Июнь

Трудный вопрос

«…Сын человеческий! оживут ли кости сии?» (Иезекииля 37:3)

Может ли вот этот грешник превратиться в святого? Можно ли выпрямить вот эту исковерканную жизнь? Ответ на эти вопросы только один: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37:3). И не нужно соваться в эти тайны с религиозным здравым смыслом и говорить: «Все можно исправить, нужно просто читать Библию, молиться и ходить в церковь».

Что-то делать гораздо легче, чем довериться Богу. Мы путаем панику с вдохновением. Вот почему у Бога так мало соработников и так много работников. Нам гораздо больше хочется работать на Бога, чем верить в Него. Уверен ли я на все сто, что Бог сделает то, что не под силу мне? Я тем больше разочаровываюсь в людях, чем меньше понимаю, что Бог для меня что-то уже сделал. Или, может быть, я настолько хорошо понимаю и чувствую силу и мощь Божью, что просто не могу разочароваться ни в одном человеке? Дал ли я Богу совершить во мне хоть что-то духовное? Я паникую ровно настолько, насколько мне не хватает личного духовного опыта.

Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой» (Иез. 37:12). Когда Бог хочет показать вам, что такое человек без Него, Он это показывает на вас же самих. Если Дух Божий открыл вам, кто вы есть без благодати Божьей (а делает Он это только тогда, когда Его Дух действует в вас), вы понимаете, что нет такого преступника, который был бы хотя бы наполовину так ужасен в действительности, каким ужасным может быть потенциально ваше «я». Бог открыл мой «гроб», и я «знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18). Дух Божий постоянно открывает человеку, чего он стоит без благодати Божьей.

Что вас беспокоит?

«Кто есть человек, боящийся Господа?» (Псалом 24:12)

Что вас тревожит, не дает вам покоя? Вы скажете: «Ничего»? Но нам всем что-то не дает покоя, обычно это мы сами или, если мы христиане, наше прошлое. Псалмопевец говорит, что нам нужно бояться Господа. Человек должен постоянно осознавать присутствие Самого Бога, а не только мыслей о Нем. Вся наша жизнь и внутри, и снаружи должна быть проникнута присутствием Божьим. Мать всегда присутствует в сознании ребенка, даже когда он о ней не думает специально. Стоит только случиться какой-то неприятности, как ребенок сразу же вспоминает о маме. Так и нам нужно жить, двигаться и существовать в Боге, смотреть на все, помня о Боге, мысли о Котором должны постоянно быть у нас на переднем плане.

Если Бог с нами везде и всегда, в нас не может проникнуть ничто другое: ни заботы, ни скорби, ни волнения. Становится понятно, почему наш Господь так серьезно говорил о грехе беспокойства, забот. Как мы только можем осмелиться настолько не доверять Богу, когда Он нас окружает повсюду? Если повсюду с нами Бог — значит у нас есть надежная броня от всех нападок врага.

Душа его пребудет во благе» (Пс. 24:13). В скорбях, непонимании, клевете — в самой гуще всего этого, если жизнь наша сокрыта со Христом в Боге, Он будет нас хранить «во благе». Мы сами себя обкрадываем, лишая дивного откровения об этом непрестанном общении с Богом. «Бог нам прибежище» (Пс. 45:2), и ничто не может проникнуть сквозь эти стены.

Тайна Господня

«Тайна Господня — боящимся Его». (Псалом 25:14)

В чем познается друг? В том, что он рассказывает вам о своих тайных горестях? Нет, в том, что он рассказывает вам о своих тайных радостях. Тайными горестями с вами поделиться готовы многие, а вот тайными радостями — только самые близкие, самые верные друзья. А давали ли мы хоть когда-нибудь Богу рассказать нам о Его радостях, или мы только и делаем, что без умолку рассказываем Богу о своих тайнах, а Ему с нами и поговорить-то не даем? В начале нашей христианской жизни у нас полно просьб к Богу, а потом мы обнаруживаем, что Бог хочет нас привлечь к Себе, открыть нам Свои цели. Так ли мы представляем себе молитву, как ее представляет Иисус Христос — «Да будет воля Твоя», — что познаем в ней тайны Божьи? И Бог становится нам дорог не столько Своими великими благословениями, сколько неприметными мелочами, потому что благодаря им становится ясно, как невероятно близок Он к нам, как Он знает каждую малость в нашей жизни.

Ему укажет Он путь, который избрать» (Пс. 24:12). Сначала нам просто нужно знать, что Бог нас ведет. А чем дальше, тем больше мы осознаем непосредственное присутствие Божье, и все меньше нам нужно спрашивать Бога о воле Его, потому что даже сама мысль о том, что можно искать какой-то другой воли, нам и в голову не приходит. Если мы спасены и освящены, Бог руководит нами через наши простые самостоятельные решения, а если мы собираемся сделать что-то, что Ему неугодно, тогда Он вмешивается, и мы не можем не услышать Его. Если у вас появляется хоть капля сомнения, сразу же останавливайтесь. Никогда не начинайте рассуждать и думать: «А почему бы и не попробовать так?» Бог наставляет нас в выборе нашем, то есть руководит нашим здравым смыслом, и мы уже не мешаем Духу Его, постоянно приговаривая: «Ну что, Господи, какова же воля Твоя?»

Бог никогда не подведет

«Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». (Евреям 13:5)

Туда текут мои мысли? К тому, что говорит Бог, или к тому, чего боюсь я? Учусь ли я говорить не просто то, что говорит Бог, а то, что я слышал из уст Его своими ушами? «Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:5-6).

Не оставлю тебя…» — ни за что не оставлю: ни за весь грех твой, эгоизм твой, упрямство твое и непокорность твою. Дал ли я Богу сказать мне, что Он меня не оставит? Если я слышал эту непререкаемую истину Божью, послушаю-ка я ее еще раз.

И не покину тебя». Иногда на мысль, что Бог меня может покинуть, меня наводят не какие-то серьезные испытания, а тягостные будни. Не нужно превозмогать никаких опасностей, не открывается никаких горизонтов, нет ничего чудесного и прекрасного, день за днем одно и то же… слышны ли мне Божьи непререкаемые истины в нудном голосе будней?

Нам представляется, что Бог собирается сделать что-то исключительное, что Он готовит нас к чему-то необычайному в будущем, но, живя по благодати, мы обнаруживаем, что Бог прославляется здесь и сейчас, в эту самую минуту. Если за нами непререкаемые истины Божьи, к нам приходит самая невероятная сила, и мы начинаем петь даже в нудные будни.

