15. Верность Бога

Хорошо воздавать Тебе хвалу и славить Твое имя, О Всевышний, открывать для себя Твою любовь и доброту утром и Твою верность каждый вечер. Подобно тому как Твой Сын, будучи на земле, был верен Тебе, Своему Небесному Отцу, сейчас, будучи на небесах, Он верен нам. Своим земным братьям: и на это мы возлагаем все наши искренние надежды на все грядущие годы и столетия. Аминь.

Как уже говорилось, атрибуты Бога — это не изолированные черты Его характера, а грани Его единого существа. Это не вещи в себе; скорее это мысли, с помощью которых мы думаем о Боге, аспекты совершенного целого, названия, данные тому, что мы знаем как истину о Нем.

Для того чтобы правильно понимать атрибуты Бога, нам необходимо видеть их как одно целое. Мы можем думать о каждом свойстве Бога в отдельности, но их нельзя отделять друг от друга. «Все свойства, приписываемые Богу, на самом деле не могут отличаться друг от друга по причине совершенной простоты Бога, хотя, говоря о Боге, мы описываем их по-разному и употребляем для этого разные слова, — говорит Николай Кузанский. — Поэтому хотя мы приписываем Богу зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, сознание, рассудок, интеллект и так далее, в зависимости от различных значений каждого слова, в Нем зрение ничем не отличается от слуха, или от вкуса, или от обоняния, или от осязания, или от понимания. И поэтому говорят, что все богословие идет по кругу, потому что любое из Его свойств подтверждается другим».

При изучении какого-либо атрибута Бога вскоре становится очевидным, что, в сущности, все Его атрибуты — одно целое. Например, если Бог существует Сам по Себе, то, следовательно. Он и независим; если Он, будучи бесконечным, обладает могуществом, то это должно быть всемогущество. Если Он обладает знанием, то Его бесконечность убеждает нас, что Он обладает всем знанием. Точно так же Его неизменность предполагает Его верность. Если Он не изменяется, из этого следует, что Он не может быть неверен, поскольку для этого Ему нужно было бы измениться. Любой недостаток в Божественном характере предполагал бы несовершенство, а поскольку Бог совершенен, такого просто не может быть. Следовательно, атрибуты объясняют друг друга и доказывают, что они всего лишь отблески абсолютно совершенного Божьего разума.

Все действия, которые совершает Бог, находятся в полном соответствии со всеми Его атрибутами. Ни одно из этих свойств не противоречит другому, но все они гармонично сочетаются друг с другом и соединяются в бесконечной бездне Божества. Все, что делает Бог, согласуется с тем, чем является Бог, в Нем существование и деяние — одно и то же. Очень часто, изображая Бога, пытаются отделить Его справедливость от Его милосердия, что полностью противоречит фактам. Подумать о Боге как о существе, которое склоняется сначала к одному из Своих свойств, а потом к другому, — это значит представить себе Бога, не уверенного в Себе, бессильного и эмоционально неуравновешенного, и тогда это будет уже не истинный Бог, а всего лишь Его бледное отражение.

Будучи Тем, Кем Он является, Бог не может перестать быть Тем, Кем Он является, и, следовательно, Он не может действовать так, чтобы это противоречило Его характеру. Он одновременно верен и неизменен, поэтому все Его слова и дела должны быть и должны оставаться верными. Люди становятся неверными, уступая желанию, страху, слабости, из-за утраты интереса или под воздействием сильного влияния извне. Очевидно, что ни один из этих факторов никак не может влиять на Бога. Он Сам — Своя собственная причина всего того, чем Он является и что делает. Его не могут ни к чему принудить внешние обстоятельства, Он всегда говорит и действует от имени Самого Себя, по Своей Собственной суверенной воле, так, как Он считает нужным.

Я думаю, можно было бы доказать, что почти каждая ересь, от которой Церковь страдала на протяжении всех лет ее существования, являлась результатом неверного представления о Боге или стремлении придать слишком большое значение чему-то верному, скрывая при этом нечто другое, столь же верное. Гиперболизировать одно свойство и полностью исключить другое — это прямой путь к одному из угрюмых болот богословия; и все-таки мы постоянно подвергаемся соблазну сделать это.

