Сноски

1. A. Gregory Schneider, «The Methodist Connection to Adventism,» Spectrum 25 (September 1996), pp. 26-37; Woodrow W. Whidden, «Ellen White and John Wesley,» Idem., pp. 48-54; «Adventist Soteriology: Wesleyan Connection,» Wesleyan Theological Journal 30 (Spring 1995), pp. 173-186; and Ellen White on Salvation: A Chronological Study (Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1995), pp. 15-22.

2. Эти несколько удивительные (по крайней мере, для ушей адвентистов того периода) и яркие высказывания об объективном оправдании можно проще всего найти в книгах Faith and Works [«Вера и дела»] (Nashville: Souther Pub. Assoc, 1979) и Selected Messages, Book One [«Избранные проповеди, книга первая»] (Washington: Review and Herald Pub. Assoc., 1958), см. особенно стр. 300-400. Вероятно, наиболее сильное выражение этого более свойственного Павлу и Лютеру понимания оправдания одной верой находится в её Рукописи 36, 1890 (здесь цитируется по Faith and Works, pp. 19, 20): «Пусть будет ясно, что невозможно как-то повлиять на нашу позицию перед Богом или на дар Божий нам посредством достоинства творения. Если бы дар спасения для кого-либо приобретался верой и делами, то Творец становился бы обязанным творению. Здесь есть возможность принять ложь за истину. Если кто-то может заслужить спасения какими-либо своими делами, то он находится в том же положении, как и католики, которые должны исполнять епитимью за свои грехи. Значит, спасение основано отчасти на долга, который можно заслужить как зарплату. Если человек никакими добрыми делами не может заслужить спасения, то оно должно быть основано полностью на благодати, получаемой человеком как грешником из-за того, что он принимает Иисуса и верует в Него. Это совершенно безвозмездный дар. Оправдание верой неоспоримо».

3. C. Mervyn Maxwell, «Sanctuary and Atonement in SDA Theology: An Historical Survey,» Arnold V. Wallenkampf and Richard W. Lesher, eds. The Sanctuary and the Atonement (Washington: Review and Herald Pub. Assoc., 1981), p.530.

4. Merlin D. Burt, «Demise of Semi-Arianism and Anti-Trinitarianism in Adventist Theology, 1888-1957» (A Paper prepared at the Seventh-day Adventist Theological Seminary in partial fulfillment of the requirements for the Course GHIS 974, Development of Seventh-day Adventist Doctrines, December 1996), pp. 7-8.

5. Цит. в L.E. Froom, Movement of Destiny (Washington: Review and Herald Publishing Assoc., 1971), p. 291.

6. Eric C. Webster, Crosscurrents in Adventist Christology (New York: Peter Lang, 1984), pp. 142, 143.

7. Ibid.

8. Burt, pp. 2, 3, 9.

9. Maxwell, p. 531.

10. См. Linwood Urban, A Short History of Christian Thought (New York: Oxford University Press, 1995), p. 63.

11. Burt, p. 2.

12. Следует заметить, что термин «закрытые двери» относится к убеждениям огромного большинства субботствующих адвентистов в первые годы. Позиция «закрытых дверей» заключалась в том, что спастись могут только те, кто сохранил веру в движение миллеритов как истинно провиденциальное. Все остальные люди в мире стали Вавилоном из-за того, что отвергли истину о Втором пришествии и засвидетельствовали это отвержение, подвергнув преследованиям верное «малое стадо» миллеритов, сохранявших веру. Другими словами, обязанности миссионерства по отношению к вавилонствующему миру не было, так как двери благодати для него закрылись. Потребовалось почти десятилетие для того, чтобы «субботствующие» адвентисты «закрытых дверей» смогли обрести новое чувство миссионерской обязанности по отношению к остальному миру.

13. Одним из наиболее важных движений эпохи после Миннеаполиса и 1888 г. было дальнейшая разработка ею темы о том, что и человеческая, и божественная природы были существенно важны для спасительного дела Христова. В проповеди, произнесённой 19 июня 1889 г., она провозгласила, что «Христос ничего не мог бы сделать во время Своего земного служения для спасения падшего человека, если бы божественное не было слито с человеческим». Далее она заявила, что «человек не может дать определение этой чудесной тайне – слиянию двух природ». Эту тему она впервые начала развивать в 1872 г.: «Жертва за него [падшего человека] не могла бы быть приемлемой для Бога, если бы приношение не было бы по ценности выше человека, каким он был в состоянии совершенства и невинности… Божественный Сын Божий был единственной жертвой, ценность которой была достаточной для полного удовлетворения требований совершенного закона Божьего» (цит. в Woodrow W. Whidden, «The Soteriology of Ellen G. White: The Persistent Path to Perfection» [Ph.D. Dissertation, Drew University, 1989], p. 188; дальнейшие высказывания Елены Уайт см. в прим. 3, стр. 187 этой диссертации).

14. J.N.D. Kelly, Early Christian Doctrines (Revised Edition; New York: HarperCollins, 1978), p. 233.