17. Три секрета счастья

«И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему Слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19:9). Знал ли Господь, почему Илия оказался в этой мрачной пещере? Конечно, так же, как Он и знал, где находился Адам, задавая ему вопрос: «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3:9). Но этот вопрос Бог ставил не Себе. Он ставил его Илии так же, как в свое время Адаму. Перефразировав его, можно спросить: «Почему, как ты оказался здесь? Ведь Мой план в отношении тебя был иным». Господь хотел и хочет спасти каждого человека, предлагая ему через Голгофскую жертву Христа спасение и счастливую в Боге жизнь, мир, радость, покой в душе, жизнь с избытком. Но вместо этого миллионы людей убивают, насилуют, клевещут, страдают, впадают в депрессию, озлобляются, ропщут, стенают, рыдают от бессилия, не находят счастья, пребывая в жизненном тупике, кончают жизнь самоубийством, живут по инерции, не находят понимания и любви. И вместо благословений и счастливой жизни оказываются… и почти каждый из нас может окончить это предложение тем негативным, что, быть может, было, а может, и есть в его жизни. Почему так случается? Как же отыскать тот путь, те ключи, которые откроют нам путь в Божьи сокровищницы счастья, мира и благословений? В чем эти секреты счастья, к которому стремится практически каждый человек? И как ни парадоксально покажется на первый взгляд, секреты счастья как раз и кроются в этом вопросе Бога к Илии: «Что ты здесь, Илия?» Да, именно в этом вопросе они выражены намного более полно, чем в других многочисленных прекрасных текстах Библии. Именно этот вроде бы простой вопрос открывает перед нами три главных условия счастья. Три условия, следуя которым, каждый из нас может быть уверен, что станет самым счастливым человеком. Это особые секреты счастья, открытые в свое время Илии, и через его историю оставшиеся прекрасным завещанием всем последующим поколениям. Итак, Первый секрет — Быть тем, кем меня хочет видеть Бог. Господь видел Илию Своим пророком. И когда тот нес весть спасения израильскому народу, исцелял сына сарептской вдовы, то успех всегда сопутствовал ему, несмотря порой на безвыходные, с человеческой точки зрения, обстоятельства. Бог не видел Илию беглецом, Он видел его пророком. Но как узнать лично каждому из нас: кем меня хочет видеть Бог? Священное Писание дает на это вполне четкий ответ. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:1, 13). Христос хочет видеть нас верующими в Его Слово, живущими по Нему. Апостол Петр пишет: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). Итак, мы избраны на особое святое служение Богу и ближним. «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3). Господь хочет, чтобы мы были своеобразными духовными письмами, через которые другие люди могли бы узнавать о Божьей Правде и Любви. Соответствуем ли мы и наша жизнь этим критериям? В Кого и как мы верим? Что могут прочитать другие люди в нашем духовном письме — нашем сердце, нашей жизни и делах: не захотят ли они сразу прекратить чтение? А если начнут читать вслух, то не попросим ли мы их сразу замолчать, ибо и нам самим будет это очень неприятно слушать о самих себе, своей истинной сущности. Кто же мы сегодня: Божьи вестники, соработники пли… кто? Кем бы мы назвали себя сами? Как бы охарактеризовали свой духовный статус? Но будем помнить при этом, что, каким бы он, быть может, и ни был — респектабельным или просто удовлетворяющим нас, счастье будет у нас только тогда, когда мы будем теми, кем нас хочет видеть Бог. Второй секрет счастья: делать дело, которое мне дал Бог. Известный лозунг большевиков о том, что у нас любая кухарка научится управлять государством, — все знают, к чему привел. Жизнь миллионов людей была исковеркана только потому, что всю жизнь они делали не свое дело. Из них что-то пытались «слепить» их родители, затем — мужья или жены. Что-то, наконец, «лепилось», но в результате пожиналась несчастная жизнь. Сколько было исковеркано судеб из-за того, что люди пытались достичь того, что им не было дано. Сколько преступлений и слез на этом пути. А сколько слез пожинали те, кто находился рядом с такими людьми. И одна из главных эпохальных, не побоимся сказать, бед всего человечества как раз и кроется в том, что в погоне за всеми этими миражами, или явью, люди забывали и забывают о главном, к чему призваны. Забывают о своем главном предназначении на Земле, о том, ради чего они вообще пришли в этот мир, о смысле того маленького отрезка вечности, который именуется жизнью, о которой великие умы мира сего писали: «Жизнь — это паломничество к смерти» (А. Бертран). «Жизнь — это усталость, растущая с каждым шагом» (С. Батлер). «Жизнь — это долгая борьба; успех одного есть неудача другого; сотрудничество и справедливость — только легкий покров для беспощадной