Например, Библия учит, что Бог есть любовь; некоторые настолько акцентируют на этом внимание, что полностью отрицают Его справедливость, о которой в Библии, кстати, тоже говорится. Другие делают такой упор на библейское учение о доброте Бога, что это начинает противоречить Его святости. Или они заставляют Его сочувствие отменять Его истину. А еще кто-то понимает верховную власть Бога так, что полностью игнорирует или, по крайней мере, значительно уменьшает Его доброту и любовь.

Мы сможем правильно понимать истину, только если мы осмелимся поверить всему, что Бог сказал о Самом Себе. Человек берет на себя очень серьезную ответственность, когда пытается лишить Бога тех черт, которые он по своему неведению не может принять, несмотря на то, что они явлены в Божественном откровении. Наверняка каждый из нас, у кого хватит дерзости попытаться сделать это, окажется в темноте. А делать это вовсе незачем. Нам не нужно бояться оставлять правду такой, как она описана. Между атрибутами Бога нет противоречий. Существо Бога едино. Он не может разделиться на части и в какое-то определенное время действовать, исходя из одного Своего свойства, оставляя в бездействии другие Свои свойства. Все, чем является Бог, должно согласовываться со всем, что Он делает. В милосердии должны присутствовать справедливость, а в осуждении — любовь. И так со всеми атрибутами Бога.

Верность Бога — это один из исходных факторов нормального христианского богословия, а для верующего человека, осознавшего это Божественное свойство, верность становится пищей для души. Ибо Священное Писание не только учит истине, но также показывает человечеству, как эту истину использовать. Авторы Священного Писания, получившие Божье вдохновение, были людьми с такими же, как у нас, страстями, живущими обычной жизнью. То, что они узнали о Боге, стало для них мечом, щитом и молотом; это стало мотивацией их жизни, их доброй надеждой и искренним ожиданием. Из объективных факторов богословия их сердца сделали много радостных выводов и тысячи раз применили их по отношению к себе! В книге Псалмов раздаются радостные слова благодарности Богу за Его верность. Новый Завет подхватывает эту тему и восхваляет верность друг другу Бога-Отца и Его Сына Иисуса Христа, Который перед Понтием Пилатом свидетельствовал о доброй вере; а в Апокалипсисе мы видим Христа верхом на белом коне, скачущего к Своему триумфу, и там Он назван Верным и Истинным.

В христианских песнопениях также воспеваются атрибуты Бога, и среди них — Божественная верность. Эти свойства стали источником, из которого потекли реки радостных мелодий. Например, в старинном сборнике песнопений, изданном в 1849 году, песни не имеют названий, над каждым песнопением — лишь одна строчка, набранная курсивом: «Славное совершенство Бога», «Мудрость, величие и доброта», «Всеведение», «Всемогущество и неизменность», «Слава, милосердие и благоволение». Поток духовных песен берет свое начало еще в первые века существования Церкви. С самого начала вера в совершенство Бога вызывала у верующих людей радостную уверенность и желание петь.

На верности Бога основывается вся наша надежда на благословение в будущем. Только потому, что Он верен, сохраняется Его завет и Его обещания будут исполнены. Только потому, что мы твердо знаем, что Он верен, мы можем спокойно жить и с уверенностью ожидать грядущей жизни.

Каждое сердце может применить эту истину к себе, учитывая свои собственные нужды. Искушаемые, беспокоящиеся, боязливые, отчаявшиеся — все могут найти новую надежду и хорошее настроение, узнав, что Отец наш Небесный верен нам. Он всегда будет верен слову, которое Он дал. Страдающие под тяжестью невзгод сыны Завета могут быть уверены в том, что Он никогда не лишит их Своей любви и доброты и что Он никогда не перестанет быть им верным.

Счастлив человек, который возлагает свои надежды

На Бога Израиля; Он создал небо,

И землю, и моря со всеми, кто их населяет;

Его истина навсегда остается непоколебимой;

Он спасает угнетенных, Он дает пищу бедным,

И ни для кого Его обещание не остается

неисполненным.

Айзек Уотте