9. Победа в битве за умы

Несколько лет назад Шелли, жена студента Тальбота, посещала мои занятия по проблемам духовных конфликтов. Прослушав примерно половину курса, она как-то остановила меня у входа в лекционный зал и просто сказала: «Вы не представляете себе, что со мной происходит». Она была права: я действительно не имел об этом ни малейшего представления. Я подбодрил ее, предложив продолжать занятия, чтобы научиться применять на практике полученные знания.

В конце курса Шелли передала мне следующее письмо:

«Дорогой Нил,

я очень хочу поблагодарить Вас снова за то, что Вы с Божией помощью изменили мою жизнь. Два последних года я безуспешно пыталась управлять собой. Я не знала ничего о своей сущности во Христе, равно как и о способности сатаны обманывать меня. Я чувствовала какую-то вину и задавала вопрос, что же со мной происходит. Я не понимала, в какой зависимости я пребывала, пока не начала ходить на Ваши занятия.

Меня всегда учили, что демоны ничего не могут сделать христианину. Но, когда Вы описывали человека, находящегося под их влиянием, я чуть не упала от потрясения. Вы описывали меня! Впервые в своей жизни я сумела распознать козни сатаны и по-настоящему противиться им. Теперь я больше не парализована страхом, и мое сознание прояснилось. И, как вы понимаете, я просто в восторге от этого!

Когда я снова перечитываю Писание, я удивляюсь, почему я этого не понимала раньше. Это, наверно, потому что я была обманута.

Еще раз огромное Вам спасибо. Шелли».

Шелли была христианкой задолго до того, как стала посещать занятия. Но на пути к вере стоял ее злейший враг: ее ум был заражен дьявольскими внушениями. Она, конечно же, оставалась чадом Божиим, но обманутым чадом, невольной и неразумной жертвой обманщика. Она не понимала своей сущности во Христе и истреблялась «за недостаток ведения» (Ос. 4:6).

Шелли относится к тем христианам, которые пребывают в духовном невежестве и в своей повседневной жизни постоянно терпят поражение. Они не понимают, что за их умы ведется постоянная борьба. Когда верующие, наконец, постигают природу этого конфликта и осознают, что они могут обратиться в истинную веру, обновив свое сознание, они испытывают то счастье освобождения, о котором писала Шелли.

Вера — это путь Божий, а рассуждение — путь человеческий, но вера и способность человека к рассуждению часто противостоят друг другу. Я не говорю, что вера не содержит элемента разума; мне также не приходит в голову внушать, чтобы вы забыли о своей способности мыслить. Наоборот, Бог повелел нам думать и выбирать. Бог — рационален и делает Свое дело, используя наши способности мыслить. Проблема заключается в том, что эти наши способности ограничены. Господь сказал: «Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). Мы не способны понять замыслы Божии своим человеческим умом, поэтому мы зависим от Божественного откровения.

Итак, мы можем жить, выбрав путь веры, который я называю планом А. Или мы можем жить по-своему, исходя из своих ограниченных способностей, что является планом Б. Жизнь по плану Б строится на основе стремления рассуждать примерно так: «Я не понимаю замыслов и путей Бога» или «Я не верю в это», поэтому поступаю по-своему. Соломон убеждал людей всегда идти по Божьему пути. Он писал: «Не полагайся на разум твой» (план Б), но «во всех путях твоих познавай Его» (план А) (Прит. 3:5,6).

Путь Бога и путь человека

План А План Б

Действенность плана А в нашей жизни определяется силой вашего убеждения в том, что пути Господни всегда праведны и что вы должны повиноваться Ему. Сила плана Б связана с количеством времени и энергии, которое затрачивается на рассуждения, идущие вразрез Слову Божию. Вы действительно знаете, что Божий путь лучше, и намереваетесь жить, абсолютно следуя ему. Но как только у вас появляются мысли или идеи, противоречащие Слову Божию, вы переходите к плану Б, как к запасному варианту на случай, если план А не сработает для вас. И тогда вы начинаете жить, следуя двум противоречащим друг другу планам, что показано на рис. 9-А.

