4. Ветхий и Новый

Мы уже разобрались, что наша духовная христианская сущность покоится на библейской истине: мы святые, которые грешат, а не грешники. Милостью Божией и верой во Христа мы родились вновь, мы духовно живые и находимся в духовном единении с Богом, как Адам и Ева до грехопадения. Пребывая во Христе, мы праведны перед Богом и целиком принадлежим Ему. Понимание этой истины о нашей сущности во Христе и действие с ее учетом служит основой духовного роста и зрелости.

Но нам также ясно, что, несмотря на наше примирение с Богом во Христе, мы еще далеки от совершенства в своих поступках. Мы святые, которые грешат. Наша сущность во Христе прочна и неизменна, но наша жизнь содержит много примеров личных грехопадений и непослушания воле Божией, что ведет к разочарованию и нарушению гармонии отношений с Богом. Такова величайшая христианская дилемма, и мы вопием вместе с апостолом Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:19,24).

Пытаясь понять непослушание, которое часто лишает нас состояния святости, мы обращаемся к некоторым довольно зловещим понятиям: ветхая природа, ветхая сущность (ветхий человек), плоть и грех. Что же стоит за этими словами? Имеют ли они самостоятельное значение или являются синонимами, обозначая одну и ту же проблему? И мы, будучи святыми, по-прежнему остаемся невольными жертвами ветхой природы, ветхого «я» и греховности плоти?

Сказать по чести, мы коснулись довольно сложной области богословия. Богословы веками бились над решением этих вопросов, и я не претендую на то, что смогу дать окончательные ответы. В настоящей главе я хотел бы рассмотреть некоторые из понятий. Надеюсь, что их четкое библейское толкование поможет осознать вашу истинную сущность и послужит основанием для дальнейших успехов на пути духовного роста во Христе.

Неужели я пешка в борьбе двух начал?

Может быть, вам знаком пример с двумя собаками. Некоторые утверждают, что два начала внутри нас борются за верховенство в жизни: ветхая греховная природа, которую мы унаследовали от непослушного Адама и которую можно сравнить с большой черной собакой, и наша новая природа — результат искупительной жертвы Христа, которую можно сравнить с большой белой собакой. Они страшно враждуют и стремятся погубить друг друга. Всякий раз, предаваясь мирским мыслям и поступкам, вы подкармливаете черного пса. Когда же вы погружаетесь в духовное деяние и размышления, вы кормите белую собаку. Та из собак, что получает больше корма, будет сильнее и возьмет верх над соперницей.

Этот яркий пример может способствовать тому, чтобы подвигнуть христиан к совершенствованию, но — так ли верен этот пример с библейской точки зрения?

Если Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1:13), можем ли мы одновременно пребывать в двух царствах? Раз Бог объявил, что «вы не по плоти живете, а по духу» (Рим. 8:9), можем ли мы одновременно жить по плоти и по духу? Раз Господь говорит, что «вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе» (Еф. 5:8), можем ли мы быть одновременно и светом, и тьмой? Раз Господь утверждает, что «кто во Христе, тот — новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17), можем ли мы быть одновременно новыми и отчасти древними?

Если вы верите, что вы отчасти свет, отчасти тьма, отчасти грешник, отчасти святой, вы будете вести теплохладную жизнь, мало отличаясь от нехристиан. Вы признаетесь в своей склонности к греху при одновременном желании творить добро и будете постоянно терпеть поражение, ибо смотрите на себя как на спасенного милостью грешника, судьба которого весьма непрочна. Дьявол знает, что не может повлиять на вашу сущность, но если вы считаете, что ничем не отличаетесь от природного человека, то и вести себя будете не лучше, чем он.

Почему же таковыми оказывается большинство христиан? Потому что они не знают своей истинной сущности во Христе. Искупительная жертва Христова, обратившая грешников в праведников, является Его величайшей победой на земле. Внутренняя метаморфоза, оправдание произошли в момент спасения. Внешнее изменение происходит в повседневной жизни верующего постоянно. Однако постоянные усилия, ведущие к освящению человека, только тогда успешны, когда произошло и усвоено верой радикальное внутреннее преображение его сознания.