Божьи истины

«…Сам сказал… так что мы смело говорим…» (Евреям 13:5-6)

Мои непререкаемые истины должны быть основаны на Божьих непререкаемых истинах. Бог говорит: «Не оставлю тебя», и поэтому я могу смело сказать: «Господь мне помощник, и не убоюсь» (Евр. 13:5-6), потому что мне нечего бояться. Это вовсе не значит, что я забуду, что такое страх, но, когда страхи станут приходить ко мне, я буду вспоминать Божьи непререкаемые истины. Я буду бесстрашен, как ребенок, которому хочется сделать то, чего ожидает от него отец. Когда приходят страхи, у многих слабеет вера, они забывают смысл Божьих вечных истин, забывают сделать глубокий духовный вдох. А изгнать из своей души страх можно одним-единственным способом: прислушаться к Божьим истинам.

Чего опасаетесь вы? Вообще-то, вы не трус, вы не спрячетесь в кусты, но на душе все-таки боязно. Когда не от кого и не от чего ожидать помощи, скажите: «Но Господь мне помощник, в эту самую секунду, на этом самом месте». Вы учитесь говорить то, что услышали от Бога, или что-то сначала говорите, а потом подгоняете Божьи слова под свои? Крепко ухватитесь за непререкаемые истины Отца, а потом бесстрашно скажите: «Не убоюсь». И не важно, какая беда, какое зло выпадет на вашу долю. Он сказал: «Не оставлю тебя».

Преградой между Божьими и нашими истинами может стать еще и наша немощь. Когда мы понимаем, насколько же мы слабы в борьбе с трудностями, трудности эти становятся для нас исполинами, а мы сами — саранчой (Числ. 13:34). Бог же при этом исчезает из нашего поля зрения вообще. Но помните великую Божью истину: «Не оставлю тебя»? Научились ли мы петь в унисон с Богом? Всегда ли у нас хватает смелости сказать: «Господь мне помощник», или страх нас полностью парализует?

Совершайте то, что совершил Бог

«…Совершайте свое спасение». (Филиппийцам 2:12)

Ваша воля с Богом согласна, но в плоти вашей действует какая-то сила, которая не дает вам делать то, что, как вы знаете, делать вам нужно. Когда Господь предстает нашей совести, совесть сразу же будит нашу волю, а воля всегда соглашается с Богом. Вы скажете: «Но я не знаю, согласна ли моя воля с Богом». Взгляните на Христа, и вы увидите, что воля и совесть ваши всякий раз в согласии с Ним. А та сила внутри, которая нашептывает вам слова: «Не хочу, не буду», будет помельче, чем ваша воля, — это своеволие или упрямство, а они с Богом никогда не соглашаются. Глубже всего в человеке не грех, а воля его.

Воля — это неотъемлемая составная часть человеческой сущности в том виде, в котором ее сотворил Бог, грех — извращение этой сущности, вошедшее в человека извне. У человека, рожденного свыше, источник воли обладает ничем не ограниченной силой, «…потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Вам нужно со всем вниманием и серьезностью совершать то, что Бог уже в вас совершил, — не создавать в себе спасение из ничего, а «совершать» его, решительно основываясь на непоколебимой вере в полноту и совершенство Искупления, совершенного Господом нашим. И, делая это, вы не противопоставляете свою волю Божьей: Божья воля становится вашей, все ваши решения начинают соответствовать воле Божьей, и жить так становится так же естественно, как дышать. Источник вашей воли отныне Бог, и поэтому вы можете «совершать» Его волю. Упрямство — это неразумный клин, отказывающийся действовать разумно, его можно только взорвать динамитом, а динамит этот — послушание Духу Святому.

Верю ли я, что источник моей воли — Всемогущий Бог? Бог, Который не просто ожидает от меня, что я буду исполнять Его волю, а Сам живет во мне, чтобы эту волю исполнять.

Так держать!

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю». (Иоанна 14:13)

Несу ли я это неприметное служение? В молитвах за других нет никаких ловушек, они не могут вскружить голову, от них не возгордишься. Это служение незаметно другим, но оно приносит плод, который прославляет Отца. Растрачиваю ли я свою духовную жизнь по пустякам или я всю ее сосредоточиваю в одной точке — в Искуплении Господа моего? Все более ли я подчиняю Иисусу Христу каждый интерес своей жизни? Если главная точка, главный фактор, оказывающий влияние на мою жизнь, и есть Искупление Господне, то все в моей жизни будет приносить плод для Господа.

Мне не нужно никуда спешить, пока я не пойму, где, в какой точке, средоточие силы. Размышляю ли я над этим хотя бы одну минуту из шестидесяти? «Если пребудете во Мне…»- если будете продолжать действовать, думать и трудиться, находясь в этой точке, — «…то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7). Пребываю ли я в Нем? Нахожу ли время остановиться и просто пребыть в Нем? Что в моей жизни представляет собой самый главный источник силы? Работа, служение, жертвенность или труд для Бога? Самая большая энергия, самая большая мощь в моей жизни должна исходить от Искупления Господня. Самое большое влияние на нас оказывает не то, на что мы тратим больше всего времени, сильнее всего на нас действует то, что обладает самой большой силой. Нам нужно принять решение не распылять свои силы и интересы.

То, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Ученик, пребывающий во Христе, есть олицетворенная воля Божья, и то, что он делает по своей воле, было предопределено Богом до сотворения мира. Мистика? Отсутствие логики? Абсурд? Да, но для святого это славная истина.

Что дальше?

«Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Иоанна 13:17)

Нужно хотеть знать больше, чем знают другие. Если вы сами не отдадите швартовы, Богу придется разорвать их, наслав на вас шторм, и тогда вы все-таки выйдете в открытое море. Все предайте Богу, бросьтесь в Его могучую волну, которая отхлынет от берега, и у вас откроются глаза. Если вы верите в Иисуса, вам не нужно проводить все свое время в тихих водах гавани, наслаждаясь покоем на привязи, нужно выйти из гавани на великие глубины Божьи и начинать свое плавание, свое путешествие познания, учиться иметь духовное различение.

Когда вы понимаете, что вам что-то нужно сделать, и делаете это, вы сразу же узнаете то, чего до этого не знали. Проверьте, в чем вы стали в духовном смысле неповоротливы, и вы увидите: все началось тогда, когда вы понимали, что нужно что-то сделать, но не сделали, потому что решили, что еще не время. А теперь вы потеряли нюх, потеряли способность духовного различения, и, когда нужно принимать решение, вы духовно рассеяны, а не бодры. Отказываться познавать новое очень опасно.