Например, по плану Бога брак должен быть моногамным, заключенным на всю жизнь. Но допустим, что христианка начнет рассуждать так: «Я не уверена, что этот брак будет долговечным. На случай, если так и будет, я лучше подыщу себе работу, чтобы обеспечить себя на будущее». Как только она сделает хотя бы шаг в сторону плана Б, она не сможет остановиться и начнет уходить все дальше от первоначального ясного плана А относительно ее брака. Чем чаще она думает о плане Б, тем вероятнее, что он ей будет нужен все больше.

У меня не было плана Б относительно моего брака — никогда! Я отдал Джоан всю свою жизнь. Мне никогда не приходила в голову мысль о ком-нибудь другом на ее месте. Подобные мысли опасны, поскольку постепенно пожирают план ЮО-% приверженности плану Господа.

Чем больше времени и энергии вы отдаете обдумыванию ваших собственных планов жизни, тем меньше времени и энергии остается на выполнение плана Бога. Вы начинаете метаться между признанием плана Бога как единственно верного и вашими собственными соображениями. Иаков называл людей такого типа двоедушными , «с двоящимися мыслями… во всех путях своих» (Иак. 1:8). Если вы начинаете двоиться между планом А и планом Б, ваш духовный рост во Христе останавливается, а ваша повседневная жизнь как христианина приносит все больше разочарований и поражений.

Откуда берутся мысли, соответствующие плану Б? Есть два главных источника.

Первый: ваша плоть продолжает рождать атеистические мысли и идеи. Ваша плоть представляет ту часть человека, которая привыкла жить независимо от Бога еще до обращения в веру. В те времена еще не было плана А; вы были отлучены от Бога, не знали ничего о Его пути и в достижении успеха в жизни полагались лишь на свои собственные силы.

Когда вы возродились духовно, Бог дал вам новую сущность, но никто не нажал на кнопку «установка в исходное состояние» в вашем мозгу. Параллельно с вашей верой у вас продолжают сосуществовать плотские привычки и образ мышления, обусловленные старым планом. Поэтому, когда ваше новое «я» стремится жить в зависимости от Бога и следовать плану А, то плоть ваша сохраняет верность плану Б — жить самостоятельной жизнью.

Второй источник: в мире активно действует сила, направленная против плана А для человека еще со времен Эдемского сада. Сатана и его демоны делают все, чтобы отвлечь, увести от хождения по вере, подбрасывая в ваш мозг свои мысли и идеи. Сатана без устали работает над тем, чтобы внушить вам отрицательный, мирской образ мыслей, которые в свою очередь приводят к соответствующему поведению и образу жизни.

Сутью борьбы за умы является конфликт между планом А, то есть хождением по вере, и планом Б, то есть следованием мирским импульсам, побуждениям плоти и дьявола. Вы можете почувствовать себя беспомощной жертвой в этой борьбе, швыряемой из угла в угол, подобно шайбе во время хоккейного матча. Но вы не беспомощны. На самом деле именно вы определяете победителя в каждой схватке между планом А и планом Б.

Основной мишенью в борьбе за умы являются стереотипы мышления

Природа этой борьбы ясно показана во 2-м Послании к Коринфянам (10:3-5): «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Первое, что нужно знать о битве за ваши умы, это — что она происходит вне сферы возможностей человека. Нельзя самостоятельно, только силой собственных мыслей или мускулов победить плоть дьявола. Если вы намереваетесь победить в духовном сражении, вашим оружием должен стать «сильный Богом».

Главной мишенью, поражаемой в этой борьбе, являются стереотипы мышления человека—образ мысли, вошедший в наше сознание и закрепившийся после многократного повторения или физической либо психической травмы. Каким образом в нашем сознании образовались столь разрушительные по своей природе стереотипы? Обычно это происходит при отступлении от Божиего плана, предназначенного для нас, в пользу независимой жизни по плану Б.

Воздействие окружающей среды

Вы были созданы для того, чтобы жить в дружбе с Богом и выполнять Его цели; при этом вы были рождены во враждебном мире живыми физически, но мертвыми духовно (Еф. 2:1,2). До того как вы пришли ко Христу, на ваш ум воздействовала лишь окружающая среда. Живя в ней, вы накапливали влияние этой среды, все больше приспосабливаясь к ней.