«Однако разве апостол Павел не писал о себе, как о грешнике из грешников?» — спросите вы. Да, но он называет грешной свою природу до обращения ко Христу (1 Тим. 1:12,16). Самоуничижительные слова о себе он говорит и в 1-м Послании к Коринфянам, но сразу же добавляет: «Но благодатию Божией я есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» (1 Кор. 15:9,10). Павел знал, что до встречи с Христом он был одним человеком, а после нее стал совсем другим.

Природа естества

Что конкретно говорит Библия о природе человека? Греческое слово «природа» в этом смысле используется лишь дважды в Новом Завете. В Послании к Ефесянам (2:1-3) описана природа человека до явления в мир Христа: И были вы мертвыми «по преступлениям и по грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».

Какова же природа человека до нашего духовного перерождения? Мы и все прочие христиане «были по природе чадами гнева», мертвы во грехе, подвластны сатане, исполняли желание плоти и похотей. Таково состояние всех современных неверующих людей.

Еще раз слово «природа» встречается у апостола Павла в его 2-м Послании и касается нашей природы после обращения, ко Христу: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:3,4).

Приходя в духовное единение с Богом через новое рождение, вы не добавляете нового Божественного естества к вашей ветхой грешной природе. Вы меняете свою природу. Спасение не только в том, что Господь простил ваши грехи и допустил на небеса после смерти. Спасение — это преображение. В вас появляется нечто новое, чего не было прежде. Если бы Господь не изменил — вашу сущность, вы бы так и пребывали с прежней сущностью до гробовой доски. Как же преуспевать и расти во Христе, если вы не встали на этот путь как преображенное чадо Божие? Для обретения христианской сущности и духовной зрелости необходимо приобщение к Божиему естеству.

Вновь обращенный христианин уподобляется куску угля: грязный, хрупкий, трудно поддающийся обработке. Хотя уголь еще не алмаз, но по составу он на 100% из углерода, того же вещества, что и алмаз. Энтони Хекема пишет: «Теперь вы новые создания! Не только новые целиком и полностью, но радикально новые. Мы, верующие, должны смотреть на себя только так; мы не жалкие и беспомощные рабы греха, но вновь сотворены во Христе Иисусе».

Либо то, либо другое

В Послании к Ефесянам апостол Павел описывает полное изменение человеческой сущности при спасении: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света» (5:8). В Послании говорится: вы были тьма, а не: вы были во тьме. Тьма была вашей природой, сущностью неверующего человека. Не говорится, что теперь вы в свете, говорится: вы — свет. Слова апостола предполагают не совершенствование вашей природы, так как ваша новая природа уже определена. Суть в том, чтобы научиться жить согласно новой природе. Как добиться этого? Научиться жить по вере в Духе Святом. Но об этом мы поговорим в следующих главах.

Зачем вам необходима новая сущность во Христе? — Чтобы уподобиться Ему по природе, а не только Его поступкам. Бог не дал нам возможности подражать Ему, но сделал нас причастными к Его естеству, чтобы мы уподобились Ему по сути. Христианами становятся не потому, что подражают поведению христиан. Наши отношения с Богом не строятся только на исполнении. Он не говорит нам: «Вот вам Мои заповеди, исполняйте их». Он знает, что мы просто не в силах решить проблемы нашего ветхого греховного «я» лишь совершенствованием поведения. Он должен изменить наше естество, дать нам новое «я» — жизнь Христову в нас; этой благодатью мы можем исполнять Его заповеди.

Именно об этом предупреждал Господь в Нагорной проповеди: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:20). В те времена внешнее поведение книжников и фарисеев вполне согласовалось с религиозным учением, но сердца их были, как гробы, которые смердят. Иисус создает новых людей, меняя их внутренне и одаривая совершенно новой природой, новой сущностью. Только изменив нашу сущность и сделав нас причастными к Своему естеству, Он может изменить нашу жизнь.