Опасный суррогат послушания — состояние, когда вы сами себе придумываете возможности пожертвовать собой. Пыл и рвение занимают место различения. Пожертвовать собой легче, чем исполнить свое духовное предназначение, изложенное в Послании к Римлянам (Рим. 12:1-2). Гораздо лучше исполнить Божье предназначение, познавая волю Его, чем совершая великие подвиги самопожертвования. «Послушание лучше жертвы»(1 Цар. 15:22). Не нужно возвращаться туда, где вы уже были, когда Бог хочет вас отправить туда, где вы еще никогда не были. «…Кто хочет творить… тот узнает» (Ин. 7:17).

Еще один самый лучший выход

«…Ищите, и найдете». (Луки 11:9)

Ищите, если еще не нашли. «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3). Если вы чего-то просите у жизни, а не у Бога, вы просите не на добро, то есть просите, чтобы хорошо было вашему «я». А чем лучше будет вашему «я», тем меньше вы будете искать Бога. «…Ищите, и найдете». Итак, возьмитесь за дело, сузьте свои интересы до этого одного. Искали ли вы когда-нибудь Бога всем сердцем своим, или вы только жалобно постанывали иногда после острых приступов угрызения совести? Ищите, сосредоточьтесь на поиске, и найдете.

Жаждущие! идите все к водам» (Ис. 55:1). Вы — жаждущие? У вас пересохло в горле? Или вам на все наплевать — вы так довольны тем, что есть, что больше вам от Бога ничего не нужно? То, что есть на сегодня, — это дверь, а не финиш. Ни в коем случае не стройте свою веру на том, что у вас есть, на своем опыте, иначе в вашем голосе сразу же зазвучат металлические, критические нотки. Вы никогда не сможете дать другому то, чего не нашли сами, вы можете его куда-то завлечь только тем, что у вас есть.

Стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9). «Приблизьтесь к Богу» (Иак. 4:8). Стучите — дверь заперта, и сердце ваше выскакивает из груди, когда вы колотите в нее. «Очистите руки» (Иак. 4:8) — стучите погромче, вы заметите, что вы испачкались. «Исправьте сердца» (Иак. 4:8) — это еще сокровеннее, вы уже стучите абсолютно всерьез, вы готовы на все. «Сокрушайтесь» (Иак. 4:9) — сокрушались ли вы когда-нибудь перед Богом в сердце своем? Не остается уже и места жалости к себе, в душе лишь жестокое сокрушение и изумление, что вы тот, кто вы есть. «Смиритесь» (Иак. 4:10) — стучать в двери Божьи — вообще школа смирения, потому что стучать нужно вместе с распятым разбойником. «…И стучащему отворят» (Лк. 11:10).

Как туда попасть

«Придите ко Мне». (Матфея 11:28)

Там кончаются грех и горе и начинаются пение и святость. Хочу ли я туда попасть? Ведь я могу быть там уже сейчас. В нашей жизни важных вопросов не очень-то и много, и ответ на них один: «Придите ко Мне». Христос не говорит: «Делайте это и не делайте того», Он говорит: «Придите ко Мне». Если я приду к Иисусу, в моей жизни наступит гармония между тем, чего я действительно хочу и что есть на самом деле, я действительно оставлю грех и действительно услышу звуки песни Господней.

А вы пришли к Иисусу? Не поддавайтесь упрямству сердца вашего, которое готово делать что угодно, кроме того простого дела, которое под силу и ребенку, — прийти к Нему. Если вы хотите порвать с грехом окончательно и бесповоротно — придите к Иисусу.

Иисус Христос все проверяет Собой. Посмотрите, как Он использует слово «придите». В самые неожиданные моменты мы слышим шепот Господа: «Придите ко Мне», и сразу же нас начинает тянуть к Нему. Когда мы встречаемся лицом к лицу с Иисусом, изменяется все. Отбросьте свою мудрость и станьте неразумными — придите и отдайтесь тому, что говорит Он.А прийти можно лишь тогда, когда вы решением воли отказываетесь от всего и сознательно предаете все в Его руки.

И Я успокою вас», то есть останусь с вами. Христос не говорит: «Я уложу вас спать, буду держать за руку и петь колыбельные», Он говорит: «Я разбужу вас, вытащу из постели, растормошу и сниму усталость. Вы уже не будете полумертвыми, ходячими трупами. Я вдохну в вас дух жизни, и вас будет держать на плаву самая совершенная жизненная энергия, какая только есть». А мы с томным видом бормочем что-то о том, что нужно «смириться с волей Божьей!» Где же мы тогда потеряли из виду великую жизненную силу и мощь Сына Божьего?

Как туда попасть

«…Учитель, — где живешь?.. пойдите и увидите». (Иоанна 1:39)

Там спит эгоизм и пробуждается настоящий интерес. «…И пробыли у Него день тот». Некоторых из нас больше, чем на день, не хватает. Максимум через день мы вспоминаем о делах и заботах, снова просыпается эгоизм, и мы уже не с Христом. Но пребывать во Христе можно в любых делах и при любых условиях.

Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа»(Ин. 1:42). Бог пишет новое имя в нашей душе только там, где Он стер все следы гордыни, самоуверенности и эгоизма. На некоторых из нас новое имя проступает пятнами, как духовная сыпь. Но местами мы выглядим неплохо, и, когда мы в лучшей духовной форме, со стороны можно подумать, что мы святые высшей пробы. Однако если мы не в духе, лучше на нас и не смотреть. А на настоящем ученике новое имя написано повсюду — с головы до пят, следов гордыни, самоуверенности и эгоизма на нем не осталось вообще.

Гордыня — это обожествление своего «я», и сегодня некоторые из нас это делают не по-фарисейски, а по-мытарски. Человеческая гордыня может сказать: «Я же не святой», но в словах этих прячется неосознанное богохульство. Буквальный смысл этих слов заключается в том, что вы запрещаете Богу сделать вас святым, говоря по сути: «Я слишком слаб, нечего на меня надеяться, меня не исправишь никаким Искуплением». Смирение перед людьми может обратиться неосознанным богохульством. Почему же вы не святой? Или потому, что не хотите быть святым, или потому, что не верите, что Бог может вас святым сделать. Неплохо было бы, говорите вы, если бы Бог вас спас и сразу же забрал прямо на небеса. Но Он именно это и собирается сделать! «…И Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Не нужно ставить никаких условий, пусть Христос будет для вас всем — и Он заберет вас к Себе домой не на один только день, а навечно, навсегда.