Мирское воздействие, которому вы подвергались, могло быть и кратковременным, и длительным. Кратковременное воздействие составляют отдельные события, ситуации, столкновения в вашей жизни. На вас влияют книги, которые вы читаете, фильмы, которые вы смотрите, музыка, которую вы слышите, а также пережитые вами психологические или психические травмы: автомобильная авария, смерть близких. Вы как-то справляетесь с этими воздействиями (следуя или не следуя пути Бога) и разрешаете связанные с ними конфликты.

Длительное воздействиеэто привычная атмосфера; оно обусловлено влиянием семьи, друзей, начальников на работе, соседей, учителей и вашей работы. Если вы выросли отлученным от Бога и воспитывались в нехристианском духе, то выработали своего рода философию, помогающую выжить и преуспеть в этом мире независимо от Бога.

Когда вы стали христианином, ваши грехи были сразу прощены, но предрасположенность к образу мышления и жизни, развившиеся у вас по мере приспособления к окружающей среде, как будто слились с вашей плотью. Вы можете стать христианином, который продолжает жить по принципам, выработанным в период независимости от Бога. Потому апостол Павел настаивает на том, чтобы мы «преобразовывались обновлением ума» нашего (Рим. 12:2).

Соблазн

Если в жизни вы руководствуетесь побуждениями, толкающими к плану Б вместо Божия плана А, то вы подвергаетесь соблазну. Суть любого соблазна сводится к искушению человека жить независимо от Бога и удовлетворять все мирские нужды, то есть ублажать плоть и дьявола. Это великое состязание. Сатана знает, как ввести вас в соблазн — обходиться без зависимости от Бога.

Он очень долго наблюдал за вами и знает ваши уязвимые места, и именно там наносит удар. Ваши соблазны всегда обусловлены вашими слабыми, уязвимыми местами.

Помышление и выбор

Как только у вас появляется соблазн удовлетворить свою потребность мирским способом, вы немедленно оказываетесь перед принятием решения. Если сразу не отбросить эту мысль и не пленить «всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5), то вы станете искать возможность реализовать эту идею. А если обдумывать это, то немедленно подключатся все эмоции, что значительно повышает реальность уступки соблазну.

Я видел в одном журнале страничку юмора под названием «Кати», показывающую, насколько серьезны последствия раздумий над соблазном вместо того, чтобы тотчас отбросить мысль о нем. Кати пытается придерживаться диеты. Обратите внимание, как неконтролируемые мысли — заголовки к картинкам — уводят все дальше, в сторону от первоначальной мысли и цели.

Картинка 1: Я выйду из дома, но ни за что не приближусь к гастроному.

Картинка 2: Я буду проходить мимо гастронома, но не войду в него.

Картинка 3: Я войду в гастроном, но не подойду к отделу, где продаются конфеты.

Картинка 4: Я взгляну на конфеты, но не буду выбирать, какие взять.

Картинка 5: Я выберу конфеты, но не буду покупать.

Картинка 6: Я куплю конфеты, но не буду открывать коробку.

Картинка 7: Открою коробку, но не буду нюхать конфеты.

Картинка 8: Понюхаю конфеты, но не буду пробовать.

Картинка 9: Попробую конфеты, но не буду есть.

Картинка 10: Буду есть, есть, есть!

Писание учит, что Бог предусмотрел для нас путь избежать соблазна («Бог… не попустит вам быть искушаемыми… 1Кор. 10:13). Но как мы видели в приведенной истории, возможность избежать соблазна была только вначале, на пороге искушения. В действительности Кати потерпела поражение уже тогда, когда решила выйти из дома. Если вам не удалось справиться с соблазном в самом начале, риск отступить перед ним постепенно повышается. Редкий христианин способен свернуть с полдороги на пути, ведущему к плану Б.

Например, мужчина видит порнографическую картинку и входит в искушение предаться похоти. У него есть возможность сказать что-нибудь вроде: «Я теперь не имею никакого отношения к греху. Я не поддамся соблазну. Я предпочитаю сразу же «пленить всякое помышление в послушание Христу»). Я не буду смотреть на эту картинку и не буду думать об этом». И он незамедлительно отбрасывает картинку и избегает соблазна.

