15. Оскорбленная царица

Благодаря раскопкам, проведенным в начале 1990-х гг., мы можем мысленно последовать за царской колесницей Ахава, въезжающей в Изреель. Этот город находился на расстоянии примерно в 30 км от Самарии и в 20 км от Кармильского хребта, располагаясь у юго-восточного входа в Изреельскую долину, между холмом Море и горой Гелвуй. Его площадь составляла примерно 15 акров. Этот город был построен лично Ахавом и имел статус «дополнительной» столицы. И если в Самарии,столице Израиля, Ахав проводил весну, лето и осень, то на зиму перебирался в Изреель, отличавшийся более мягким климатом, который на это время и становился столицей государства. Поэтому его нередко именовали зимней столицей страны. Главным сооружением Изрееля был дворцовый комплекс. Впрочем, более соответствующий понятию замка. Он занимал прямоугольный участок площадью около 11 акров, окруженный со всех сторон крепостной стеной с высившимися по углам башнями. Его ворота представляли собой настоящую маленькую крепость, построенную по всем правилам тогдашнего инженерного искусства, состоявшую из шести своеобразных укрепленных помещений. Попадая в каждое из которых, враг оказывался в своеобразном каменном мешке. Преодолеть же все шесть воротных комнат было очень сложной задачей. Снаружи крепость окружал вал, имеющий около 15 метров ширины и 8 метров глубины. В отличие от крепостей Вавилонии или средневековья, рвы в Палестине крайне редко заполнялись водой, а служили как одно из средств укрепления крепости, а также для предотвращения попыток подкопа под городские стены. Помимо этого, Изреель был укреплен большими земляными насыпями. Сами дворцовые покои были богато отделаны, как и другие дворцы Ахава, его излюбленный материал — слоновая кость. И вот под ударами ливня, прибыв в свой дворец, Ахав рассказывает Иезавели о событиях, произошедших на Кармиле. Вначале царица не верит своим ушам, настолько ее поразил рассказ супруга о том страшном крахе, который потерпели ее жрецы. Смерть жрецов Иезавель воспринимает как прямой вызов, брошенный ей Илией. Как посмел этот человек поступить так с ее жрецами, вначале публично осмеяв их, а затем умертвив? Царица чувствовала, что как будто бы она сама побывала на Кармиле, испытав все унижения своих жрецов. Ведь через них перед всем народом была опозорена и лично она, утверждавшая религию Ваала в Израиле. Были оскорблены ее отец, мать, народ, исповедовавшие веру в Ваала. Сердце Иезавели с каждой минутой наполнялось ненавистью к и без того не любимому ею Илии. При этом царица не задумывалась над самой сутью проблемы. Обида, оскорбленное религиозное и национальное чувство всецело захлестнули ее. Она не задумалась над тем, что ее жрецы были самыми отъявленными убийцами. И если бы кто-то в ее народе совершил хотя бы 1 % от тех убийств, что совершили жрецы Ваала, то он немедленно был бы умерщвлен, и она бы сама подписала такой приговор. Она не задумывалась над тем, что ее религия провозглашала принципы разрушения семьи, культивировала извращения, садизм, педофилию. Она не хотела увидеть, что те несчастья, которые были в ее стране, как раз и были вызваны этой религией. Она не желала видеть и Божьи Обращения к ней как через Илию, так и через знамения в виде засухи. Она лишь в слепой ярости отстаивала свои амбиции и свою религию. Подобное часто наблюдается и в наше время. Когда люди придерживаются той или иной религии не столько в силу убеждения, осмысления, понимания, сколько в силу наследственности, в силу понятия «религии отцов». Так сегодня во многих странах Востока с большим трудом идет проповедь Евангелия, поскольку представители коренных народов, исповедующих ислам, полагают, что это чуждая для них религия и что из уважения к вере отцов они не имеют права принимать ее. Но это неверно. Ибо если мы верим в то, что есть Бог, то тогда не может быть понятия ваша или наша религия, а есть понятие — Его религия. И именно эту Его религию мы и должны исповедовать, если хотим, конечно, быть верными Богу. А определить мы это можем по Библии, которую, кстати, признают