Как туда попасть

«…Идите за Мною». (Марка 1:17)

Там умирают пристрастия и живет святое отречение от своей воли. Одно из самых серьезных препятствий на пути к Иисусу — наша привычка все сваливать на свой тип темперамента. Мы сами ставим эти препятствия — свой темперамент и свои природные склонности — на пути к Иисусу. Но когда приходим к Нему, первое, что нам открывается, — это то, что Иисусу и дела нет до этих наших природных склонностей. Нам кажется, что мы можем посвятить свои дары Богу. А как можно посвятить то, что не твое? Посвятить Богу можно одно-единственное — свое право на самого себя (Рим. 12:1). И если ты отдашь Богу все права на самого себя, Он поставит на тебе опыт, а Божьи опыты всегда удаются. Единственная истинная отличительная черта святого — это его непохожесть ни на кого, которая проистекает из полного отречения от себя в пользу Иисуса Христа. В душе святого непрестанно бьет удивительный ключ первородной жизни, вечно свежие струи Духа Божьего. Святой понимает, что всеми обстоятельствами управляет Бог, так что нечего хныкать, нужно без оглядки отдаться Христу.И никогда не нужно из того, что было с вами, выводить законы для других — пусть Бог поступает с другими так же неповторимо, как с вами.

Если вы все предадите Иисусу и пойдете, когда Он скажет: «Идите за Мною», Он будет говорить те же слова другим уже через вас, и вы будете идти по жизни, воспроизводя эхо слов Христа: «Идите за Мною». Так бывает с каждой душой, которая отреклась от своего и пришла к Иисусу.

А пришел ли я к Нему? Готов ли прийти прямо сейчас?

Слово за вами

«Пребудьте во Мне». (Иоанна 15:4)

Вам нужно решать. Благодаря Искуплению в меня вошел Дух Иисуса, и теперь мне нужно терпеливо создавать в себе такое направление мыслей, такие настроения, которые были бы в полном соответствии с Господом моим. Бог не заставит меня думать так, как думал Христос, это мне придется делать самому. Мне нужно «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). «Пребудьте во Мне», пребудьте в делах интеллектуальных, в делах финансовых, во всех делах, из которых складывается привычная нам человеческая жизнь. Мы живем одновременно в нескольких разных измерениях.

Может быть, я не даю Богу совершить что-то в моей жизни, говоря, что это помешает моему общению с Ним? Но это же просто наглость. Мое пребывание во Христе не зависит от обстоятельств, я могу в любых условиях пребывать в Нем ничуть не хуже, чем на молитвенном собрании. От меня совсем не требуется самостоятельно организовывать подходящие обстоятельства. Ничто не могло нарушить пребывание в Боге Господа нашего, Он был с Отцом повсюду, где бы ни находилось Его тело. Он никогда Сам не выбирал Себе обстоятельств, а с кротостью принимал то, что посылал Ему Отец. Вы только подумайте о том, что Наш Господь никогда никуда не спешил и всегда был безмятежно спокоен! А мы считаем, что жить с Богом — значит жить как в лихорадке, мы и знать не знаем безмятежности жизни, сокрытой со Христом в Боге. Подумайте о том, что не дает вам пребывать во Христе… «Да, Господи, минуточку, мне только нужно сделать вот это… Вот закончу и пребуду с Тобой… Пройдет эта неделя и начнем нормальную жизнь, будем «пребывать». Нужно действовать прямо в эту минуту, пребывать нужно прямо сейчас. Сначала придется постоянно прилагать сознательные усилия, пока такая жизнь не станет для вас законом и вы не станете пребывать во Христе, сами об этом не задумываясь. Так что начинайте пребывать в Иисусе, где бы вы ни находились.

Слово за вами

«…Покажите в вере вашей…» (2-е Петра 1:5)

Не поддавайтесь серости будней. Петр говорит, что мы «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) и теперь нам нужно посвятить все свое внимание тому, чтобы формировать новые привычки, проявлять старание, сосредоточиваться на главном. «Показать» нам нужно многое. И многого из того, что нужно показать, у нас нет и в помине. Никто не рождается ни в этот мир, ни свыше с готовым характером: характер нужно воспитывать. Не рождаемся мы и с готовыми привычками. Нам нужно заводить привычки на основе новой жизни, которую нам дал Бог. Бог не задумывал нас блистательными примерами абсолютного совершенства, он хочет, чтобы мы проявляли чудеса благодати Божьей прямо в гуще повседневной жизни. Характер познается именно в буднях. А наша страсть к каким-то великим делам духовной жизни очень сильно мешает. «Иисус… взяв полотенце… начал умывать ноги ученикам» (Ин. 13:3-5).

Часто нет никаких озарений, чувства спят крепким сном, на горизонте только рутина, только каждодневные привычные дела. Но с помощью рутины Бог бережет нас в перерывах между взлетами вдохновения. И не нужно ожидать, что Бог будет постоянно щекотать вам нервы, нужно учиться жить, опираясь на силу Божью, и в серости будней.

Да, «показывать» трудно. Мы говорим, что не ожидаем от Бога, чтобы Он вознес нас на небеса на невесомом ложе из цветов, но ведем-то мы себя как раз так, будто именно этого и ожидаем! А в самой малой малости, в которой я послушен Богу, сокрыта всемогущая сила благодати Божьей. И если я исполняю свой долг не ради самого долга, а потому, что верю: всеми обстоятельствами управляет Бог, то в сам момент послушания мне становится доступной благодаря Искуплению вся полнота славной благодати Божьей.

Это вам о чем-нибудь говорит?

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Я назвал вас друзьями». (Иоанна 15:13, 15)

Христос не просит меня, чтобы я умер за Него, Он просит меня положить за Него свою душу. Петр сказал: «Я душу мою положу за Тебя» (Ин. 13:37) и сказал от всего сердца, именно так и собираясь поступить. Геройство было у Петра в крови. И не очень-то хорошо, если мы неспособны на такие громкие слова, как те, что сказал Петр. Насколько развито в нас чувство долга, можно узнать только по тому, насколько в нас развито чувство героического. Спрашивал ли вас когда-нибудь Господь: «Душу твою за Меня положишь?» (Ин. 13:38). Гораздо легче умереть, чем класть душу свою день за днем, сознавая свое высокое призвание. Мы созданы не для ярких моментов, яркие моменты даются нам для того, чтобы в свете их мы жили во дни обыкновенные. В жизни Иисуса был всего один яркий момент, на горе Преображения, а после этого Он во второй раз совлекся славы Своей и сошел в долину, где кишмя кишели бесы. Тридцать три года кряду Иисус клал Свою жизнь на то, чтобы творить волю Отца Своего, и, как говорит Иоанн, «и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). Но поступать так — значит поступать вопреки человеческой природе.

