О служении словом

Проповедуй слово…

2 Тим. 4: 2

Проповеди должны иметь определенное, живое, сильное, веское и назидательное содержание. Кафедра предназначена не для того, чтобы мы показывали свое красноречие, а для того, чтобы преподавать слушателям в высшей степени серьезные и глубокие истины жизни. Область, откуда мы черпаем наши мысли, безгранична, и вследствие этого мы не имеем извинения, если будет суха и безжизненна наша проповедь. Если мы говорим народу в качестве посланников Божиих, то не смеем жаловаться на недостаток материала, потому что Слово Божие переполнено этим материалом. Мы должны излагать с кафедры все Евангелие; должны проповедовать современным христианам всю веру, некогда врученную людям Самим Господом и апостолами. Истина, заключающаяся в учении

Иисуса Христа, должна быть преподана слушателям таким образом, чтобы они не только услыхали святое благовестие, но и поняли его. Мы проповедуем Того, о Котором написано: “Бог — спасение мое; уповаю на Него… Господь — сила моя, и пение мое — Господь” (Ис. 12: 2). Истинный служитель Христа знает, что главнейшее достоинство проповеди заключается не в ее внешнем изложении, но в тех истинах, выражением которых она служит. Ничто не может в этом случае заменить содержания и назидательности. Евангелие — это благовестие нашего настоящего и будущего блаженства, это красноречие жизни, а не слов. Проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания, есть жалкое пустословие. Она, подобно облаку, проносится над головами слушателей, не роняя ни капли животворного дождя на иссохшую почву. И души, слушая ее, испытывают тяжелое разочарование или даже получают от нее большой вред. Не следует заботиться о высоком качестве произносимых слов, но необходимо стремиться возвысить ценность их внутреннего содержания. Безумно показывать расточительность в словах и вместе с тем — скупость в изложении истины.

Прекрасно, если проповедники стараются вызвать добрые чувства у слушателей, но и тогда требуется помощь истинного назидания. Божественное правило — “вложить” закон в “мысли” и “написать” его потом “в сердцах”; сначала просвещается разум, а затем уже побеждаются чувства. Проповедники должны подражать в этом Самому Господу и, насколько это возможно для них, назидать слушающих в благочестии, поучать их, как должно веровать и жить, а затем уже стараться воспламенять в них желание усердно выполнять то, чему они научились. Иначе безуспешен будет наш труд.

Здравое изложение истин Священного Писания есть то, чего желают наши слушатели и что они должны получить от нас. Они вправе ожидать от нас правильного толкования Священного Писания, и если мы подобны “Ангелу-наставнику”, о котором говорит Иов в главе 33-й, 23-м стихе, если мы истинные посланники Божий, то вполне удовлетворим наших слушателей. Если же случится, что не будет достаточного назидания в нашем толковании истин Слова Божия, то это будет очень плохо, так плохо, как если бы в хлебе не было вовсе муки.

Неясные выражения о величайших божественных истинах, туманные представления об основных учениях Слова Божия — все это приносит огромный вред. Без познания Евангелия мы будем лишь “медь звенящая или кимвал звучащий”. Недостаток духовной пищи в проповеди вызывает со стороны слушателей порицание вместо уважения.

Всякая проповедь должна иметь обильное назидательное содержание; затем это содержание должно соответствовать тексту. Содержание проповеди должно вытекать из текста Священного Писания, и чем отчетливее это выполнено, тем лучше; во всяком случае, к этому нужно стремиться. Никогда не следует забывать о связи между проповедью и текстом. Многие проповедники уходят от текста тотчас же по его произнесении. Но для чего же им тогда и текст?

Лучшее средство для сохранения разнообразия в проповеди заключается в том, чтобы проповедник обращал особое внимание на внутренний сокровенный смысл каждого избранного им места. И если мы не будем сбиваться с пути, открытого нам в молитве, то никогда не будем повторяться или иметь недостаток в материале. Проповедь особенно сильно действует на слушателей, когда она представляет собою слово, исходящее как бы из уст Самого Бога, когда она представляет собою не лекцию о Священном Писании, но само Писание. Мы многим обязаны Священному Писанию, поэтому, если беремся проповедовать какой-либо текст, то не должны отставлять его в сторону, чтобы освободить место для наших собственных измышлений.

Далее, если проповедники привыкли точно придерживаться смысла Священного Писания, то им необходимо придерживаться и самих слов, употребленных в Писании Духом Святым. Проповеди, которые представляют собой изложение богодухновенных слов Священного Писания, наиболее полезны и любимы нашими верующими. Дети Божий любят, когда излагаются и истолковываются истины Слова Божия. Итак, мы имеем обильный материал для наших проповедей, непрерывно произрастающий для нас из богодухновенного и вечно живого Слова Божия, подобно тому, как вырастают из земли фиалки или как вытекает мед из сотов.

Великое счастье для нас, если мы так руководимы Святым Духом, что в силах всегда ясно излагать все евангельские истины. В Библии нет ничего, что боялось бы освещения. Законы гармонии требуют, чтобы голос одной истины не заглушал все остальные; чтобы тихие, нежные звуки не пропадали среди шума и грома других. Каждый звук, предписанный Верховным Руководителем, должен быть исполнен правильно, и каждая нота должна звучать с соответствующей силой. Нашей задачей должно быть освещение всей открытой нам Богом истины, во всей ее гармонической пропорциональности.