Но если он колеблется с самого начала, только встретившись с соблазном, и, глядя на картинку, начинает размышлять, он пускает в ход свои эмоции, за которыми следует плотская реакция, которую уже трудно умерить или остановить. Он должен побороть искушающую мысль в зародыше, иначе она одержит победу над ним.

Действие, привычка и стереотипы мышления

Как только помыслы о соблазне вызвали эмоциональные и физические реакции, ведущие к плану Б, вы начинаете действовать и вести себя соответствующим образом. Вы можете не одобрять эти действия или объявлять, что не несете за них ответственности. Но на этой стадии вы ответственны за свои действия, поскольку именно вы не сумели подавить еще в зародыше искушающую мысль.

Люди, изучающие проблемы поведения человека, отмечают, что, если в течение шести недель повторять какое-то действие, оно становится привычкой. Если эта привычка сохраняется длительное время, она переходит в подсознание, превращаясь в своего рода стереотип. После этого способность выбирать и противостоять сохранившейся модели поведения практически исчезает.

Побуждения, появившиеся под воздействием окружающей среды, и стереотипы мышления могут возникать как в результате частных событий, так и привычного образа жизни. Например, женщина впадает в глубокую депрессию каждый раз, когда она слышит звук сирены. Оказывается, 20 лет назад ее изнасиловали, тогда же неподалеку выла сирена. С тех пор звуки сирены немедленно ассоциировались в ее сознании с происшедшим. Вместо того, чтобы подумать, как выйти из этой ситуации, она каждый раз как бы оживляла эту трагедию, растравляя эмоциональные раны и замыкаясь в себе. Она стала рабом своих переживаний. Это и есть стереотип мышления.

Другие стереотипы возникают в результате более продолжительного воздействия привычной среды. Представьте, например, трех мальчиков 18, 13 и 9 лет, чей отец алкоголик. Когда отец ежедневно приходит домой пьяным и агрессивным, старший сын, достаточно взрослый, чтобы постоять за себя, говорит ему: «Только тронь меня, забулдыга, и тебе несдобровать».

Средний сын не может физически справиться с отцом, поэтому ведет себя как классический приспособленец: «Привет, пап. Как ты себя чувствуешь? Тебе ничего не надо? Ты не хочешь, чтобы я тебе кого-то позвал?» — предлагает он.

Младший сын насмерть напуган. Когда отец приходит домой, он убегает, прячется в шкафу или под кроватью. Он сторонится отца и избегает конфликтов.

По мере того как мальчики укрепляются в защитной реакции против агрессивного отца-алкоголика, у них формируется определенная модель поведения. Как, на ваш взгляд, будут реагировать лет через 10 уже взрослые молодые мужчины, сталкиваясь с каким-либо проявлением недоброжелательства по отношению к ним? Старший пускает в ход кулаки, средний пытается сгладить конфликт, а младший — скрывается. Так они научились вести себя и взрослыми в ситуации чьей-то агрессивности. Их глубоко укоренившиеся образ мышления и реакции сформировали определенный стереотип поведения.

Враждебность — это стереотип. В этом случае по Божию плану А развивается характер, которому свойственно любить своего врага, молиться за него и «подставлять другому щеку». Если вы не можете сохранить миролюбия и рассудительности в ситуации враждебности, то это — ваша привычная реакция, закрепившаяся как стереотип, соответствующий плану Б.

Стереотипом является и чувство собственной неполноценности. По плану А вы — Божие дитя, святой, который не должен ощущать себя ниже кого бы то ни было. Если же вы постоянно уклоняетесь от контактов с другими людьми из чувства страха и собственной неполноценности, значит, влияние плоти и дьявола оставили в вашем мозгу негативный след, что тоже связано с отступлением перед позициями плана А.

Склонность к манипулированию другими людьми — это тоже стереотип. Вам кажется, что вы должны и можете управлять людьми и жизненными обстоятельствами? Вам представляется невозможным переложить эту проблему на плечи Бога и больше не беспокоиться о ней? Если да, то значит, когда-то в прошлом у вас сформировалась склонность подчинять себе других людей, которая сейчас и управляет вами. Это стереотип.

