Глава I. Бог оправдывает нечестивых

Прослушай, читатель, маленькую проповедь на текст из Послания к римлянам (4:5): „А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера вменяется в праведность».

Обращаю твое внимание на слова: „кто оправдывает нечестивого». На мой взгляд, это дивные слова. Не поражает ли тебя, что в Библии написано: „Кто оправдывает нечестивого»? Мне приходилось слышать, как люди, ненавидящие слова о кресте Господнем, ставили Богу в вину, что Он спасает злых людей и допускает к Себе самых подлых и падших из них. Видишь, Священное Писание принимает это обвинение и совершенно ясно высказывает его! Устами раба Своего, апостола Павла, через Духа Святого, Бог называет Себя Оправдателем нечестивых. Он оправдывает неправедных, прощает заслуживающих наказания и милует недостойных помилования. Ты думаешь, что спасение только для добрых, что Божья благодать — для чистых и святых, свободных от греха. Ты вообразил себе, что Бог вознаградит тебя только в том случае, если ты превосходный человек, и пришел к заключению, что не можешь добиться Его расположения, потому что ты недостоин… Ты, наверное, поражен, читая стих: „…Того, Кто оправдывает нечестивых». Я нисколько не удивляюсь, что ты поражен, потому что и я, хотя и познал великую благодать Божью, не перестаю этому поражаться. Не правда ли, тебя удивляет, что святой Бог может оправдать грешного человека? Сообразно естественной склонности нашего сердца к законни-честву, мы постоянно говорим о своей собственной доброте и о своем собственном достоинстве; мы упрямо стоим на том, что для того, чтобы Бог обратил на нас внимание, в нас что-нибудь хорошее да должно быть. Но Бог, видящий наперед все, в чем нам придется обмануться, знает, что в нас нет ничего доброго. Он говорит: „Нет праведного ни одного». Он знает, что „вся наша праведность, как запачканная одежда». И Иисус Христос пришел на землю не для того, чтобы взыскать доброе и праведное, но для того, чтобы принести это добро и праведность в мир и даровать их тем, которые их не имеют. Он пришел к нам не потому, что мы праведны, но чтобы сделать нас праведными; Он оправдывает нечестивых.

Адвокат, если он честный человек, выступая в суде, желает вести дело невиновного и защитить его от ложных обвинений, возводимых на него. Целью адвоката должно быть оправдание невинного, а не защита виновного. Человек не имеет ни права, ни власти оправдать виновного. Оправдание — чудо, совершение которого свойственно только единому

Богу. Бог, безначальный и праведный Владыка, знает, что нет ни одного праведного человека, который творил бы добро и не грешил. В неограниченном могуществе Своей Божественной природы и в славе Своей неизреченной любви Он берет на Себя задачу оправдания — не праведных, а нечестивых. Бог нашел способы и средства, благодаря которым Он может, не нарушая справедливости, принять нечестивого. Он, по принятому Им решению, с полной справедливостью может обходиться с виновным так, как будто последний всю жизнь был свободен от преступлений и вообще от греха. Он нечестивых оправдывает.

Иисус Христос пришел в мир спасти грешников. Этот факт является чрезвычайно поразительным, особенно для тех, которые спасены. Для меня тот факт, что я оправдан Богом, самое великое чудо, о каком я когда-либо до сего времени слыхал. Я чувствую, что если не принять во внимание всемогущую любовь Бога, то я не что иное, как куча недостатков и груда грехов. Но я с полной достоверностью знаю, что оправдан через веру в Иисуса Христа, что Он поступает со мною так, как будто я праведен. Я знаю, что Бог сделал меня наследником и сонаследником Христу. И все же я по природе своей принадлежу к самым грешным людям. Со мной, совершенно недостойным, Бог поступил, как с достойным. Он любит меня такой любовью, как будто я всегда был богобоязненным человеком, между тем я раньше был безбожником. Можно ли не удивляться этому? Благодарность за такое благоволение к нам поневоле принимает форму удивления.

Его любовь поразительна, благодаря чему значение Евангелия для тебя и меня безгранично велико. Если Бог оправдывает нечестивых, то Он, дорогой друг, может оправдать и тебя. Разве ты не такой же, как все? Если ты сейчас еще не обращенный человек, то название

„нечестивый» вполне подходяще для тебя: ты жил без Бога, твоя жизнь была прямой противоположностью благочестию — одним словом, ты был нечестивым человеком и сейчас им являешься. Быть может, ты даже не посещал дома молитвы по воскресным дням и презирал день Господен, Его дом и Слово — все это подтверждает, что ты был нечестивым человеком. И что еще печальнее: ты, может быть, даже сомневался в существовании Бога и открыто об этом заявлял. Ты жил на этой прекрасной земле, которая полна доказательств существования Бога, и закрывал глаза, чтобы не видеть в них Божественную силу. Ты жил так, как будто Бога нет. Ты был бы, конечно, рад, если бы мог вполне увериться в том, что Бога нет. Весьма возможно, что такое состояние стало для тебя обычным образом жизни. Итак, слово

