9 глава

1. войдя в лодку: — Матф. 9:1, является заключительным стихом в повествовании о двух бесноватых в стране Гергесинской (Матф. 8:28 по 9:1; см. на Марк 5:21). Разделение глав было бы вернее между 1 и 2 ст. в Матф. 9 гл.

Свой город: — Т. е. , Капернаум (см. на Марк 1:29).

2. расслабленного, — [Опускание расслабленного через крышу, Матф. 9:2-8 = Марк 2:1-12 = Лук. 5:17-26. Главный комментарий: Марка]. [370]

9. Матфея: — [Призвание Левия Матфия, Матф. 9:9 = Марк 2:13, 14 = Лук.

5:27, 28. Главный комментарий: Марка].

10. Иисус возлежал в доме: — [На празднике у Матфея, Матф. 9:10-13 = Марк 2:15-17 = Лук. 5:29-32. Главный комментарий: Марка].

13. Пойдите, научитесь: — У книжников и фарисеев не было с собою свитков Писания, поэтому им следовало либо вернуться в синагогу, либо домой, чтобы изучить предложенный им Христом предмет.

милости хочу: — Или, «предпочитаю милость» (см. Ос. 6:6). В данном случае «милость» может обозначать характер, вернее черты характера, которые Бог желает видеть отраженными в жизни Своего народа (см. на Матф. 19:19; 22:39). Подобно «жертвы» означают формы религии, имеющие тенденцию заслонять практическое благочестие (см. 2Тим. 3:5). В этом смысле «милость» представляет праведность верою, а жертвы «праведность» от дел. Формы религии без животворного ее духа, — говорит Христос, — не имеют никакого смысла. См. на Марк 7:7-9, 13; Ин. 4:23, 24.

Бог не установил Иудейскую обрядовую систему потому, что она сама по себе представляла бы Его идеал благочестия, сами по себе жертвоприношения древности не имели значения (см. Евр. 9:9; 10:1-11). Богу одна внешность не угодна (см. Мих. 6:7). Что Бог требует от человека, так это «действовать справедливо, любить дела милосердия, и смиренномудренно ходить пред Богом своим» (см. Мих. 6:8). «Послушание» всегда было «лучше жертвы» (см. 1Цар. 15:22; см. на Матф. 7:21-27; Марк 7:7-9).

14. ученики Иоанновы: — [Вопрос относительно поста, Матф. 9:14-17 = Марк 2:18-22 = Лук. 5:33-39. Главный комментарий: Марка].

18. Когда Он говорил им сие: — [Женщина страдающая кровотечением; дочь Иаира, Матф. 9:18-26 = Марк 5:21-43 = Лук. 8:40-56. Главный комментарий: Марка]. Матфей сообщает, что это было во время беседы, описанной в 14-17 ст. , что Иаир (см. Марк 5:22) подошел ко Христу. Если к этому присовокупить сообщение из (ЖВ 342), что Иаир нашел Христа в доме Матфея, то станет ясным, что имеется тесная хронологическая связь между пиром в доме Матфея, протестом фарисеев против того, что Христов ест с «мытарями и грешниками», вопросом о посте и воскресением дочери Иаира.

теперь умирает: — Из повествования по Марку (см. Марк 5:23, 35) и Луки (см. Лук. 8:42, 49) видно, что девица еще не умерла ко времени, когда Иаир обратился с просьбой, но уже умирала, то есть, была уже «едва живой». По Евангелию от Матфея видно, что отец говорит о верной смерти, если Христос не вмешается. Знал ли отец о воскресении сына вдовы из Наина, которое случилось незадолго до этого (см. на Лук. 7:11), сказать невозможно. Вероятнее всего, он слышал об этом.

27. двое слепых: — [Два слепых человека, Матф. 9:27-31. Комментарий: Матфея. Ср. Марк 8:22-26; 10:46-52. См. карту 220 стр. ; на чудеса 208-213 стр. ]. Это чудо, вероятно, совершилось в Капернауме осенью 29 г. Исцеление в Вифсаиде (см. Марк 8:22-26) имело место спустя год, а исцеление Вартимея в Иерихоне (см. Марк 10:46-52) спустя более полутора лет. С древних времен слепота, очень часто вызываемая вследствие заболевания трахомой, была обычна в Библейских странах.

Сын Давидов: — Употребление такого обращения свидетельствует о том, что слепцы приняли Христа, как Мессию (см. на гл. 1:1).

28. пришел в дом: — Хотя это здесь не указано, но возможно, что это был дом Петра. Использование определенного артикля указывает на то, что это был какой-то определенный дом, возможно тот, в котором сам Иисус жил во время Своего пребывания в Капернауме (см. на Марк 1:29). Почему Христос не исцелил слепых на улице, здесь не сказано.