Некоторые ставят знак равенства между «ветхой природой» и «плотью». В одном из современных переводов Библии (NIV) слово «SARX», буквально означающее слово «плоть», переводится как «ветхая природа». Я понимаю, почему переводчики так поступили: ведь понятие «плоть» ассоциируется у нас с поведением человека дикого, естественного. И поскольку после спасения плоть сохраняется, кажется естественным, что остается и «ветхое естество».

Я уже не природный человек, я духовный человек во Христе. Это моя истинная природа. Если я предпочту жить по-старому, как привык до обращения, мои поступки будут противоречить моему новому естеству. Я буду чувствовать себя осужденным, ибо мои дела не соответствуют моей сути. Если человек совершает что-то безнравственное, зная, что он грешит, но не чувствуя вины, то у меня есть серьезные сомнения в том, что он чадо Божие. Но для христиан внутреннее самоосуждение — это еще одно подтверждение их нового естества.

Если вам хочется называть свою плоть ветхим естеством, я не стану спорить. Но я буду отстаивать библейскую истину, что наследство, полученное мной от Адама, уже не имеет отношения к моей истинной сущности во Христе.

Жив ли «Ветхий Адам», умирает или уже умер?

Вообще говоря, все неверующие имеют ветхую природу, испорченную грехом. Говоря конкретно, до обращения вы были одним из них, вы были грешником, ибо таковой была ваша природа. Особенным, отличающим вас от других участников в грехе, было ваше ветхое «я». В переводе короля Якова оно часто заменяется словами «ветхий человек». В 1-м Послании к Коринфянам в Новой американской стандартной Библии употребляется название «природный человек», который «не принимает того, что от Духа Божия.., и не может разуметь…» (1 Кор. 2:14).

Покойся с миром

Что же случилось с ветхой природой после спасения? — Она умирает. Конечно, не физически: речь идет о вашем ветхом «я», которое было частью ветхого естества, унаследованного от Адама (Рим. 6:2-6; Кол. 3:3). Ветхий ваш человек распят со Христом, чтобы упразднено было тело греховное, дабы не быть рабами греху (Рим. 6:6). Апостол Павел в Послании к Галатам пишет: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19), «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Спасение направляет нас ко Христу, Который умер на кресте за наши грехи. Во Христе ваше ветхое «я» умерло с Ним на кресте.

Зачем ветхому «я» нужно было умереть? Оно было непослушно Богу и независимо от Него, поэтому и должно было умереть, чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Смерть — это прекращение отношений, но не существования. Грех не умер, он силен и притягателен. Но раз ваше ветхое «я» умерло вместе с Христом на кресте, то вы навеки утратили связь с грехом. Вы уже живете «не по плоти», а «во Христе» (Рим. 8:1). Ваше ветхое «я» — грешник, и ваше ветхое естество — неизбежно греховное, поскольку вы были отлучены от Бога — исчезло навсегда, ибо вы больше не отлучены от Бога.

Означает ли это, что вы праведник? Ни в коем случае. Смерть ветхого «я» прервало ваше греховное пленение, но грех еще жив.

Грех и сатана еще существуют, они сильны и притягательны. Но распятие ветхого человека освободило вас от власти греха (Рим. 6:7, 12,14). У вас нет обязательства служить греху, повиноваться ему или даже реагировать на него.

Грех вы совершаете, когда добровольно позволяете себе действовать независимо от Бога, как некогда поступало ваше ветхое «я». Поступая так, вы грешите против вашей новой природы и новой сущности. В таких поступках нужно исповедоваться и отказаться от повторения их. Мы рассмотрели конкретную роль греха в жизни верующих далее в этой главе.

Раз и навсегда мертв

Несколько лет назад меня навестил пастор. Он пребывал в растерянности: «20 лет я старался вести победоносную христианскую жизнь. Я знаю, в чем моя беда. В Послании к Колоссянам говорится: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (3:3). Я боролся все эти годы, потому что еще не умер, как говорится в этом Послании. Как мне умереть, Нил?»