„нечестивый» так же подходит для твоего состояния, как слово

„соленый» для вкуса морской воды. Но, возможно, ты принадлежишь к

другому разряду людей: ты соблюдаешь все внешние обряды религии, но сердце твое занято не тем; ты встречался в собраниях с народом Божиим, но с Богом — никогда; ты участвовал в пении духовных гимнов, но сердцем своим никогда не славил Бога; ты не имел в сердце любви к Богу, не обращал внимания на Его заповеди. Ты нечестивый человек, следовательно, тебе послана благая весть. А она говорит, что Бог оправдывает нечестивых. Это удивительно, но эта истина для тебя. Не так ли? О, как я желал бы, чтобы ты принял благую весть! Если ты разумный человек, то познаешь дивную благодать Божию, узнаешь Его отеческую заботу о таких грешниках, как ты, и скажешь: „Он оправдывает нечестивых! Почему бы и мне не быть оправданным, и притом сейчас же?»

Иначе и быть не может: спасение Божие должно быть для тех, которые его не заслуживают и не приготовлены к нему. Утверждение Библии, что только тот, кто не имеет собственной праведности (и никто другой), нуждается в оправдании, понятно и разумно. Если читающий книгу праведен, то он не нуждается в оправдании. Он чувствует, что хорошо исполнил свой долг, и Бог чуть ли не обязан ему. На что ему Спаситель и благодать? На что ему оправдание? Ему уже сейчас надоела моя книга: она его не интересует.

У тех, которые имеют о себе такое чрезмерно высокое мнение, я прошу немного внимания. Ты погибнешь, без всякого сомнения, погибнешь, — ты праведный, праведность которого состоит исклю- чительно из собственных дел. Ты либо обманщик, либо обманутый; ибо Евангелие не может лгать, а оно ясно говорит: „Нет праведного ни одного». Во всяком случае я для таких праведных Евангелия не имею, я не могу им сказать и полслова. Сам Иисус Христос пришел призвать неправедных, и я не стану делать того, чего Он не делает. Даже если бы я тебя и стал звать, ты все равно не пришел бы. Я лучше попрошу тебя заняться рассмотрением своей „праведности», чтобы ты понял, как жестоко обманулся. Твоя праведность не имеет даже прочности паутины. Оставь ее и беги прочь от нее!

Дорогая душа, в оправдании нуждаются только те люди, которые не мнят себя праведными, только они имеют нужду в заступничестве, чтобы быть оправданными пред престолом Божиим. Господь делает только то, что необходимо, — положись на это! Господь Иисус Христос, будучи бесконечно мудр, не предпримет что-либо излишнее. Оправдать праведного — это дело не Бога, а безумца, но оправдать неправедного — вот, поистине, дело для бесконечной любви и благодати. Оправдать нечестивых -вот чудо, достойное Бога. Это безусловно так. Допустим, что некий врач открыл лекарство, могущее вылечить неизлечимых людей. Кому он его пропишет? Совершенно

здоровому? Я думаю, нет: „Здоровые не имеют нужды во враче, но больные». Точно так же великие врачебные средства благодати и искуп- ления предназначены для духовно больных. Они не для здоровых, им они не принесут пользы. Дорогой друг, если ты чувствуешь себя духовно больным, то для тебя Врач пришел в мир. Если ты из-за греха превратился в духовную развалину, то знай: план спасения рассчитан на тебя. Бог любви Своим благодатным определением имеет в виду как раз таких людей, как ты. Предположим, что какой-нибудь великодушный и богатый человек решился простить всех своих должников. Ясно, что его решение касается только тех, которые ему должны. Один должен ему 1000 рублей, другой — 50 рублей. Достаточно, чтобы они передали ему свои долговые расписки для подписи, -и обязательство теряет свою силу. Но самый великодушный человек не может простить тех, которые ему не должны. Даже всемогущий Бог не в состоянии простить, если нет налицо грехов. Прощения, следовательно, для безгрешных нет. Оно для виновных, для грешных. Было бы нелепо говорить о прощении не нуждающихся в нем — о прощении людей, никогда не сделавших ничего худого.

Неужели ты думаешь, что погибнешь, потому что ты грешник? Наоборот, именно потому, что ты грешник, ты можешь быть спасен. Так как ты сознаешь, что ты грешник, я желал бы тебя ободрить, чтобы ты верил, что благодать предназначена как раз таким людям, как ты.

Иисус поистине ищет и спасает погибшее. Он Своею смертью принес действительную примирительную жертву за действительных грешников. Я необыкновенно радуюсь, встречая людей, называющих себя жалкими грешниками, — если только они не играют словами и не говорят это из приличия. Я с удовольствием проговорил бы целую ночь с честно считающими себя грешниками. Приют милосердия никогда не закрывает своих дверей пред такими людьми: ни в будни, ни в воскресные дни. Наш Господь Иисус Христос умер не за воображаемые грехи. Кровь Его была пролита, чтоб смыть грязные пятна наших грехов.