К стереотипу поведения относится и гомосексуализм. В представлениях Божиих такого явления, как гомосексуализм, не существует. Он создал людей двуполыми. Однако гомосексуальное поведение существует, и истоки его можно увидеть в давнем прошлом, когда мог существовать негативный сексуальный опыт. Подобный опыт вынуждает людей сомневаться в собственной сексуальной полноценности, и они начинают верить лжи о своей якобы истинной половой принадлежности.

Отсутствие аппетита и обжорство — тоже стереотипы. Вот женщина, которая весит 45 кг, но, разглядывая себя в зеркало, приходит к выводу, что она толста. Вы когда-либо встречали более явный обман? Женщина стала жертвой отрицательной самооценки, укоренившейся в ее мозгу и заставляющей предпринимать действия, способствующие похуданию.

Любая непроизвольная реакция, заставляющая действовать по плану Б, является стереотипом вашего мышления. Все негативные мысли и действия, которые вы не можете контролировать, обусловлены стереотипом. Когда-то в прошлом вы, сознательно или не осознавая этого, создали для себя некий образ мышления или манеру поведения, которым вы теперь полностью подчинены. Не думайте, что удастся легко решить проблему стереотипов, оградившись броней веры. Слишком уж укоренились стереотипы в вашем сознании.

Стратегия, необходимая для победы в битве за умы

Если стереотипы мышления сформировались под влиянием каких-то условий, то их несложно разрушить, изменив эти условия. От ранее выработанных привычек можно отучиться. Именно здесь проходит путь обновления, описанный в Новом Завете. Читая Слово Божие, изучая Библию и не забывая о самодисциплине, вы помогаете себе избавиться от мирских привычек и стать новым человеком («И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» — Рим. 12:2).

Если прошлый опыт принес вам моральное и духовное опустошение, то на пути обновления могут помочь занятия с духовными наставниками или в группах социальной реабилитации, подобных Обществу совершеннолетних алкоголиков (АСОА). Поскольку некоторые стереотипы имеют отношение к идеям, направленным против познания Бога (2 Кор. 10:5), то начинать следует с постижения истины о Боге как о любящем Отце и о себе как о признанном Его чаде.

Но в вашем сознании происходит нечто большее, чем накопление отрицательного опыта со всеми последствиями. Вы противостоите не только мирским привычкам и плотским желаниям. Вы боретесь с дьяволом, замышляющим проникнуть в ваши мысли и подменить своим план Бога.

Обратите внимание, как апостол Павел использует слово «мысли» (noema) во 2-м Послании к Коринфянам, говоря о кознях сатаны (2Кор. 10:5): Мы «пленяем всякое помышление в послушание Христу». Почему эти «помышления» необходимо «пленять»? Да потому, что они — помышления врага.

Во 2-м Послании к Коринфянам (3:14 и 4:3,4) апостол Павел показывает, что сатана был главным виновником духовной черствости и слепоты в те времена, когда мы были неверующими: «Но умы их ослеплены»… Для неверующих «Бог века сего ослепил умы». Там же (11:3 и 2:11) апостол Павел говорит, что сатана постоянно плетет интриги, чтобы внести раскол в ряды верующих, поселив в них сомнение: «Но боюсь, чтобы как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе… Нам не безызвестны его (сатаны) умыслы».

Если сатане удастся внушить вам какую-то мысль, а он вполне способен на это, то ему не составит труда заставить вас поверить, что эта мысль ваша собственная.

Стратегия сатаны заключается в том, чтобы внедрить свои мысли и идеи в ваши умы и внушить, что они ваши. Так случилось с царем Давидом. Сатана «возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1 Пар. 21:1), что было запрещено Богом; но царь Давид действовал по наущению сатаны. Могло ли быть так, что однажды сатана пришел к Давиду и сказал ему: «Я хочу, чтобы ты сделал счисление Израильтян»? Сомневаюсь. Давид был истинно верующим и не стал бы повиноваться сатане, если бы тот открыто потребовал это. Но что если сатана подсунул Давиду идею под видом его собственной? Что если Давиду пришла в голову такая мысль: «Мне нужно знать, как велика моя армия; я полагаю, что мне нужно переписать количество моих воинов».