Если я друг Христа, мне нужно сознательно и обдуманно класть свою душу за Него. Это нелегко, и слава Богу, что нелегко. Дается спасение легко, потому что оно очень дорого обошлось Богу, но проявить его в жизни своей мне очень трудно. Бог спасает человека и дает ему Духа Святого, а потом говорит: «А теперь за дело — будь Мне верен, несмотря на то, что все вокруг будет пытаться соблазнить тебя на неверность Мне». «Я назвал вас друзьями». Оставайтесь верными своему Другу и помните, что своей жизнью в теле мы отстаиваем Его честь.

Дух отвыкания от критики

«Не судите, да не судимы будете». (Матфея 7:1)

Насчет того, чтобы нам судить других, Христос высказывается однозначно: «Не судите». Средний христианин — это самое критично настроенное существо. Критиковать других свойственно любому человеку с рождения, но в сфере духовного критикой ничего достичь невозможно. Критика выбивает почву из-под ног у того, кого критикуют, а критиковать нас по-настоящему может только Дух Святой, только Он может показать, что у нас не так, и не сделать нам больно, не ранить нас. Когда мы настроены на критику, нам просто невозможно войти в контакт с Богом, мы становимся мстительными, жесткими, жестокими и, что еще хуже, льстим сами себе, что мы выше и лучше того, кого критикуем. Христос говорит, что Его ученик должен отвыкать от критики. Чтобы отвыкнуть, нужно время, сразу это не делается. Поэтому постоянно следите за собой, не заносит ли вас повыше других.

От проницательного взора Иисуса нам не скрыться нигде. Если я вижу в твоем глазу пылинку, это точно значит, что в моем — целое бревно. Все плохое, что я вижу в ком-то, Бог видит во мне. И всякий раз, когда я кого-то сужу, я подписываю приговор самому себе (см. Рим. 2:17-20). Перестаньте измерять чужой духовный рост. Мы никогда не будем знать о другом человеке всего, всегда будет хоть один фактик, о котором мы понятия не будем иметь. Бог начинает с того, что устраивает духовную генеральную уборку в нашей душе, после которой человек просто не может возгордиться. После того как я узнал, кто я такой без благодати Божьей, я еще не встречал ни одного человека, на котором мог бы поставить крест.

Не рассуждать!

«И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался…» (Матфея 14:29-30)

Ветер был действительно сильный, волны на самом деле высокие, но сначала Петр их не замечал. Он не принимал их в расчет, он просто признал Иисуса своим Господом и сделал шаг, продиктованный этим признанием, — ступил на воду. А когда Петр начал принимать во внимание окружающую его реальность, он сразу же пошел под воду. Почему же Господь не мог помочь Петру ходить под волнами так же, как и по волнам? А потому что ни то, ни другое невозможно, если ты не признаешь Иисуса Господом всего.

Иногда мы смело ступаем вперед с твердой верой в Господа, а потом оглядываемся на себя и начинаем тонуть. Если вы признаете Иисуса своим Господом, то что и как происходит вокруг — не ваше дело. Что-то, конечно же, вокруг происходит, но, как только вы начинаете на все это смотреть, вы теряетесь, вы уже не думаете об Иисусе и тогда слышите от Него упрек: «Зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31). Так что пусть вокруг бушует все, что угодно, наше дело — признавать Иисуса Господом и полностью полагаться на Него.

Если, услышав, что вам сказал Бог, вы хоть на секунду в Божьих словах усомнились — все пропало. Никогда не начинайте рассуждать: «А может, Он ничего не говорил, а мне это просто показалось?» Действуйте сразу, не откладывая дела в долгий ящик, все возложите на Христа. Вы не можете предугадать, когда и откуда прозвучит Его голос, но, как только вы этот голос услышите, пусть даже тихий-тихий, отдайтесь Христу без оглядки. Только так и можно поступить, если признаешь Христа Господом. И чем безогляднее вы будете отдаваться Христу, тем лучше и лучше вы будете слышать его голос.

Служение или страстная преданность?

«…Любишь ли ты Меня?.. паси овец Моих». (Иоанна 21:16)

Христос не сказал Петру: «Обращай людей в свою веру», Он сказал: «Паси овец Моих, смотри, чтобы они кормились познанием Меня». Мы считаем служением то христианское дело, которым занимаемся, а Иисус Христос называет служением нас самих, а не то, что мы делаем. В основе ученичества — преданность Иисусу Христу, а не символу веры, убеждениям или принципам. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит… тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Никаких уговоров, никакого принуждения, все просто: хочешь быть Моим учеником, должен быть Мне предан. Человек, которого коснулся Дух Божий, вдруг говорит: «Теперь я понимаю, Кто такой Иисус», и на этом основывается Его преданность.

Сегодня место личной веры заняла вера в символы веры. Кругом полно людей, преданных своим убеждениям, и так мало преданных Иисусу Христу. Люди не хотят быть преданными Христу, они хотят быть преданными только делу Его. Личность Иисуса Христа оскорбляет современный образованный ум, которому Иисус нужен только как Товарищ. Но наш Господь в первую очередь был послушен воле Отца Своего, а не тому, что было нужно людям, и спасение людей стало просто естественным результатом Его послушания Отцу. Если я предан только делу освобождения человечества, я скоро исчерпаю все свои силы и любовь моя станет чахнуть. Если же я страстно люблю Самого Иисуса Христа, я смогу служить человечеству, даже если оно будет вытирать о меня ноги. Тайна жизни ученика — преданность Иисусу Христу. Признак этой жизни — ненавязчивость. Она похожа на пшеничное зерно, которое падает в землю и умирает, но потом прорастает и изменяет весь окрестный пейзаж.

Дошли ли вы уже до этого «когда»?