веруете ли: — Без применения веры с их стороны Христос не мог бы применить Свою силу, чтобы им помочь. Вера человека должна подняться, чтобы встретиться и объединится с силой Божией, для того, чтобы благословения телесные или же духовные могли быть переданы и приняты (см. Евр. 11:6).

29. коснулся: — Относительно значения и цели исцеляющего прикосновения

(см. на Марк 1:31).

30. строго сказал им: — Т. е. , Иисус строго им повелел. Это, безусловно, относится к строгому выражению лица Иисуса [371] и интонации Его голоса. Относительно намерения Христа при запрете оглашения некоторых чудес (см. на Марк 1:43).

31. разгласили: — Сравните отказ прокаженного от соблюдения запрета оглашения об его исцелении (см. на Марк 1:45).

32. Когда же те выходили: — [Немой бесноватый, Матф. 9:32-34. Комментарий: Матфея. См. карту 220 стр. ; на чудеса 208-213 стр. ]. Слово «те» возможно, относится к двум слепым, только что исцеленным, вероятно в доме Петра (см. на 28 ст. ), которые оставили дом в то самое время, когда бесноватый заходил к Иисусу.

привели: — Если человеку недостает возможности или веры, чтобы обратиться к Иисусу за исцелением тела или же духа, то для него счастье, если имеется кто-нибудь, достаточно заинтересованный в нем, чтобы привести его (ср. Марк 2:2, 3).

немого: — Греч. kophos, «притуплённый» или «унылый» (см. на Лук. 1:22). Как существительное kophos может означать или «глухого [человека]», или «немого [человека]», в зависимости от контекста.

бесноватого: — Относительно вопроса об одержимости беса человеком в библейские времена (см. на Марк. 1:23).

33. немой стал говорить: — Это было осязаемое доказательство исцеления. Это последнее сообщение о чуде на несколько месяцев; следующим будет насыщение 5000 последующей весной. Уединился ли Иисус на зиму после второго путешествия по Галилее, не сказано. Возбуждение народа, вследствие многочисленных Им совершенных чудес, угрожало затмить главное намерение Спасителя при их совершении — продвижение Царства Небесного в сердцах и жизни людей.

34. фарисеи говорили: — См. на гл. 12:24. Вероятно, отчаявшись заставить Христа молчать или возбудить против Него народ, фарисеи пытались внушить, что Его чудотворная сила свидетельствует о Его союзе с сатаной. Факт, что Матфей здесь не сообщает об ответе Иисуса, побуждает думать, что фарисеи не выступили с этим утверждением в Его присутствии, но распустили такой слух среди народа.

35. ходил Иисус: — [Второе путешествие по Галилее, Матф. 9:35 = Лук. 8:1-2. Главный комментарий: Луки]. В виду того, что гл. 9:36 открывает подраздел, касающийся наставления Иисуса двенадцати, приготавливающего их к третьему Галилейскому путешествию, и что этот подраздел оканчивается сообщением о деятельности Христа в то время, когда двенадцать совершали обход городов и селений Галилеи, гл. 11:1, а гл. 9:35 вероятно, следует рассматривать как итоговое сообщение о втором Галилейском путешествии. Матфей приводит схожее итоговое сообщение и для первого Галилейского путешествия (см. на гл. 4:23).

по всем городам и селениям: — Это очевидно, типичное для Еврейского языка преувеличение. Ввиду того, что в Галилее было около 200 селений (см. на Лук. 8:1), было бы трудно, чтобы не сказать — невозможно, посетить каждое в течение краткого Его служения, продолжительностью не многим более года. ,

уча: — Об учении Христа в синагогах (см. на Марк 1:39; Лук 4:15, 16).

синагогах: — См. 56-58 стр.

Евангелие Царствия: — См. на Марк 1:1.

всякую болезнь: — См. на гл. 4:23. Ученики были наделены подобной силой, когда Иисус их посылал на проповедь гл. 10:1.

в людях: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к опущению этих слов, но включающих их в гл. 4:23.

36. Видя толпы народа: — [Третье путешествие по Галилее, Матф. 9:36 по 11:1 = Марк 6:7-13 = Лук. 9:1-6. Главный комментарий: Матфея. См. карту 220 стр. ; таблицу 231 стр. ]. С этого Матфей и начинает свое сообщение о третьем Галилейском путешествии, которое продолжалось в течение зимы 29-30 гг. по Р. Хр. (см. ЖВ 359, 364; см. на Марк 1:39). Мало сказано о событиях самого путешествия. Почти все повествование посвящено наставлению Христа двенадцати, при направлении их на проповедь. Ни одной детали не сообщено о служении самих учеников, и единственный опыт Христа, о котором известно, это Его второе посещение Назарета Матф. 13:54-58. Относительно связи третьего путешествия с двумя первыми (см. на Марк 1:39).