Если сатане удастся внушить вам какую-то мысль (а он вполне способен на это), то для него не составит труда заставить вас поверить, что эта мысль ваша собственная. Если бы вы знали, что это происки сатаны, вы бы отклонили подосланную им мысль, не так ли? Но когда он маскирует мысль, выдавая ее за лично вашу, вы примете ее гораздо быстрее. Это одна из основных уловок сатаны.

Я не думаю, что Иуда понимал, что идею предательства Иисуса ему диавол «вложил в сердце» (Ин. 13:2). Ему, вероятно, казалось, что таким образом он наведет Иисуса на мысль освободить Израиль из-под владычества Рима. Анания и Сапфира, возможно, думали, что помышление утаить от апостолов часть денег, вырученных от продажи земли, было их собственным. Если бы они знали, что эта идея исходит от сатаны, они, вероятно, ни за что бы так не поступили (Деян. 5:1-3).

Один из моих студентов в Талботе привел ко мне на занятие по наставничеству Тину. Тина испытывала сильнейший психологический стресс из-за своего прошлого. Когда она была ребенком и подростком, над ней надругался отец, принудив ее к половым контактам с ним, ее братом и приятелем брата. Кроме того, при ней принесли в жертву сатане щенка, принадлежавшего ей.

Чтобы забыть свое страшное прошлое, она занялась психологией. Тина получила степень магистра и продолжила занятия по докторской программе. Но ее личная жизнь не складывалась.

Я сказал Тине, что Иисус Христос может освободить ее от этих переживаний, если она откроет Ему свою жизнь. «Вы решаетесь это сделать?» — спросил я.

Она покачала головой: «Я сделаю это позднее».

Но, узнав историю Тины, я заподозрил, что здесь что-то не так; «Тина, вероятно, вы слышите голоса, нашептывающие, что если вы явитесь перед Христом, то вы умрете?» — спросил я.

— «Да», — ответила она, и лицо ее побледнело от изумления. — «Вам говорят неправду, Тина, и источник этой лжи — сатана». Я стал читать ей Слово Божие, и через 10 минут Тина отдала Христу свое сердце.

Если сатане удастся заставить вас поверить в его ложь, то он попытается и в дальнейшем управлять вашей жизнью. Если вы не сможете «пленить всякое помышление в послушание Христу», поверьте мне, вашей жизнью будет управлять сатана.

Разоблачите ложь и вы выиграете битву

Сила сатаны во лжи. Иисус сказал: дьявол «не устоял в истине, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Сатана не имеет власти над вами до тех пор, пока вы пленяете каждое помышление в послушание Христу» и не поддаетесь его лживым внушениям.

Скольких христиан сатане удалось обмануть, можно только догадываться. В нашей церкви я встречаюсь с подобными случаями почти в каждой наставнической беседе. Многие христиане, с которыми я разговариваю, совершенно ясно слышат голоса, звучащие в их голове, но боятся рассказать об этом из опасения прослыть психически больными. Большинство христиан, которых я встречал, мучают подобные психологические затруднения, что отрицательно сказывается на отношениях с другими людьми. Редко кто понимает, что этот хаос в мыслях отражает борьбу, которая ведется за их умы, несмотря на то, что апостол Павел предупреждал: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1).

Если основное оружие сатаны — ложь, то защищаться от нее вы должны правдой. В схватке с сатаной побеждает не сила, а правда. Когда вы разоблачаете сатанинскую ложь правдой Бога, этот поединок сатаны с вами проигран. Вот почему Иисус сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Вот почему. Он в своей молитве к Богу просит: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:15,17). Именно поэтому апостол Павел как главное оружие против дьявола рекомендует людям стать, «препоясавши чресла… истиною, и облекшись в броню праведности» (Еф. 6:14). Ложь сатаны не выносит правды, как ночная тьма уходит с лучами восходящего солнца.

