Когда я пойму, что супруг меня не слушает, я:

а) не придам этому значения,

б) не стану, в свою очередь, слушать его,

в) постараюсь его заставить,

г) разозлюсь,

д) иное

Можно ли вдвоем прожить дешевле

Денежные вопросы составляют важную часть супружеской жизни, поскольку в эту сферу входит многое. Ваши представления о том, как тратить деньги, могут сильно отличаться от представлений вашего супруга. Отсюда велика возможность возникновения разногласий. Подчеркните тот ответ, который наиболее отвечает вашим представлениям. Сравните ваши ответы с ответами супруга.

1. Я считаю, что после рождения ребенка жена

а) никогда не должна работать

б) иногда

в) всегда

г) ____________________________

2. Мое отношение к долгам, кредитным карточкам, кредитным платежам

а) Отношусь хорошо и часто использую,

б) использую при необходимости,

в) избегаю

г) все в порядке, пока они вас не порабощают,

3. Чековой книжкой будет распоряжаться:

а) он,

б) она,

в) оба.

4. Жить по бюджету

а) очень важно,

б) умеренно важно,

в) мало важно,

г) совсем не важно.