Если ты видишь себя совершенно загрязненным грехами, то знай: Христос пришел убелить тебя. Один из благовестников однажды сказал проповедь на тему: „Уже и секира при корне деревьев лежит». После ее прослушивания один из членов церкви заметил ему: „Можно было подумать, что вы говорите преступникам. Вашу проповедь следовало бы прочитать в городской тюрьме». „О, нет, — ответил бла- говестник, — если бы я говорил проповедь в городской тюрьме, я выбрал1 бы другой текст, а именно: „Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников!» Таким образом, закон существует для мнящих себя праведными, чтобы

смирить их; Евангелие же — для погибших, чтобы они не оставались в отчаянии.

Если ты не погибший человек, на что тебе Спаситель? Станет ли пастырь разыскивать кого-либо, если никто не заблудился? Станет ли женщина мести свой дом с целью найти драхму, если она ее никогда не теряла? Нет! Врач — для больных; оживление -для мертвых; прощение — для виновных; прозрение -для слепых. Как можно было бы объяснить пришествие Спасителя, Его крестную смерть и благую весть о прощении, не предположив, что человек виновен и достоин осуждения? Грешник — причина того, что существует Евангелие. Дорогой друг, читающий эти строки, если ты грешный человек, до- стойный только наказания и ада, то ты как раз один из тех, для которых предопределена и возвещена благая весть. Бог оправдывает нечестивых.

Я желал бы, чтобы все сказанное мною было предельно ясно. Надеюсь, что это уже отчасти мне удалось. Но, несмотря на то, что эта истина так ясна, один только Бог может произвести ее осознание в человеке. Духовно пробужденному на первых порах не верится: неужели возможно спасение и для него, погибшего и виновного человека? Он думает, что спасение дается ему как кающемуся, и забывает, что его покаяние есть часть спасения. „Но, — восклицает он, — я должен быть совершенно другим человеком!» Это действительно так: он должен сделаться совершенно другим человеком вследствие своего спасения. Но сначала спасение, а потом плоды как следствие его. В действительности он получает спасение уже в то время, когда заслуженно считает, что унизительное и отвратительное название

„нечестивый» определяет его состояние. И это определение точно ему подходит, когда настигает его благая весть, чтобы оправдать его.

Поэтому я убедительно прошу всех, не имеющих в себе ничего доброго, сомневающихся даже в том, что у них есть доброе чувство или что-нибудь говорящее в их пользу, крепко верить, что милосердный Бог может и желает их принять такими, какие они есть, без рекомендующих их дел. Он прощает их по Своему соизволению не потому, что они добры, а потому, что Он добр. Не светит ли Его солнце над злыми и добрыми? Разве не Он дает времена плодородия и посылает дождь и солнечный свет самым безбожным народам? Даже Содому светило солнце, и Гоморра получала свою росу. О друг, великая благодать Бога превосходит твое и мое мнение о ней, и я желал бы, чтобы ты имел достойное представление о ней. Божьи мысли настолько выше наших, насколько небо выше земли. У Бога полнота прощения. Иисус Христос пришел в мир спасти грешников. Следовательно, помилование — для виновных.

Не прихорашивайся и не старайся представиться другим, чем ты есть на самом деле; приди таким, как есть, к-Тому, Кто оправдывает нечестивых. Один известный художник нарисовал картину, изобразив на ней типичную обстановку родного ему города и характерные, обычные лица. Непричесанный, оборванный, грязный подметальщик улиц был всем хорошо известен, и на картине как раз было подходящее место для него. Художник пригласил к себе этого оборванного грубого человека: „Я тебе хорошо заплачу, — сказал он, — если ты придешь ко мне и будешь позировать». На другое утро подметальщик пришел, но художник тотчас отослал его обратно, потому что тот явился умытым, причесанным и в приличной одежде. Он нужен был художнику таким, каким выглядел всегда. Бог примет тебя, если ты придешь как грешник, но не иначе. Не жди, пока ты сделаешься лучше, иди, не медли и моли о спасении. Бог оправдывает нечестивых, следовательно, ты можешь быть принятым на том месте и в том состоя- нии, в котором ты находишься, даже в самом отчаянном.

Приди в своем обыкновенном домашнем платье, т. е. приди к твоему Небесному Отцу во всех своих грехах. Приди к Иисусу таким, как есть,

— прокаженным, грязным, голым, негодным ни для жизни, ни для смерти. Пусть придет к Нему тот, кто поистине может себя считать извергом рода человеческого. Приди, если ты даже ни на что, кроме смерти, не смеешь надеяться. Приди, если и распростершееся над тобою отчаяние душит тебя, как тяжелый кошмар. Приди и моли Господа, чтобы оправдал еще одного нечестивого. Почему бы Ему не сделать этого? Приди только — великая благодать предназначена таким, как ты. Все сказанное выше, всю эту истину нельзя выразить лучше, чем словами из Евангелия, послужившими основой проповеди: „Тот, Кото- рый оправдывает нечестивого». Он делает тех, кто по природе нечестив, праведными и обращается с ними, как с праведными. Не правда ли, дивные слова для тебя?