В третьем путешествии двенадцать были посланы по два, чтобы применить на практике принципы, которые они наблюдали в служении [372] Христа. В то время, как двенадцать были заняты этим, Иисус сам вышел в сопровождении многих других учеников (см. Лук. 10:1; ср. ЖВ 488). Ссылка на «множество» указывает на необходимость послать двенадцать — потребность Христа в продолжении второго путешествия ясно показала, что «делателей» было слишком «мало» (см. Матф. 9:37). Третье путешествие ознаменовалось существенным расширением служения Христа (см. ЖВ 395).

изнурены: — Буквально, «были истощены». Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к чтению, «бедствуют» или «встревожены».

рассеяны: — Греч, rhipto, «повергнуть на землю», «швырять» или «лежать навзничь». Очевидно, нация, как таковая была так основательно свергнута и угнетена, что люди не прилагали больше никаких усилий, чтобы улучшить свое духовное положение. Положение вещей не внушало никакой надежды. Итак, слово rhipto говорит не столько о рассеянности «овец», сколько об «угнетенном» или «беспомощном» положении.

не имеющие пастыря: — См. Чис. 27:17; 3Цар. 22:17; Иез. 34:5. Пастыри дней Христа оказались наемниками (см. , Ин. 10:12, 13), и когда пришел сам Добрый Пастыреначальник, то Он нашел своих овец рассеянными.

37. Тогда говорит: — То, что Христос здесь говорит двенадцати 37, 38 ст. почти дословно то же самое, что Он впоследствии говорил семидесяти, при подобных обстоятельствах Лук. 10:2. См. на Марк 2:10.

жатвы: — Жатва часто употребляется, как символ великого последнего суда (см. гл. 3:10, 12; 13:30, 39). Более чем за год до этого Христос употребил образ жатвы в связи с Его служением для Самарян в Сихаре (см. Ин. 4:35-38).

делателей мало: — Если для уборки обильного урожая имеется мало работников; то неизбежна большая потеря драгоценного зерна. До тех пор, имелась лишь одна Евангельская уборочная бригада в поле, которая собирала урожай для царства небесного, и было очевидно, что если не будут осуществлены более обширные планы, большинство урожая, даже одной маленькой Галилеи, никогда не будет собрано.

39. Итак молите: — Их молитва к Господину жатвы не говорит о том, что Он не заинтересован или не осведомлен о нужде в большем количестве работников. Двенадцати надо было сделать эту нужду предметом своих молитв для того, чтобы дать Господину жатвы возможность внушить им же сознание их личной ответственности за удовлетворение этой нужды.

Большей частью молитва предназначена не для того, чтобы сообщить Богу то, чего Он иначе не знал бы, или, чтобы убедить Его сделать то, чего Он иначе не сделал бы, но для того, чтобы настроить свои собственные сердца и разум на сотрудничество с Ним. Христос, несомненно, привел Своих учеников к периоду молитв, когда эта настоятельная нужда, теперь остро осознанная всеми членами этой маленькой группы, стала главной их просьбой. Им следовало молиться, а затем продвигаться вперед с верой, сотрудничая с Богом в ответ на их собственные молитвы (см. на гл. 10:10).

выслал: — Здесь выражается настоятельность, с которой «Господин жатвы», как ожидалось, направит работников, готовых идти.

Комментарий Е. Г. Уайт к 9 главе Евангелия от Матфея.

1 ЖВ252; ПЦ73; 9СЦ 121. 1-8 ЖВ 267-271.

2 ЖВ 640; СИ 122; МЖС 7, 154; МС 147, 197; СП 352; ЗСЦ 168.

2-5 СИ 76.

2-6 8СЦ 202.

3 СП 71. 3-6 ЖВ 269.

6 ЖВ821; СИ 77; ПХ 50.

9 НУХ47; ЖВ273; ОХВ359; СЕ113. 9-12 Ев. 58.

10 ОХВ 482; СИ 26, 197; 6СЦ 173.

11 7СЦ18; СБ287. 11-13 ЖВ 275.

12 ВБ264; ОХВ 135; МС 146; ЗСЦ 39; 7СЦ 200; 8СЦ 124.

13 ОХВ 398; МС 50, 183, 251; 5СЦ 629; 7СЦ 18; СБ 36, 193.

14 ЖВ 276.

18, 19 ЖВ 342; МЖС 229.

18-26 ЖВ 342-348.

20-22 ЖВ 343.

21 СИ 59.

21, 22 МЖС 13.

24 ЖВ 343.

29 7СЦ 274.

34 С3 526; ЖВ321.

35 Ев. 46; МЖС 230.

36 НПХ111. 36-38 6СЦ 254.

37 МЖС 133.

38 ЖВ361; СЕ243; 6СЦ420; 9СЦ199.