И если мы намерены излагать в наших проповедях великие, вечные истины, то должны подходить к ним со всех сторон. Поучения, не имеющие решительного значения для спасения души, не должны излагаться на каждом богослужении. Все должно быть соразмерно. Главной темой наших проповедей должна быть радостная весть, ниспосланная нам с неба: весть о нашем спасении через искупительную крестную смерть Христа, весть о той великой благодати, обещанной даже наивеличайшему грешнику, если только он горячо верует в Иисуса Христа.

В деле проповеди Евангелия мы обязаны напрячь все силы нашего разума, нашей памяти, все наше воображение и красноречие и не отвлекаться на второстепенные предметы. Необходимо проповедовать простое евангельское учение о спасающей силе Христа. Есть, к сожалению, проповедники, которые превосходно описывают десять рогов “зверя” и четыре лика херувимов, прекрасно говорят о духовном значении верхнего покрова скинии, о значении окон Соломонова храма; но искушений, нужд слушателей — всего этого они почти не касаются в своих проповедях. Не следует отягчать проповедь излишним материалом. Все истины не могут быть втиснуты в одну проповедь. Если говорить много и долго, то можно легко пресытить слушателей, вместо того, чтобы возбудить в них еще большее желание, еще большую жажду духовной пищи. Наша задача заключается в том, чтобы в немногих словах сказать многое и без особо длинных разъяснений. Одна мысль, запечатленная в уме, гораздо лучше пятидесяти, но пролетевших мимо ушей. Один хорошо и крепко вколоченный гвоздь держит лучше, нежели целая дюжина только лишь воткнутых в стену гвоздиков, которые легко можно вытащить все разом.

Материал проповеди должен быть хорошо расположен. Наша мысль должна восходить кверху; наши поучения должны вести слушателя от одного ясного доказательства к другому — и наконец привести его к сияющей небесным светом истине. К проповеди относится известный девиз:

все хорошо на своем месте. Не следует разбрасываться мыслями, но располагать их возможно стройнее. Порядок — высший небесный закон — не должен быть в пренебрежении у проповедников.

Проповедуемое нами учение должно быть изложено вполне ясно и понятно и не должно давать повода к недоразумениям. Для этого прежде всего пусть оно будет ясно для нас самих. Если мы имеем твердое намерение предложить слушателям святую истину, чистое учение, вполне согласованное со Священным Писанием, то мы будем настоящими пастырями стада Христова и лишь тогда убедимся в духовном преуспевании наших слушателей.

Необходимо стараться, чтобы содержание наших проповедей было, насколько это возможно, ново и жизненно. Вооруженные в изобилии темами, старательно разработанными на основании нашего собственного опыта, мы не утомим наших слушателей, но всецело завладеем их сердцами. Наши проповеди будут отличаться все большей глубиной и сердечностью по мере того, как будет возрастать наше духовное состояние. Да будем все мы достойными провозвестниками Нового Завета. Пусть не останется не выраженной нами ни одна йота из этого величайшего сокровища. Да не пропадет она прежде всего в нас самих (Мф. 5: 18).

Слово “проповедь” означает “удар”, и наше стремление при этом должно быть направлено к тому, чтобы разработать и произнести проповедь веско, с силой. Говорить простые нравоучительные проповеди — все равно что сражаться деревянным мечом; настоящее оружие наше — великие истины Слова Божия. Будем держаться таких истин, которые сильно, непреодолимо действуют на сердце и на совесть слушателей. Божественные истины вполне согласуются с истинными потребностями людей; благодать Господня помогает человеку не только воспринять их, но и наполнить ими каждый уголок своей души. Еще раз убедительно советуем держаться Евангелия, потому что оно обладает божественной силой для дарования нам блаженства и вечного спасения.

Будем проповедовать Христа непрестанно, во всякое время. В Нем заключается все наше Евангелие. Его Личность, Его служение, Его дела должны быть нашей обширной, все заключающей в себе и постоянно повторяющейся темой. В чем больше нуждаются души — это в вести о Спасителе и том пути, каким можно обрести Его. Мы должны учить не философии, а простому Евангелию. Грехопадение человека, необходимость его духовного возрождения, прощение грехов как следствие искупления их Христом и вечное блаженство — вот великие истины, которые мы призваны возвещать. Ничто не должно отвлекать нас от прославления креста Христова (Гал. 6:

14). Спасение во Христе — вот главная тема всех проповедей. О, если бы распятый Христос стал предметом проповедей всех служителей Божиих на всем земном шаре! Пока еще существует смерть, пока гибнут грешники, неразумно рассуждать об Армагеддоне и стараться вычитать между строк Священной Книги пророчества о судьбах той или иной страны.

Кто верно и добросовестно раскроет величие и славу Божию, явленные в лице Иисуса Христа, тому это зачтется в большую заслугу в день судный, нежели если кто развяжет узел тайн Откровения. Блаженно служение того проповедника, который весь преисполнен Христом!