«…Любишь ли ты Меня?.. паси овец Моих». (Иоанна 21:16)

В Новом Завете нигде не найти молитвы-жалобы, молитвы-нытья, молитвы эгоистичной, молитвы, цель которой во что бы то ни стало стать хорошим, правильным. Если я пытаюсь стать правильным — это признак того, что я восстаю против Искупления. «Господь, я очищу сердце свое, если Ты ответишь на молитву мою, я буду жить праведно, если Ты мне поможешь». Да не смогу я стать праведным перед Богом, не смогу сделать себя совершенным. Праведным перед Богом я могу быть только в том случае, если просто приму в дар Искупление Господа Иисуса Христа. Достаточно ли у меня смирения, чтобы принять этот дар? Мне нужно отказаться от всех своих прав и прекратить все попытки чего-то добиться своими силами, мне нужно предать себя полностью в руки Божьи и начать изливать свою душу перед Богом в священническом труде заступнической молитвы. Слишком много молитв порождаются настоящим неверием в Искупление. Христос не начинает нас спасать в тот момент, когда мы молимся, Он уже нас спас, Им все сделано, и просить Его сделать то, что Он уже сделал, — оскорбление.

Если вы не получаете по своим молитвам во сто крат, если Слово Божье вам не становится понятнее, начните молиться за своих друзей, возьмитесь за это неприметное служение. «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих». Раз ваша душа спасена, дело вашей жизни — молитва за других. И когда Бог дает вам возможность молиться за других, молитесь не раздумывая, молитесь, чтобы и в других людях Искупление Христово было явлено во всей силе так же, как оно было явлено в вас. Прямо сейчас помолитесь за своих друзей, прямо сейчас помолитесь за тех, с кем вы прямо сейчас имеете дело.

Неприметное служение

«Но вы… царственное священство». (1-е Петра 2:9)

По какому праву мы становимся «царственным священством»? По праву Искупления. Готовы ли мы бесповоротно забыть о себе и взяться за священническое дело молитвы за других? Постоянное копание в себе, постоянные проверки, а то ли мы из себя представляем, чем быть должны, порождает христианство эгоистичное, нездоровое, не имеющее ничего общего с простой и пышущей духовным здоровьем жизнью чада Божьего. Пока у нас не будет правильных отношений с Богом, мы так и будем висеть на волоске и время от времени радоваться: «Какую великую победу я одержал!» В такой жизни ничто не говорит о чуде Искупления. Вы должны отправиться в путь с безоглядной верой, что Искупление совершено окончательно и бесповоротно и теперь вам нечего беспокоиться о себе, вам нужно начать делать то, чем вам советовал заниматься Иисус Христос — молиться за друга, который приходит к вам в полночь, молиться за святых, молиться «за всех человеков». Молитесь с сознанием того, что вы совершенны исключительно во Христе Иисусе, ни в коем случае не нужно умолять Бога:»Господи, я старался как только мог, прошу Тебя, услышь меня».

Сколько времени понадобится Богу, чтобы освободить нас от пагубной привычки думать о себе? Мы должны сами себе надоесть до смерти, должны перестать удивляться всему, что Бог нам может сказать о нас самих. Есть лишь одно место, где мы можем быть праведны, — во Христе Иисусе. И если мы в этом месте, мы просто обязаны изливать всю свою душу в неприметном служении молитвы за других.

Серьезное испытание

«…Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Матфея 7:2)

Это не предположение, это вечный закон Божий. Каким судом судите другого вы, таким отмерится и вам. Между возмездием и воздаянием есть разница. Христос говорит, что жизнь построена на принципе воздаяния- «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Если у вас очень ловко получалось выискивать недостатки у других, имейте в виду, что найдется кто-то, кто точно так же поступит и с вами. Жизнь платит нам той же монетой. Этот закон действует сверху донизу — от самого престола Божьего (ср. Пс. 17:26-27).

Во 2-й главе Послания к Римлянам сказано еще определеннее: тот, кто критикует другого, виновен в том же самом грехе, за который и критикует. Бог смотрит не только на то, кто что делает, но и на то, кто на что способен. Начнем с того, что мы не верим тому, что нам сказано в Библии. Верим ли мы, например, что сами виноваты во всем том, за что критикуем других? Мы потому и замечаем в других лицемерие, обман и фальшь, что все это живет и в наших сердцах. А все святые познаются по смирению своему: «Да, все это и еще многое другое зло могло бы проявиться во мне, если бы не благодать Божья, так что у меня нет права судить других».

Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), если же все-таки будете судить, вам отмерится точно той мерой, по которой судили вы. Кто из нас осмелится предстать перед Богом и сказать: «Боже мой, суди меня так, как я судил братьев своих»? Мы судим братьев своих как грешников, и, если бы Бог судил так же и нас, нам была бы одна дорога — в ад. А Бог судит нас в свете чудесного Искупления Иисуса Христа.

Знакомство со скорбями и болезнями

«…Муж скорбей и изведавший болезни». (Исаии 53:3)

Мы изведали скорби и болезни не так, как их изведал наш Господь. Мы их терпим, мы их преодолеваем, но не становимся с ними друзьями. В начале жизни мы не можем смириться с самим фактом существования греха. Мы смотрим на жизнь с точки зрения здравого смысла и говорим, что, если бы человек управлял своими инстинктами и повышал свой культурный уровень, он постепенно развивался бы и все больше походил бы на Бога. Но чем дальше, тем больше мы замечаем присутствие чего-то, что мы не принимали в расчет, — греха. И этот неучтенный нами фактор спутывает нам все карты. Грех расшатывает все основы рационального мышления, делает мир диким. И нам нужно признать, что грех это не просто досадная неувязка, а реально существующий факт. Грех — это открытый бунт против Бога. В моей душе кто-то один из двух должен умереть — или Бог, или грех. Весь Новый Завет нам говорит именно об этом. Если во мне правит грех, во мне погибнет жизнь Божья, если во мне правит Бог, во мне погибнет грех. Третьего не дано. Самое главное, самое страшное дело греха — распятие Иисуса Христа. И то, что случилось с Богом на земле, должно обязательно случиться и с нами. Нам нужно смириться с тем, что существование греха — это реальный факт. Потому-то и пришел Иисус Христос, потому-то и приходится нам изведать скорби и болезни.

Грех нужно признавать

«…Теперь ваше время и власть тьмы». (Луки 22:53)

Все беды в вашей жизни происходят не от того, что вы смирились с фактом существования греха. Вы можете говорить о благородстве человеческой природы, но в этой самой природе есть что-то такое, что нагло смеется прямо в лицо всякому вашему идеалу. Если вы отказываетесь согласиться с тем, что в людях реально существуют зло и эгоизм, что-то абсолютно порочное и неприличное, вместо того, чтобы принять грех как факт, когда он наносит удары прямо по вам, — у вас остается в запасе только один вариант: пойти на компромисс со злом и сказать, что с ним нет смысла бороться. Понимаете ли вы, чье теперь время и чья власть, или вы, глядя на себя, в упор не замечаете никакого греха? В своих отношениях с друзьями и другими людьми воспринимаете ли вы грех как реально существующую действительность? Если нет, он нападет на вас из-за угла, и вы будете вынуждены принять его условия, пойти с ним на компромисс. Если же вы смиритесь с фактом существования греха, вы сразу же поймете всю его опасность, все, чем вам грех угрожает. Признание факта существования греха не разрушает основания дружбы, оно, напротив, делает прочнее основание той дружбы, в которой оба друга признают, что жизнь без трагедий не бывает. Будьте очень осторожны с теми взглядами на жизнь, которые отрицают существование греха.