Какова ваша роль в этой битве? Во-первых, следует преобразоваться «обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Как обновить свой ум? Наполнив его словом Божиим. Чтобы победить в схватке за свой ум, надо пустить «в сердца ваши мир Божий… и слово Христово» (Кол. 3:15,16). Если будете накапливать правду Божию в уме, то быстро научитесь распознавать ложь и «пленять» ложные помыслы.

Во-вторых, апостол Петр призывает людей подготовить ум к активным действиям («бодрствованию», 1 Пет. 1:13). Избавьтесь от бесплодных фантазий. Рисовать в мыслях картины воображаемых действий опасно. Так можно потерять связь с реальностью. Но если убедить себя, что необходимо подчиняться правде, вы сделаете свою жизнь по-настоящему полноценной. И она будет оставаться таковой, пока вы будете следовать этой правде.

В-третьих, пленяйте «каждое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Оценивайте каждую мысль по степени правды, содержащейся в ней, и не допускайте ложь в ваши мысли.

В-четвертых, обратитесь к Богу. Если решению следовать в жизни плану А мешают мысли, диктуемые плотью и дьяволом, придите к Богу с молитвой («… в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Фил. 4:6). Делая это, вы признаете Бога и открываете перед Его правдой свои мысли. Ваше двоедушие исчезнет, «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:7).

Вот прекрасный пример того, что может случиться с христианином, когда стереотипы его мышления одолеет правда Божия.

Дженни — красивая и талантливая молодая женщина 24-25 лет. Активная христианка, она уже 13 лет поет в профессиональном хоре, пишет музыку, проводит богослужения в церкви и занятия в группе.

Недавно Дженни пришла на одну из моих служб. Когда я увидел, как она улыбается мне из зала, мог ли я предположить, что в течение 11 лет она страдала от ненормально повышенного аппетита и всевозможных страхов. Когда она оставалась дома одна, ею овладевали разного рода сомнения, касающиеся своей внешности и собственной значимости. Если мужа не было дома, она проводила ночь в страхе, не гасила свет во всех помещениях. Никто из наставников не мог ей помочь. И все это время она верила, что мысли, побуждающие ее вызывать искусственную рвоту, связаны с какой-то травмой, полученной в детстве.

Как-то во время службы, говоря о разрушении стереотипов, я случайно взглянул на Дженни, когда речь зашла о расстройствах аппетита. Я сказал: «Каждый человек, страдающий таким нарушением, является жертвой ложного стереотипа, внушенного сатаной».

На следующий день она сказала мне: «Вы не представляете себе, как повлияло на меня ваше вчерашнее заявление. Все эти годы я боролась с собой и вдруг поняла, что мой враг — не я, а сатана. Это самая большая правда, которую я когда-либо слышала. Я была как слепая все эти 11 лет и вдруг прозрела. Я плакала всю дорогу по пути домой. Когда ночью мне опять стали приходить в голову прежние мысли, я без труда отбросила их. Впервые за многие годы я заснула без искусственной рвоты».

Две недели спустя Дженни прислала мне такую записку:

«Дорогой д-р Андерсон,

не могу передать вам, какое чудо совершил для меня Господь, когда я узнала правду, о которой вы говорили на ваших занятиях. Теперь мои отношения с Богом совсем другие. Теперь, когда я знаю о своем враге и своей победе над ним во Христе, я испытываю истинную благодарность нашему великому Спасителю. Я не могу без слез слушать песни о Нем. Правда, которую я постигла, освободила меня в моем хождении во Христе.

Я теперь очень легко читаю Писание, тогда как раньше я с трудом одолевала этот текст. Ночью я теперь сплю спокойно, без страхов, даже если мужа нет дома. Я могу провести целый день на кухне, где полно еды, и не думать о ней. Когда вдруг возникает соблазн, я быстро отметаю его, вспомнив о правде.

Впервые в жизни я ощущаю свои отношения с Господом. И это не из-за слов пастора или какой-то попытки подражать чьей-то чужой праведности. Это мое собственное! Я начинаю понимать, как могуществен Святой Дух и как ничтожна я была до обращения к Нему.

Искренне во Христе, Дженни».

Если вы думаете, что случай с Дженни единственный, то ошибаетесь. Победа в битве за ваш ум бесспорно присуща любому человеку, живущему во Христе.