«Умереть — не твоя забота, — ответил я. — Прочти эти строки еще раз помедленнее».

«Я знаю, Нил. Это моя беда. Я не умер», — сказал пастор.

«Прочти еще раз, — ответил я, — немного медленнее».

«Ибо вы умерли…» — и тут в его глазах блеснуло понимание.

«Это же прошедшее время».

«Совершенно верно, — сказал я. — Твое дело не умирать, ты уже умер, умер при искуплении. Не удивительно, что ты отчаянно борешься, ты пытался сделать то, что уже сделано. А это невозможно. Смерть, о которой говорит апостол Павел в своем Послании к Колоссянам (3:3), — это не то, чего Господь ожидает от тебя. Не надо ничего делать, чтобы стать тем, кем ты уже стал».

Благодаря неслыханной искупительной жертве Христа ваше ветхое «я» превратилось в новое, подчиняющееся новому естеству, никогда прежде не существовавшему (2 Кор. 5:17). Ваше ветхое «я» умерло в смерти Христа, и ваше новое «я» ожило чрез Христово воскрешение (1 Кор. 15:20-22). Новая жизнь вашего нового «я» — это не что иное, как жизнь Иисуса Христа в вас (Гал. 2:20; Кол. 3:4).

Место плоти в новой картине мира

Когда я служил во флоте, капитаном нашего корабля был человек, которого мы называли «старик». Наш «старик» был грубым и резким человеком — никто не любил его. Он предпочитал пьянствовать со старшими офицерами, а остальных постоянно унижал и мучил своими придирками. Явно это был не лучший представитель морского флота. Поэтому, когда нашего «старика» перевели на другой корабль, мы вздохнули с облегчением. Этот день стал для нас праздником.

Затем пришел новый командир корабля — новый «старик». Прежний «старик» уже не имел никакой власти над нами; его больше не было для нас. Но начало моей стажировки проходило под его руководством. Поэтому как, по вашему мнению, я стал относиться к новому «старику»? Первое время я вел себя с ним точно так же, как и с прежним капитаном. Я ходил вокруг него на цыпочках, ожидая тех же неприятностей. Именно так я жил два года под началом прежнего капитана.

Но когда я получше узнал нового капитана, то понял, что он вовсе не похож на грубого тирана, каким был прежний «старик». Он не унижал свою команду; это был добрый парень, искренне заботившийся о людях. Но в течение двух лет службы при прежнем начальнике я привык определенным образом реагировать на появление капитанских галунов. Меня ничто не заставляло так реагировать, но через несколько месяцев я смог изменить свое отношение к капитану.

Ваши отношения с вашим прежним капитаном

Вы тоже когда-то ходили под началом жестокого, эгоистичного капитана — вашего грешного «я» с его греховной природой. Адмирал флота — это сам дьявол, князь тьмы. Однако милостью Божией вас избавили от власти тьмы и ввели в Царство возлюбленного Сына Божиего (Кол. 1:13). У вас теперь новый капитан: ваше новое «я», наделенное Божественной природой Иисуса Христа, вашего нового адмирала. Как чадо Божие, святой, вы больше не подчиняетесь прежнему «старику». Он умер, похоронен, ушел навсегда.

Тогда почему вы продолжаете вести себя так, будто вами по-прежнему руководит прежний капитан? Потому что вы служили под его началом, ваше прежнее «я» выработало стереотипы поведения, эмоциональных реакций, привычек, а также образ мышления. Это произошло в той части вашего мозга, которая называется «плотью». Плоть — это та часть каждого индивидуума, которая стремится действовать независимо от Бога, концентрируя собственные интересы на себе. Человек, не получивший спасения, живет исключительно по плоти (Рим. 8:7,8), поклоняясь и служа твари вместо Творца (Рим. 1:25). Такие люди живут для себя (2 Кор. 5:15), несмотря на то, что многие их поступки могут выглядеть как продиктованные альтруизмом и заботой о других.