за Слово Божие и мусульмане. К тому же, если исследовать историю, то мы увидим, что, к примеру, в республики Закавказья христианство пришло намного раньше ислама, еще в III в., путем проповеди. А вот ислам пришел туда как раз насильственным путем. Войска арабов страшным смерчем прошлись по землям Кавказа, сея смерть и разрушения и заставляя народы Кавказа насильственно принять ислам! Все же, что было связано с христианством, исторгалось с корнем. Но несмотря на это, еще несколько веков христианство продолжало оставаться ведущей религией народов Кавказа, пока не было практически полностью вытеснено у большинства из них. Так что если говорить о религии отцов, то в данном случае ею следует признать как раз христианство, при котором народы Кавказа процветали. Но современные религиозные вожди не желают вспомнить этот исторический факт о первоначальном существовании именно христианства на этих землях и насильственном насаждении ислама. Религиозный вопрос — это очень деликатная тема. Но в то же время, если мы себя считаем верующими людьми, то мы не вправе обманывать самих себя, ведь от этого зависит наше личное спасение. Поэтому не стоит слепо, по примеру Иезавели, преследовать что-либо только потому, что это отличается от того, к чему мы привыкли в силу своей национальности. Ибо религия Бога — не национальная, а всемирная, и открыта для представителей каждого из народов. Неверно следовать и принципу большинства или точке зрения государственной религии. По этому вопросу очень хорошо пишет, кстати, один из ведущих православных историков и богословов, профессор Парижской Духовной Академии А. В. Карташев (1875-1960). Так, рассматривая кардинальные перемены, произошедшие в православии при Петре I, он говорит и о самом понятии государственной церкви. Он замечает: «Если одна из церквей в нем (государстве) и занимает господствующее или первенствующее среди других культов положение, то не в силу своей истинности, например, цели Вечного Спасения (государство этим просто не занимается), а наряду с другими верами только по естественному физическому признаку, как вера большинства народа, как организация национально-историческая. Духовенство всех вер с этой точки зрения исполняет функции, входящие в сферу надзора и попечения государственного, другими словами, является служилым классом, выполняющим одну из функций государственных». Так же, если нам кажется, что человек обидел нас, то необходимо разобраться, в первую очередь, что именно вызвало нашу обиду. И не обусловлена ли она уязвленным честолюбием или указанием на совершенный нами грех, или просто показывает действительно неправильное наше поведение. Цель Бога — спасти нас, и потому, как в древности Он нес Свою волю и обличения восновном через пророков, так и сегодня Он несет ее через Библию, а также через евангельские программы. На страницах Священного Писания Господь показывает грех, призывая нас оставить его, получив от Него для этого силы. Но нам со своей стороны важно не ожесточиться. Главное — осознать свой грех, как бы это, быть может, неприятно ни было. Если же мы, напротив, ожесточимся, то мы пойдем по страшному пути богопротивления, отдавая себя напрямую во власть злой силы. Мы пойдем тогда путем Иезавели, которая в ответ на рассказ Ахава не только не смирила свое сердце, но, напротив, ожесточив его, пишет Илии следующее письмо: «И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» (3 Цар. 19:2). Это была не просто реакция разгневанной женщины, это была реакция царицы. Это были не просто слова — это был приговор. Причем, приговор, произносимый человеком, который не раз уже давал подобные повеления, умея их всегда привести в исполнение. Каковы же были шансы Илии с человеческой точки зрения? Никакие. Он должен был неминуемо погибнуть, к тому же, вероятно, жуткой смертью. И вот осознавая это, Илия решается бежать. «Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом» (3 Цар. 19:3-4). В следующей главе мы узнаем о правилах того, как всегда быть счастливым, правилах, открытых Богом Илии.