конкуренции» (Д. Голсуорси). «Всякая жизнь, какая ни есть, — это мир упущенных возможностей» (И. Сельвинский). «Жизнь — ужасная болезнь, излечимая лишь смертью» (Хай Гаон). «Жизнь — обман, с чарующей тоскою, Оттого так и сильна она, Что своею грубою рукою Роковые пишет письмена» (С. Есенин). «Человеческая жизнь — больше ад, чем сам ад» (Акутагава Рюноскэ). Человеческая мудрость билась веками над поиском смысла жизни, но, отвергнув Божье водительство, она так и не поняла его. А значит, не поняла и того, для чего человек живет и как он может сделать свою жизнь счастливой. Эта мудрость предлагала различные рецепты — от разврата до аскетизма. Но ни один из них не приносил счастья. А между тем, Священное Писание рассматривает нашу жизнь как временной отрезок, данный нам, чтобы мы подготовили свой характер к вечности. Человек изначально был создан как образ и подобие Божие. И с помощью Христа мы призваны вернуть это утраченное подобие, воспитав Христов характер. Это великая цель, которая преобразовывала не только отдельных людей, но и целые страны. Этот смысл спас народы Древнего мира, погрязшего в разврате. Этот смысл через Великую Реформацию вывел Европу из плена страшного средневековья. Этот смысл поддерживает и сегодня наш мир, разлагающийся на глазах. Сегодня Бог ждет от каждого из нас отклика на Его призыв: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). Проповедь словом и жизнью. Это именно то, что сегодня Бог ждет от Вас и меня, читатель. Он ждет этого особенно от членов Своей церкви. Но не засыпаем ли порой мы, подобно десяти девам, пяти из которых пробуждение от сна принесло страшную реальность? Пока Илия выполнял Божьи поручения, Господь был с ним и успех неизменно сопутствовал ему. Но стоило ему отступить, стоило начать делать то, что считал более правильным он сам, так разочарование и скорбь наполнили его душу. И это секрет, который будет неизменно исполняться и в нашей жизни, принося свои горькие плоды. И наоборот, при выполнении того, что хочет от нас Господь, мы пожнем счастье, но это не значит, что наша жизнь станет легкой и спокойной, безмятежной и без проблем. Нет, но просто все эти негативы, которые дьявол будет пытаться воздвигать на нашем пути, мы будем преодолевать с Богом. И тогда самая высокая гора, как мы уже говорили, покажется равниной. Итак, что делаем мы, какую работу совершает наш разум, наши руки? Третий секрет — быть там, где меня хочет видеть Бог. «Что ты здесь, Илия?» Этот вопрос через века звучит, обращаясь и к каждому из нас. Бог посылал Илию в Сидон, к Ахаву, на Кармил, но Он не посылал его на гору Хорив. И потому Он и вопрошает Илию, как ты здесь оказался? А где сегодня находимся мы? Можем ли мы сказать, что туда, где сейчас мы находимся, нас послал Господь? Или хотя бы мог бы послать. И на этот простой вопрос ответить очень тяжело. Тяжело потому, что в большинстве случаев ответ будет отрицательным. И для подтверждения этого достаточно взглянуть на окружающую нас жизнь. Крадущийся вор, любовник с чужой женой, клеветник, передающий по телефону сплетни, подчиненный, подсиживающий начальника, выскочка, занимающий чужое кресло, молящийся ханжа в храме, юноша на дискотеке или в ночном клубе, наркоман со шприцом в руке, вымогатель, берущий взятки. Представим себе, что во мгновение ока можно было бы сделать одновременно фотографию всех людей, живущих на Земле, одновременно, внезапно. Где бы эта фотография застала большинство людей? В суете, беготне или творящих грех. Как мало было бы кадров, представляющих людей, склонившихся к Богу в молитве, читающих Библию, помогающих ближнему, извиняющихся за что-то, честно работающих на своем месте, рассказывающих кому-то о Христе. И результаты этих фотографий не зависели бы от времени суток (утро-день-вечер) или от разных дней. Смысл и результат их был бы неизменным. Но не относится ли это и к тем, кто причисляет себя к Его церкви? Находимся ли мы там, где нас хочет видеть Бог — на передовой духовной борьбы с грехом, пороком, скверной? И это не громкие слова, ибо в нашем мире идет тяжелейшая борьба между Добром и злом, Христом и сатаной. И наше место — на Кармиле, а не у подножия Хорива. Что ты здесь? Этот вопрос Бога сегодня звучит по отношению к нам, когда мы куда-то бежим, что-то делаем, суетимся, принимая за главное мираж. «Почему ты не там, куда Я послал тебя? Туда, где Я буду с тобой. Туда, где ты обретешь счастье и благословения?» Мы часто стенаем от того, что попали в тупик, тяжелые обстоятельства. Но при этом почему-то упорно не желаем идти туда, где нас хочет видеть Бог. Эти три Библейские секрета счастья сейчас перед нами. Они раскрыты и предлагаются нам. Нам нужно лишь захотеть верой принять их, чтобы победить и сокрушить этот страшный престол Ваала, которому силы зла заставляют преклониться сегодня все человечество, чтобы сделать свою жизнь воистину счастливой.