Когда вы возродились, ваше ветхое «я» умерло, а новое «я» воскресло к жизни, и вы стали причастны к Божественной природе Христа. Но плоть ваша остается. Вы пришли к христианскому служению, обладая установившимся образом мышления, и ваши жизненные привычки к этому времени сформировались независимо от Бога — вы сконцентрированы на себе. Поскольку вы родились физически живыми, но мертвыми духовно, вы не знали ни о существовании Бога, ни о пути Его. Поэтому вы привыкли к жизни независимо от Бога. Именно эта известная нам независимость создает основу враждебности плоти по отношению к Богу.

За годы, когда вы были разлучены с Богом, ваш жизненный опыт привил вашему мозгу образ мышления, реакции и привычки, которые чужды Богу. Несмотря на то, что прежнего «капитана» больше нет, ваша плоть по-прежнему противостоит Богу, запрограммированная на склонность к греху, который представляет жизнь без Бога.

Слушаясь нового капитана

В христианском понимании к плоти следует делать одно четкое разграничение. В Писании говорится о разнице между пребыванием во плоти и жизнью по плоти. Как. христианин, вы больше не пребываете во плоти, это относится к людям, которые живут независимо от Бога. Все, что они делают — хорошо это или плохо в моральном отношении — обусловлено плотью.

Вы не во плоти; — вы — “во Христе, Вы больше не независимы от Бога; вы признали вашу зависимость от Него, поверив во Христа. Но даже, несмотря на то, что вы не во плоти, вы можете предпочесть жить по плоти (Рим. 8:12,13). Вы можете продолжать действовать независимо от Бога, подчиняясь образу мышления и привычек, которые приобрели за время физической жизни. Апостол Павел порицал незрелых христиан-коринфян, называя их »плотскими», за их зависть, споры, разногласия и недостойную сущность (1 Кор. 3:1-3). Он перечислил свидетельства плотской жизни у галатов (5:19.-21). Неверующие не могут жить иначе, как по плоти, ибо они целиком во плоти. Но ведь ваш прежний капитан ушел. И вы больше не во плоти и не обязаны жить согласно ее прихотям.

Избавление человека от ветхой сущности было деянием Бога; от нас же требуется сделать неэффективными законы плоти (Рим. 8:12). Бог изменил вашу природу, но вы сами должны изменить ваше поведение, «если духом умерщвляются дела плотские» (Рим. 8:13). Как достигнуть этого? В победе духа над плотью известны две важных стороны.

Первое: вы должны приспособить ваше поведение к требованиям нового капитана — вашего нового «я», вселенной в вас природы Христа. Апостол Павел проповедовал: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Как научиться «поступать по духу», описывается в главе 5 Послания к Галатам.

Второе: ваш прежний образ мышления и реакции на обученную грехом плоть должны преобразоваться «обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Процесс обновления ума рассматривается в главах6-9ПосланиякРимлянам.

Какую роль играет грех в моем, стремлении к праведности

Грех — это состояние, в котором рождены все потомки Адама (Рим. 5:2). Жить независимо от Бога — грех. Грех — это результат обмана сатаны, который заставил людей думать, что смысла жизни можно достичь вне личного общения с Богом и послушания Ему, — Творцу жизни (Втор. 30:19,20; 1 Ин. 5:12). У нехристиан ветхая природа пропитана грехом, преобладает над ветхим «я» человека и определяет все деяния плоти. В основе всех грехов — сатана (1 Ин. 3:8). Он обманом заставляет людей верить лжи и учит их противиться Богу.

Когда вы обратились ко Христу, сила греха, подавляющая вас, еще не была разрушена, но ее можно сломить через вашу смерть, воскрешение и праведность во Христе (Рим. 6:7; 8:10). Вам теперь не нужно грешить, ибо вы мертвы для греха и живы для Бога во Христе Иисусе (Рим. 6:11). Грех по-прежнему громко взывает к вашей плоти, требует участвовать в этом, как было до Христа. Теперь вы должны не позволить греху «царствовать в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6:12).