Иисус Христос никогда не доверялся человеческой природе, но никогда не был циником, не начинал подозревать всех и вся, потому что Он полностью доверял тому, что Он мог сделать для человеческой природы. Чистый человек (не невинный) — это человек, который чем-то или Кем-то защищен. С невинными будьте поосторожнее: невинность и человек — несовместимые понятия. Бог требует от нас не невинности, а чистоты и добродетели. Невинность бывает у детей, а взрослому мужчине или взрослой женщине не признавать своей греховности — это просто стыдно.

Где обрести себя

«…И что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое». (Иоанна 12:27-29)

Я, как святой Божий, не должен просить Бога, чтобы Он избавил меня от всех огорчений и неприятностей, я должен просить, чтобы Бог помог мне остаться во всяком огне скорби тем, кем Он меня создал. Наш Господь обрел Себя в огне скорбей, Бог избавил Его не «от часа сего», а из часа сего.

Мы говорим, что печалей и скорбей быть не должно, но они есть, и нам нужно обрести себя в огне бед. Если мы пытаемся избежать горестей и надеемся на безмятежное будущее, мы поступаем неразумно. Без бед не прожить, и говорить, что бед быть не должно, просто не имеет смысла — они все равно будут. Будет грех, будет горе, будет страдание, и не наше дело рассуждать, что Бог совершил ошибку, допустив все это.

Беды и горести выжигают все мелочное и мелкое, но не всегда человек становится лучше, изведав беды. В страдании я могу обрести себя или потерять себя. В успехе себя не обретешь, от успеха можно только потерять голову. Не обретешь себя и в серости будней, там только научишься ворчать. Находят себя люди в огне страданий. Почему это так, уже другой вопрос, но то, что это действительно так, видно и из Библии, и из жизни. Человека, который прошел сквозь огонь страдания и обрел себя, не спутаешь ни с кем. К нему можно смело обратиться в беде, и он найдет для тебя время. А тот, кто сквозь огонь страдания не прошел, задирает нос, вечно занят, и времени на вас у него нет. Если вы обретете себя в огне скорбей, Бог через вас сможет помочь другим.

Всегда «сейчас»

«Мы же… умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». (2-е Коринфянам 6:1)

Той благодати, которую вы получили вчера, на сегодня уже не хватит. Благодать — это преизбыточествующая милость Божья, вы можете всегда быть уверены, что она не иссякнет. «…В великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2 Кор. 6:4) — вот где испытывается наше терпение. Вам не хватает духу жить в такие моменты по благодати? Вы говорите: «Ладно, сейчас не считается»? Дело не в том, что нужно молиться и просить, чтобы Бог вам помог. Дело в том, чтобы принимать Божью благодать прямо сейчас, в этот самый момент. Мы из молитвы сделали тренировку, разминку перед делом, а в Библии такой молитвы просто нет. Молитва — это само дело и есть, в молитве мы черпаем благодать Божью. Не говорите: «Потерплю, пока можно будет передохнуть и помолиться». Молитесь прямо сейчас, черпайте благодать Божью именно в ту минуту, когда она вам нужна. Молитва — это самое настоящее, самое практичное дело, а не просто бесплатное приложение к праведности. А мы учимся черпать благодать Божью где угодно, но не в молитве.

Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах» (2 Кор. 6:5) — покажите, как можно черпать благодать Божью во всем этом, и на вас будут в изумлении смотреть все, в том числе и вы сами. И черпайте благодать прямо сейчас, не откладывая на завтра. В духовном разговорнике главное слово — «сейчас». Пусть обстоятельства ведут вас туда, куда им угодно, а вы продолжайте черпать благодать Божью, что бы с вами ни случилось. И одно из величайших доказательств, что вы черпаете благодать Божью, заключается в том, что вы сможете снести унижение, не проявив ни малейшего следа ничего другого, кроме Его благодати.

Мы ничего не имеем…» (2 Кор. 6:10). Никогда не делайте запасов на потом. Изливайте до капельки все самое лучшее, что у вас есть, и всегда оставайтесь нищими. С тем сокровищем, которое дает Бог, не нужно проявлять никакой дипломатии и экономии. Здесь должна торжествовать нищета.

Все уходит в тень спасения

«…Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь». (Иеремии 1:8)

Бог обещал Иеремии, что лично его Он избавит от смерти: «…Душа твоя останется у тебя вместо добычи» (Иер. 39:18). Это все, что Бог обещает детям Своим. Куда бы Он нас ни послал, Он сохранит нам нашу жизнь. Наши пожитки и скарб нас волновать не должны, на все это мы должны смотреть спокойно, а если не будем смотреть спокойно, то наживем себе только панику, расстройства и огорчения. То, что Бог спасет нас самих, должно перевешивать для нас все остальное.

В Нагорной проповеди сказано, что, когда мы исполняем поручения Иисуса Христа, у нас не останется времени на себя. Иисус буквально говорит следующее: «Не беспокойтесь вы о том, справедливо с вами поступают или нет». Поиски справедливости — это признак отклонения от преданности Христу. В этом мире не нужно искать справедливости, но не нужно и прекращать дарить справедливость другим. Если мы будем искать справедливости, мы начнем ворчать, будем всем недовольны, станем жалеть себя: «Как можно со мной так?»А если мы всецело отдаемся Иисусу Христу, что выпадает на нашу долю — не наше дело. Мы должны одинаково спокойно принимать и справедливость, и несправедливость. Христос говорит: «Делайте то, что я вам сказал, и я сохраню вам жизнь. Если вы попытаетесь сохранить себе жизнь сами, вы выйдете из-под Моей опеки». И вот здесь самые набожные из нас становятся самыми настоящими атеистами — мы не верим Богу, мы возводим на престол здравый смысл и приклеиваем к нему слово «Бог». Мы на самом деле полагаемся на разум свой вместо того, чтобы надеяться на Господа всем сердцем своим (см. Пр. 3:5, 6).