Делать то, что не хочется

Пожалуй, самым ярким примером описания борьбы двух начал в жизни верующего является представленное в Послании к Римлянам (7:15-25). В стихах 15 и 16 апостол Павел представляет проблему: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр».

Заметьте, что в этих двух стихах действующим является одно и то же лицо — первое. Обратите внимание и на то, что этот человек — добросердечен; он согласен с законом Божиим. Но этот добрый христианин знает, что ему следует делать, но не знает, по какой причине он не может. этого сделать. Он согласен с Богом, но совершает поступки, противные Ему.

В стихах 17-21 раскрывается причина такого поведения: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое».

Сколько здесь действующих лиц? Два: грех и я. Но грех — это явно не я; он только живет во мне. Грех мешает мне делать то, что я хочу, но я в ответе за то, что разрешаю ему властвовать над собой.

Можно ли сделать вывод из этих стихов, что я не хорош, что я — зло, или что я — грех? Вовсе нет. Говорят, что во мне кроется что-то нехорошее, злое, грешное, но это — не я. Если бы в моем пальце была заноза, я мог бы сказать, что во мне есть что-то инородное. Но это инородное — не я. Я не заноза. Инородное — та щепка, которая у меня в пальце. Я не есть грех, и я не грешник. Я святой, сражающийся с грехом, заставляющим меня делать то, чего я не хочу.

На поле битвы

В стихах 22 и 23 говорится о поле сражения между мной и грехом: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».

Откуда проистекает желание совершать праведные поступки? Апостол Павел использует слова «внутренний человек», имея в виду мое новое «я», в котором мой дух и Божий Дух едины. Это бессмертная часть меня. А где находится грех, который удерживает меня от праведных поступков? — В моей плоти, моей независимости, которая продолжает восставать против Бога (Иак. 4:1). Это — временная часть меня. Где эти два противника ведут войну (Гал. 5:17)? Поле сражения — мой ум. Вот почему так важно знать, как обновить свои умы (Рим. 12:2) и как пленить «всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).

Ваше ветхое «я» умерло, но плоть и грех продолжают сражаться за подчинение вашей жизни их воле.

Апостол Павел заканчивает описание сражения между грехом и новым «я» следующим восклицанием: «Бедный я человек! кто избавит меня от — сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Обратите внимание, он не говорит «грешный я человек!» «Бедный» — означает «несчастный», «жалкий», и, действительно, нет никого несчастнее того, кто допустит царствование греха в собственном теле. Используя свои тела как инструмент неправедности, мы даем возможность дьяволу войти в вашу жизнь; он же принесет нам только несчастье.

В Послании к Римлянам (7:25 и 8:1) сообщается благая весть: «Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим… Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». Далее, в главе 9 мы рассмотрим, как разворачивается победная битва за умы людей.

Термины, которые упомянуты в этой главе, дают возможность по-новому взглянуть на проблему оправдания и освящения человека. В момент обращения вы полностью оправданы перед Богом. Ваше ветхое «я» погибло навсегда. Вы сделались причастным Божественной природе, природе Христа. Вы стали новым человеком во Христе, и теперь вы признаны святым. Это ваше обращение произошло мгновенно. Своими поступками вы никак не можете содействовать Богу в вашем обращении и оправдании. В Его замысел входит, чтобы вы поверили в Его деяния и приняли новую сущность как дитя Божие.

Однако освящение — это процесс обретения в вашем поведении вашей новой сущности. Ваше ветхое «я» умерло, но плоть и грех продолжают сражаться за подчинение вашей жизни своей воле. Вы достигнете зрелости и духовного роста, когда поверите в правду о себе; а затем вам надлежит сделать все, что нужно для обновления вашего сознания и для того, чтобы научиться ходить в Духе.

Примечание.

* Энтони А. Хекема «Сотворенный по образу Божию» (Grand Rapids, Ml: Eerdemans/Paternoster, 1986, с. 110)