Как достигает Бог

«…Не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус». (Филиппийцам 3:12)

Не нужно никогда напрашиваться на служение самим, а если Бог вас к чему-то призвал, — горе вам, если вы уклонитесь вправо или влево. Служить Богу мы должны не потому, что это мы так решили, а потому, что нас «достиг» Бог. А если Он нас действительно достиг, не должно оставаться мыслей типа:»Я этого не умею». Что тебе проповедовать, решает Бог, а не ты сам на свой вкус. Главное — держись всей душой за Бога и помни, что ты призван не только свидетельствовать, но и проповедовать Евангелие. Свидетельствовать должен каждый христианин, а вот что касается проповеди, здесь Бог должен схватить вас Своей рукой так, что вам ни вздохнуть, ни продохнуть, и схватить именно для этого — чтобы вы проповедовали. Кого из нас Бог так крепко взял в Свои руки?

Никогда не разбавляйте Слова Божьего водой, не выхолащивайте его сути. Проповедуйте его в чистом виде, не сглаживайте острых углов. Верность Слову Божьему нельзя подвергать сомнению. Только не забывайте, когда будете иметь дело с людьми, кто вы такой — не небесное бесплотное существо, а грешник, спасенный по благодати.

«…Я не почитаю себя достигшим; а только…»(Флп. 3:13-14).

Жесткие требования

«И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». (Матфея 5:30)

Христос не сказал, что все должны отсечь себе правую руку, Он сказал: «Если правая твоя рука мешает тебе ходить со Мной, отсеки ее». Есть много совершенно невинных занятий и дел, но если вы собираетесь все внимание сосредоточить на Боге, вы всем этим заниматься не сможете. Ваша правая рука — это, может быть, самое ценное, что у вас есть, но Христос говорит, что, если она мешает вам жить по Его слову, ее нужно отсечь. Более суровых требований человечество не знало.

Когда Бог полностью изменяет человека, перерождая его, новую свою жизнь человек начинает практически калекой. Есть сотни занятий и дел, на которые вы теперь решиться не можете. Для вас и для той части мира, которая вас знает, это такие же привычные дела и занятия, как правая рука и правый глаз, и человек недуховный говорит: «А что тут плохого? Ты с ума сходишь!» Но не было еще на земле святого, которому не приходилось начинать духовную жизнь калекой. И лучше начать ее калекой с точки зрения человека и прилично выглядеть в глазах Божьих, чем прилично выглядеть в глазах людских, но прихрамывать с точки зрения Бога. В самом начале Иисусу Христу Духом Своим приходится удерживать вас от великого множества занятий и дел, в которых для всех других ничего запретного нет, но которые вам никак на пользу не пойдут. Только не нужно свои запреты переносить на других и критиковать их за то, что они делают то, чего нельзя вам.

Начинаем мы новую жизнь калеками, но чуть дальше,в 48-м стихе Христос говорит о жизни, в которой все на своем месте, все подогнано идеально: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Прямо сейчас!

«Мирись с соперником твоим скорее». (Матфея 5:25)

Иисус Христос излагает в этих словах такой принцип: «Если знаешь, что тебе нужно что-то сделать, делай и делай быстрее. А если не сделаешь, начнет действовать необратимый процесс и тебе придется отдать все до последнего гроша. Будет больно, будет страшно, будет плохо». Божьи законы неумолимы, от них не спрятаться. И слова Иисуса проникают нам прямо в душу.

Добиваться от соперника признания своих прав считается нормальным. А Христос говорит, что для меня невероятно важно совсем другое — вернуть сопернику то, что я ему должен. Нашему Господу неважно, как поступил со мной соперник, Ему важно, как поступаю с соперником я. Не настаиваю ли на своих правах, отдаю ли сопернику то, что я ему должен с точки зрения Иисуса Христа?

И действовать нужно быстро, представать перед судом Божьим прямо сейчас. В делах нравственных и духовных все нужно делать сразу. Если не сделаешь, будет запущен часовой механизм. Бог твердо намерен сделать дитя Свое чистым и непорочным, белее свежевыпавшего снега, и, если мы хоть в чем-то не повинуемся Его учению, Он не будет сдерживать никакого действия Духа Своего. Если мы очень уж настаиваем на том, что мы правы, то почти всегда оказывается, что в чем-то мы Бога ослушались. И не удивительно, что Дух так настаивает, чтобы мы постоянно держались на свету!

Мирись с соперником твоим скорее». Не случилось ли с вами так, что, сделав какой-то решительный шаг в отношениях с кем-то, вы поймали себя на том, что в сердце у вас гнев? Исповедуйте его побыстрее, дайте Богу все исправить, примиритесь с этим человеком — и обязательно прямо сейчас!

Неотвратимость наказания

«Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». (Матфея 5:26)

На небесах нет ничего адского, адскому там не найти ни одного уголка. Бог твердо намерен сделать вас чистыми, святыми и праведными, Он не позволит вам ни на одно мгновение уклониться от пристального испытующего взгляда Духа Святого. Он призывал вас на суд Свой сразу же после того, как обличил, но вы на суд не пошли. Тогда начался необратимый процесс — и вот вы в темнице, а выбраться из нее сможете лишь тогда, когда отдадите все до последнего гроша. «И это Бог милосердия и любви?» — спросите вы. С точки зрения Бога, это действительно самая что ни на есть любовь, за которую Его нужно славить и хвалить. Бог хочет вывести вас из темницы чистыми, непорочными и незапятнанными, но Он хочет, чтобы вы признали свою ошибку: перестали считать, что вы имеете право на самих себя. И в то мгновение, когда вы отречетесь от этого права и дадите Богу делать с вами то, чего хочет Он, начнет действовать Его животворящая сила. В тот миг, когда вы поймете, чего хочет Бог (а Он хочет, чтобы вы были в нормальных отношениях сначала с Ним, а потом и с собратьями своими), Он всю вселенную до самых дальних уголков ее заставит помогать вам стать на верный путь. Так что решитесь сейчас: «Да, Господи, я напишу сегодня это письмо», «Я прямо сейчас помирюсь с этим человеком».

То, что говорит Иисус Христос, Он говорит нашей воле и нашей совести, а не разуму. И если вы подправляете Нагорную проповедь разумом своим, вы упускаете самое главное в ней — то, что сказано сердцу вашему.

Интересно, а почему это я не становлюсь ближе к Богу?» А с долгами своими по Божьему счету вы рассчитались? Сделайте прямо сейчас то, что все равно делать рано или поздно придется. Всякий призыв к чему-то не может не разбудить чувство долга.